А. Атрибуты, характеризующие бытие Бога. 1. Духовность. Люди часто спрашивают, из чего состоит Бог

1. Духовность. Люди часто спрашивают, из чего состоит Бог. Состоит ли Он из плоти и крови, подобно нам? Конечно, нет. Какова же материя, состав­ляющая Его существо? Да и состоит ли Бог из материи? Может быть, Бог — это чистая энергия? Или Он в каком-то смысле — чистый разум?

Ответ Писания таков: Бог не является ничем из упомянутого. Мы чита­ем: «Бог есть дух» (Ин. 4:24). Иисус говорит это в контексте разговора с сама-рянкой у колодца. Речь идет о месте, в котором люди должны поклоняться Богу, и Иисус отвечает, что человеку необязательно находиться в Иерусалиме

2 Отметим, что в Еф. 5:1 сказано: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные*. См. также гл. 20, где говорился о том, что Бог сотворил нас для того, чтобы мы в нашей жизни отражали Его качества.



Часть II. Учение о Боге




или в Самарии, чтобы поклоняться Богу (И н. 4:21), ибо подлинное поклоне­ние связано не с физическим местоположением, а с внутренним, духовным состоянием человека. Это объясняется тем, что «Бог есть дух», и это, судя по всему, означает, что Бог никоим образом не ограничен пространственными рамками.

Итак, мы не должны думать о Боге как о Ком-то, Кто ограничен размера­ми или пространственными измерениями, даже бесконечными (см. о везде­сущности Бога в предыдущей главе). Мы не должны думать, что существование Бога какдуха означает, что Бог бесконечно велик, например, поскольку не часть Бога, а весь Бог пребывает в каждой части пространства (см.: Пс. ] 38:7—10). Мы также не должны думать, что существование Бога как духа означает, что Бог бесконечно мал, ибо ни одно место в мире не может окружить Его или содер­жать Его в себе (см.: 3 Цар. 8:27). Таким образом, о бытии Бога невозможно правильно мыслить в терминах пространства; однако мы можем осмыслить Его существование как «духа».

Мы обнаруживаем также, что Бог запрещает Своему народу мыслить о самом Его существе как о подобном чему-либо другому в физическом творе­нии. В десяти заповедях мы читаем:

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и тво­рящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим запо­веди Мои {Исх. 20:4-6).

Описание творения в этой заповеди («на небе вверху, и... на земле внизу, и... в воле ниже земли») — это напоминание о том, что бытие Бога, Его основ­ной способ существования, отличается от всего, что Он сотворил. Мыслить о Его бытии в терминах чего-либо принадлежащего к сотворенному миру — зна­чит неверно представлять Его, ограничивать Его, мыслить о Нем, как о чем-то меньшем, чем Он есть в действительности. Сотворение кумира (т.е. «изоб­ражения», ЬрЗ.Примеч. пер.), изображение Бога в виде, например, золото­го тельца, возможно, было попыткой изобразить Бога как Бога полного силы и жизни (подобно тельцу), однако утверждение отом, что Бог подобен тельцу — это чудовищно ложное утверждение применительно к знанию, мудрости, люб­ви, милосердию, вездесущности, вечности, независимости, святости, правед­ности, справедливости Бога и т. д. И в самом деле, хотя мы и должны сказать, что Бог создал все творение так, чтобы каждая его часть отражала какое-либо из качеств Бога, теперь мы должны сказать также, что изображать Бога как существующего в форме или способе существования, которые подобны чему бы то ни было в творении, — это значит мыслить о Боге чудовищно ложно и оскорбительно.



Глава 11. Свойства Бога: «передаваемые» атрибуты



Вот почему ревность Бога приведена в качестве основания для запрета Его изображений: «Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель...» (Исх. 20:5). Бог ревнует о зашите Своей чести. Он стремится к тому, чтобы Его народ пред­ставлял себе Его таким, каков Он есть, и поклонялся Ему во всем Его вели­чии, и Он гневается, когда Его слава преуменьшается, а Его качества пред­ставляются в ложном свете (ср.: Втор. 4:23,24, где сильная ревность Бога о Его чести вновь приводится в качестве основания для запрета изготовления Его изображений).

Итак, у Бога нет физического тела, и Он не состоит из материи, как боль­шая часть творения. Кроме того, Бог не является энергией, или разумом, или каким-либо иным элементом творения. Он не подобен ни пару, ни воздуху, ни пространству, так как все это — сотворенные вещи; существо Бога не по­хоже ни на что из этого. Существо Бога даже не является в точности таким, каков наш дух, ибо и дух сотворен и, судя по всему, может существовать лишь в одном месте и в одно время.

Взамен всех этих представлений о Боге мы должны говорить, что Бог есть дух. Что бы это ни означало, это такое существование, которое не подобно ничему в творении. Это такое существование, которое далеко превосходит все материальное существование. Мы могли бы сказать, что Бог — это «чистое бытие» или «полнота или суть бытия». Кроме того, подобное существование не является менее реальным или менее желанным, чем наше собственное су­ществование. Напротив, оно бол ее реально и более желанно, чем любое мате­риальное и нематериальное существование всего творения. Бог существовал как дух еще до творения. Его собственное бытие настолько реально, что спо­собно привести к существованию все прочее!

Здесь мы можем определить понятие «духовность Бога»: духовность Бога означает, что Бог существует как Некто, не состоящий из материи, не имею­щий ни частей, ни измерений, Его невозможно различить нашими телесными органами чувств, и Его существование более совершенно, чем любой другой вид существования.

Мы можем спросить, почему Бог существует именно так? Почему Бог есть дух? И получить единственный ответ — потому что это самый великий, са­мый совершенный способ бытия! Э га форма существования далеко превос­ходит все известные нам формы. И этот факт изумляет нас.

Эти соображения заставляют нас задуматься. Может быть, духовность Бога нам следует назвать «непередаваемым» атрибутом? В определенном смыс­ле это действительно было бы уместно, поскольку бытие Бога сильно отлича­ется от нашего собственного. Тем не менее факт остается фактом: Бог каждо­му из нас даровал дух, в котором мы поклоняемся Ему (Ин. 4:24; 1 Кор. 14:14; Флп. 3:3), в котором мы соединяемся с духом Господа (1 Кор. 6:17), с кото­рым соединяется Святой Дух, свидетельствуя нам о принятии в семью Бога (Рим. 8:16), и в котором мы переходим н присутствие Божье, когда умираем


Т96


Часть II. Учение о Боге


в



(Л к. 23:46; Еккл. 12:7; Евр. 12:23; ср.: Флп. 1:23,24). Таким образом, явно су­ществует некий канал от Бога к нам, который имеет духовную природу, в чем-то подобную Его собственной природе, хотя, конечно, и не во всех аспектах. По этой причине верно будет говорить о духовности Бога как о передаваемом атрибуте.

I!

2. Невидимость.С духовностью Бога связан тот факт, что Бог невидим. И нее же, мы также можем говорить о видимых средствах, через которые Бог про-я вляет Себя. Понятие «невидимость Бога» может быть определено следующим образом: невидимость Бога означает, что вся сущность Бога, все Его духовное бытие никогда не сможет стать видимым для нас, и все же Бог являет Себя нам через видимые, сотворенные вещи,

О том, что Бог невидим, говорится во многих текстах. «Бога не видел ни­кто никогда» (Ин. 1:18). Иисус говорит: «Это не то, чтобы кто вилел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога: Он видел Отца» (Ин. 6:46). Павел так славит Бога: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь» (1 Тим. 1:17). Он говорит о Боге: «Единый име­ющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете. Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16). Иоанн говорит: «Бога никто никогда не видел» {1 И н. 4:12).

Мы должны помнить, что все эти тексты были написаны после тех собы­тий, зафиксированных в Писании, во время которыхлюди видели внешние про­явления Бога. Например, в самом начале Писания читаем: «И говорил Господь с Моисеем лицем клипу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33:11). Од­нако Бог говорил Моисею: «Л ица Моего не можно тебе увидеть; потому что че­ловек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20). И все же Бог сделал так, что Его слава прошла рядом с Моисеем, которого Он спрятал в рас­селине скалы, и Бог позвал ил Моисею увидеть Его со спины после того, как Он прошел мимо, но при этом сказал: «Лице Мое не будет видимо» (Исх. 33:21—23).

Поэтому, правильно было бы сказать, что мы никогда не сможем увидеть все существо Бога, и все же, Бог являет нам какую-то часть Себя через види­мые, сотворенные вещи. Это происходит различным образом.

Если нам следует мыслить о Боге, нам нужно мыслить о Нем каким-то образом. Бог понимает это и дает нам сотни разнообразных аналогий, взятых из нашей человеческой жизни или из сотворенного мира3. Это напоминает нам, что мы не должны чрезмерно сосредоточиваться ни на одной из этих анало­гий. Но даже если мы не уделяем исключительного внимания ни одной из этих аналогий, все они помогают открыть нам Бога неким «видимым» образом (ср.: Быт. 1:27; Пс. 18:2; Рим. 1:20).

3 Об именах Божьих, взятых из творения, см. в гл. 10.



Глава II, Свойства Бога: «передаваемые'' атрибуты



■у-,--В Ветхом Завете также несколько раз говорится отеофаниях. Теофания — это «явление Бога». Во время этих явлений Бог принимал различные види­мые формы, для того чтобы я лить Себя Своему народу. Бог явился Аврааму (Быт. 18:1-33), Иакову (Быт. 32:28-30), народу израильскому (в столпе об­лачном днем и огненном ночью: Исх. 13:21.22), израильским старейшинам (Исх. 24:9-11), Маною и его жене (Суд. 13:21,22), Исайи (Ис. 6:1) идругим.

Гораздо более великое видимое проявление Бота, чем эти ветхозаветные теофании — это личность Самого Иисуса Христа. Он говорил: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Иоанн противопоставляет тот факт, что никто никогда не видел Бога, тому, что только Сын явил Его нам: «Бога не видел никто никогда; Единородный Бог4, сущий в недре Отчем, Он явил нам Его» (Ин. 1:18, перевод мой. — У. Г.). Кроме того, Иисус — «образ Бога невидимого» (Кол. 1:15), «сияние славы Божией» и «образ Его природы» (Евр. 1:3, перевод мой. — У. Г.). Таким образом, в личности Иисуса мы обрели уникальное ви­димое проявление Бога в период Нового Завета, которое было недоступно ве­рующим, видевшим теофании в период Ветхого Завета.

Но каким мы увидим Бога на небесах? Мы никогда не сможем увидеть или познать всего Бога, ибо «величие Егонеисследимо»(Пс. 144:3; ср.: Ин. 6:46; 1 Тим. 1:17; 6:16; 1 Ин. 4:12, упомянутые выше). Не сможем мы увидеть — по крайней мере, физическим зрением — и духовного существа Бога. Однако Писание говорит нам, что мы увидим Самого Бога. Иисус говорит; «Блажен­ны чистые сердцем, ибо они Бага узрят» (Мф. 5:8). Конечно же, мы сможем увидить человеческую природу Иисуса (Отк. 1:7). Однако неясно, в каком именно смысле мы сможем «узреть» Отца и Святого Духа или божественную природу Бога-Сына (ср.: Отк. 1:4; 4:2,3,5; 5:6). Возможно, мы не постигнем природы этого «зрения» до тех пор, пока не попадем на небеса.

Хотя то, что мы увидим, и не даст нам исчерпывающего представления о Боге, это будет полностью истинный, ясный и реальный образ Бога. Мы уви­дим Его «лицем к лицу» (1 Кор. 13:12) и «увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2). Наиболее значимое свидетельство открытого, близкого общения с Богом, ко­торое мы испытаем, заключается в том факте, что «престол Бога и Агнца будет в нем [в небесном городе], и рабы Его будут служить Ему. Иузрят яйце Его, и имя Его будет на челах их» (Отк. 22:3,4).

Когда мы осознаем, что Бог — это совершеннейшая степень всего того, к чему мы стремимся и чего желаем, что Он — высшее воплощение всего пре­красного и желанного, то мы понимаем также, что самой большой радостью нашей жизни будет то, что мы «узрим лице Его». Такому видению Бога «лицем

4 Для этого отрывка существуют текстуальные варианты, однако перевод «Едино-
годный Бог» (jiovoYEvriQ 6e6q) — лучше, чем «Единородный Сын» (как в русском сино-
[альном переводе. — Примеч. пер.), и больше соответствует контексту; см.: Leon Morris,
The Gospel According to John (Grand Rapids: Eerdmans, 1971), pp. 113,114. _.



Часть II. Учение о Боге




к лицу» было дано название блаженного видения (beatific vision),!, с. «видения, которое делает нас благословенными или счастливыми» («beatific» происхо­дит от двух латинских слов — beatus, «благословенный», и/acere, «делать»). Видение Бога изменяет нас и уподобляет Ему: мы «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2; ср.: 2 Кор. 3:18). Это видение Бога станет вершиной нашего познания Бога и даст нам полное наслаждение и ра­дость навечно: «Полнота радостей предлицем Твоим, блаженство в деснице

Твоей ВОВеК» (ПС. 15:11). kyi1f

.-,-..чаьгм.и. б. Интеллектуальные атрибуты

3. Знание (всеведение). Понятие «знание Бога» можно определить следую­щим образом: Бог вполне знает Себя Самого и все существующие и возможные вещи в едином, простом и вечном акте.

Епиуй говорит, что Бог — «Совершеннейший в знании» (Иов. 37:16), а Иоанн говорит, что Бог «знает все» {I Ин. 3:20). Знание всего называется всеведени­ем, и, поскольку Бог знает все, о Нем говорят, что Он всеведущ (т. е. «всезна­ющ»).

Приведенное выше определение характеризует всеведение более деталь­но. Во-первых, в нем говорится, что Бог вполне знает Себя Самого. Это пора-зительный факт, поскольку существо Бога бесконечно, или не ограничено. Конечно, только Тот, Кто Сам бесконечен, может вполне знать Себя Самого во всех подробностях. Именно это имеет в виду Павел, когда говорит: «...Ибо Дух все проницает, и глубины Божий. Ибо кто из человеков знает, что в чело­веке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не зна­ет, кроме Духа Божия»(1 Кор. 2:10,11).

То же самое подразумевается и в утверждении Иоанна о том, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5). В этом контексте «свет» подразу­мевает как моральную чистоту, так и полное знание. Если в Боге «нет никакой тьмы» и Он полностью «свет», то и Сам Бог как совершенно свят, так и испол­нен совершенного знания о Себе.

В этом определении также говорится о том, что Бог знает «все существую­щие вещи». То есть все то, что существует и происходит. Имеется в виду творе­ние, ибо Бог —Тот, перед Кем «неттвари, сокровенной от Него, но все обна­жено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет» {Евр. 4:13; ср.: 2 Пар. 16:9; Иов. 28:24; Мф. 10:29,30). Бог также знает будущее, ибо Он —Тот, Кто гово­рит: «Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось» (Ис. 46:9,10; ср.: 42:8,9 и многие другие отрывки из книг ветхозаветных пророков). Он знает все мельчайшие деталижизни каждого из нас, ибо Иисус говорит: «Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8) и «У вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:30). '' - "



Глава II. Свойства Бога: «передаваемые» атрибуты




. е. «видения, fie» происхо- ге, «делать»). >[ Ему, потому зидеиис Бога 1ждение и ра-гвовдеснице

;лить следую-? и возможные

7:16),аИоанн ся всеведсни-. (т. е. «всезна-

болеедеталь-ого.Этопора-еофаничено., Себя Самого 1ворит:«...14бо ют, что в чело-) никто незна-

(, что «Бог есть свет» подразу-; «нет никакой гг,такииспол-

ice существую- яввидутворе-о, новсеобна-;р.; 2 Пар. 16:9; Тот, Кто гово- ъ от начала, что Не. 46:9,10; ср.: жов). Он знает ит: «Знает Отец >(Мф.6:8)и«У


В Псалме 138 Давид размышляет о том, насколько подробным знанием о нашей жизни обладает Бог. Он знает наши поступки и помышления: «Госпо­ди! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали» (Пс. 138: ],2). Он знает наши слова еще до того, как мы произнесем их: «Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс. 138:4). И Он знает все дни нашей жизни еще до нашего рождения: «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге запи­саны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:16).

Данное выше определение знания Божьего также говорит о том, что Бог знает «все возможные вещи». Об этом следует сказать потому, что в Писании есть несколько случаев, в которых Бог рассказывает о событиях, которые мог­ли бы произойти, однако в действительности не имели места. Например, ког­да Давид бежал от Саула, он спас город Кеиль от филистимлян, а затем остал­ся в Кеиле на некоторое время. Он решил спросить Бога, придет ли Саул в Кеиль, чтобы напасть на него, и если Саул придет, то выдадут ли его жители Кеиля Саулу. Давид сказал;

...Придет ли сюда Саул, как слышал раб Твой? Господи, Боже Изра-илев! открой рабу Твоему. И сказал Господь: придет. И сказал Давид: пре­дадут ли жители Ксиля меня и людей моих в руки Саула? И сказал Гос­подь: предадут. Тогда поднялся Давид и люди его, около шестисот чело­век, и вышли из Кеиля, и ходили, где могли. Саулу же было донесено, что Давид убежал из Кеиля, и тогда он отменил поход (1 Цар. 23:11 — 13).

Также и Иисус говорил о том, что Тир и Сидон могли бы покаяться, если бы чудеса Иисуса были там свершены в прежние времена: «Горе тебе, Хора-зин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во врстище и пепле покаялись» (Мф. 11:21). Он говорит также: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низверг­нешься; ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он ос­тавался бы до сегодня» (Мф. 11:23; ср.: 4 Цар. 13:19, где Елисей говорит о том, что могло бы произойти, если бы царь Иоас ударил по земле стрелой пять или шесть раз).

Тот факт, что Бог знает все возможные вещи, может быть также логичес­ки выведен из того, что Бог обладает полным знанием Самого Себя. Если Он вполне знает самого себя, то Он знает асе, что Он способен свершить, что включает в себя и веете вещи, которые возможны. Этот факт и в самом деле поразителен. Бог создал невероятно сложный и разнообразный мир. Однако существуют тысячи тысяч других вариантов вещей, которые Бог мог бы со-творить, но не сделал этого. Бесконечное знание Бога — это в том числе и подробное знание о том, каким было бы каждое из этих прочих возможных творений и что произошло бы с каждым из них! «Дивно для меня ведение




Часть II. Учение о Боге




Твое, — высоко, не могу постигнуть его!» (Пс. ]38:6). «Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ва­ших» (Ис. 55:9).

В нашем определении знания Бога сказано, что Бог знает все в едином «простом акте». Здесь вновь слово «простой» употреблено в смысле «не раз­деленный на части». Это значит, что Бог всегда полностью осознает все. Если бы Он желал сказать нам, каково число песчинок на морском берегу или число звезд на небе, Ему не пришлось бы быстро пересчитывать их, подобно некому гигантскому компьютеру, и Ему не пришлось бы вспоминать эту цифру, поскольку об этом Он в течение некоторого времени просто не думал. Он всегда знает вес одновременно. Все эти факты и все прочие вещи, кото­рые Он знает, всегда полностью присутствуют в Его сознании. Ему не нуж­но строить умозаключения, ведущие к определенным выводам. Ему не при­ходится тщательно взвешивать Свой ответ, ибо коней Он знает с самого на­чала, и Он никогда ничего не узнает и не забывает (ср.: Пс. 89:3; 2 Пет. 3:8 и те стихи о совершенном знании Бога, которые были процитированы выше). Каждая частичка знания Божьего всегда вполне присутствует в Его созна­нии; ничто никогда не тускнеет и не переходит в подсознание. И наконец, в определении говорится не только о простом акте, но о «вечном акте». Это означает, что знание Бога никогда не изменяется и не возрастает. Если бы Он могузнаватъчто-тоновос,тоОн не был бы всеведущ. Таким образом, на протяжении всей вечности Бог знал все, что произойдет, и все, что Он мог бы свершить.

Кто-то может возразить, что Бог обещает простить (забыть) наши грехи. Например, Он говорит: «Грехов твоих не помяну» (Ис. 43:25). Однако тексты, подобные этому, безусловно, следует понимать втом смысле, что Бог не допу­стит, чтобы знание об этих грехах играло какую-то роль в том, как Он отно­сится к нам: Он «забудет» их в наш их с Ним взаимоотношениях. Другое воз­ражение против библейского учения о всеведении Бога выдвигалось на осно­вании текстов Иер. 7:31; 19:5 и 31:35, где Бог говорит об ужасной практике сожжения родителями собственных детей в жертву языческому богу Ваалу, и добавляет: «чего Я не повелевал, и что Мне на сердце [в цитируемой автором английской версии — «на ум», «into my mind». — Примеч. пер.] не приходило» (Иер. 7:31). Означает ли это, что до времен Иеремии Бог никогда не думая о том, что родители станут приносить в жертву своих собственных детей? Ко­нечно, не означает, поскольку именно это происходило веком раньше во вре­мена правления Ахаза (4 Цар. 16:3) иОсии (4 Цар. 17:17), и Сам Бог запретил эту практику за 800 лет до этого, во времена Моисея (Лев. 18:21). Стихи из Книги Пророка Иеремии, вероятно, правильнее персводитьдословно: «Мне на сердце не приходило» (как в Иер. 7:31, в версии KJV, и в буквальном пере­воде в NASB mg. — в еврейском тексте употреблено слово эЬ, которое чаще




Глава 11. Свойства Бога: «передаваемые» атрибуты



всего переводится «сердце»), в смысле: «Я этого не желал, не стремился к это­му, не мыслил об этом в позитивном плане»5.

Другая сложность, возникающая вданной связи, — это вопрос об отно­шении между знанием Бога обо всем, что произойдет в будущем, и реальнос­тью и той степенью свободы, которой мы обладаем в наших поступках. Если Бог знает все, что произойдет, то как наш выбор может быть «свободным»? Эта трудность стала столь значительной, что некоторые богословы решили, что Бог не знает всего будущего. Они сказали, что Бог не знает того, что (по их мнению) знать невозможно, например, свободные действия людей, которые еще не имели места (иногда употребляется выражение «возможные действия свободных моральных агентов», где «возможный» означает «вероятный, но не безусловный»). Однако подобная точка зрения не может быть принята, по­скольку она, по сути, отрицает знание Бога о будущем человеческой истории в любой момент времени и в этом не согласуется с процитированными выше текстами, в которых говорится о знании Богом будущего, и с десятками дру­гих ветхозаветных пророческих текстов, в которых Бог подробно предсказы­вает далекое будущее6.

Как же разрешить это затруднение? Хотя гораздо подробнее вопрос о про­видении Божьем будет рассматриваться в гл. 15, здесь будет полезно отметить предположение Августина, который сказал, что Богдан нам «разумное само­определение». В этом утверждении не употреблены слова «свободный» или «сво­бода», эти термины крайне трудно удовлетворительно определить при учете полного знания будущих событий, которым обладает Бог. Однако в этом вы­ражении утверждается очень важная для нас истина, которую мы знаем из нашего опыта, а именно: наш выбор и наши решения «разумны». То есть мы думаем о том, что сделать, сознательно решаем, что мы будем делать, и затем следуем принятому нами решению.

В утверждении Августина говорится также о том, что мы обладаем «само­определением». Это означает, что наш выбор действительно определяет то, что происходит. События не происходят сами по себе, независимо от наших реше­ний, напротив, они происходят вследствие наших решений. В этом утвержде­нии нет попыток определить смысл выражений «свободны» или «несвобод­ны», да это и не является действительно важной проблемой. Для нас важно, что мы мыслим, выбираем и действуем и что эти мысли, этот выбор и эти дейст­вия реальны и действительно имеют значение в вечности. Если Бог знает все

5 То же самое выражение («приходить на сердце»), судя по всему, имеет значение
«желать, стремиться, сильно хотеть» во всех пяти случаях, в которых оно встречается в
еврейском Ветхом Завете: Ис. 65:17; Иер. 3:16 (где оно не может означать просто «иметь
фактические знания о чем-либо»); 7:31; 19:5; 32:35; как и в соответствующем греческом
выражении са>&рт] km rqv KapSiav в Деян. 7:23.

6 Дополнительные соображения относительно этою вопроса см. в гл. 15.


 

Часть И. Учение о Боге

наши мысли, слова и дела задолго до того, как они возникают, то должен быть
такой аспект, в котором наш выбор не является абсолютно свободным. Одна­
ко дальнейшее определение этой проблемы лучше оставить до полного рас­
смотрения вгл. 15.; гй'&гг((р1(Р

4. Мудрость. Мудрость Бога означает, что Бог всегда избирает наилуч­шие цели и наилучшие средства для достижения этих целей. Это определение выходит за рамки представления о том, что Бог знает все. Здесь уточняется, что решения Бога о том, что Он будет делать, — это всегда мудрые решения; другими словами, они всегда приводят к наилучшим результатам (сточки зре­ния Бога), и эти результаты всегда достигаются через наилучшие из возмож­ных средств.

Писание утверждает мудрость Бога в целом во многих текстах. Он назван «Единым премудрым Богом» (Рим. 14:26). Иов говорит, что Бог «премудр серд­цем» (Иов. 9:4) и что «у Него премудрость и сила; Его совет и разум» (Иов. 12:13). Мудрость Бога особенно проявляется в творении. Псалмопевец восклицает: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля пол­на произведений Твоих» (Пс. 103:24). Когда Бог сотворил мир, он совершен­ным образом подходил для того, чтобы прославлять Бога как в каждодневном процессе, так и в тех целях, ради которых он был сотворен. Даже теперь, когда мы все еще видим последствия греха и проклятия в естественном мире, мы все равно поражаемся то му, насколько гармонично и сложно творение Божье.

Мудрость Бога видна также в Его великом плане спасения. Христос есть «Божия премудрость» для призванных (1 Кор. 1:24,30), несмотря на то что слово о кресте — это «юродство» для тех, кто отвергает его, и тех, кто считает самого себя мудрым в этом мире (1 Кор. 1:18—20). Однако даже в этом проявляется мудрый план Божий: «Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в пре­мудрости Божией, то благоуголно было Богу юродством проповели спасти ве­рующих. <...>...Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых... для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (I Кор. 1:21,27,29).

Павел знает, что то, о чем мы сейчас думаем как о «простой» евангель­ской вести, понятной даже детям, отражает поразительный план Бога, кото­рый в глубинах своей мудрости превосходит все, что только человек может себе представить. В конце одиннадцати глав размышлений о мудрости Божь­его плана спасения, Павел вдруг, без предварительного намерения, начинает прославлять Бога: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33).

Когда Павел проповедует Евангелие как иудеям, так и язычникам, и они воссоединяются в едином теле Христовом (Еф. 3:6), невероятная «тайна, сокрывавшаяся от вечности в Боге» (Еф. 3:9), становится явной для всех. Во Христе эти совершенно разные люди становятся едины. Когда настолько эт-



Глава 11. Свойства Бога: «передаваемые» атрибуты



нически и культурно разные группы людей становятся членами тела Христо­ва, то исполняется Божий план, который состоит в том, чтобы «ныне содела-лась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многораз­личная премудрость Божия» (Еф. 3:10).

В наши дни это означает, что мудрость Божья становится видна даже ан­гелам и бесам («начальствам и властям»), когда люди различного расового и культурного происхождения объединяются воХристевцеркни. Если христи­анская церковь верна мудрому плану Божьему, то она всегда будет впереди в деле преодоления расовых и социальных барьеров в обществах всего мира и, следовательно, будет видимым проявлением поразительно мудрого плана Божьего, который заключается в сотворении великого единства из широкого разнообразия и в том, чтобы через это все творение прославило Бога.

Мудрость Божья проявляется и в жизни каждого из нас. «Мы знаем, что все содействует ко благу тем, кто любит Его, кто призван в соответствии с Его намерением» {Рим. 8:28, перевод мой. — У. Г.). Здесь Павел утверждает, что Бог действует мудро во всем, что происходит в нашей жизни, и что через все это Он уподобляет Христу (Рим. 8:29). Мы должны быть совершенно спокой­ны и радостны в нашей повседневной жизни, зная, что Бог устраивает все та­ким образом, что мы приближаемся к наивысшей цели всей нашейжизни — к тому, чтобы стать такими, как Христос, и этим прославить Его. Эта уверен­ность давала Павлу силы принимать «жало в плоть» (2 Кор. 12:7) как нечто хотя и доставляющее боль, но такое, что Бог в Своей мудрости решил не уда­лять от Павла (2 Кор. 12:8-10).

Каждый день нашей жизни мы должны успокаивать наше отчаяние зна­нием о бесконечной мудрости Божьей: если мы — Его дети, то мы можем быть уверены, что в нашей жизни Он действует мудро и сегодня, для того чтобы привести нас к большему соответствию образа Христа.

Мудрость Бога, конечно, отчасти сообщается нам. Мы можем попросить Бога о мудрости, когда нуждаемся в этом, ибо Он обещал в Своем Слове: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему» (Иак. 1:5). Эта мудрость, или навык такой жиз­ни, которая угодна Богу, основана, прежде всего, на чтении Его Слова: «От­кровение Господа верно, умудряет простых» (Пс. 18:8; ср.: Втор. 4:6-8).

«Начало мудрости —страх Господень» (Пс. 110:10; Прит. 9:10; ср.: Прит. 1:7), поскольку если мы боимся обесчестить Бога или не угодить Ему и если мы боимся Его отеческого наказания, то у нас есть мотив, который побуждает нас идти Его путями и жить в соответствии с Его мудрыми заповедями. Кроме того, обладание мудростью Бога ведет не к гордыне, а к смирению (Прит. 11:2; Иак. 3:3), не кдерзости, а к миру и послушанию (Иак. 3:14-18). Человек, который мудр мудростью, соответствующей Божьим требованиям, постоян­но пребывает в послушании Господу и желает прославить Его.


г


       
   
 
 

 

Часть If, Учение о Боге

Но мы должны помнить и о том, что мудрость Божья нс сообшается
нам полностью: мы никогда не сможем вполне разделить мудрость Бога
(Рим. 11:33). В практическом плане это означает, что в этой жизни мы очень
часто не будем понимать, почему Бог допустил то или иное. В такой ситуации
нам просто следует доверять Ему и продолжать повиноваться Ею мудрым за­
поведям в нашей жизни: «Итак страждущие поводе Божией да предадут Ему,
как верному Создателю, души свои, делая добро» (1 Пет. 4:19; ср.: Втор. 29:29;
Прит. 3:5,6). Бог бесконечно мудр, а мы нет, и мы угождаем Ему, если доверяем
Его мудрости, даже когда не понимаем ЕгодействиЙ..г.

5. Истинность (и верность). Истинность Бога означает, что Он -~ ис­тинный Бог и что все Его знание и все Его словаистинны и являются высшим эталоном истины.

Слово «достоверный», которое означает «истинный», «не вызывающий сомнения», иногда употребляется как синоним понятия истинности Бога.

Первая часть этого определения показывает, что Тот Бог, Который открыт нам в Писании, — это истинный или реальный Бог и что все прочие так назы­ваемые «боги»— идолы. «Господь Бог есть истина: Он есть Богживый и Царь вечный. <...>...Боги, которые нс сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» (Мер. 10:10,11). Иисус говорит Отцу: «Сия же есть жизнь веч­ная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3; ср.: 1 Ин. 5:20).

Мы можем спросить: что значит быть истинным Богом, в противополож­ность прочим существам, которые не являются Богом? Это должно означать, что Бог в Своем Собственном бытии или существе — это Тот, Кто полностью соответствует тому, каким должен быть Бог, а именно Он есть Существо, Ко­торое бесконечно совершенно в силе, мудрости, благости, в господстве над временем и пространством и т. д. Однако мы вновь можем спросить: чье это представление о Боге? Какому представлению о Боге следует соответствовать для того, чтобы быть истинным Богом?

Здесь наше рассуждение становится до некоторой степени цикличным, так как мы не должны говорить, что существо должно соответствовать на­шему представлению о том, каким должен быть Бог, для того чтобы быть ис­тинным Богом! Мы — всего лишьтворение! Мы не можем определить, ка­ким должен быть истинный Бог! Поэтому мы должны сказать, что только Сам йог обладает совершенным представлением отом, каким должен быть истинный Бог. Сам Он и является истинным Богом, поскольку в своем бы­тии и существе Он в совершенстве соответствует Своему Собственному пред­ставлению отом, каким должен быть истинный Бог. Кроме того, Он помес­тил в наш разум отражение Своего Собственного представления о том, ка­ким должен быть истинный Бог, и это позволяет нам признать его в качестве


___________


Глава И. Свойства Бога: «передаваемые» атрибуты



Данное выше определение утверждает также, что все Божье знание истин­но и является высшим эталоном истины. Иов говорит нам, что Бог — «Совер­шеннейший в знании» (Иов. 37:16; см. также те стихи, которые были проци­тированы выше, в разделе, посвященном всеведению Бога). Утверждать, что Бог знает все и что Его знание совершенна, — значит утверждать, что Он ни­когда не ошибается в Своем восприятии или понимании мира; все, что Он знает и думает, — истинно и является правильным пониманием природы ре­альности. Поскольку Бог знает вес вещи бесконечно хорошо, мы даже можем сказать, что стандарт истинного знания — это соответствие знанию Бога. Если мы думаем то же самое, что думает Бог о чем бы то ни было в мире, мы думаем об этом истинно.

Наше определение угверждаеттакже, что слова Бога истинны и являются высшим эталоном истины. Это означает, что Бог правдив и верен во всех Сво­их словах. В отношении Своих обетовании, Бог всегда исполняет то, что Он обещал, и мы можем надеяться на Него в том, что Он никогда не будет неверен в отношении Своих обетовании. Поэтому «Бог верен» (Втор. 32:4). Этот конк­ретный аспект истинности Бога иногда рассматривают как отдельный атри­бут: верность Бога означает, что Бог всегда делает то, что сказал, и верен тому, что пообещал (4wz. 23:19; ср.: 2 Цар. 7:28; Пс. 140:6 [в этом стихе в синодаль­ном русском переводе говорится о «кротких словах», автор же основывает­ся на англоязычной версии, в которой речь идет об «истинных словах», что не вполне точно по отношению к еврейскому тексту — в нем употреблен гла­гол ОМ, «быть милым, приятным»; таким образом, русский синодальный пе­ревод здесь более точен.— Примеч. пер.] и др.). Ему можно доверять, и Он ни­когда не покажет Себя неверным по отношению к тем, кто верит в то, что Он сказал. И в самом деле — суть истинной веры заключается в том, чтобы дове­рять Богу на слово, и в том, чтобы полагаться на Него в Его обетованиях.

Кроме того факта, что Бог верен Своим обстованиям, мы также должны утверждать, что все слова Бога о Нем Самом и о Его творении полностью соот­ветствуют действительности. Иными словами, когда Бог говорит, Он говорит истину. Он — «не лгущий Бог» (Тит. 1:2, перевод мой. — У. Г.), Он Бог, Ко­торый не может солгать (Евр. 6:18), Бог, Чьи слова совершенно «чисты» (Пс, 11:7), Тот, о Ком можно сказать: «Всякое слово Бога чисто» (Прит. 30:5). Слова Бога истинны не просто в том смысле, что они соответствуют какому-либо эталону истины вне Бога. Они — сама истина; они являются высшим эталоном и определением истины. Поэтому Иисус говорит Отцу: «Слово Твое есть истина» (Ин, 17:17). То, что было сказано об истинности знания Бога, может быть сказано также и о словах Бога, так как они основаны на Его со­вершенном знании и точно отражают это совершенное знание; слова Бога — это «истина» в том смысле, что они — высший эталон, по которому следует судить об истинности; вес, что согласуется со словами Самого Бога, также истинно, а то, что не согласуется с ними, — неистинно.



Часть И. Учение о Боге




'■ Истинность Бога также является передаваемым атрибутом, потому что мы частично можем подражать ей, стремясь к обладанию истинным знанием о Боге и о Его мире. Ведь когда мы верно мыслим о Боге и творении, когда мы узнаем что-либо из Писания и позволяем Писанию вести нас в нашем на­блюдении и истолковании мира, у нас появляются те же самые мысли, что и у Бога! Мы можем воскликнуть вместе с псалмопевцем: «Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!» (Пс. 138:17).

Это должно побудить нас к приобретению знаний во всех сферах есте­ственных, социальных наук и наук гуманитарного цикла. Какими бы иссле­дованиями мы ни занимались, когда мы открываем новую истину о природе реальности, мы открываем еще одну истину, уже известную Богу. В этом смысле мы можем сказать, что «Всякая истина — это истина Божья»7 и ра­доваться всякий раз, когда изучение или открытие этой истины использует­ся так, как это угодно Богу. Возрастание в знании — это процесс уподобле­ния Богу, процесс, в ходе которого мы становимся существами, еще более близкими к образу Божьему. Павел говорит нам, что мы облеклись в «нового человека», который, по его словам, «обновляется в познании по образу Создав­шего его» (Кол. 3:10).

Живя в обществе, которое крайне невнимательно относится к истиннос­ти произносимых слов, мы, как дети Божьи, должны подражать нашему Творцу и тщательно следить за тем, чтобы наши слова всегда были истин­ными. <> Ие говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового» (Кол. 3:9,10). И вновь Павел призывает: «Посему, от­вергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему» (Еф. 4:25). Па­вел говорит, что в своем собственном служении он стремится к абсолютной истинности: «Отвергнувши скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрос­ти и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом» (2 Кор. 4:2). Мы угождаем Богу, когда отверга­ем от себя «лживость уст» (Прит. 4:24) и произноси м такие слона, которые при­емлемы не только для людей, но также и для Самого Господа (Пс. 18:15).

Кроме того, мы должны подражать истинности Бога в пашей реакции на правду и ложь. Подобно Богу, мы должны ллэбшль истину и ненавидеть ложь. Заповедь, запрещающая лжесвидетельствовать против ближнего своего (Исх. 20:16), как и другие заповеди, требует не просто внешнего ее исполнения, а исполнения всем сердцем. Тот, кто угоден Богу, «говорит истину в сердце сво­ем» (Пс. 14:2) и стремится быть подобным праведнику, который «ненавидит ложное слово» (Прит. 13:5). Бог повелевает Своему народу через Захарию: «Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и лож­ной клятвы не любите; ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» (Зах. 8:17).

' См.: All Truth Is God's Truth by Arthur Holmes (Grand Rapids: Eerdmans, 1977).



Глава И. Свойства Бога: «передаваемые» атрибуты



Эти заповеди даны нам потому, что Бог Сам любит истину и ненавидит ложь: «Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благо-угодны Ему» (Прит. 12:22; ср.: Ис. 59:3,4). Ложь исходит не от Бога, а от сата­ны, который радуется лжи: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» <Ин. 8:44). Не случайно, что вместе с «боязливыми» и «неверны­ми», «скверными» и «убийцами», с «любодеями», «чародеями» и «идолослу-жителями», которые пребывают «в озере, горящем огнем и серою», вдали от небесного города, находятся также и «все лжецы» (Отк. 21:8).

Итак, писание учит нас, что ложь скверна не только из-за величайшего вреда, который она приносит (а вред она приносит гораздо больший, чем мы думаем), но также по более глубокой и значимой причине: когда мы лжем, мы бесчестим Бога и уменьшаем Его славу; ибо мы, сотворенные по образу Божь­ему для того, чтобы отражать Его славу в нашей жизни, действуем в противо­речии с качествами Бога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: