— Вам нужно до следующего занятия познакомиться как мини
мум с двумя новыми людьми. Это могут быть ваши соседи по дому,
с которыми вы еще до сих пор не знакомы, или ребята, которые учат
ся в той же школе что и вы, но с которыми вы даже не здоровались до
сих пор, и т. д. Используйте для этого любую возможность: в транс
порте, в кинозале и т. д. Основательно готовьтесь к этому и после каж
дого нового знакомства продумывайте, как можно еще лучше устано
вить с человеком контакт.
Ритуал прощания
Занятие №21. Взаимопомощь
Цель: осознание собственного влияния на других людей и значимости их в своей жизни; поиск способов расположения людей к себе; упрочение благоприятного климата для отношений.
Ритуал приветствия
Пишущая машинка
— Давайте представим себе, что все мы — большая пишущая ма
шинка. Каждый из нас — буквы на клавиатуре (немного позже мы
распределим буквы, каждому достанется по три буквы). Наша ма
шинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово,
например «поезд», и тогда тот, кому достанется буква «н», хлопает в
ладоши, потом мы все вместе хлопаем в ладоши, затем хлопает в ла
доши тот, у кого буква «о», и снова общий хлопок и т. д. (Тренер рас-
Психологическое... МоеСлово.ру
Глава 3. Программа социально-психологического тренинга
пределяет буквы.) Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать слово с самого начала.
Тимуровцы
— Давайте расскажем друг другу о том, кому и в чем мы помогли за
последние дни. Кто это был? Ваш самый близкий родственник или
очень хороший друг, а может быть, это был совсем незнакомый вам
человек? Итак, вы вспомнили этих людей. А теперь подумайте о том,
при каких обстоятельствах это было? Этот человек вас сам попросил
о помощи или это была ваша инициатива?
Кто первый готов рассказать о своем «тимуровском поступке», т. е. о бескорыстной помощи людям? Во время рассказа остальные участники должны слушать говорящего, обращая внимание на его манеру говорить, жестикулировать, делать паузы и т. д. Не забывайте при этом внимательно слушать и его рассказ, о чем он говорит, кому и какую помощь он оказал, при каких обстоятельствах это было.