(«Про дикого вепря»)
Пестрит инвективной лексикой «Москва—Петушки» Вен. Ерофеева.
Вот пример, взятый тоже из поэзии:
— В мире подобного нет безобразия!
— Темная масса!
— Татарщина!..
— Азия!..
— Хамы!..
— Мерзавцы!..
— Скоты!..
— Подлецы!..
(Д. Бедный «Главная улица»)
Характерно, что в предисловии к текстам «одного из зачинателей поэзии социалистического реализма» отмечается: «Стремление приспособиться к вкусам самых широких слоев читателей иногда приводило Демьяна Бедного к упрощению мысли, снижению художественного уровня его произведений».
Приведем пример из повести Б. Лавренева «Сорок первый»:
Молчали. Лежала у костра Марютка, облокотившись на руки, смотрела в огонь пустыми, немигающими кошачьими зрачками. Смутно стало Евсюкову.
Встал, отряхнул с куртки снежок.
— Кончь! Мой приказ — на заре в путь. Може не все
дойдем, — шатнулся вспуганной птицей комиссарский
голос, — а идти нужно... потому, товарищи... революция
вить... За трудящих всего мира!
Белянин В Психологическое литературоведение
|
|
Мы не склонны расценивать это только как отражение «романтики революции, ее героических характеров» (Советский..., 1984, с. 680). За такого рода стилизацией мы видим сверхзадачу автора «темного» текста —' показать жизнь простого, обычного человека.
Стилизация под бескультурного человека, характерная, в частности, для Вл. Высоцкого и М. Зощенко, представляется нам проявлением личностного, а не только жанрового стиля автора.
Кроме того, очевидно, что бранные слова оказываются по преимуществу связанными с физиологией человека (Желъвис, 1992), характерной именно для «темных» текстов.
Было бы неоправданным упрощением трактовать сниженность стиля только как проявление личности автора. Возможности культурологического подхода показаны, в частности, М.М. Бахтиным в работе по народной культуре Средневековья и Ренессанса, вторая глава которой носит название «Площадное слово в романе Рабле» (Бахтин, 1990). И тем не менее сниженность стиля в рамках психиатрического литературоведения мы связываем преимущественно с тем психологическим содержанием, которое обусловлено эмоционально-смысловой доминантой «темных» текстов.