double arrow

ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

В работе тренинговой группы всегда присутствуют два плана, две сто­роны: содержательная и личностная.

Содержательный план соответствует основной содержательной цели тренинга. Он изменяется в зависимости от цели тренинга.

Личностный план — это групповая атмосфера, на фоне которой разворачиваются события содержательного плана, а также состояние каждого участника в отдельности.

В результате психогимнастических упражнений могут происхо­дить изменения в состоянии группы как целого и изменения в со­стоянии отдельных ее участников, а также может быть получен мате­риал, осознание и обсуждение которого позволят продвинуться впе­ред в содержательном плане.

Понятием «психогимнастика» обозначают очень широкий круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Они могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе, быть специализированными и воздейство­вать преимущественно на ту или иную психическую характеристику или носить более универсальный характер, оказывать более генера­лизованное воздействие.

Задачи:

• уменьшение напряжения у детей в группе;

• снятие страхов и запретов;

• развитие внимания;

• развитие чувствительности к собственной двигательной активно­сти, активности других детей;

Психологическое... МоеСлово.ру


Выбор упражнения

• сокращение эмоциональной дистанции между детьми в группе;

• формирование способности выражать свои чувства, эмоциональ­ные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное пове­дение других детей.

При планировании занятий, а также в процессе проведения пси­хогимнастических упражнений важно учитывать ряд моментов:

• правильный выбор упражнения;

• инструктирование группы перед выполнением упражнения, оста­новка и обсуждение упражнения.

Выбор упражнения

Выбирая то или иное психогимнастическое упражнение, психолог ориентируется на следующее:

1. Что преимущественно должно произойти в результате его выпол­
нения:

о измениться состояние группы как целого;

о измениться состояние каждого из участников группы в отдель­ности;

о в большей степени измениться состояние кого-то одного или двух-трех участников;

о будет получен материал для продвижения вперед в содержа­тельном плане.

2. На каком этапе развития находится группа: чем она сплоченней, тем свободнее, непринужденнее чувствуют себя ее участники, тем рискованнее могут быть упражнения. К ним прежде всего отно­сятся такие, которые предполагают физический контакт участни­ков группы в ходе выполнения упражнения, а также упражнения, которые выполняются с закрытыми глазами. Несвоевременное использование подобных упражнений приводит к повышению на­пряженности, возникновению дискомфорта в группе.

3. Состав группы: социально-демографические характеристики (пол, возраст и т. п.), а также физические данные.

4. Время дня: в начале дня целесообразно проводить упражнения, которые позволяют отключиться от забот и проблем, не отно­сящихся к групповой работе, включиться в ситуацию «здесь и теперь», почувствовать группу и т. д.; кроме того, бывает необ­ходимо мобилизовать внимание, интеллектуальную активность.


6-2719


Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 4. Психоги мнастические упражнения

Во второй половине дня следует проводить упражнения, помо­гающие снять усталость, создающие условия для эмоциональной разрядки. Их также полезно выполнять после напряженных обсу­ждений, сложных для всех или некоторых участников группы си­туаций. 5. Содержание дальнейшей работы.

Инструкция

Эффективность упражнения во многом зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию. Не следует перегружать инструкцию деталями, излишними пояснениями.

Иногда целесообразно в процессе инструктирования привести пример, иллюстрирующий выполнение упражнения, или показать, продемонстрировать, как оно должно выполняться.

Давая инструкцию, психолог внимательно смотрит по очереди на всех детей в группе, устанавливая с каждым зрительный контакт. Это повышает уровень внимания детей.

Приступать к выполнению упражнения следует только тогда, ко­гда психолог убедился в том, что все поняли инструкцию и знают, что надо делать.

Психолог принимает участие в психогимнастических упражнени­ях, особенно в тех, с которых начинается день (занятие). То же в упражнениях, в которых используется обратная связь.

Психолог не принимает участия в тех упражнениях, которые тре­буют руководства со стороны ведущего в процессе их выполнения. Психолог не участвует и в тех случаях, когда он обеспечивает без­опасность членов группы, например при выполнении упражнения с закрытыми глазами.

Упражнения

Данные упражнения являются материалом, которые можно исполь­зовать в качестве дополнения или изменения содержания занятий. Структуру каждого занятия образуют:

I. Упражнения на создание работоспособности. П. Упражнения содержательного плана. III. Упражнения для получения личностной обратной связи.

Психологическое... МоеСлово.ру


УпражЕЕния


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: