I а т э



.


_ ГЛАВА 1 ■**£______

Слово Божье ■.>.■,

Различные формы Слова Божьего


:<--;& с itr-nn


'...; ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

-[ .:'•

.,-,;Что означает выражение '(Слово Божье»? В Библии эти слова имеют

несколькозначений. ■__. ^ riv^.,,... w.^„.w,,,...;,.

ч;. „!-лг.-.и >.-,-,. яе".=^.,ч,-1уг.,-

.......,. А. «Слово Божье» как личность: Иисус Христос :-'1;J

Иногда о Сыне Божьем в Библии говорится как о «Слове Божьем». Иоанн видит воскресшего Господа Иисуса на небесах и говорит: «Имя Ему: Слово Божие» (Отк. 19:13). Также в Евангелии от Иоанна читаем; «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ии. 1:1). Очевидно, что Иоанн здесь говорит о Сыне Божьем, так как в ст. 14 сказано: «И Слово стало пло-тию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца». Только здесь (и еще, вероятно, в 1 Ин. 1:1) говорится о Сыне Божьем как о «Слове», или «Слове Божьем». И вес же это указывает на то, что из всех лиц Троицы именно Бог-Сын в Своей личности и Своих словах говорит нам о сущности Бога и сообщает нам Его нолю. ■

Б. «Слово Божье» какречь Бога" ''''■!

1. Повеления Бога. Иногда слова Бога принимают форму властных пове­лений, благодаря которым что-либо свершается или сотворястся. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3). Своим властным словом Бог сотво­рил даже животный мир: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1:24). Поэтому псалмопевец и говорит: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32:6).

Эти властные, животворящие слова Божьи часто называются Его по­велениями. Повеление Божье — это слово Бога, благодаря которому что-либо происходит. Эти повеления Божьи относятся не только к событиям



Часть I. Учение о Слове Божьем



первоначального творения, но также и к продолжающемуся бытию всех ве­щей, так как мы знаем, что Христос воссел одесную Отца, «держа все слоном силы Своей» (Евр. 1:3).

2. Божьи слова личного обращения. Иногда Бог общается с людьми на зем­
ле, обращаясь к ним непосредстиенно. Подобные случаи можно назвать Сло­
вом Божьим личного обращения. Подобных примеров много в Писании. В са­
мом начале творения Бог говорит Адаму: «И заповедал Господь Бог человеку,
говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и
зла, не ешь от него; ибо вдень, в который ты вкусишь от него, смертию ум­
решь» (Быт. 2:16,17). После того как Адам и Ева согрешили, Бог все же вновь
напрямую обращается к ним со словами проклятия (Быт. 3:16—19). Другой
важнейший примерличного обращения Бога к народу на земле — это дарова­
ние десяти заповедей: «И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Богтвой,
который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя
других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:1-3). В Новом Завете, во время кре­
щения Иисуса, Бог-Отец говорил голосом с неба: «Сей есть Сын Мой Воз­
любленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17).

В этих и во многих других случаях, когда Бог изрекал слова личного об­ращения к конкретным людям, слушателям было понятно, что это были слова Самого Бога: они слышали голос Бога, и тем самым слышали слова, обладав­шие абсолютным божественным авторитетом и заслуживавшие полного до­верия. Неверие или неповиновение этим словам означало бы неверие в Бога или неповиновение Ему, т. е. грех.

Хотя слова личного обращения Бога в Писании всегда являются словами Самого Бога, они также и «человеческие» слова, в том смысле, что они произ­носились на обычном человеческом языке, который можно было восприни­мать непосредственно. Тот факт, что эти слова произносились на человечес­ком языке, никоим образом не ограничивает их божественности или автори­тета: они все равно остаются словами Бога, произнесенными голосом Самого Бога.

Некоторые богословы говорили, что поскольку человеческий язык все­гда до определенной степени «несовершенен», то любое высказывание Бога, обращенное к нам на человеческом языке, также ограничено в авторитете и истинности. Однако эти и многие другие отрывки, где Бог лично обращается к людям со словами, доказывают обратное. Неверие даже в часть этих слов или неповиновение им означало бы неповиновение Самому Богу.

3. Слова Божьи как речь, произнесенная человеческими устами. Часто в
Писании Бог избирает пророков, через которых Он говорит. И вновь очевид­
но, что, хотя это и человеческие слова, произнесенные на обычном человечес­
ком языке, обычными человеческими существами, авторитет и истинность




Глава I. Слово Божье



этих слов нисколько от этого не уменьшаются: они также полностью являют­
ся словами Божьими. **"»МЛь-й■ Gf-'Wfl*- Лнннаишу-ио.1*. i"-\Л\
Богговорит Моисею: ■ ■ ■,...,

'■ '" Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и еложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им вес, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу. Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти (Втор. 18:18—20).

Почти то же самое Бог сказал и Иеремии: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер. 1:9). Богговорит Иеремии: «Все, что повелю тебе, скажешь» (Иср. 1:7; см. также: Исх. 4:12; Чис. 22:38; 1 Цар. 15:3,18,23; 3 Цар. 20:36; 2 Пар. 20:20; 25:15,16; Ис. 30:12-14; Иср. 6:10-12; 36:29-31 и др.). Любого че­ловека, утверждавшего, что он говорит от Господа, но не получившего от Него никакого сообщения, жестоко наказывали (Иез. 13:1-7; Втор. 18:20—22).

Таким образом, слона Бога, произнесенные человеческими устами, люди
считали такими же авторитетными и истинными, как личное обращение Бога.
Не верить или не подчиняться им значило не верить или не подчиняться Са­
мому Богу. -.■'«л-.,.л».**

4. Слова Божьи в письменной форме (Библия). Кроме Божьих слов пове­ления, Божьих слов личного обращения и Божьих слов, произносимых чело­веческими устами, в Писании мы также видим много случаев, когда слова Божьи обретали письменную форму. Первый из этих случаев — это дарование двух каменных плит с записанными на них десятью заповедями: «И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали от­кровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исх. 31:18). «Скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скри­жалях, были письмена Божий» (Исх. 32:16; 34:1,28).

Далее записью занимался Моисей:

И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Лсви-иным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам сынов Израилсвых. И завещал им Моисей и сказал: по прошествии семи лет... читай сей закон пред всем Израилем вслух его... чтоб они слушали и учи­лись, и чтобы боялись Господа, Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего. И сыны их, которые не знают сего, услышат и научат­ся бояться Господа, Бога вашего... (Втор. 31:9—13).

Эту книгу, написанную Моисеем, затем поместили рядом с ковчегом Завета: «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьми­те сию книгу закона, и положите ее одесную ковчега завета Господа, Бога ва­шего, и она там будет свидетельством против тебя» (Втор. 31:24-26).


Часть 1. Учение о Слове Божьем


В эту книгу слов Божьих позднее были сделаны добавления: «И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божил» (Нав. 24:26). Бог повелел Исаии: «Те­перь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтоб осталось на будущее время, навсегда, навеки» (Ис. 30:8). Иеремии же Бог повелел: «Напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу» (Иер. 30:2; ср.: Иер. 36:2—4, 27-31; 51:60). В Новом Завете Иисус обещает Своим ученикам, что Святой Дух приведет к ним на память те слова, которые Он, Иисус, говорил им (Ин. 14:26; ср.: 16:12,13). Павел говорит, что слова, которые он пишет корин­фянам,—это «заповеди Господни» (I Кор. 14:37; ср.: 2 Пет. 3:2).

И вновь следует отметить, что эти слова считались словами Самого Бога, несмотря на то что они были записаны в основном человеческими существами, и всегда на человеческом языке. И все же они являются аб­солютно авторитетными и абсолютно истинными: не повиноваться или не верить им — это серьезный грех, который навлекает суд Божий (1 Кор. 14:37; Иер. 36:29-31).

Записьслоп Божьих дает большие преимущества. Во-периых, она обес­
печивает гораздо более точную передачу слов Бога последующим поколе­
ниям. Человеческая память и устная традиция — гораздо менее надежные
способы (ср.: Втор. 31:12,13). Во-вторых, постоянное изучение записанных
слов дает возможность тщательно исследовать и обсудить прочитанное, а
это ведет к лучшему пониманию и более полному повиновению. В-треть­
их, записанные слова Божьи доступны гораздо большему количеству лю­
дей.
Они могут быть изучены любым человеком в любое время; не только
теми, кто выучил их наизусть или присутствовал при их устном воспроиз­
ведении. Таким образом, при записи слов Божьих достигается надежность,
постоянство и доступность. При этом не возникает сомнений в их автори­
тете и истинности......

-.-■ ■ i л В. Основной акцент нашего исследования

Из всех форм Слова Божьего1, основной акцент нашего исследования делается на Слове Божьем в письменной форме, т. с. Библии. Это та форма, которая доступна для изучения, общего рассмотрения, для постоянного ис­следования и которая используется как основание для дискуссий. Библия

1 Помимо упомянутых выше форм Слона Божьего, Бог обращается к людям через различные виды «общего откровения» — т.е. откровения, которое дается не кому-то кон­кретно, а всем людям. Общее откровение включает в себя откровение от Бога, которое приходит как через природу (см.: Пс. 18:1—6; Деян. 14:17), так и через внутреннее чув­ство различения добра и зла, свойствемкое сердцу каждого человека (Рим. 2:15). Подоб­ное откровение имеет внесловесную форму, и я не упоминаю о нем в перечислении раз­личных форм Слова Божьего. (Об общем откровении см. в гл. 6.)



Глава I. Слово Божье '" ".'



говорит нам о Слове Божьем как о Личности — т. с. об Иисусе Христе, Кото­рый сейчас не присутствует телесно с нами, на земле. Поэтому мы не можем подражать Ему и следовать Его учению, непосредственно наблюдая Его жизнь.

Прочие формы Слова Божьего не подходят для того, чтобы быть первич­ным основанием при изучении богословия. Мы не слышим слов Божьего по­веления и потому не можем изучать их непосредственно, а только через на­блюдение результатов их действия. Слова личного обращения нечасты даже в Писании. Кроме того, даже если мы слышим слова личного обращения Бога к нам в наши дни, мы не можем быть уверены, что верно поняли их, верно запомнили и впоследствии верно пересказали. Не всегда мы можем с уверен­ностью говорить другим людям, что это были слова Бога, даже если это дейст­вительно было так. Слова Божьи в устной форме перест&чи появляться с того времени, как был завершен канон Нового Заветаг. Таким образом, эти другие формы слов Божьих не подходят для того, чтобы служить основанием при изу­чении богословия.

Наибольшую пользу нам приносит изучение слов Божьих, записанных в Библии. Это то Слово, которое Он повелевает нам изучать. «Блажен» тот чело­век, который «размышляет» о законе Бога «день и ночь» (Пс. 1:1,2). Слова Бога к Иисусу Навину относятся также и к нам: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Нац. 1:8). Слово Божье в виде Писания «богодухновенно и по­лезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в пра­ведности» (2 Тим. 3:16).

Вопросы для самостоятельной работы

1. Как вы полагаете, вы уделили бы слонам Бога больше внимания, если бы
Он говорил к вам с небес или голосом живого пророка, а не через записанные
слова Писания? Вы верили бы и подчинялись этим слонам с большей готовнос­
тью, чем словам Писания? Как вы считаете, вы повинуетесь записанным слонам
Писания на должном уровне? Какие шаги вы можете предпринять для того, что­
бы относиться к Писанию гак, как от вас того желает Бог?

2. Когда вы размышляете о том, как именно и как часто Бог говорит со своим
творением, какие выводы вы можете сделать о природе Бога и о том, что прино­
сит Ему наслаждение?

2 О каноне Писания см. в гл. 2, а о природе современного христианского пророче­ства ем. в гл. 52.




Чисть I. Учение о Слове Божьем


У\ Специальные термины

личное обращение
повеление..

Слово Божье да


Библиография

Тема этой главы не рассматриваемся во многих систематических богословиях, однако близкий по тематике материал часто расположен в разделах, посвященных авторитету Слова Божьего. По этой теме см. библиографию в конце гл. 3.

Соответствующие разделы rt- в евангельских систематических богословиях

Англиканские (епископальные)

1882-1892 Litton, 9, 10 '*№!' bh ,'■,..-„■■

Арминианские (уэслианские или методистские)

1940 Wiley, 1:124-165.. ■

Баптистские.-■-..»

1917 Mullins, 137-153 11-''л>--«:, ■ ;-у; и '

Реформатские (или пресвитерианские)
1861 Нерре, 12-21

 

Shcdd, 1:61-70


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: