Г Л А В А 46 -


■*jsii -v^:>i,^^-.n;;"..vv '*n'Ai. > *:V(W Я idol,'torE

Церковное правление *шть:& -лыцси

■ ■■'- '..ч \ '.4i'oD ^ п.-;.nrtol.'jji'-IW

■" Каким образом должно осуществляться правление церкви? Как следует избирать служителей церкви? Может ли женщина быть пастором церкви?

l4i7!"V'"'tV-1 ■^-■'-->- ■'.«'- ■■_—
■•f - ":>— С:01 /:->>Л".'

.,.,. ч1'-"-. ■".-'■.":■*!■■" Л. ■"-';!.■."■. ^.i.i1' ' :~V ' ■-"1 V..v' г\.: ■ -f •tЈ,iij1.J..<lSV\

- \- ^ ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ 179atA ;l №>W!

В наше время в церквах существуют различные формы правления. Рим­ско-католическая церковь по всему миру находится под властью папы. Епис­копальные церкви на местном уровне управляются епископами, над которы­ми поставлены архиепископы. Пресвитерианские церкви доверяют регио­нальную власть пресвитерам, а национальную — генеральным ассамблеям. Баптистские церкви и многие другие независимые церкви не имеют никакой формальной власти, которая была бы выше местной общины, и присоедине­ние к деноминациям происходит на добровольной основе.

Внутри местных церквей у баптистов обычно бывает один пастор и совет дьяконов, но иногда есть также и совет пресвитеров. У пресвитериан су шеству­ют советы пресвитеров, а у епископальных церквей—собрание налогоплатель­щиков прихода. В других церквах существует просто церковный совет.

Дан ли в Новом Завете образец церковного правления? Можно ли счи­тать какую-либо форму правления более совершенной? Именно об этом мы будем говорить в этой главе.

В самом начале необходимо сказать, что форма церковного правления не считается первостепенным учением, подобно учению о Троице, о божеа вен-ности Христа, о заместительном искуплении или авторитете Писания. Изу­чив то, что говорится в Новом Завете поданному вопросу, я пришел к выводу, что каждая форма правления имеет свои слабые и сильные стороны. А исто­рия Церкви показывает, что в течение многих веков успешно работали различ­ные формы. Кроме того, некоторые аспекты церковного правления описаны вполне ясно в Новом Завете, другие (напр., вопрос о том, как следует изби­рать служителей церкви) — менее ясно. Поэтому мне кажется, что евангель­ские христиане могут иметь разные мнения по этому вопросу, в надежде на то, что со временем вопрос прояснится. Отдельные христиане могут отдавать пред­почтение той или иной системе и в уместной форме доказывать ее преимуще­ства, но все же, мне кажется, мы должны с радостью нести служение в рамках многочисленных форм протестантского церковного правления.



Глава 46. Церковное правление



Я не хочу сказать, что данный вопрос вовсе не является важным. В этой сфере, как и в других, церковь может быть более и менее чистой. Если в Но­вом Завете есть ясные образцы церковного правления, то, если мы недооце­ниваем их значения, в наших церквах будут иметь место негативные послед­ствия. Поэтому христиане, безусловно, могут свободно высказываться или писать на эту тему, чтобы трудиться ради большей чистоты церкви.

В этой главе мы сначала сделаем краткий обзор новозаветных данных о
служителях церкви, таких, как апостол, пресвитер и дьякон. Затем мы пого­
ворим о том, каким образом следует избирать служителей церкви. После это­
го мы рассмотрим два сложных вопроса, мнения по которым расходятся: ка­
кая форма церковного правления — если таковая вообще существует — наи­
более близка тому; что мы видим в Новом Завете; и может ли женщина быть
пастором церкви...,,..

А. Церковные служители ' '■'' : -'

- -у\. i -,«r3fr ""

В этой главе мы будем использовать следующее определение: церковный служительэто человек, которому было публично присвоено право и дана от­ветственность осуществлять определенные функции ради блага всей церкви.

В соответствии с этим определением пресвитеры и дьяконы будут рассмат­риваться в качестве церковных служителей, так же и пастор (если это отдель­ное служение). Церковный казначей и церковный председатель собрания так­же являются служителями (названия этих должностей варьируют в зависи­мости от церкви). Все эти люди получили общественное признание, обычно в том служении, на которое они были поставлены, или "рукоположены». Им не-обходимо общественное признание, чтобы они могли осуществлять свои фун­кции. Например, странно было бы людям не знать, кто примет пожертвова­ния и поместит их в 6ai [к, или если бы несколько человек каждую неделю спо­рили и доказывали, что у них есть талант осуществлять эту работу! Правильное функционирование церкви требует, чтобы один человек был признан ответ­ственным за это служение. И пастор, который проводит библейские уроки каждое воскресное утро, должен быть признан человеком, имеющим на это право и несушим за это ответственность (по крайней мере, в большинстве форм церковного правления). Если бы это было не так, то разные люди готовили бы проповеди и все требовали бы права проповедовать, а в какое-то воскресенье никто не захотел бы сделать это. Также люди должны знать, кто является пре­свитером церкви, чтобы следовать за ним.

В церкви используют свои дары многие люди, но мы не говорим, что они назначены на «должность», поскольку им не требуется общественного признания для того, чтобы их дары действовали. Те, у кого есть дар «вспо­можения» (см.: 1 Кор. 12:28), или дар сильной веры, или дар «различения духов» (1 Кор. 12:10), или дар увещевания, или благотворителя (Рим. 12:8),



Часть VI, Учение о Церкви


не нуждаются в общественном признании для того, чтобы их дары действо­вали в церкви.

Дальше мы увидим, что в Новом Залете говорится об одном церковном слу­жении, действие которого было ограничено тем временем, когда церковь была основана (апостольское служение), и о двух других служениях, которые про­должают существовать и в эпоху церкви (служения пресвитера и дьякона).

1. Апостол. Ранее м ы уже говорили, что новозаветные апостолы обладали уникальной властью в ранней Церкви — властью произносить и писать сло­ва, которые были «словами Бога» в абсолютном смысле. Апостолы записыва­ли слова, которые затем стали словами Писания1. Этот факт сам по себе дол­жен навести нас на мысль о том, что в апостольском служении заключалось нечто уникальное, то, что в наши дни мы не можем видеть, ибо в наши дни никто не может добавить к Библии какие-либо слова и считать их словами Самого Бога и частью Писания2.

Кроме того, то, что известно нам из Нового Завета о признаках апостоль­ства о и личностях апостолов, также приводит нас к выводу, что это служение было уникальным и ограничивалось лишь I в. и что в наше время не следует ожидать появления новых апостолов3. Мы убедимся в этом, рассмотрев следу­ющие вопросы: что требовалось, чтобы стать апостолом? Кто был апостолом? Сколько было апостолов? Существуют ли апостолы в наши дни?

С самого начала нужно сказать, что ответы на эти вопросы зависят от того, что мы подразумеваем под словом «апостол». В наши дни многие упот­ребляют это слово в очень широком смысле, называя так человека, который успешно занимался созданием церквей (напр.: «Уильям Кэри был апостолом Индии»). Еслитакупотреблять это слово, то все согласятся, что апостолы су­ществуют и в наши дни, — поскольку эффективно действующие миссионе­ры, созидающие церкви, есть и сегодня.

В Новом Завете есть три стиха, в которых слово «апостол» (греч. bszbaxdkoc) употребляется в широком смысле, но не для того, чтобы обозначить определен­ное церковное служение, а в значении «посланец». В Флп. 2:25 Павел называет Епафродита «посланником [ЬскдспоХа;] и служителем в нужде»; во 2 Кор. 8:23 Павел говорит о людях, которые сопровождали пожертвования в Иерусалим, как о «посланниках [акбатоХод] церквей»; а в Ин. 13:16 Иисус говорит: «И посланник [сжбитоХос] не больше пославшего его».

Однако здесь слово «апостол» употребляется в другом значении. Гораздо чаще в Новом Завете это слово обозначает особое служение — «апостол Иису-

'!' ' См. гл.2, где рассматривается вопрос о власти апостолов. ■■'•ч'сп.-янмип

--">; 2 См. гл. 2, где рассматривается вопрос о новозаветном каноне.

3См.: Wayne Grudem, The Gift of Prophecy in the New Teslamenl and Today (Eastbourne, U. K.: Kingsway, and Wcstchcsler, 111.: Crossway, 1988), p. 269-276.


Глава 46. Церковное правление





са Христа». В наши дни апостолов в этом узком смысле слова больше нет, и нам не следует ожидать, что они появятся. Рассмотрим, о каких признаках апостольства говорится в Новом Завете и кем были апостолы.

1) Признаки апостольства. Во-первых, человек должен был видеть Христа после Его воскресения своими собственными глазами (т. е. быть «свидетелем воскресения») и, во-вторых, быть избранным Христом в качестве Его апосто­ла при особых обстоятельствах".

На то, что апостол должен был видеть воскресшего Господа своими соб­ственными глазами, указано в Деян. 1:2!,22; Петр сказал о человеке, которо­му предстояло заменить Иуду: «Надобно, чтобы один из тех, которые находи­лись с нами во все время... был вместе с нами свидетелем воскресения Его [Гос­пода Иисуса]». Более того, именно «Апостолам, которых Он избрал», Он «явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им» (Деян. 1:2,3; ср. с 4:33).

Павел считал очень важным тот факт, что он соответствовал этим требо­ваниям, хотя это и было результатом необычных обстоятельств (Христос явил­ся ему в видении на дороге в Дамаск и назначил его апостолом: Деян. 9:5,6; 26:15-18). Защищая свое апостольство, он говорит: «Не Апостол ли я?.. Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего?» (1 Кор. 9:1). А перечисляя лю­дей, которым Христос явился после Своего воскресения, он говорит: «Потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после вссхявился и мне, как (некоему) извергу [axTKSpei тф ёктр&цап — букв.: „словно выкидышу, недоношенно­му ребенку". — Примеч. пер.]. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом» (1 Кор. 15:7-9).

Эти стихи также свидетельствуют о том, что если человек не видел Иису­са после Его воскресения своими собственными глазами, он не мог быть апо­столом.

Второй признак — назначение Христом какого-либо человека на апос­тольство — также очевиден из многих стихов. Во-первых, хотя слово «апос­тол» не является характерным для Евангелий, двенадцать учеников называ­ются «апостолами» в особом контексте, когда Иисус призывает их и посыла­ет проповедовать во имя Его:

И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечи­стыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии... Сих двенадцать по-.... слал Иисус и заповедал им, говоря... Ходя же проповедуйте, что прибли-.. зилось Царство Небесное (Мф. ]0:1—7, курсив мой. — У. Г.).

4Cm.:J. В. Lightfoot, "The Name and Office of an Apostle", in The Epistle of St. Paul to the
Gaiatians
(first published 1865; repr. Grand Rapids: Zondervan, 1957), pp. 92-101; см. также:
К. H. Rengstorf, "apostolos", TDNT; 1:398-447... ■■■■..



Часть VI. Учение о Церкви



Точно так же Иисус призывает Своих апостолов в особом смысле, т. е. быть Ему «свидетелями... до края земли» (Деян. 1:8). Выбирая нового апос­тола вместо Иуды, одиннадцать апостолов не взяли ответственность за вы­бор на себя, но молились и просили вознесшегося Христа призвать нового апостола:

...Тьг, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого '' Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого от­пал Иуда... И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопри­числен к одиннадцати Апостолам (Деян. 1:24—26, курсив мой. — У. Т.).

Сам Павел настаивает на том, что Христос лично назначил его апостолом. Он рассказывает, как на пути в Дамаск Иисус сказал ему, что ставит его апос­толом язычников: «Я для того и явился тебе, чтобы поставитьтебя служителем и свидетелем... избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперыюсылаю тебя» (Деян. 26:16,17). И позднее он утверждает, что Христос назначил его апостолом (см.: Рим. 1:1; Гал. 1:1; 1 Тим. 1:12; 2:7; 2 Тим. 1:11).

2) Кем были апостолы? Апостолов было двенадцать — после смерти Иуды осталось одиннадцать первых учеников, к которым присоединился Матфий, чтобы заменить Иуду: «И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян. 1:26, курсив мой. — У. Г.). Эта первоначальная группа из двенадцати апостолов, этих «отцов, основате­лей» апостольского служения, имела такое большое значение, что, как мы читаем об этом, их имена написаны на основаниях небесного города, Нового Иерусалима: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена две­надцати Апостолов Агнца» (Отк. 21:14, курсив мой. — У. Г.).

Из всего сказанного можно сделать вывод, что эта группа не могла быть расширена, что к ней никто не мог быть добавлен. И вот Павел ясно заявляет, что он также является апостолом. А в Деян. 14:14 называются и Варнава, и Павел апостолами; «Но Апостолы Варнава и Павел, услышавши о сем...» Та­ким образом, вместе с Варнавой и Павлом, получается четырнадцать «апос­толов Иисуса Христа»5.

5 Кто-то может спросить, почему инебиблейский документ под названием -Посла­ние Варнавы» не включен в Писание, если книги других апостолов признаны канони­ческими. Отчет заключается в том, что практически все исследователи единодушно по­лагают, что это послание было написано не Варнаиой, а неизвестным христианином, который, вероятно, жил в Александрии между 70-м и 100 гг. н. э. В этом послании утверж­дается, что большая часть событий, описанных в Ветхом Завете, в том числе жертаопри-ношение животных, немалая часть закона Моисея и сооружение материального храма, были ошибками и противоречили воле Божьей (см.: ODCC, р. 134). (С текстом и перево­дом можно ознакомиться в книге: Kirsopp Lake, translator, The Apostolic Fathers [Cambridge, Mass.: Harvard University Press, and London: Heinemann, 1970|, 1:335—409.) ■



^


Глава 46. Церковное правление



Затем Иаков, брат Иисуса (который не был в числе двенадцати первых учеников), также назван апостолом в Гал. 1:19. Павел говорит о своем приезде в Иерусалим: «-Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, бра­та Господня»6. Затем, в Гал. 2:9, Иаков, вместе с Кифой и Иоанном, назван «столпом» иерусалимской церкви. А в Деян. 15:13-21 на Иерусалимском со­вете Иаков, вместе с Петром, играет значительную руководящую роль, кото­рая была бы уместна для апостола. Далее, когда Павел перечисляет случаи явления Иисуса, он снова называет Иакова вместе с апостолами: ~:и

" ■'■■(, Потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и Мне,

■■ как (некоему) извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин на- ' '
зываться Апостолом, потому что гнал церковь Божию (1 Кор. 15:7—9* "'
\\-
курсив мой. — У. Г.). !»Ь

И наконец, тот факт, что Иаков написал новозаветное послание, которое носит его имя, также полностью согласуется с тем, что он имел власть, свой­ственную апостольскому служению, власть записывать слова Бога. Все эти соображения свидетельствуют о том, что Иаков, брат Господа, также был при­зван Христом в качестве апостола. Это увеличивает число «апостолов Иисуса Христа» до пятнадцати (двенадцать плюс Павел, Варнава и Иаков).

Существовали ли еще апостолы, помимо этих пятнадцати? Вероятно, их было еще несколько, хотя мы и знаем о них очень немного, если вообще мож­но считать, что мы о них что-то знаем. Уверенности в том, что было еще какое-то количество апостолов, нет. Иисуса после Его воскресения, конечно, виде­ли также и другие люди («Потом явился более нежели пятистам братии в одно время», ] Кор. 15:6). Возможно, что из этой большой группы Христос назна­чил еще апостолов — однако также вполне возможно, что Он не сделал этого. У нас слишком мало данных для того, чтобы суметь разрешить эту проблему.

Рим. 16:7 гласит: «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уве­ровавших во Христа». Поскольку с переводом этого стиха связано много

s Переводить стих именно так, включая Иакова в число апостолов, необходимости нет (NIV дает следующий перевод: «Я не видел других апостолов — только Иакова, брата Господам.) И все же перевод «кроме Иакова, брата Господня» кажется более правиль­ным, поскольку по-гречески сказано ei ц-ц, что обычно означает «кроме» {BAGD, р. 22, 8а), и в большинстве случаев это слово употребляется и Новом Завете для обозначения чего-то, что было частью ранее упомянутой группы, но «выделилось» из нее; а в контск-сге Гал. 1:18 для Павла было бы почти бессмысленно говорить, что, придя в Иерусалим, он виделся с Петром, и пи с кем другим, кроме Иакова, или с Петром, и ни с кем другим из руководителей церкви, кроме Иакова, — поскольку он пробыл там «дней пятнадцать* (Гал 1:18). Таким образом, он, должно быть, имеет в виду, что виделся с Петром, и ни с кем другим из апостолов, кроме Иакова. Аэто причисляет Иакова к апостолам. См.: Е. D. Burton, The Epistle to the Galatians, ICC (Edinburgh: T. & T. Clark. 1920), p. 60. (Бартон пишет, что слово ei jU?7 означает здесь, как и всегда перед существительным, «кроме» [ibid.].)



Часть VI, Учении о Церкви


В. Выводы

Прежде всего мы должны осознавать, что если любое из средств обрете­ния благодати совершается в вере и послушании, то Святой Дух будет слу­жить людям в то самое время, когда эти действия будут совершаться. Мы, как христиане, не должны «оставлять собрания своего» (Евр. 10:25), но с радос­тью должны стремиться к любой возможности воспользоваться этими сред­ствами, ожидая, что Бог принесет благословение через них!

С другой стороны, мы должны осознавать, что вес средства обретения бла­годати действенны в рамках церкви. Сознательно пренебрегая церковным об­щением, мы отгораживаем себя от других и от большей части средств, исполь­зуемых Святым Духом для благословения Своего парода.

Размышление о средствах обретения благодати помогает нам оценить то
великое преимущество, которое мы имеем, будучи членами тела Христова —
Церкви..._■..:.....:....---,............... -у...'. -..


л*' Вопросы для самостоятельной работы^


(■.;!■


1. Согласны ли вы с тем, что если христианин активно участвует в церковном
общении, то это существенно влияет на нею его жизнь? Каким образом прочте­
ние этой главы повлияло на вашу точку зрения, если она изменилась?

2. Какие из средств обретения благодати, упомянутые б этой главе, принес­
ли вам больше всего пользы в вашей христианской жизни?

3. Какие из средств обретения благодати вы ценили меньше до прочтения
этой главы? Насколько наша оценка этих средств получения благодати повыси­
лась? Как вы полагаете, каким образом это повлияет на ваше поведение?

4. Нет ли в вашей церкви таких сфер, в которых люди не испытывают «благо­
дати» или благословения? Что можно сделать, чтобы изменить это положение?

5. Какие из средств обретения благодати наименее действенны в вашей соб­
ственной жизни? Есть ли среди них такие, которые вы практикуете механически,
как внешнее физическое действие, не участвуя в этом всем сердцем? Что вы можете
сделать, чтобы полнее пользоваться этими средствами обретения благодати?

6. Просмотрите вновь список средств обретения благодати и назовите одно
или более, используя которые, вы могли бы помочь вашей церкви быть более
действенной.

Специальные термины


возложение рук

евхаристия

елеопомазанис


рукоположение в сан средства обретения благодати таинство


Глава 47. Средства обретения благодати в Церкви




/■:*illJ5 0(ОЯЭ(!'4ЛН!::

Библиография


0Я!-|





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: