Обществоведческие дисциплины в 1917-1920 годы

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Модуль I

Обществоведческое образование в школе: история становления.

Становление обществознания в 1917-1923 гг. Программы по обществоведению 1925 и 1927 гг. Обществоведческие дисциплины в 1930-1950-е гг. Особенности обществоведческого курса в период «оттепели». Программы по обществоведению 1970-х-1980-х гг. Попытки модернизации курса «Обществознание» в период «перестройки».

Обществоведческое образование в школе: история становления.

Обществоведческие дисциплины в 1917-1920 годы.

В первые годы Советской власти происходило становление обществознания как учебной дисциплины. Период продолжался с 1917 до середины 1920-х гг.

Первые декреты Советской власти о школе опирались на гуманистические и рациональные идеи на веру в свободное развитие личности и свободное творчество масс. Начался поиск нового содержания социальных дисциплин. Народный комиссар по делам просвещения А.В. Луначарский (1875-1933) в своих воззваниях изложил основные принципы и задачи правительства в области народного образования: всеобщее обязательное начальное обучение, общедоступность школы всех ступеней, безусловная светскость школы, высокий бюджет по народному образованию, демократизация народного образования, учёт местных и национальных особенностей, привлечение педагогов к обсуждению всех вопросов строительства новой школы.

Среди важнейших постановлений Советской власти, касающихся народного образования, могут быть названы следующие:

- 11 декабря 1917 г. – постановление «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного Комиссариата по просвещению»: все учебные заведения, находившиеся ранее в ведении церкви, преобразовывались в светские и переходили в ведение Наркомпросса;

- 20 января 1918 г. – декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах»: отделение церкви от государства, школы от церкви; провозглашение свободы совести; запрет преподавания религиозных вероучений во всех государственных, общественных, частных учебных заведениях;

- май 1918 г. – постановление Наркомпроса о введении совместного обучения учащихся обоего пола.

Вместе с тем, уже в первых решениях новой власти о школе проявились политическая нетерпимость, жёсткая партийность в образовании, классовый подход, установка на замену семьи школой и т.д. Образование рассматривалось новой властью в качестве средства, при помощи которого коммунистическая идеология может быть внесена в массовое сознание. В «Декларации об единой трудовой школе» (1918) подчеркивалась связь школы с политикой как важнейший принцип советской педагогики.

В учебные планы педагогических курсов включались обществоведческие дисциплины: социология, политэкономия, история социализма, Советская Конституция.

На I Всероссийском съезде по просвещению (1918) была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень – 5 лет, II ступень – 4 года; в совокупности обе эти ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу.

В 1918 году в школах вводится изучение Конституции, в 1919 году – история культуры. Создаются программы по политэкономии, истории социализма. Однако эти курсы строились как фрагментарные и материал в них отбирался случайно. Большинство программ хронологически охватывало период до конца XVIII в. и учащиеся, оканчивавшие школу, не получали знаний о современности. В начале 1919 г. были опубликованы примерные программы по обществоведению. Программа по обществознанию, опубликованная в 1919 году включала два курса: «История труда» и «Социология» (всего 114 часов). Данная программа была ориентирована на учащихся 8-9 классов. Задача курса «История труда», который изучался в 8 классе, предусматривала «дать мировую схему ступенчатого развития экономического строя, выяснить законы его развития, указать тенденции развития современного экономического строя». В список обязательной литературы были включены труды Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Курс «Социология» был рассчитан на учащихся 9 класса и призван был «завершить развитие у учащихся умения ориентироваться в явлениях окружающей жизни и способствовать выработке научного понимания мира». В рамках этой программы делался упор на развитие активности и самостоятельности школьников. Этого предполагалось добиться за счёт ориентации учащихся на самостоятельную работу с книгой, выявление личного отношения к изучаемым вопросам путём обсуждения ученических рефератов, привитие умения защищать и отстаивать свою точку зрения. Однако преподавание курса натолкнулось на сложности: сложность программ для восприятия учащимися, неподготовленность учителей, отсутствие достаточного количества учебных пособий.

2) Обществоведческие дисциплины в 1920-е годы.

В 1920 г. Наркомпросс опубликовал учебный план советской школы. Он носил рекомендательный, а не обязательный характер. В числе учебных предметов он предусматривал общественно-исторические науки: 2 год обучения – 2 часа, 3-й – 3 часа, 4-й – 2 часа, 5-й – 4 часа; 6-й и 7-й – по 4 часа, 8-й и 9-й – по 6 часов.

В декабре 1920 г. прошло совещание по народному образованию, на котором было решено по материально-экономическим причинам перейти от девятилетки к семилетней школе с двумя концентрами: первый – 4 года, второй – 3 года. К 1922 г. сложилась более гибкая школьная система: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы, всего 9-10 лет обучения. Встал вопрос о необходимости пересмотра программ в целях их сокращения.

В 1921 году в программах семилетней школы впервые появился термин «обществоведение». При этом особо подчёркивалось, что сущность новой школы, её стержнем должно быть теоретическое и практическое изучение экономической жизни и экономического строительства своей страны. В качестве стержня школьного строительства была предложена трудовая деятельность людей. При этом, в понятие «трудовая деятельность» вкладывался широкий смысл: изучалась не только трудовая деятельность сама по себе, но ещё и объект этой деятельности – природа и её силы; способы воздействия на неё – т.е. техника; субъект деятельности, т.е. человек.

В 1921 г. были разработаны новые программы. Курс обществоведения строился на основе социологического понимания структуры общества и материал в нём располагался не хронологически, как в истории, а тематически. При этом цель в этой программе была сформулирована следующим образом: дать учащимся «не только фактически обоснованное и конкретное представление о закономерности развития общества, но также и навыки в научной работе». По сути дела, перед школой ставилась нереальная цель – за семь дать ученикам навыки научной работы.

Программа 1921 г. оказалась нежизнеспособной из-за академизма и перегруженности материалом. К работе по таким программам оказались неподготовленными не только учащиеся, но и учителя. Поскольку эти программы не были ещё обязательными, то на местах продолжало развиваться педагогическое творчество.

Наряду с преподаванием обществоведения в 1923 г. циркуляром Главного Учёного Совета в старших классах, где обществоведение не было поставлено на должную высоту, вводилась политграмота. Темы для изучения были следующие: крестьяне и помещики; рабочие и капиталисты; развитие капитализма и социализма; февральская и октябрьская революции; 5 лет существования рабоче-крестьянской власти; современная политика партии в РСФСР

С конца 1922 г. разрабатывались общие схемы программы единой трудовой школы I ступени, первого концентра II ступени. Программы были построены по схеме, в которой весь учебный материал располагался по разделам: природа, её богатства и силы; использование этих богатств и сил человеком; общественная жизнь. В 1925 г. была опубликована программа по обществоведению. В объяснительной записке отмечалось, что «…задача обществоведения – дать учащимся … основы мировоззрения, уменье ориентироваться в окружающей среде и бороться во имя своей общественной идеологии». При этом учащиеся должны были не просто понимать и знать основные задачи СССР в условиях «жесточайшей борьбы с капиталистическим миром за социализм», но ещё и участвовать в коллективном разрешении этих задач. Программа 1925 г. строилась с учётом разнообразия условий в разных районах страны. Общая схема программы выглядела следующим образом. В начале пятого года обучения изучалось крестьянское хозяйство: от крепостного хозяйства до капиталистического; город как центр обрабатывающей промышленности; ремесло; кустари и мануфактура; фабрика, как основная форма современного производства; развитие капитализма после отмены крепостного права; город и деревня, их смычка в хозяйственном и культурном отношении. Шестой год отводился изучению таких вопросов, как связь города и деревни, развитие капитализма в XIX в. в Европе, классовая борьба и государственные формы, народное хозяйство в СССР в целом, советский строй. На седьмом году предполагалось изучение развития мирового хозяйства: мировое разделение труда и природных сил; международная торговля; империализм и борьба классов. В объяснительной записке к программе 1925 г. предлагалось в основном ограничиться конкретно-описательным рассмотрением материала, обобщения делать на основе конкретных наблюдений. Наряду с экономическими вопросами в обществоведение входили экономическая география, экономическая политика, советское право и военное дело. Все эти направления предполагалось увязывать с конкретной жизнью района, страны, школы. Для них также характерно выделение классовой борьбы, классового характера государства и права.

Эта программа была крайне противоречивой. С одной стороны, она вела школу на сближение с общественно-политической жизнью страны, давала материал для воспитания у учащихся материалистического понимания явлений природы и общества, расширяла общественно-политический кругозор детей и их активное участие в социалистическом преобразовании страны. С другой стороны, комплексное построение программ не обеспечивало возможности дать учащимся систематические и глубокие научные знания.

Первым обязательным документом для всех школ РСФСР стала программа 1927 года. В ней ставились следующие цели:

- подвести учащихся к пониманию классовой борьбы;

- уяснить место СССР в классовой борьбе и интернациональный характер Октябрьской революции;

- ввести учащихся в задачи социалистического строительства;

- учащиеся должны уметь участвовать в решении этих задач.

Все эти задачи были направлены на активное постижение современных проблем.

Появление первого обязательного документа для всех школ с одной стороны сыграло положительную роль, так как вводило единые стандарты образования. Однако у данного процесса была оборотная сторона: устранялось разнообразие в содержании и методах обучения, жёстко определялся круг и система необходимых для учащихся знаний.

В целях улучшения качества подготовки школ II ступени Советское правительство приняло в начале 1929 г. решение о введении десятилетнего срока обучения. Был утверждён новый учебный план, в котором повышался удельный вес такого предмета, как обществознание. В «Программах единой трудовой школы I ступени» для городских и сельских школ большое внимание уделялось такому учебному материалу, с помощью которого можно было познакомить детей в доступной форме с индустриализацией страны, с коллективизацией сельского хозяйства, с классовой борьбой, с культурной революцией.

В истории «борьбы» за обществознание на протяжении первых лет новой власти выделяются три этапа:

1) 1917-1920 гг.: в школах первой и второй ступени предполагалось изучение истории и некоторых общественных наук;

2) с 1921 г. в школах семилетках предполагалось изучение обществознания (по существу, мало изменившийся курс истории под новым названием);

3) с 1923 г. учащиеся школы I ступени изучали пропедевтически, а во второй ступени – по двум концентрам знания об общественной жизни.

В целом, для системы образования с конца 1920-х годов характерно всё большая унификация. Так, «Устав единой трудовой школы», утверждённый 18 декабря 1923 г., отменял свободу в разработке учебных программ, ужесточал систему управления школой, заявляя, что все школы должны быть государственными, что недопустимо существование частных школ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: