Стилистические особенности «темных» текстов

Говоря о типе текста, мы имеем в виду не столько его сюжет или композицию, сколько эмоциональный замысел, который лежит «за текстом» и проявляется в каждом элементе текста, в том числе в его стиле.


Глава 2. Отражение черт личности в текстах 117

Стиль «темного» текста существенно отличается от С1иля других типов текстов. Собственно говоря, назы-инн этот тип текста в свое время «простым» (Белянин, 1988), мы в первую очередь имели в виду характеристи­ки его стиля. Ощущение «сумеречности» и «вязкости» создается в таком тексте не только одним описанием обстановки или упоминанием о том, что вдруг все по­темнело, этому способствует и весь его стиль. Говоря об «освобождении литературного слова <...> от ига выра­женной упорядоченности», Р. Барт вводит понятие «бе­лое письмо» (Барт, 1983, с. 343). Он пишет: «...Письмо, приведенное к нулевой степени, есть в сущности <...> нисмодальное письмо; его можно было бы даже на-зпать журналистским письмом <...> нейтральное пись­мо располагается посреди <...> эмоциональных вык­риков и суждений, но сохраняет от них полную неза­висимость; его суть как раз состоит в их отсутствии... '•)тот прозрачный язык, впервые использованный Камю и "Постороннем", создает стиль, основанный на идее отсутствия, которое оборачивается едва ли не полным отсутствием самого стиля» (там же).

Это ценное для нас наблюдение необходимо про­иллюстрировать цитатой из упоминаемого Р. Бартом произведения А. Камю, философа экзистенциализма:

Вечером за мной зашла Мари, Она спросила, думаю ли я жениться на ней. Я ответил, что мне все равно, но если ей хочется, то можно и жениться. Тогда она осведо­милась, люблю ли я ее. Я ответил точно так же, как уже сказал ей один раз, что это никакого значения не имеет, но вероятно, я не люблю ее.

— Тогда зачем же тебе жениться на мне? — спроси­ла она.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: