Психолингвистические особенности «светлых» текстов

1 одсржание «светлых» текстов может быть сведе-

тум следующим мыслям. Первая: «Все живое уни-

»ю, неповторимо и самоценно». Вторая: «Я знаю

>ну и несу свое понимание жизни другим людям».

I (осмотрим, как в текстах отражается мир личнос-

'/ Местоимение первого лица единственного числа

Фсчается преимущественно в именительном паде-

i к) время как в «красивых» текстах оно чаще бы-

II косвенных падежах. В этой связи любопытно

чодение А.А. Россохина о том, что «соотношение

и поста активного и пассивного употребления ме-

к*ния "я" представляется возможным рассматри-

кик речевой эквивалент психологического поня-

и| по кус контроля" (Рассохин, 2002, с. 299). При всей

и* пост и решения этого вопроса отметим, что в «свет-

itN» ieкетах скорее присутствует интервальность, а в

Лисиных» же — чаще экстернальность.

К «светлым» текстам могут быть отнесены многие кепи на тему экологии, а также религиозные тексты, всего дзен-буддистские. «Уважение к природе, ю объективный мир или внутренняя природа че-, — вот то основное, из чего исходит дзен <...> в них положениях», — пишет одна из исследователь-•И1 чгой религии (Николаева, 1975, с. 67). Примерами ШТЛ1.1Х» текстов могут также служить японские тан-(пншстишия) и хокку (трехстишия):

Вкруг бадьи моего колодца

Вьюнок обвился...

У соседа воды напьюсь.

Кроме того, «светлые» тексты достаточно часто i ИИ щепы актуальным проблемам общества, истории, мьтуры и религии.

Стиль «светлых» текстов нередко бывает публици->1ЧИЫМ, «журналистским», динамичным и назидатель-IM. Для них характерны призывы к добру, к уваже-



Белянин В. Психологическое литературоведение



нию человека, к порядочности; авторы часто обраща­ются к этическим и моральным (нормативным) пред-] ставлениям.

Так, автор многих очерков на темы морали и нрав-1 ственности в 70-е гг. в «Литературной газете» Евгений Богат писал о том, что один из читателей подсчитал, какие слова тот употребляет в своих статьях наиболее часто. Ими оказались следующие: сострадание (оно встретилось в обследованной выборке 233 раза), удивле­ние (145), сопереживание (84), восхищение (70), волнение (25). Среди частотных лексических единиц оказались также слова чудо, святыня, кощунство. Приводя эти дан­ные, Богат, правда, спорит с приписыванием ему «веры 1 в Бога», но когда он говорит о «безрелигиозной нрав-\ ственности, нравственности коммунистической, наследу­ющей все лучшее, что содержится в этическом опыте \ человечества», пишет он, по сути дела, в религиозном •: ключе. Показательным в плане принадлежности тек­стов Евг. Богата к «светлым» может быть аннотация к его книге «Ничто человеческое...», изданной в серии «Личность. Мораль. Воспитание». Она начинается с фра­зы «Нет ничего более ценного в мире, чем сам человек».

К «светлым» следует отнести и тексты лауреата Но­белевской премии мира (1952) А. Швейцера, который «ос­тавил преподавание в Страсбургском университете, игру на органе и литературную работу, чтобы поехать врачом в Экваториальную Африку <...> с великой гуманистичес­кой задачей». Одна из его книг носит название, давшее общее обозначение его отношению к миру — «Учение о благоговении перед жизнью». К «светлым» следует отне­сти и такие произведения, как «Эта странная жизнь» Д. Гранина об энтомологе А.А. Любищеве, «Дом на набе­режной», «Обмен» Ю. Трифонова, «Дети Арбата» А. Рыба­кова о Саше Панкратове — юноше с чистым взором.

Для «светлых» текстов характерно обращение к предметам и явлениям, в которых может быть усмот­рена «целостность». Характерно, однако, что под это обозначение могут попадать предметы или поступки вовсе не целостные. Так, в рамках одного из исследова­ний по эстетике (кстати, многие собственно искусст-


2 Отражение черт личности в текстах


65



чсские тексты также оказываются «светлыми»), ишяся эксперимент по номинации разных объек-|Цериального мира (Крупник, 1985). Испытуемым.нилялся неровный корень дерева, которому они иы были дать название. Среди ответов были и iok всего ушедшего из мира», и «Эволюционное it», и «Потусторонний мир», и даже «Хаос». Но все (Шания охарактеризованы автором исследования.(Кие, для которых характерно «видение мира во ч о целостности» (там же, с. 153). 1'мантика «светлых» текстов тесно связана с их.'И. Он эмоционально приподнят, возвышен, что 1'тствует описанию благородных целей, к кото-гремятся персонажи «светлых» текстов. При опи-I неблаговидных, нечестных поступков или недо-идси в «светлых» текстах появляется пафос гнев-рачоблачения. Иногда возможна ритмизация тек-I \ Салынский «Ной и его сыновья»). Синтаксис «светлых» текстов характеризуется ча-«ыми красными строками. Вот как, к примеру, распо-i пап i ной текст В. Шкловский (Шкловский, 1919):

Жизнь течет обрывистыми кусками, принадлежащи­ми разным системам.

Один только наш костюм, не тело, соединяет разроз­ненные миги жизни.

Сознание освещает полосу соединенным между со­вой только светом отрезков, как прожектор освещает нус.ок облака, море, кусок берега, лес, не считаясь с эт-Нофафическими границами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: