Г Атрибуты цели

В этом разделе мы сначала рассмотрим волю Божью в целом, затем — сво­боду Божьей воли и, наконец, — всемогущество (или безграничную власть) воли Божьей.

14. Воля. Воля Божья — это такой атрибут Бога, с помощью которого Он одобряет и позволяет каждое действие, необходимое для существования и дея­тельности Его Самого и всего творения.

Это определение показывает, что воля Божья связана с определением и одобрением Его сущности и Его деятельности. Она связана с выбором Бога — Он решает, что Емуделатьичтонеделать. :

1) Воля Божья в целом. Писание часто указывает на волю Божью как на высшую или окончательную причину всего, что происходит. Павел говорит о Боге как о «Совершающем все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11). Выра­жение, которое здесь переведено как «все» (где п£а>ш), часто используется Павлом для обозначения всего, что существует, или всего творения (см., напр.:Еф. 1:10,23; 3:9; 4:10; Кол. 1:16,17; Рим. 11:36; 1 Кор. 8:6 [дважды]; 15:27,28


Часть Н. Учете о Боге




[дважды])1. Слово, переведенное как «совершающий» ('ешруШ, «бытьдеятель­ным, действовать, производить») — это причастие настоящего времени, и оно предполагает длящееся действие. Это выражение более развернуто можно было бы перевести так: «Постоянно производящий все в мире в соответствии с ре­шением Своей воли».

Все было сотворено по воле Божьей: «Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Отк. 4:11). Как в Ветхом, так и в Новом Завете о властях говорится, что они «установлены» по воле Божьей: голос с небес гово­рит Навуходоносору, что ему следует знать, что Господь «по воле Своей... дей­ствует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле» (Дан, 4:32), а Па­вел говорит, что «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога ус­тановлены» (Рим. 13:1).

Иерусалимская церковь верила, что все события, связанные со смертью Христа, свершились по воле Божьей, так как в молитве Иерусалимской церк­ви сказано: «По истине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иису­са, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Из­раильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (Деян.4:27528). Конкретное упоминание различных действующих сип на раз­ных этапах распятия, как и неопределенность относительного местоимения во множественном числе «то, чему» (грсч, йота, «те вещи, которые»), подразу­мевают тот факт, что не только смерть Иисуса, но также и все мельчайшие детали, связанные с ней, включены в это утверждение: Божья рука и воля пре­допределили, что все это произойдет.

Иногда воля Божья заключается в том, чтобы христиане страдали (см.: 1 Пет. 3:17, напр.: «Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые»), А в следующей главе Петр говорит: «Итак стражду­щие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, де­лая добро» (1 Пет. 4:19). В этом стихе слова «по воле Божией» не могут отно­ситься к тому, как именно христиане страждут, так как в этом случае стих приобретает смысл: «Те, кто страждет, делая добро, да предадут Ему...» Тогда выражение «по воле Божией» становится просто лишним. Должно быть, это выражение относится к факту страдания; так же как в предыдущей главе сло­ва «воля Божия» относятся к страданию (1 Пет. 3:17).

Иаков призывает рассматривать все события нашей жизни в связи с их подчиненностью воле Божьей. Тем, кто говорит: «Сегодня или завтра отпра­вимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль», — Иаков отвечает: «Вы... не знаете, что (случится) завтра... Вместо того, чтобы вам говорить: „если угодно будет Господу и живы будем, то сдела-

1 Это выражение не всегда имеет такое значение (ср.: Рим. 11:32; 1 Кор. 12:6; 2 Кор. 12:19), однако в контексте, где Павел рассуждает о мире или о вселенной (как в этом отрывке), это выражение ясно указывает на псе вообще, или на все творение.




Глава 12. Свойства Бога: «передаваемые» атрибуты (продолжение)



ем то илидругос'1, вы, по своей надменности, тщеславитесь» (Иак. 4:13—16). Христианам часто трудно связать такое количество событий, в том числе и происходящее зло, с волей Божьей. Некоторые сложности, связанные с этим вопросом, будут рассмотрены здесь, а некоторые — в гл. 15 о провидении Божьем.

2) Различие между двумя аспектами воли Божьей, а) НЕОБХОДИМАЯ ВОЛЯ И СВОБОДНАЯ ВОЛЯ. Некоторые выводы, сделанные исследователями про­шлого, могут помочь нам понять различные аспекты воли Божьей. Мы можем желать или избирать что-либо охотно или неохотно, радостно или с сожале­нием, тайно или явно, так и Бог в Своем бесконечном величии может желать по-разному.

Одно из важных разграничений, проведенных между различными аспек­тами воли Божьей, — это разграничение между необходимой волей Бога и сво­бодной волей Бога. К необходимой воле Бога относится все, чего Он должен желать в соответстви и со Своей природой. Что же это? Он желает быть Самим Собой. Бог вечно желает быть тем, Кто Он есть и что Он есть. Он говорит: «Я ЕСМЬ СУЩИЙ» или «Я БУДУ ТЕМ, КЕМ БУДУ» (Исх. 3:14). Бог не мо­жет избрать быть иным, чем Он есть, или прекратить существовать.

К свободной воле Бога относится все то, чего Бог решил желать, хотя Ему нет необходимостижелать этого, в соответствии со Своей природой. Сюда нам следует отнести решение Бога о сотворении мира и все решения, связанные с деталями этого сотворения. К свободной воле относятся также все деяния Бога, связанные со спасением. Ничто в природе Бога не требовало от Него сотворения мира или возрождения Своего народа из грешного человече­ства (см. выше о независимости Бога). Однако Бог все же решил творить и спасать, и это был совершенно свободный выбор с Его стороны. Хотя сре­ди лиц Троицы бесконечные любовь, общение и слава существуют вечно (см.: Ин. 17:5,24), тем не менее Бог решил сотворить мир и спасти нас ради Его славы (ср.: Ис. 43:7; 48:9-11; Рим. 11:36; 1 Кор. 8:6; Еф. 1:12; Отк. 4:11). Невер­но было бы искать необходимую причину творения или спасения в существе Самого Бога, так как это лишило бы Бога Его независимости. Это означало бы, что без нас Бог не мог бы истинно быть Богом. Решения Бога о творении и спасении были абсолютно свободными решениями.

б) СКРЫТАЯ ВОЛЯ И ЯВЛЕННАЯ ВОЛЯ. Еше одно полезное разграни­
чение между разными аспектами воли Божьей — это различие между скрытой
волей
Бога и 'Его явленной волей. Даже из нашего собственного опыта мы зна­
ем, что можем желать чего-л ибо втайне и лишь позднее открыть эту вол ю дру­
гим людям. Иногда мы говоримдругимлюдямотом, чего мы желаем, еще до
того, какжеласмос происходит, а иногда-мы не открываем нашей тайной воли
дотехнор, покато, чегомыжелали, не произойдет. --.. '..|V: '



Часть II. Учение о Боге




Безусловно, разграничение между разными аспектами воли Божьей хо­рошо видно во многих текстах Писания. Моисей говорит: «Сокрытое при­надлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, что­бы мы исполняли все слова закона сего» (Втор. 29:29). То, что Бог явил, Он явил для того, чтобы мы повиновались воле Божьей: «чтобы мы исполняли все слова закона сего». Однако было и много других аспектов Его плана, которые Он не открыл людям, например, многие подробности будущих событий, ка­кие именно трудности и благословения будут в их жизни и т. д. В этом людям следует просто доверять Богу.

Поскольку явленная воля Божья часто заключается в Его заповедях или «наставлениях», касающихся нашего нравственного поведения, такую волю Бога иногда также называют волей наставления или волей заповеди. Эта Его объявленная воля касается того, что мы должны делать, или того, что Бог по-велевает нам делать.

А скрытая воля Божья обычно заключается в тайных повелениях, через которые Бог правит миром и определяет все то, что должно произойти. Обыч­но Бог не открывает нам эти повеления (за исключением пророчеств о буду­щем), и поэтому такие повеления действительно являются «скрытой» волей Бога. Мы обнаруживаем то, что повелел Бог, лишь когда события уже про­изойдут. Поскольку такая скрытая воля Бога связана с принятием решений о событиях в мире, этот аспект воли Божьей иногда называют также Божьей волей решения1.

В Писании неоднократно упоминается явленная воля Бога. Слова «Да будетволяТвояиназемле,какнанебе»{Мф. 6:10) в молитве Господней гово­рят о том, чтобы люди на земле повиновались явленной воле Божьей, Его запо­ведям, точно также, как и на небе (т.е. полностью и совершенно). Это не мо­жет быть молитва о том, чтобы тайная воля Божья (т. е. Его решения о событи­ях, которые Он запланировал) действительно исполнилась, так как то, что Бог установил Своей тайной волей, обязательно произойдет. Просить Бога о том, чтобы Он свершил то, что Он уже решил, — значит молиться: «Пусть случит­ся то, что случится». Это была бы пустая молитва, так как в ней не содержится никакой просьбы. Кроме того, поскольку мы не знаем скрытой воли Божьей, касающейся будущего, человек, который молится подобным образом, никог­да не узнает, о чем он молится. Это была бы молитва без понятного содержа­ния и без действия. Молитву «Да свершится воля Твоя» мы должны понимать как призыв к тому, чтобы люди на земле следовали явленной воле Бога.

Если мы понимаем это выражение именно таким образом, то мы получа­ем образец молитвы, основанной на повелениях Бога, зафиксированных в Писании. В этом смысле Иисус дает нам модель для разнообразных молит­венных просьб. Здесь Христос призывает нас молиться о том, чтобы люди

; Вопрос о Божьих решениях рассматривается в гл. 15.



Глава 12. Свойства Бога: «передаваемые* атрибуты (продолжение)



повиновались законам Бога, чтобы они следовали в жизни Его принципам, чтобы они повиновались его заповедям, раскаивались в грехах и верили в Хри­ста как в Спасителя. Молиться обо всем этом — значит молиться о том, чтобы воля Божья свершилась на земле, подобно тому как она свершается на небе.

Немного позднее Иисус говорит: «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» <Мф. 7:21). И вновь можно сказать, что речь здесь не может идти о скрытой воле Бога или о воле решения (так как все человечество следует ей, даже если и не подозревает об этом). Иисус говорит о явной воле Бога, а имен­но о моральном законе Бога, которому необходимо подчиняться последовате­лям Христа (ср.: Мф. 12:50; возможно, также: 18:14). Когда Павел повелевает эфесянам: «Познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:17; ср.: Рим. 2:18), он также говорит о явной воле Бога. О ней же говорит и Иоанн: «Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Ин. 5:14).

Возможно, правильным будет отнести к этой категории также 1 Тим. 2:4 и 2 Пет. 3:9. Павел говорит, что Бог «хочет [или «желает», греч. беЛёсо], чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Петр говорит, что «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9). Ни в одном из этих стихов невозможно истолковать волю Божью как скрытую волю, как Его решение о том, что безусловно произойдет, потому что в Новом Завете ясно говорится о том, что придет последний суд и не все будут спасены. Поэтому правильнее всего по­нимать эти тексты как повествующие о явной воле Бога, о Его повелениях че­ловечеству, которым оно должно повиноваться, но Его решениях делать то, что Ему угодно.

С другой стороны, во многих текстах говорится о скрытой воле Божьей. Когда Иаков повелевает нам говорить: «Если угодно будет Господу (точнее, «если пожелает Господь» — eov b Ktiptog веХцат}. — Примеч. пер.) и живы будем, то сделаем то или другое» (Иак. 4:15), то он не может говорить о явлен­ной воле Божьей или воле наставления, так как в отношении многих наших действий мы знаем, что мы планируем и совершаем их в соответствии с пове­лениями Бога. Скорее всего, доверие скрытой воле Божьей смиряет гордыню и выражает смиренную зависимость от полновластного Божьего контроля над всеми событиями нашей жизни.

Еще один пример находим в Быт. 50:20. Иосиф говорит своим братьям: «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро [точнее, «за­думал, запланировал [ЗИП] на благо». — Примеч. пер.], чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей». Здесь явленная воля Бо­жья о братьях Иосифа заключалась в том, чтобы они любили его, не крали у него, не продавали его в рабство и не замышляли убить его. Но скрытая воля Божья заключалась в том, чтобы неповиновение братьев Иосифа привело



Часть It. Учение о Боге




к большему благу, когда Иосиф, проданный в рабство в Египет, получил власть над страной и смог спасти свою семью.

Когда Павел говорит коринфянам: «я скоро приду к нам, если угодно бу­дет Господу [точнее, „если пожелает Господь" — коз/ Ь кЬрюд веХцсгг].При­меч. пер.}» (1 Кор. 4:19), он говорит не о явленной ноле Божьей, так как Павел, в повиновение Богу и во исполнение апостольского служения, уже решил от­правиться к коринфянам. Он скорее говорит о скрытой воле Бога, о Его тай­ном плане на будущее, который неизвестен Павлу и который станет известен ему, лишь когда произойдут будущие события (ср.: Дсян. 21:14; Рим. 1:10; 15:32; Еф. 1:11; 1 Пет. 3:17; 4:19)3.

Евангельское благовестис может быть открыто одним людям и сокрыто от других по воле Божьей. Иисус говорит: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф. 11:25,26). И это также долж­но быть упоминанием о скрытой воле Божьей, ибо явная воля Бога заклю­чается в том, чтобы все люди спаслись. И действительно, Иисус повелевает всем: «Придите ко Мне вес труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Также Павел и Петр говорят нам, что Бог желает спасти всех людей (см.: 1 Тим. 2:4; 2 Пет. 3:9). Таким образом, тот факт, что некото­рые люди не спасены и от некоторых людей Евангелие утаено, следует пони­мать как свершение скрытой воли Божьей, которая нам неизвестна и кото­рую нам не следует пытаться выяснить. Точно так же мы должны понимать как скрытую волю Бога и упоминания в Рим. 9:18 («Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает») и в Деян. 4:28 («Чтобы сделать то, чему быть пре­допределила рука Твоя и совет Твой»).

Однако, когда мы говорим о том, что зло свершается по воле Божьей, воз­никает определенная опасность, хотя Писание и говорит о некоторых собы­тиях именно так. Во-первых, мы можем подумать, что Бог наслаждается злом, которого Он не совершал (см.: Иез. 33:11), так как Он может использовать его в благих целях (более подробно об этом см. в гл. 15). Во-вторых, мы можем обвинить в грехе Бога, а не самих себя, или думать, что мы не несем ответ­ственности за наши злые дела. Однако Писание не колеблясь соединяет утверждения о единодержавной воле Бога с утверждениями об ответственнос­ти человека за зло. Петр водном итом же предложении мог сказать, что Иисус был предан «по определенному сонету и предведению Божию» и что «Сего [Иисуса]... вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили» (Деян. 2:23). И тайная Божья воля решений, и греховность «беззаконных», которая осу­ществила эту волю, утверждаются в одном и том же предложении. Как бы мы

2 Павел говорит, что Бог открыл «нам тайну Своей воли... дабы все небесное и зем­ное соединить под главою Христом» (Еф. 1:9,10). То есть что часть скрытой воли Бога стала явной волей Бога, потому что Бог открыл ее апостолам, а затем — Церкви.



Глава 12. Свойства Бога: «передаваемые» атрибуты (продолжение)



ни осмысляли тайное действие скрытой воли Божьей, никогда не стоит де­лать вывода, что мы освобождены от ответственности за зло или что Бог вино­вен в грехе. Писание никогда не говорит подобного, не можем так говорить и мы, несмотря на то что причина событий пока остается для нас тайной4.

15. Свобода. Свобода Бога — это такой Его атрибут, с помощью которого
Он свершает все, что пожелает.
Это определение подразумевает, что ничто не
может помешать Богу в осуществлении Своей воли. Таким образом, этот ат­
рибут тесно связано с Его волей и Его властью. Этот аспект свободы подчер­
кивает также тот факт, что Бог не подчинен ничему внешнему относительно
Него и что Он свободен делать то, что пожелает. Нет ни личности, ни силы,
которые могли бы диктовать Богу, что Он должен делать. Он не подчинен ни­
какой власти и внешнему принуждению.

О свободе Бога говорится в Пс. 113, где Его великая сила сравнивается со слабостью идолов: «Бог наш на небесах; творит все, что хочет» (Пс. 113:11). Земные правители не могут устоять пред богом и противиться Его воле, ибо «сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Прит. 21:1). Также и Навуходоносор в своем раскаянии понимает, что о Боге должно сказать: «По воле Своей Он действует как в небесном вой нстве, так и у живущих на земле, и пет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: „что Ты сделал?"» (Дан. 4:32).

ПосколькуБогсвободсн, нам следует понять, что Он делает то, что жела­ет сверш ить, и что Его воля обладает совершенной свободой (пока Его дейст­вия соответствуют Его моральным качествам), и не стоит пытаться получить большее объяснение действий Бога в творении. Иногда люди пытаются по­стигнуть причину, по которой Богу следовало совершить то или иное деяние (напр., сотворить мир или спасти нас). Правильнее будет просто сказать, что лишь абсолютно свободная воля Божья (действовавшая в согласии с Его ка­чествами) была той высшей причиной, по которой Он решил сотворить мир и спасти грешников.

16. Всемогущество (власть, суверенность). Всемогущество Бога означа­
ет, что Он может воплотить всю Свою святую волю.
Свобода Бога указывает
на тот факт, что решениям Бога нет никаких внешних ограничений, а всемо­
гущество Бога указывает на Его власть сделать то, что Он решил сделать.

В Писании часто говорится об этой власти. Бог есть «Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани» (Пс. 23:8). Риторический вопрос «есть

4 Более подробно вопрос о соотношении воли Божьей и ала рассматривается в гл. 15.
См. также прекрасное эссе: John Piper, "Are There Two Wills in God? Divine Election and
God's Desire for All to Be Saved", in The Grace of God,!he Bondage of the Wril,\o\. 2, ed. by Tom
Schreincr and Bruce Ware, Grand Rapids: Baker, 1995.. -,.■,-...■-■



Часть И. Учение о Боге




ли что трудное для Господа?» (Быт. 18:14; Иер. 32:27), безусловно, подразуме­вает (в том контексте, где он встречается), что для Господа нет ничего трудно­го. Иеремия говорит Богу: «Для Тебя ничего нет невозможного» (Иер. 32:17).

Павел говорит, что Бог «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20). Бог назван «Вседержителем» (2 Кор. 6:18; Отк. 1:8), и это слово (греч. катокреехсор [букв.: «все имеющий во власти» или «всемогущий». — Примеч. пер.]) подразумевает обладание всей силой и властью. Кроме того, ангел Гавриил говорит Марии: «...у Бога не оста­нется бессильным никакое слово» (Лк. 1:37), а Иисус говорит: «Богу же все возможно» (Мф. 19:26),

Эти тексты указывают на то, что власть Бога бесконечна и что Он по­этому не ограничен вдействияхтолькотем,чтоОнсделал. Бог способен со­вершить больше, чем то, что Он совершает в действительности. Например, Иоанн Креститель говорит: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Ав­рааму» (Мф. 3:9). Бог «творит все, что хочет» (Пс. 113:11). Он мог бы уничто­жить Израиль и произвести великий народ от Моисея (ср.: Исх. 32:10), но Он не сделал этого.

Тем не менее есть такие веши, которые Бог не мог бы сделать. Бог не мо­жет желать или делать то, что отрицало бы Его сущность. Поэтому всемогу­щество Бога определяется как Его способность воплощать «всю Свою свя­тую волю». Это не означает, что Бог может сделать вес; Он может сделать все, но только то, что согласуется с Его моральными качествами. Например, Бог не может лгать. В Библии Он назван (дословно) «не лгушим Богом» или «Бо­гом, Который никогда не лжет» (Тит. 1:2), Автор Послания к Евреям говорит, что в клятве и обетовании «невозможно Богу солгать» (Евр. 6:18). Во Втором послании кТимофею (2:13) о Христе сказано: «Себя отречься не может». Кро­ме того, Иаков говорит: «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13). Таким образом, Бог не может лгать, грешить, отрекаться от Себя и быть искушаем злом. Он не может прекратить существовать, или перестать быть Богом, или действовать вопреки своим атрибутам.

Это означает, что не совсем верно утверждать, что Бог может делать все. Даже в процитированных выше отрывках из Писания, где употребляются схо­жие выражения, в контексте их следует понимать в том смысле, что Бог может делать все, что Он желает сделать, или все, что согласуется с Его качествами. Хотя власть Бога бесконечна, употребление этой масти определяется други­ми Его атрибутами (также как все атрибуты Бога определяют Его действия). Итак, это еще один случай, когда неправомерный акцент на одном атрибуте и желание рассматривать его в отрыве от прочих качеств Бога может привести к неверному пониманию этого атрибута.

Осуществление Богом власти над Своим творением иногда даже называ­ют единодержавием Бога. Единодержавие Бога — это осуществление Им прав­ления (в качестве «Владыки» или «Царя») над Своим творением. Более под­робно эта тема будет рассмотрена в гл. 15, о провидении Божьем.



Глава 12. Свойства Бога: «передаваемые» атрибуты (продолжение)


23!


В заключение следует подчеркнуть, что Бог создал нас таким образом, чтобы показать в нашей жизни некоторое слабое отражение каждого из атри­бутов намерения. Бог создал нас кактворения, обладающие волей. Мы совер­шаем выбор и принимаем реальные решения, касающиеся событий нашей жизни. Хотя наша воля не является абсолютно свободной, как воля Бога, тем не менее Бог дал нам относительную свободу в рамках наших сфер деятельно­сти в том мире, который Он сотворил.

Мы интуитивно ощущаем свою способность пользоваться волей и совер­шать выбор и делаем это относительно свободно, что является одним из са­мых значительных признаков подобия Богу в нашем существовании. Конеч­но, наше желание пользоваться волей и наше стремление быть свободными от ограничений может проя&чяться греховным образом. Люди могут возгордиться и возжелать такой свободы, которая подразумевает бунт против власти Бога и отказ подчиняться Его воле. Тем не менее, когда мы пользуемся нашей волей и свободно совершаем выбор, который угоден Богу, мы отражаем Его каче­ства и прославляем Его. Когда порочная власть или иные обстоятельства ли­шают людей способности совершатьсвободный выбор, люди в значительной степени лишаются богоподобия. Нет ничего удивительного в том, что они го­товы вернуть себе свободу практически любой иеной. Возглас американского революционера Патрика Генри «Дайте мне свободу или предайте меня смер­ти!» находит отклик в каждой душе, сотворенной по образу Божьему.

Конечно же, мы не обладаем бесконечной властью или всемогуществом, как и бесконечной свободой или каким-либо другим атрибутом Божьим. Но, несмотря на то что мы не обладаем всемогуществом, Бог дал нам власть доби­ваться результатов, как и физическую силу, и другие виды возможностей: силу ума, духа, убеждения и власть в различных видах социальных структур (в се­мье, церкви, гражданском правительстве и т. д.). Во всех этих сферах исполь­зование власти так, как угодно Богу и в соответствии с Его волей, прославля­ет Его и отражает Его качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: