.
_ ГЛАВА 1 ■**£______
Слово Божье ■.>.■,
Различные формы Слова Божьего
:<--;& с itr-nn
'...; ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ
-[ .:'• ■
.,-,;Что означает выражение '(Слово Божье»? В Библии эти слова имеют
несколькозначений. ■__. ^ riv^.,,... w.^„.w,,,...;,.
ч;. „!-лг.-.и >.-,-,. яе".=^.,ч,-1уг.,-
.......,. А. «Слово Божье» как личность: Иисус Христос :-'1 ■ ;J 'ь
Иногда о Сыне Божьем в Библии говорится как о «Слове Божьем». Иоанн видит воскресшего Господа Иисуса на небесах и говорит: «Имя Ему: Слово Божие» (Отк. 19:13). Также в Евангелии от Иоанна читаем; «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ии. 1:1). Очевидно, что Иоанн здесь говорит о Сыне Божьем, так как в ст. 14 сказано: «И Слово стало пло-тию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца». Только здесь (и еще, вероятно, в 1 Ин. 1:1) говорится о Сыне Божьем как о «Слове», или «Слове Божьем». И вес же это указывает на то, что из всех лиц Троицы именно Бог-Сын в Своей личности и Своих словах говорит нам о сущности Бога и сообщает нам Его нолю. ■
|
|
Б. «Слово Божье» какречь Бога" ''''■!
1. Повеления Бога. Иногда слова Бога принимают форму властных повелений, благодаря которым что-либо свершается или сотворястся. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3). Своим властным словом Бог сотворил даже животный мир: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1:24). Поэтому псалмопевец и говорит: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32:6).
Эти властные, животворящие слова Божьи часто называются Его повелениями. Повеление Божье — это слово Бога, благодаря которому что-либо происходит. Эти повеления Божьи относятся не только к событиям
Часть I. Учение о Слове Божьем
первоначального творения, но также и к продолжающемуся бытию всех вещей, так как мы знаем, что Христос воссел одесную Отца, «держа все слоном силы Своей» (Евр. 1:3).
2. Божьи слова личного обращения. Иногда Бог общается с людьми на зем
ле, обращаясь к ним непосредстиенно. Подобные случаи можно назвать Сло
вом Божьим личного обращения. Подобных примеров много в Писании. В са
мом начале творения Бог говорит Адаму: «И заповедал Господь Бог человеку,
говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и
зла, не ешь от него; ибо вдень, в который ты вкусишь от него, смертию ум
решь» (Быт. 2:16,17). После того как Адам и Ева согрешили, Бог все же вновь
напрямую обращается к ним со словами проклятия (Быт. 3:16—19). Другой
важнейший примерличного обращения Бога к народу на земле — это дарова
ние десяти заповедей: «И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Богтвой,
который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя
других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:1-3). В Новом Завете, во время кре
щения Иисуса, Бог-Отец говорил голосом с неба: «Сей есть Сын Мой Воз
любленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17).
|
|
В этих и во многих других случаях, когда Бог изрекал слова личного обращения к конкретным людям, слушателям было понятно, что это были слова Самого Бога: они слышали голос Бога, и тем самым слышали слова, обладавшие абсолютным божественным авторитетом и заслуживавшие полного доверия. Неверие или неповиновение этим словам означало бы неверие в Бога или неповиновение Ему, т. е. грех.
Хотя слова личного обращения Бога в Писании всегда являются словами Самого Бога, они также и «человеческие» слова, в том смысле, что они произносились на обычном человеческом языке, который можно было воспринимать непосредственно. Тот факт, что эти слова произносились на человеческом языке, никоим образом не ограничивает их божественности или авторитета: они все равно остаются словами Бога, произнесенными голосом Самого Бога.
Некоторые богословы говорили, что поскольку человеческий язык всегда до определенной степени «несовершенен», то любое высказывание Бога, обращенное к нам на человеческом языке, также ограничено в авторитете и истинности. Однако эти и многие другие отрывки, где Бог лично обращается к людям со словами, доказывают обратное. Неверие даже в часть этих слов или неповиновение им означало бы неповиновение Самому Богу.
3. Слова Божьи как речь, произнесенная человеческими устами. Часто в
Писании Бог избирает пророков, через которых Он говорит. И вновь очевид
но, что, хотя это и человеческие слова, произнесенные на обычном человечес
ком языке, обычными человеческими существами, авторитет и истинность
Глава I. Слово Божье
этих слов нисколько от этого не уменьшаются: они также полностью являют
ся словами Божьими. **"»МЛь-й■ Gf-'Wfl*- Лнннаишу-ио.1*. i"-\Л\
Богговорит Моисею: ■ ■ ■,...,
'■ '" Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и еложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им вес, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу. Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти (Втор. 18:18—20).
Почти то же самое Бог сказал и Иеремии: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер. 1:9). Богговорит Иеремии: «Все, что повелю тебе, скажешь» (Иср. 1:7; см. также: Исх. 4:12; Чис. 22:38; 1 Цар. 15:3,18,23; 3 Цар. 20:36; 2 Пар. 20:20; 25:15,16; Ис. 30:12-14; Иср. 6:10-12; 36:29-31 и др.). Любого человека, утверждавшего, что он говорит от Господа, но не получившего от Него никакого сообщения, жестоко наказывали (Иез. 13:1-7; Втор. 18:20—22).
Таким образом, слона Бога, произнесенные человеческими устами, люди
считали такими же авторитетными и истинными, как личное обращение Бога.
Не верить или не подчиняться им значило не верить или не подчиняться Са
мому Богу. -.■'«л-.,.л».**
4. Слова Божьи в письменной форме (Библия). Кроме Божьих слов повеления, Божьих слов личного обращения и Божьих слов, произносимых человеческими устами, в Писании мы также видим много случаев, когда слова Божьи обретали письменную форму. Первый из этих случаев — это дарование двух каменных плит с записанными на них десятью заповедями: «И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исх. 31:18). «Скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божий» (Исх. 32:16; 34:1,28).
|
|
Далее записью занимался Моисей:
И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Лсви-иным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам сынов Израилсвых. И завещал им Моисей и сказал: по прошествии семи лет... читай сей закон пред всем Израилем вслух его... чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа, Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего. И сыны их, которые не знают сего, услышат и научатся бояться Господа, Бога вашего... (Втор. 31:9—13).
Эту книгу, написанную Моисеем, затем поместили рядом с ковчегом Завета: «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона, и положите ее одесную ковчега завета Господа, Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя» (Втор. 31:24-26).
Часть 1. Учение о Слове Божьем
В эту книгу слов Божьих позднее были сделаны добавления: «И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божил» (Нав. 24:26). Бог повелел Исаии: «Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтоб осталось на будущее время, навсегда, навеки» (Ис. 30:8). Иеремии же Бог повелел: «Напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу» (Иер. 30:2; ср.: Иер. 36:2—4, 27-31; 51:60). В Новом Завете Иисус обещает Своим ученикам, что Святой Дух приведет к ним на память те слова, которые Он, Иисус, говорил им (Ин. 14:26; ср.: 16:12,13). Павел говорит, что слова, которые он пишет коринфянам,—это «заповеди Господни» (I Кор. 14:37; ср.: 2 Пет. 3:2).
И вновь следует отметить, что эти слова считались словами Самого Бога, несмотря на то что они были записаны в основном человеческими существами, и всегда на человеческом языке. И все же они являются абсолютно авторитетными и абсолютно истинными: не повиноваться или не верить им — это серьезный грех, который навлекает суд Божий (1 Кор. 14:37; Иер. 36:29-31).
Записьслоп Божьих дает большие преимущества. Во-периых, она обес
печивает гораздо более точную передачу слов Бога последующим поколе
ниям. Человеческая память и устная традиция — гораздо менее надежные
способы (ср.: Втор. 31:12,13). Во-вторых, постоянное изучение записанных
слов дает возможность тщательно исследовать и обсудить прочитанное, а
это ведет к лучшему пониманию и более полному повиновению. В-треть
их, записанные слова Божьи доступны гораздо большему количеству лю
дей. Они могут быть изучены любым человеком в любое время; не только
теми, кто выучил их наизусть или присутствовал при их устном воспроиз
ведении. Таким образом, при записи слов Божьих достигается надежность,
постоянство и доступность. При этом не возникает сомнений в их автори
тете и истинности......
|
|
-.-■ ■ i л В. Основной акцент нашего исследования
Из всех форм Слова Божьего1, основной акцент нашего исследования делается на Слове Божьем в письменной форме, т. с. Библии. Это та форма, которая доступна для изучения, общего рассмотрения, для постоянного исследования и которая используется как основание для дискуссий. Библия
1 Помимо упомянутых выше форм Слона Божьего, Бог обращается к людям через различные виды «общего откровения» — т.е. откровения, которое дается не кому-то конкретно, а всем людям. Общее откровение включает в себя откровение от Бога, которое приходит как через природу (см.: Пс. 18:1—6; Деян. 14:17), так и через внутреннее чувство различения добра и зла, свойствемкое сердцу каждого человека (Рим. 2:15). Подобное откровение имеет внесловесную форму, и я не упоминаю о нем в перечислении различных форм Слова Божьего. (Об общем откровении см. в гл. 6.)
Глава I. Слово Божье '" ".'
говорит нам о Слове Божьем как о Личности — т. с. об Иисусе Христе, Который сейчас не присутствует телесно с нами, на земле. Поэтому мы не можем подражать Ему и следовать Его учению, непосредственно наблюдая Его жизнь.
Прочие формы Слова Божьего не подходят для того, чтобы быть первичным основанием при изучении богословия. Мы не слышим слов Божьего повеления и потому не можем изучать их непосредственно, а только через наблюдение результатов их действия. Слова личного обращения нечасты даже в Писании. Кроме того, даже если мы слышим слова личного обращения Бога к нам в наши дни, мы не можем быть уверены, что верно поняли их, верно запомнили и впоследствии верно пересказали. Не всегда мы можем с уверенностью говорить другим людям, что это были слова Бога, даже если это действительно было так. Слова Божьи в устной форме перест&чи появляться с того времени, как был завершен канон Нового Заветаг. Таким образом, эти другие формы слов Божьих не подходят для того, чтобы служить основанием при изучении богословия.
Наибольшую пользу нам приносит изучение слов Божьих, записанных в Библии. Это то Слово, которое Он повелевает нам изучать. «Блажен» тот человек, который «размышляет» о законе Бога «день и ночь» (Пс. 1:1,2). Слова Бога к Иисусу Навину относятся также и к нам: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Нац. 1:8). Слово Божье в виде Писания «богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16).
Вопросы для самостоятельной работы
1. Как вы полагаете, вы уделили бы слонам Бога больше внимания, если бы
Он говорил к вам с небес или голосом живого пророка, а не через записанные
слова Писания? Вы верили бы и подчинялись этим слонам с большей готовнос
тью, чем словам Писания? Как вы считаете, вы повинуетесь записанным слонам
Писания на должном уровне? Какие шаги вы можете предпринять для того, что
бы относиться к Писанию гак, как от вас того желает Бог?
2. Когда вы размышляете о том, как именно и как часто Бог говорит со своим
творением, какие выводы вы можете сделать о природе Бога и о том, что прино
сит Ему наслаждение?
2 О каноне Писания см. в гл. 2, а о природе современного христианского пророчества ем. в гл. 52.
Чисть I. Учение о Слове Божьем
У\ Специальные термины
личное обращение
повеление..
Слово Божье да
Библиография
Тема этой главы не рассматриваемся во многих систематических богословиях, однако близкий по тематике материал часто расположен в разделах, посвященных авторитету Слова Божьего. По этой теме см. библиографию в конце гл. 3.
Соответствующие разделы rt- в евангельских систематических богословиях
Англиканские (епископальные)
1882-1892 Litton, 9, 10 '*№!' bh ,'■,..-„■■
Арминианские (уэслианские или методистские)
1940 Wiley, 1:124-165.. ■
Баптистские.-■-..»
1917 Mullins, 137-153 11-''л>--«:, ■ ;-у; и '
Реформатские (или пресвитерианские)
1861 Нерре, 12-21
Shcdd, 1:61-70