Обществоведческие дисциплины в 1930-50-е годы

В начале 1930-х гг. велась разработка новых учебных планов, построенных на основе предметного преподавания. Они были введены с января 1932 г. Это было большим шагом вперёд в определении содержания образования, вместе с тем, в них имелись определённые недостатки.

В постановлении ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» было указано на недостаточность историзма в программах по обществоведческим предметам. В постановлении содержались важные указания, относящиеся к организации и к методам учебной работы. Прежние методы работы были подвергнуты критике («лабораторно-бригадный метод», недооценка классно-урочной систем и т.д.). Было определено, что основной организационной формой учебной работы является урок с твердым составом учащихся и определенным расписанием; при обучении должны применяться систематическое изложение учителем учебного материала, самостоятельная работа учащихся над книгой и учебником, письменные и графические работы учащихся, лабораторный работы, демонстрация опытов и приборов, экскурсии. В постановлении содержались принципиальные указания о системе учета знаний учащихся.

В 1936 г. была принята Конституция СССР, которая отменяла ограничения гражданских и политических прав по классовому признаку, вводившая всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании, провозглашавшая социально-экономические права граждан. Было организовано широкое изучение Конституции. Распоряжением СНК СССР от 1 февраля 1937 г. с 1937/38 учебного года вводилось преподавание Конституции СССР в качестве самостоятельного предмета в 7-м классе средней школы. В этом классе он преподавался до конца 50-х гг. В новом курсе предусматривалось изучение понятий об общественном и государственном устройстве СССР, о классах, государстве, праве, об основных правах и обязанностях советских граждан. При этом особый акцент делался на изучение обязанностей советского гражданина, что рассматривалось как могучее средство формирования нового общества. В методических рекомендациях указывалось на необходимость приводить примеры из жизни при обосновании различных утверждений. В числе форм работы с учащимися назывались экскурсии, встречи со знатными людьми. Большое значение придавалось работе с терминами и понятиями. Некоторые статьи (особенно 1, 2, 4, 12 в которых говорилось о государственном и общественном устройстве СССР) учащиеся должны были заучивать наизусть.

На уроках обществознания противопоставлялись две системы хозяйства: социалистическая и капиталистическая. Они сравнивались по следующим позициям: власть, собственность, цель производства, распределение, характер развития, наличие и отсутствие эксплуатации трудящихся. Характерно, что все вопросы, которые предлагались учащимся, носили репродуктивный (воспроизводящий) характер; вопросы, требующие размышления, самостоятельного умозаключения, не предлагались.

В 1958 г. было принято решение о переносе курса «Конституция СССР» из 7-го в 10-й класс. При этом в выпускном классе учащимся предлагался не только текст Конституции, но и некоторые сведения из гражданского, трудового, колхозного, семейного, уголовного права. Методические рекомендации 1959 г. ориентировали учителей на более глубокую проработку с учащимися изучаемых вопросов. Наряду с текстом Конституции широко привлекались материалы партийных съездов, партийно-правительственные постановления. Новым в школьной методике стал опыт использования на уроках в ряде школ задач по трудовому праву.

В 1947 г. в учебный план были введены новые обществоведческие дисциплины: логика и психология. Положение осложнялось отсутствием специалистов по данным предметам, поэтому уровень их преподавания был невысоким. В середине 1950-х гг. в ходе борьбы с перегрузкой школьников логика и психология были исключены из учебных планов школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: