Д. «Общие» атрибуты

17. Совершенство. Совершенство Бога означает, что Бог полностью об­ладает всеми превосходными качествами и у Него нет недостатка ни в одном качестве, которое было бы Ему желанно.

Трудно решить, считать совершенство отдельным атрибутом или просто включить в описание других атрибутов. В некоторых текстах говорится, что Бог «совершенен». Иисус говорит нам: «Итак будьте совершенны, как совер­шен [греч. leleiog. — Примеч. пер.] Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). А Давид говорит о Боге: «Непорочен путь Его» (евр. П'йП, «оконченный, завершенный, совершенный»; в Септуагинте — <%1Щ1<К, «совершенный, безукоризненный», в английском переводе, на который опирается автор, —perfect. — Примеч. пер.; Пс. 17:31; ср.: Втор. 32:4). Таким образом, в Писании есть прецедент открытого



Часть II. Учение о Боге





утверждения о том, чтоу Бога нет недостатка ни в каком совершенстве: Он впол­не обладает всеми Своими атрибутами и у Него нет недостатка ни в одном из этих атрибутов. Крометого.неттакого качества или совершенства, которое было бы желанно Богу, но Он им бы не обладал: Он «завершен» (complete) или «со­вершен» во всех отношениях (греч. tЈXeioq из Мф. 5:48 этимологически род­ственно слову itXoq, «конец, завершение»; евр. □"'ГЭЛиз Пс. 17:3] и Втор. 32:4 связано с DP [DJT], «заканчиваться, завершаться». — Примеч. пер.).

Этот атрибут — первый среди «общих» атрибутов по той причине, что он не вполне подпадает под другие перечисленные категории. Хотя все атрибу­ты Бога в каком-то смысле влияют на прочие атрибуты, тс, что включены в эту категорию, похоже, более непосредственно затрагивают все атрибуты или описывают какой-либо аспект всех атрибутов, который необходимо указать прямо.

IS. Блаженство. Быть «блаженным* — значит'быть счастливым в наибо­лее полном и глубоком смысле. Писание часто говорит о благословенности тех людей, которые ходили путями Божьими. Однако в Первом послании к Тимо­фею Павел говорит о Боге: «...блаженный и единый сильный Царь» (1 Тим. 6:15), и о «славном благовестим блаженного Бога» (1 Тим. 1:11). (В приведенных ав­тором цитатах — blessed. — Примеч. пер.) В обоих случаях в греческом тексте употреблено не слово sbXoyqioq (которое часто переводится словом «блажен­ный»), а цак&рюс, (что означает «счастливый»).

Итак, понятие «блаженный Бог» можно определить следующим образом: блаженство Бога означает, что Бог вполне наслаждается Собой и всем тем, что отражает Его качества. В этом определении представление о счастье, или блаженности, Бога напрямую связывается с Его личностью как центром всего того, что достойно радости или наслаждения. Это определение указы­вает на то, что Бог совершенно счастлив, что Он обладает в Себе полнотой радости.

Это определение отражает тот факт, что Богу в творении доставляет удо­вольствие все, что отражает Его собственное совершенство. Окончив труд тво­рения, Он взглянул на все, что сотворил, и увидел, что это было «хорошо весь­ма» (Быт. 1:31). Эго указывает на одобрение Богом Своего творения и на то, что творение приносило Ему радость. Далее, в Книге Пророка Исайи, мы чи­таем о будущей радости Бога о своем народе: «Как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Ис. 62:5; ср.: Прит. 8:30,31; Соф. 3:17).

Тот факт, что, наслаждаясь Своим творением или даже нами, на самом деле Бог наслаждается отражением Своих собственных совершенных качеств, может показаться нам странным и даже отчасти разочаровать нас. Однако, если мы вспомним, что абсолютно все желанное или совершенное содержит­ся в бесконечно огромной мере в самом Боге, то мы поймем, что иначе и быть не может: любое совершенство, существующее в мире, любое желанное каче-



Глава 12. Свойства Бога; «передаваемые» атрибуты (продолжение)



ство в конечном счете должно восходить к Нему, ибо Он — Творец всего и ис­точник всякого блага. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный ни­сходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17).

Поэтому мы должны сказать себе то, что Павел сказал коринфянам: «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4:7). «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки» (Рим. 11:36)

Мы подражаем блаженству Бога, когда обретаем наслаждение и радость во всем том, что угодно Богу, как в тех аспектах нашей жизни, которые Ему угодны, так и в поступках других людей. Когда мы испытываем наслажде­ние и чувство благодарности за те или иные способности, предпочтения и другие особенности, которыми Бог наградил нас, как личностей, то мы так­же подражаем атрибуту блаженства. Кроме того, мы подражаем Божьей блажен ности, когда радуемся тому, как творение отражает различные аспек­ты Его совершенной природы. Но наибольшую блаженность, наибольшее счастье мы обретаем в источнике всех благих качеств — в Самом Боге.^

19. Красота. Красота Богаэто такой атрибут, благодаря которому Он является совокупностью всех желанных качеств. Этот атрибут Бога неявно присутствовал в целом ряде атрибутов, рассмотренных раньше, и в особенно­сти он связан с совершенством Бога. Тем не менее в определении совершен­ства Бога было показано, что у Него нет недостатка ни в чем из того, что Ему желанно. Данный же атрибут — красота — определен в позитивных терминах и показывает, что Бог действительно обладает всеми желанными качествами: «совершенство» означает, что у Бога нет недостатка ни в чем из желанного; «красота» означает, что Бог обладает всем желанным. Это два различных пути утверждения одной и той же истины.

Тем не менее это позитивное утверждение того факта, что Бог обладает всем желанным, что имеет определенную ценность. Этот атрибут напоминает нам, что все наши благие и праведные желания, все те желания, которые долж­ны были бы присутствовать в нас или в любом другом творении, обретают свое наивысшее исполнение только в Боге, и ни в ком ином.

В Пс. 26:4 Давид говорит о красоте Бога: «Одного просил я у Господа, того только ишу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его». Схожая мысль выражена в другом псалме: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле» (Пс. 72:25). В обоих случаях псалмопевец признает, что его стремление к Богу, Который есть совокупность всего желанного, далеко превосходит все прочие желания. Кульминация этого желания — это стремление быть рядом с Богом и наслаж­даться Его присутствием вечно. Таким образом, величайшим благословением небесного города будет такое: «И узрят лице Его» (Отк. 22:4).jr) r^ft-j^y Mo j „;



Часть И. Учение о Боге





Энн Р. Казн (Arine R. Cousin), безусловно, обладала особым видением неба — в последней строфе своего гимна «Тонут пески времени» она написала:

Не на наряд невеста смотрит, —
......; -.. 1 На жениха светлейший лик.

1>иЧ-...ь, -;. Mi [•>,, Не к славе обращу я взор свой, — ' ■.;- ■, ^

i.T, ;щ ■ ■ j^ царЮ; что столь велик; Mfvlb-r/fir

' ;' '■ !*. ■ ■ И не к венцу, что Он дарует мне, — '"■ 7 ■""'

К рукам, что гвоздь пронзил.

„-• ni" ■ ■ -■"" В земле той правит Агнец,...,д„.,.л..ц.;

'1' И назван Он — Эммануил., by'of^1.'Йбт&'Э'Й'й'з''

В нашей жизни мы отражаем красоту Бога, когда своим поведением угож­даем Ему. Так, Петр говорит женам, что их «украшением» (т. е. источником их красоты) должен быть «сокровенный сердца человек в нетленной красоте крот­кого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3:4). Также и Павел говорит рабам, чтобы они «во всем были украшением учению Спасите­ля нашего Бога» (Тит. 2:10).

Красота нашей жизни настолько важна для Христа, что Он стремится к тому, чтобы освятить всю церковь, «чтобы представить ее Себе славною Цер­ковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:27). Таким образом, каждый индивидуально и все вместе мы отражаем красоту Бога во всем, в чем мы проявляем Его каче­ства. Когда мы отражаем Его качества, Он наслаждается нами и находит нас прекрасными.

Но и мы также наслаждаемся совершенством Бога, когда видим, как оно проявляется в жизни наших братьев и сестер в Господе. Поэтому прекрасно, что мы испытываем радость и наслаждение от общения друг с другом и что эта радость возрастает по мере того, как наша жизнь все больше уподобляет­ся Христу. Прекрасно, что мы стремимся быть в общении с народом Божьим, в котором проявляются качества Бога, ибо когда мы наслаждаемся благочес­тием народа Божьего, в конечном счете мы наслаждаемся Самим Богом, на­блюдая проявление Его качеств в жизни Его народа.

20. Слава. В одном значении слово «слава» означает просто «честь» или «прекрасная репутация». Именно в этом значении это слово употреблено в Ис.43:7, где Бог говорит о Своих детях: «...Кого Я сотворил для славы Моей» или в Рим. 3:23, где говорится, что все «согрешили и лишены славы Божией». Оно имеет такое же значение в Ин. 17:5, где Иисус просит Отца прославить Его «славою», которую Он имел у Него «прежде бытия мира», и в Евр. 1:3, где говорится о том, что Сын есть «сияние славы Божией» (перевод мой. — У Г.). В этом смысле, слава Божья — это не вполне атрибут Его существа, а скорее описание наивысшей чести, которую весь мир должен воздать Богу (в том числе и честь, которую воздают друг другу личности Троицы; Евр. 1:3




Глава 12. Свойства Бога: «передаваемые» атрибуты (продолжение)



и Ин. 17:5). Однако это нею значение слова «слава», которое интересует нас в этом разделе.

В другом смысле «слава» Божья означает яркий свет, который окружает присутствие Божье. Поскольку Бог есть дух, а не энергия или материя, этот видимый свет не является частью существа Бога; он есть нечто сотворенное. Мы можем определить его следующим образом: слава Божья есть сотворен­ное сияние, которое окружает открытие Богом Себя Самого.

Этот «атрибут» Бога на самом деле не является Его атрибутом в том же самом смысле, что и прочие атрибуты, так как здесь мы говорим не о каче­ствах Самого Бога, а о сотворенном свете, или сиянии, которое окружает Бога, когда Он проявляет себя в Своем творении. Таким образом, слава Божья в этом значении, в действительности, не является атрибутом Бога в Нем Самом. Тем не менее слава Божья — это нечто, принадлежащее Ему одному, и она являет­ся уместным внешним выражением Его совершенства. В связи с этим, нам кажется правильным рассмотреть вопрос о славе непосредственно после рас­смотрения атрибутов Бога.

Писание часто говорит о славе Божьей. Давид вопрошает: «Кто сей Царь славы? — Господь сил, Онцарь славы» (Пс. 23;10). В Пс. 103:1,2 читаем: «Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием. Ты оде­ваешься светом, как ризою...» Эта слава Божья часто упоминается в Ветхом Завете.

Она вновь упоминается в Новом Завете в связи с возвещением пастухам о рождении Иисуса: «Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим» (Лк. 2:9). Слава Божья также была явлена во время преображения Иисуса (ср.: Мф. 17:2), а о будущем небесном городе мы читаем: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец» (Отк. 21:23).

Раскрытие Богом Себя Самого должно сопровождаться подобным сия­нием и великолепием, ибо эта слава Божья — видимое проявление великоле­пия существа Бога. Величие бытия Божьего, совершенство всех Его атрибу­тов есть нечто такое, чего мы никогда не постигнем полностью, и перед чем мы приходим в трепет, и чему поклоняемся. Закономерно, что видимое прояв­ление Бога таково, что мы не можем прямо взирать на него, что оно настолько ярко, что даже тогда, когда мы видим его лишь отчасти, оно вызывает в нас как искреннюю радость, так и великий трепет.

Удивительно, но Богсоздал нас для отражения Своей славы. Павел гово­рит нам, что даже теперь, в нашей христианской жизни, мы «преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3:18; ср.: Мф. 5:16; Флп. 2:15). Хотя сейчас мы и не окружены видимым светом, жизнь человека, глубоко любяще­го Бога, окружена сиянием, величием и красотой, которые часто видны тем, кто живет рядом с таким человеком. В будущей жизни это сияние усилится, и когда мы будем править с Христом, то, судя по всему, мы также получим


Часть П. Учение о Боге




внешний вид, который будет соответствовать этому статусу и статусу носите­
лей образа Божьего и служителей Иисуса Христа (ср.: Прит. 4:18; Дан. 12:3;
Мф. 13:43; 1 Кор. 15:43)5.
._________________ .1 и а п:-у,'и _____________________ и~1,олэоГ[.о-т-_____________________

-л-.ч..^.-■'. niv io мэжом мМ

В.о,прось).д/щ самостоятельной работы,„л^ЙИ?.тэ,.л

.'■.': мел н vov/dNqTK oi3ietrcsiuv -■■>* вя.сюЛ чтуЗштги» rotf':'

Воля, свобода.

1. Назовите правильные и неправильные проявления индивидуальной воли
и свободы взрослеющими детьми, когда они стремятся выйти из-под контроля
родителей. Следует ли считать это свидетельством того факта, что мы сотворены
по образу Божьему?

me и ir'»j*..D.:;f v.ttu 11 Ваасть ■-■1.М1тя1«эил,vwtra::_nMi/ яа

2. Если власть Бога — это способность делать то, что Он желает делать, то
является ли для нас власть способностью повиноваться воле Божьей и осуществ­
лять в мире то, что угодно Богу? Назовите многочисленные возможности усиле­
ния подобной власти в нашей жизни.

....'.„ t,.____ „.........,....., Совершенство..._._.:.?....

3. Каким образом Божий атрибут совершенства напоминает нам, что мы не
можем ощутить удовлетворения, если отражаем лишь часть качеств Бога в нашей
жизни? Можете ли вы описать, как именно мы могли бы «быть совершенными»,
подобно тому, как совершенен наш небесный Отец, в применении к вашей соб­
ственной жизни?........




Блаженство ■ ■' ■ ■ ■ ■

4. Вы довольны тем, как вас сотворил Бог, — теми физическими, эмоцио­
нальными, умственными и коммуникативными особенностями, которые Он вам
даровал? Тому полу, который Он даровал вам (будь то мужской или женский пол)?
Теми духовными дарами, которые Он дал вам? Как нам следует радоваться нашей
личности, физическим качествам, способностям, положению и т. д.? Каким об­
разом нам не следует радоваться подобным вещам? Сможем мы когда-либо быть
вполне «блаженными», или счастливыми? Когда это произойдет и почему?

5. Подумайте о тех качествах, которыми вы восхищаетесь в других людях, как
в христианах, так и в нехристианах. Какими из них следует восхищаться, а каки­
ми нет? Как это можно определить? Каким образом мы можем чаще и более пол­
но испытывать наслаждение Самим Богом? «..^^.-у^Л^.л ^i,^

Красота

„., 6. Изменится ли наше понимание красоты, если мы откажемся от определе­ния красоты, принятого в нашем обществе, которое, возможно, мы сами прини-

1 О прославлении см. в гл. 41.




Глава 12. Свойства Бога: ■'передаваемые/' атрибуты (продолжение)



мали ранее, и решим, что истинно прекрасны лишь качества Самого Бога? Смо­жем ли мы обоснованно применять наше новое представление о красоте к неко­торым вещам, которые прежде мы считали прекрасными? Объясните, почему.

7. Понимаете ли вы самое большое желание Давида: «Чтобы пребывать мне в
доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать
храм Его» (Пс. 26:4)?

•-J х

Слава

8. Когда пастухи близ Вифлеема увидели славу Господню, сияющую вокруг
них, они «убоялись страхом великим» (Лк. 2:9). Но, когда мы войдем в вечную
жизнь в небесном городе, мы постоянно будем окружены сиянием славы Господа
(Отк. 21:23). Будем ли мы постоянно ощущать тот страх, который испытали пас­
тухи? Почему? Вы бы хотели жить в присутствии этой славы? Можем ли мы ощу­
тить ее в этой жизни?

Специальные термины


атрибуты цели

блаженство

власть

воля

всемогущество

красота

необходимая волн

«общие» атрибуты

Mf-POl,Tt


разумное самоопределение свободная воля

скрытая воли совершенство суверенность явленная воля

■=БЭКДЛЯ ЗЙ1#. свобода CV гкпытяя

— I \(ti

('881

Библиография


Поскольку в разных систематических богословиях атрибуты Бога классифи­цируются по-разному, в некоторых из указанных ниже разделов рассматривают­ся лишь передаваемые атрибуты, а в некоторых — все атрибуты Бога.

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях "'' '" '

1. Англиканские (епископальные)

■ хынтлнчотав а

1882-1892 Litton, 58-74

1930 Thomas, 14-20, 495-500

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1847 Finney, 49-65, 135-180. 524-544,

1875-1876 Pope, 1:248-255, 287-360 1892-1894 Miley, 1:159-222

Ш1



Часть II. Учение о Боге




-■ ' 1540; -..-Wiley, 1:241-393 ^ыихт^чтп^н-щу^щ*
-г I960 Purkiser, 127-142 й ныо+.'Ъ* ш$.щ-ны

■:■ ■ 1983 Carter, 1:111-127 ^ino-as' i-i;iim w.iqa

: -.. 1983 Cottrell, 1: 192-305, 388-468; 3:175-400, 461-528 ' *

i- 1987-1990 Oden, 1:15-130 эм-л

3. Баптистские

1767 Gill, 1:37-187, 359-365_ ~ег*нт. -£;-ю*=г

. 1.88,7 „,,. Boyce, 54-115.,„.,,;vw..:.4n CiI4p,.„,-,-- ;r,,:--,„;* g

1907 Strong, 243-303. -. ",... V|..

. i 1917 Mullins, 214-250 „'-,.,

.,, 1976-1983 Henry, 2:151-246; 5:9-164, 214-375; 6:35-89, 251-417 ^

Vj 1983-1985 Erickson, 263-320 : н: .^^.ф,.^*vu>H*oii'irirK

■- 1987-1994 Lewis/Demarest, 1:175-248 ' '" '■■„„. "jA я'оь. а -.,,ITN-

4. Диспенсационалистские

1947 Chafer, 1:179-224, 260-271,

■■■tfl^;,.;. Thiessen, 75-88 "KHUehO1^ '/'*..," '.'

19&6 Ryrie, 35-50 ' ' ' ' ''■..."'*' '......

5. Лютеранские:i •._,. „1

1917-1924 Pieper, 1:405-466 " J,^и)ш

1934 Mueller, 160-175 J'w 'Гч1 ' aoc

- .1,:--V.-i..,:... ■ ■:

6. Реформатские (или пресвитерианские), 4 lv.,.™1-J^1'''1- 'J^
1559 Calvin, 1:96-120 (1.10-12)

1861 Heppe, 57-104

■ 1871-1873 Hodge, 1:366-441

1878 Dabney, 38-54, 144-174

1887-1921 Warfield, BTS, 505-522; SSW, 1:69-81; ST, 109-114

1889 Shedd, 1:151-194, 334-392; 3:89-248

1909 Bavinck, DG, 175—251 (исключительно ценный анализ атри-

»;:)■.(№>■. -"j.,' бутов Бога) .,ц:^з-ч ■

.■t;iT93&.' ' ■ Berkhof, 41-81 ■ "

1962 Buswell, 1:29-71 у--тыяцх.п\\шы..я.

7. Обновленческие (пятидесятнические и харизматические)...

1988-1992 Williams, 1:47-82.,

.£■.:/.

■............, Соответствующие разделы '• -1 ч''1

в авторитетных римско-католических богословиях

1. Традиционные богословия

1955 Ott, 24-49 ; мл-' -*-^.^,-, зн^м

2. Написанные после II Ватиканского собора,_.■' .'■''' \
1980 McBricn 1:283-342.■ ; /?,J.,,,-,<•



Глава 12. Свойства Бога: «передаваемые» атрибуты (продолжение)



Другие работы

Bray, Gerald L. The Doctrine of God. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1993.

Bromiley, G. W. "God". In 1SBE, 2:493-503.

Charnock, Stephen. The Existence and Attributes of God. Repr. ed. Evansville, Ind.: Sovereign Grace Book Club, n. d., pp. 181-802 (first published 1655-1680).

Kaiser, Christopher B. The Doctrine of God. Westchester, 111.: Good News, 1982.

Lewis, Gordon R. "God, Attributes of. In EDT, pp. 451-459.

Lewis, Gordon R. "Impassibility of God". In EDT, pp. 553—554.,-v.,,

Packer, J. I. "God". In NDT, pp. 274-277.

Packer, J. I. Knowing God. London: InterVarsity Press, 1973, pp. 80—254.

Piper, John. Desiring God. Portland, Ore.: Multnomah, 1986.

Piper, John. The Pleasures of God, Portland, Ore.: Multnomah, 1991. "■": ''

Saucy, R. L. "God, Doctrine of. In EDT, pp. 459-464.

Tozer, A. W, The Knowledge of the Holy. New York: Harper and Row, 1961.

Van Til, Cornelius. In Defense of the Faith, vol. 5: An Introduction to Systematic Theology. Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1976, pp. 200-252.

Wfenham, John W. The Goodness of God. London: Inter-Varsity Press, 1974.

" ' Отрывок для запоминания

Пс. 72:25,26:

Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.

-оИ

i;.'in

'. •№' -i-t 4.

П. J ЖГМ-


ГЛАВА 13


Бог в трех лицах: Троица

'.'-.: " L Как Бог может быть тремя личностями^ гуС,|;г.о.,а

:;:t.^!i',^i.Ttf3'.b- И При ЭТОМ ОДНИМ БОГОМ?. sjg &,, ' "

li#-Ј:

.В la

В предыдущих главах были рассмотрены многие атрибуты Бога. Но если бы мы осмыслили только эти атрибуты, м ы отнюдь не поняли бы Бога правиль­но, ибо не поняли бы, что Бог, в самом Своем существе, всегда существовал как более чем одна личность. Бог существует в трех лицах, хотя Он и один Бог.

Важно воспринимать учение о Троице в связи с изучением атрибутов Бога. Думая о Боге как о вечном, вездесущем, всемогущем и т. д. Существе, мы мо­жем сделать вывод, что все эти атрибуты характеризуют только Бога-Отца. Однако библейское учение о Троице говорит нам, что атрибуты Божьи отно­сятся ко всем трем лицам, так как каждый из них полностью является Богом. Бог-Сын и Бог Святой Дух настолько же вечны, вездесущи, всемогущи, бес­конечно мудры, бесконечно святы, бесконечно любящи, всезнающи и т. д., как и Бог-Отец.

Учение о Троице — одно из наиболее важных учений христианской веры. Исследование библейского учения о Троице открывает нам великую перспек­тиву при изучении вопроса, который является центром всего нашего богоис­кательства: каков Бог в Себе Самом? Из этой главы мы узнаем, что в Себе Самом, в Своем бытии, Бог существует в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа, и при этом Он — один Бог.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: