■*jsii -v^:>i,^^-.n;;"..vv '*n'Ai. > *:V(W Я idol,'torE
Церковное правление *шть:& -лыцси
■ ■■'- '..ч \ '.4i'oD ^ п.-;.nrtol.'jji'-IW
■" Каким образом должно осуществляться правление церкви? Как следует избирать служителей церкви? Может ли женщина быть пастором церкви?
l4i7!"V'"'tV-1 ■^-■'-->- ■'.«'- ■■_—
■•f - ":>— С:01 /:->>Л".'
.,.,. ч1'-"-. ■".-'■.":■*!■■" Л. ■"-';!.■."■. ^.i.i1' ' :~V ' ■-"1 V..v' г\.: ■ -f •tЈ,iij1.J..<lSV\
- \- ^ ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ 179atA ;l №>W!
В наше время в церквах существуют различные формы правления. Римско-католическая церковь по всему миру находится под властью папы. Епископальные церкви на местном уровне управляются епископами, над которыми поставлены архиепископы. Пресвитерианские церкви доверяют региональную власть пресвитерам, а национальную — генеральным ассамблеям. Баптистские церкви и многие другие независимые церкви не имеют никакой формальной власти, которая была бы выше местной общины, и присоединение к деноминациям происходит на добровольной основе.
|
|
Внутри местных церквей у баптистов обычно бывает один пастор и совет дьяконов, но иногда есть также и совет пресвитеров. У пресвитериан су шествуют советы пресвитеров, а у епископальных церквей—собрание налогоплательщиков прихода. В других церквах существует просто церковный совет.
Дан ли в Новом Завете образец церковного правления? Можно ли считать какую-либо форму правления более совершенной? Именно об этом мы будем говорить в этой главе.
В самом начале необходимо сказать, что форма церковного правления не считается первостепенным учением, подобно учению о Троице, о божеа вен-ности Христа, о заместительном искуплении или авторитете Писания. Изучив то, что говорится в Новом Завете поданному вопросу, я пришел к выводу, что каждая форма правления имеет свои слабые и сильные стороны. А история Церкви показывает, что в течение многих веков успешно работали различные формы. Кроме того, некоторые аспекты церковного правления описаны вполне ясно в Новом Завете, другие (напр., вопрос о том, как следует избирать служителей церкви) — менее ясно. Поэтому мне кажется, что евангельские христиане могут иметь разные мнения по этому вопросу, в надежде на то, что со временем вопрос прояснится. Отдельные христиане могут отдавать предпочтение той или иной системе и в уместной форме доказывать ее преимущества, но все же, мне кажется, мы должны с радостью нести служение в рамках многочисленных форм протестантского церковного правления.
Глава 46. Церковное правление
Я не хочу сказать, что данный вопрос вовсе не является важным. В этой сфере, как и в других, церковь может быть более и менее чистой. Если в Новом Завете есть ясные образцы церковного правления, то, если мы недооцениваем их значения, в наших церквах будут иметь место негативные последствия. Поэтому христиане, безусловно, могут свободно высказываться или писать на эту тему, чтобы трудиться ради большей чистоты церкви.
|
|
В этой главе мы сначала сделаем краткий обзор новозаветных данных о
служителях церкви, таких, как апостол, пресвитер и дьякон. Затем мы пого
ворим о том, каким образом следует избирать служителей церкви. После это
го мы рассмотрим два сложных вопроса, мнения по которым расходятся: ка
кая форма церковного правления — если таковая вообще существует — наи
более близка тому; что мы видим в Новом Завете; и может ли женщина быть
пастором церкви...,,..
А. Церковные служители ' '■'' : -'
- -у\. i -,«r3fr ""
В этой главе мы будем использовать следующее определение: церковный служитель — это человек, которому было публично присвоено право и дана ответственность осуществлять определенные функции ради блага всей церкви.
В соответствии с этим определением пресвитеры и дьяконы будут рассматриваться в качестве церковных служителей, так же и пастор (если это отдельное служение). Церковный казначей и церковный председатель собрания также являются служителями (названия этих должностей варьируют в зависимости от церкви). Все эти люди получили общественное признание, обычно в том служении, на которое они были поставлены, или "рукоположены». Им не-обходимо общественное признание, чтобы они могли осуществлять свои функции. Например, странно было бы людям не знать, кто примет пожертвования и поместит их в 6ai [к, или если бы несколько человек каждую неделю спорили и доказывали, что у них есть талант осуществлять эту работу! Правильное функционирование церкви требует, чтобы один человек был признан ответственным за это служение. И пастор, который проводит библейские уроки каждое воскресное утро, должен быть признан человеком, имеющим на это право и несушим за это ответственность (по крайней мере, в большинстве форм церковного правления). Если бы это было не так, то разные люди готовили бы проповеди и все требовали бы права проповедовать, а в какое-то воскресенье никто не захотел бы сделать это. Также люди должны знать, кто является пресвитером церкви, чтобы следовать за ним.
В церкви используют свои дары многие люди, но мы не говорим, что они назначены на «должность», поскольку им не требуется общественного признания для того, чтобы их дары действовали. Те, у кого есть дар «вспоможения» (см.: 1 Кор. 12:28), или дар сильной веры, или дар «различения духов» (1 Кор. 12:10), или дар увещевания, или благотворителя (Рим. 12:8),
Часть VI, Учение о Церкви
не нуждаются в общественном признании для того, чтобы их дары действовали в церкви.
Дальше мы увидим, что в Новом Залете говорится об одном церковном служении, действие которого было ограничено тем временем, когда церковь была основана (апостольское служение), и о двух других служениях, которые продолжают существовать и в эпоху церкви (служения пресвитера и дьякона).
1. Апостол. Ранее м ы уже говорили, что новозаветные апостолы обладали уникальной властью в ранней Церкви — властью произносить и писать слова, которые были «словами Бога» в абсолютном смысле. Апостолы записывали слова, которые затем стали словами Писания1. Этот факт сам по себе должен навести нас на мысль о том, что в апостольском служении заключалось нечто уникальное, то, что в наши дни мы не можем видеть, ибо в наши дни никто не может добавить к Библии какие-либо слова и считать их словами Самого Бога и частью Писания2.
|
|
Кроме того, то, что известно нам из Нового Завета о признаках апостольства о и личностях апостолов, также приводит нас к выводу, что это служение было уникальным и ограничивалось лишь I в. и что в наше время не следует ожидать появления новых апостолов3. Мы убедимся в этом, рассмотрев следующие вопросы: что требовалось, чтобы стать апостолом? Кто был апостолом? Сколько было апостолов? Существуют ли апостолы в наши дни?
С самого начала нужно сказать, что ответы на эти вопросы зависят от того, что мы подразумеваем под словом «апостол». В наши дни многие употребляют это слово в очень широком смысле, называя так человека, который успешно занимался созданием церквей (напр.: «Уильям Кэри был апостолом Индии»). Еслитакупотреблять это слово, то все согласятся, что апостолы существуют и в наши дни, — поскольку эффективно действующие миссионеры, созидающие церкви, есть и сегодня.
В Новом Завете есть три стиха, в которых слово «апостол» (греч. bszbaxdkoc) употребляется в широком смысле, но не для того, чтобы обозначить определенное церковное служение, а в значении «посланец». В Флп. 2:25 Павел называет Епафродита «посланником [ЬскдспоХа;] и служителем в нужде»; во 2 Кор. 8:23 Павел говорит о людях, которые сопровождали пожертвования в Иерусалим, как о «посланниках [акбатоХод] церквей»; а в Ин. 13:16 Иисус говорит: «И посланник [сжбитоХос] не больше пославшего его».
Однако здесь слово «апостол» употребляется в другом значении. Гораздо чаще в Новом Завете это слово обозначает особое служение — «апостол Иису-
'!' ' См. гл.2, где рассматривается вопрос о власти апостолов. ■■'•ч'сп.-янмип
--">; 2 См. гл. 2, где рассматривается вопрос о новозаветном каноне.
3См.: Wayne Grudem, The Gift of Prophecy in the New Teslamenl and Today (Eastbourne, U. K.: Kingsway, and Wcstchcsler, 111.: Crossway, 1988), p. 269-276.
Глава 46. Церковное правление
са Христа». В наши дни апостолов в этом узком смысле слова больше нет, и нам не следует ожидать, что они появятся. Рассмотрим, о каких признаках апостольства говорится в Новом Завете и кем были апостолы.
|
|
1) Признаки апостольства. Во-первых, человек должен был видеть Христа после Его воскресения своими собственными глазами (т. е. быть «свидетелем воскресения») и, во-вторых, быть избранным Христом в качестве Его апостола при особых обстоятельствах".
На то, что апостол должен был видеть воскресшего Господа своими собственными глазами, указано в Деян. 1:2!,22; Петр сказал о человеке, которому предстояло заменить Иуду: «Надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время... был вместе с нами свидетелем воскресения Его [Господа Иисуса]». Более того, именно «Апостолам, которых Он избрал», Он «явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им» (Деян. 1:2,3; ср. с 4:33).
Павел считал очень важным тот факт, что он соответствовал этим требованиям, хотя это и было результатом необычных обстоятельств (Христос явился ему в видении на дороге в Дамаск и назначил его апостолом: Деян. 9:5,6; 26:15-18). Защищая свое апостольство, он говорит: «Не Апостол ли я?.. Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего?» (1 Кор. 9:1). А перечисляя людей, которым Христос явился после Своего воскресения, он говорит: «Потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после вссхявился и мне, как (некоему) извергу [axTKSpei тф ёктр&цап — букв.: „словно выкидышу, недоношенному ребенку". — Примеч. пер.]. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом» (1 Кор. 15:7-9).
Эти стихи также свидетельствуют о том, что если человек не видел Иисуса после Его воскресения своими собственными глазами, он не мог быть апостолом.
Второй признак — назначение Христом какого-либо человека на апостольство — также очевиден из многих стихов. Во-первых, хотя слово «апостол» не является характерным для Евангелий, двенадцать учеников называются «апостолами» в особом контексте, когда Иисус призывает их и посылает проповедовать во имя Его:
И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии... Сих двенадцать по-.... слал Иисус и заповедал им, говоря... Ходя же проповедуйте, что прибли-.. зилось Царство Небесное (Мф. ]0:1—7, курсив мой. — У. Г.).
4Cm.:J. В. Lightfoot, "The Name and Office of an Apostle", in The Epistle of St. Paul to the
Gaiatians (first published 1865; repr. Grand Rapids: Zondervan, 1957), pp. 92-101; см. также:
К. H. Rengstorf, "apostolos", TDNT; 1:398-447... ■■■■..
Часть VI. Учение о Церкви
Точно так же Иисус призывает Своих апостолов в особом смысле, т. е. быть Ему «свидетелями... до края земли» (Деян. 1:8). Выбирая нового апостола вместо Иуды, одиннадцать апостолов не взяли ответственность за выбор на себя, но молились и просили вознесшегося Христа призвать нового апостола:
...Тьг, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого '' Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда... И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам (Деян. 1:24—26, курсив мой. — У. Т.).
Сам Павел настаивает на том, что Христос лично назначил его апостолом. Он рассказывает, как на пути в Дамаск Иисус сказал ему, что ставит его апостолом язычников: «Я для того и явился тебе, чтобы поставитьтебя служителем и свидетелем... избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперыюсылаю тебя» (Деян. 26:16,17). И позднее он утверждает, что Христос назначил его апостолом (см.: Рим. 1:1; Гал. 1:1; 1 Тим. 1:12; 2:7; 2 Тим. 1:11).
2) Кем были апостолы? Апостолов было двенадцать — после смерти Иуды осталось одиннадцать первых учеников, к которым присоединился Матфий, чтобы заменить Иуду: «И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян. 1:26, курсив мой. — У. Г.). Эта первоначальная группа из двенадцати апостолов, этих «отцов, основателей» апостольского служения, имела такое большое значение, что, как мы читаем об этом, их имена написаны на основаниях небесного города, Нового Иерусалима: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Отк. 21:14, курсив мой. — У. Г.).
Из всего сказанного можно сделать вывод, что эта группа не могла быть расширена, что к ней никто не мог быть добавлен. И вот Павел ясно заявляет, что он также является апостолом. А в Деян. 14:14 называются и Варнава, и Павел апостолами; «Но Апостолы Варнава и Павел, услышавши о сем...» Таким образом, вместе с Варнавой и Павлом, получается четырнадцать «апостолов Иисуса Христа»5.
5 Кто-то может спросить, почему инебиблейский документ под названием -Послание Варнавы» не включен в Писание, если книги других апостолов признаны каноническими. Отчет заключается в том, что практически все исследователи единодушно полагают, что это послание было написано не Варнаиой, а неизвестным христианином, который, вероятно, жил в Александрии между 70-м и 100 гг. н. э. В этом послании утверждается, что большая часть событий, описанных в Ветхом Завете, в том числе жертаопри-ношение животных, немалая часть закона Моисея и сооружение материального храма, были ошибками и противоречили воле Божьей (см.: ODCC, р. 134). (С текстом и переводом можно ознакомиться в книге: Kirsopp Lake, translator, The Apostolic Fathers [Cambridge, Mass.: Harvard University Press, and London: Heinemann, 1970|, 1:335—409.) ■
^
Глава 46. Церковное правление
Затем Иаков, брат Иисуса (который не был в числе двенадцати первых учеников), также назван апостолом в Гал. 1:19. Павел говорит о своем приезде в Иерусалим: «-Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня»6. Затем, в Гал. 2:9, Иаков, вместе с Кифой и Иоанном, назван «столпом» иерусалимской церкви. А в Деян. 15:13-21 на Иерусалимском совете Иаков, вместе с Петром, играет значительную руководящую роль, которая была бы уместна для апостола. Далее, когда Павел перечисляет случаи явления Иисуса, он снова называет Иакова вместе с апостолами: ~:и
" ■'■■(, Потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и Мне,
■■ как (некоему) извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин на- ' '
зываться Апостолом, потому что гнал церковь Божию (1 Кор. 15:7—9* "'
\\- курсив мой. — У. Г.). !»Ь
И наконец, тот факт, что Иаков написал новозаветное послание, которое носит его имя, также полностью согласуется с тем, что он имел власть, свойственную апостольскому служению, власть записывать слова Бога. Все эти соображения свидетельствуют о том, что Иаков, брат Господа, также был призван Христом в качестве апостола. Это увеличивает число «апостолов Иисуса Христа» до пятнадцати (двенадцать плюс Павел, Варнава и Иаков).
Существовали ли еще апостолы, помимо этих пятнадцати? Вероятно, их было еще несколько, хотя мы и знаем о них очень немного, если вообще можно считать, что мы о них что-то знаем. Уверенности в том, что было еще какое-то количество апостолов, нет. Иисуса после Его воскресения, конечно, видели также и другие люди («Потом явился более нежели пятистам братии в одно время», ] Кор. 15:6). Возможно, что из этой большой группы Христос назначил еще апостолов — однако также вполне возможно, что Он не сделал этого. У нас слишком мало данных для того, чтобы суметь разрешить эту проблему.
Рим. 16:7 гласит: «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа». Поскольку с переводом этого стиха связано много
s Переводить стих именно так, включая Иакова в число апостолов, необходимости нет (NIV дает следующий перевод: «Я не видел других апостолов — только Иакова, брата Господам.) И все же перевод «кроме Иакова, брата Господня» кажется более правильным, поскольку по-гречески сказано ei ц-ц, что обычно означает «кроме» {BAGD, р. 22, 8а), и в большинстве случаев это слово употребляется и Новом Завете для обозначения чего-то, что было частью ранее упомянутой группы, но «выделилось» из нее; а в контск-сге Гал. 1:18 для Павла было бы почти бессмысленно говорить, что, придя в Иерусалим, он виделся с Петром, и пи с кем другим, кроме Иакова, или с Петром, и ни с кем другим из руководителей церкви, кроме Иакова, — поскольку он пробыл там «дней пятнадцать* (Гал 1:18). Таким образом, он, должно быть, имеет в виду, что виделся с Петром, и ни с кем другим из апостолов, кроме Иакова. Аэто причисляет Иакова к апостолам. См.: Е. D. Burton, The Epistle to the Galatians, ICC (Edinburgh: T. & T. Clark. 1920), p. 60. (Бартон пишет, что слово ei jU?7 означает здесь, как и всегда перед существительным, «кроме» [ibid.].)
Часть VI, Учении о Церкви
В. Выводы
Прежде всего мы должны осознавать, что если любое из средств обретения благодати совершается в вере и послушании, то Святой Дух будет служить людям в то самое время, когда эти действия будут совершаться. Мы, как христиане, не должны «оставлять собрания своего» (Евр. 10:25), но с радостью должны стремиться к любой возможности воспользоваться этими средствами, ожидая, что Бог принесет благословение через них!
С другой стороны, мы должны осознавать, что вес средства обретения благодати действенны в рамках церкви. Сознательно пренебрегая церковным общением, мы отгораживаем себя от других и от большей части средств, используемых Святым Духом для благословения Своего парода.
Размышление о средствах обретения благодати помогает нам оценить то
великое преимущество, которое мы имеем, будучи членами тела Христова —
Церкви..._■..:.....:....---,............... -у...'. -..
л*' Вопросы для самостоятельной работы^
(■.;!■
1. Согласны ли вы с тем, что если христианин активно участвует в церковном
общении, то это существенно влияет на нею его жизнь? Каким образом прочте
ние этой главы повлияло на вашу точку зрения, если она изменилась?
2. Какие из средств обретения благодати, упомянутые б этой главе, принес
ли вам больше всего пользы в вашей христианской жизни?
3. Какие из средств обретения благодати вы ценили меньше до прочтения
этой главы? Насколько наша оценка этих средств получения благодати повыси
лась? Как вы полагаете, каким образом это повлияет на ваше поведение?
4. Нет ли в вашей церкви таких сфер, в которых люди не испытывают «благо
дати» или благословения? Что можно сделать, чтобы изменить это положение?
5. Какие из средств обретения благодати наименее действенны в вашей соб
ственной жизни? Есть ли среди них такие, которые вы практикуете механически,
как внешнее физическое действие, не участвуя в этом всем сердцем? Что вы можете
сделать, чтобы полнее пользоваться этими средствами обретения благодати?
6. Просмотрите вновь список средств обретения благодати и назовите одно
или более, используя которые, вы могли бы помочь вашей церкви быть более
действенной.
Специальные термины
возложение рук
евхаристия
елеопомазанис
рукоположение в сан средства обретения благодати таинство
Глава 47. Средства обретения благодати в Церкви
/■:*illJ5 0(ОЯЭ(!'4ЛН!::
Библиография
0Я!-|