double arrow

Обучение консультантов принятию решений в ситуации этического выбора


Существует несколько способов содействовать принятию этически верных решений в консультировании, однако одним из лучших является организация обучения, что и практикуется теперь в аспирантских программах по консультированию и в программах непрерывного образования. Подобные курсы могут вызывать значительные изменения в установках учащихся, в том числе повышать осведомленность в этических вопросах, в вопросах, связанных с двойственными отношениями, с нанесением ущерба, с проблемами мультикультурализма (Coll, 1993). Поскольку изменения этических установок ведут к изменениям в деятельности, курсы по этике на любом уровне чрезвычайно ценны.

Ван Гус и Парадайз (Van Hoose & Paradise, 1979) предложили концепцию, описывающую пять ступеней развития внутренней аргументации консультанта при решении этически неоднозначных вопросов.

1. Ориентация на наказание. На этой стадии консультант полагает, что внешние социальные стандарты являются базисом для оценивания поведения. Если клиенты или консультанты нарушают социальные нормы, они должны быть наказаны.

2. Институциональная ориентация. Консультанты, которые находятся на этой стадии, считают правильными и соблюдают правила учреждений, в интересах которых они работают. Они не сомневаются в верности этих правил и основывают на них свои решения.

3. Социальная ориентация. Консультанты на этой стадии строят свои решения на социальных стандартах. Если возникает вопрос относительно того, какие потребности, общественные или личные, должны удовлетворяться в первую очередь, то приоритет отдается потребностям общества.

4. Индивидуальная ориентация. На этой стадии приоритет получают личные потребности. Сознавая потребности общества и зная требования закона, консультанты придерживаются того, что выгоднее для индивида.

5. Принципиальная ориентация (сознательная). На этой стадии для индивида первичны принципы. Этические решения основываются на интериоризованных этических стандартах, а не на внешних соображениях.

Как подчеркивают Уэлфел и Липсиц (Welfel & Lipsitz, 1983a), работа, которую провели Ван Гус и Парадайз, особенно важна потому, что она «является первой концептуальной моделью, которая призвана объяснить, как консультанты рассуждают при решении этических проблем» (р, 36). Она является эвристической, то есть открытой для исследования, и может являться базисом для эмпирических исследований поведения в этически неоднозначных ситуациях.

Было предложено несколько моделей для обучения консультантов принятию этических решений. Гумер и Скотт (Gumaer & Scott, 1985), например, предлагают метод обучения групповых консультантов, основанный на этических правилах Ассоциации специалистов по групповой работе (Association for Specialist in Group Work – ASGW). В их методе используется рассмотрение случаев и предложенная

Каркхуффом трехцелевая модель поддержки (самоизлучение, самопонимание и действие). Китченер (Kitchener, 1986) предлагает интегрированную модель целей и компонентов для программы этического образования, основанной на изучении психологических процессов, обусловливающих моральное поведение, и на сложившихся представлениях прикладной этики. Ее программа включает «повышение сенситивности... консультантов к этическим проблемам, совершенствование их умения давать этические оценки, поощрение ответственных этических действий и повышение толерантности к неоднозначности этических решений» (Kitchener, 1986, р. 306). Модель Китченер, а также модель, предложенная Пелсма и Борджерсом (Pelsma & Borgers, 1986), ориентированы на процесс и предполагают, что консультанты не обучаются самостоятельно принятию этических решений. Пелсма и Борджерс подчеркивают, что в этических вопросах важнее ответить на вопрос «как», а не на вопрос «что» (то есть как находить этические аргументы в постоянно меняющейся ситуации). Существуют и другие практические руководства по принятию решений, связанных с этикой. Это семишаговая модель принятия решений, базирующаяся на обобщении материалов специальной литературы (Forester-Miller & Davis, 1996), и девятишаговая модель принятия этических решений, основанная на критических и оценочных суждениях (Welfel, 1998).

Модель принятия этических решений

Шаг 1: Развивать этическую сенситивность.

Шаг 2: Сформулировать дилемму и возможности ее разрешения.

Шаг 3: Обратиться к профессиональным стандартам.

Шаг 4: Найти информацию, которая может помочь в принятии решения.

Шаг 5: Применить этические принципы к ситуации.

Шаг 6: Проконсультироваться с супервизором и авторитетными коллегами.

Шаг 7: Проанализировать и принять решение.

Шаг 8: Информировать супервизора. Выполнить и задокументировать действия.

Шаг 9: Отрефлектировать опыт.

Источник: Ethics in Counseling and Psychotherapy (p. 24), by E. R. Welfel.


Сейчас читают про: