Я сказал, что это значения не имеет, если она хочет, мы можем пожениться и т.д. и т.п

(А. Камю «Посторонний»)

Такой стиль, основанный, по словам Р. Барта, на «идее отсутствия», создает впечатление иллюзорности (дереализации) всего происходящего и адекватно опи-



Белянин В. Психологическое литературоведение



сывает мироощущение, возникающее при сумеречном состоянии сознания во время эпилепсии.

Подтверждением гипотезы о том, что экзистенциа­лизм связан с той же эмоционально-смысловой доми­нантой, что и «темные» тексты, может служить факт, отмеченный переводчицей «Алисы в стране чудес», от­несенной нами к «темным» текстам, Н.М. Демуровой. Она приводит фрагмент текста и дает к нему следую­щий комментарий: «Дайте-ка вспомнить: сегодня утром, когда я встала, я это была или не я? Кажется, уже не совсем я... кто же я в таком случае? Это так сложно...» «М. Хит, — пишет в комментариях Н.М. Демурова, — усматривает здесь первый из ряда кризисов, переживае­мых личностью Алисы («кризисы идентичности»), ко­торым мог бы позавидовать любой экзистенциалист».

Интересно, что даже при описании внешне дина­мичных событий возможно использование «белого стиля»:

Он прыгнул, покатился вниз, и ему не сразу удалось остановиться и подняться обратно. Он казался неутоми­мым, словно был не из плоти и крови, будто Игрок, кото­рый как пешку, передвигал его по доске, одновременно вдыхал в него жизнь.

(У. Фолкнер «Перси Гримм»)

Схожими в этом плане представляются по стилю и такие тексты, как «Взгляни на дом свой, ангел» Т. Вульфа и «Привычное дело» В. Белова.

Среди других особенностей построения «темных» текстов важно отметить чередование в номинации, в назывании героев: не всегда понятно, кто из них го­ворит, читателю трудно уловить, кто сейчас действует.

В целом по ходу развития сюжета «темного» тек­ста герои часто терпят коммуникативные провалы и сами вводят в заблуждение тех, кто претендует на то, что все знает. В «темных» текстах герой часто не пони­мает окружающих.

Важной характеристикой стиля «темного» текста] является, как мы уже отмечали, его сниженность и ис- i пользование просторечных и разговорных форм.


Глава 2. Отражение черт личности в текстах



Так, лирический герой Вл. Высоцкого — человек с упрощенным взглядом на мир, его речь полна откло­нений от литературной нормы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: