/. Учение Слову. Еще до того как люди становятся христианами, Слово Божье, будучи проповедано и преподано, приносит благодать Божью, поскольку оно есть инструмент, с помощью которого Бог наделяет людей духовной жизнью и приводит их к спасению. Павел говорит, что Евангелие — это «сила Божия ко спасению» (Рим. J: 16) и что проповедь Христа — это «Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор. 1:24). Бог возрождает нас, «родил... нас словом
3 О римско-католическом взгляде на оправдание см. в гл. 35.
4 Однако англиканская церковь учит, что крещение «в целом необходимо для спа-
1Я.
5 Об убеждении католиков, что таинства действуют ex opere operate, см. в гл. 48.
Часть VI. Учение о Церкви
истины» (Иак. 1:18), а Петр говорит о христианах: «Возрожденные не оттлен-ного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век» (1 Пет. 1:23). Именно записанное Слово Божье — Библия — может «умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15)6.
Более того, Павел напоминает, что уже после того, как мы становимся христианами, Слово Божье может «назидать вас» (Деян. 20:32). Оно необходимо в качестве духовной пищи и для полдержания духовной жизни, ибо мы живы не хлебом единым, «но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4). Моисей говорит об абсолютной необходимости письменного Слова Божьего народу: «Это не пустое для вас; но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею» (Втор. 32:47).
|
|
Именно Слово Божье приводит нас к осознанию греха и обращает нас к праведности, ибо оно служит «для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3:16). Оно указывает путь, как «светильник» для наших ног и «свет» для нашей стези (Пс. 118:105). В обществе безбожной культуры Писание дает мудрость и водительство, как «светильник, сияющий в темном месте» (2 Пет. 1:19). Более того, оно дает мудрость всем и «умудряет простых» (Пс. 18:7). Оно лает надежду отчаявшимся, ибо Павел говорит, что записанное Слово Божье дано нам «в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4).
Слово Божье достигает этих целей, ибо оно говорит к нам с силой Бога и преследует цели Божьи. Господь говорит;
Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напо-яет землю, и делает ее способною раждать и произращать, чтоб она давала семя тому, к^о сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его (Ис. 55:10,11).
Слово Божье не может быть слабым, так как его сопровождает сила Божья: «Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу'?* (Иер. 23:29, курсив мой. — У. Г.). Оно столь остро и мощно, что о нем говорится: это «меч духовный» (Еф. 6:17), и оно так отвечает на человеческие нужды, что автор Послания к Евреям говорит: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).
|
|
Рост и сила Церкви столь тесно связаны с воцарением Слова Божьего в человеческой жизни, что в Деяниях Апостолов это неоднократно сравнивает -
1 Более подробно о евангельском призыве см. в гл. 32.
Глава 47. Средства обретения благодати в Церкви
\
ся с ростом Слова Божьего: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме» (Деян. 6:7); «Слово же Божие росло и распространялось» (Деян. 12:24); «И слово Господне распространялось по всей стране» (Деян. 13:49). (Во всех приведенных отрывках курсив мой. — У. Г.)
Библия, как главнейшее средство обретения благодати, даруемое Богом Своему народу, весьма важна для нас. Чарлз Ходж напоминает, что в течение всей истории истинное христианство процветало «в точном соотношении с тем, в какой степени люди знали Библию и насколько ее истины были распространены в народе». Кроме того, он отмечает, что там, где нет Слова Божьего, нет также и никаких признаков спасения или освящения. «Народы, незнающие Библии, пребывают во тьме»7.
Не случайно мы поставили учение Слову на первое место, так как считаем его самым важным средством обретения благодати в церкви. Но следует добавить, что имеются в виду не только официально признанное изучение Библии, осуществляемое под руководством рукоположенных священников, но и библейские уроки, занятия в воскресных школах, чтение христианских книг, посвященных Писанию, идажеличное изучение Библии..._,.,.._;
2. Крещение. Поскольку Иисус дат повеление Церкви крестить людей (Мф. 28:19), то с этим актом должно быть связано определенное благословение, ведь любое послушание христиан Богу благорасполагает Его к ним. Крещение — это публичный акт исповедания Христа как Спасителя; акт, который сам по себе приносит радость и благословение верующему. Кроме того, это знак смерти и воскресения верующего с Христом (см.: Рим. 6:2—5; Кол. 2: J2). И вполне понятно, что Святой Дух, действуя через крещение, увеличивает нашу веру, усиливает наше осознание связи смерти с силой греха и усиливает силу новой воскрешенной жизни во Христе, которой мы обладаем как верующие. Поскольку крещение — это физический символ смерти и воскресения Христа и нашего участия в этом процессе, то оно также должно давать нам дополнительную уверенность в том, что все верующие вступили в завете Христом. И наконец, поскольку водное крещение — это внешний символ внутреннего духовного крещения Святым Духом, мы можем ожидать, что Святой Дух будет действовать вместе с крещением, даруя возрастающее осознание преимуществ духовного крещения, на которое Он и указывает.
Когда крещение сопутствует чьему-то первичному исповеданию веры и фактически является внешней формой, которую принимает это исповедание, то в таком случае, безусловно, существует связь между крещением и принятием дара Святого Духа. Ибо Петр в день Пятидесятницы говорит своим слушателям: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38). Кроме
1 Hodge, Systematic Theology, 3:468,469. ;., ■ --,
Часть VI, Учение о Церкви
того, Павел говорит: «Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и со-воскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:12). Утверждение, что это произошло «верою в силу Бога», напоминает нам, что акт крещения приводит к духовному результату не с помощью неких магических сил; если крещение сопровождается верой, то принимающий крещение испытывает действие Святого Духа. Неудивительно, что после крещения люди испытывают огромную духовную радость — великую радость в Господе оспасении, которое столь ярко иллюстрирует крещение (см.:Деян. 8:39; 16:34). Хотя мы и не поддерживаем римско-католическое учение о том, что благодать даруется независимо от веры человека, мы и не утверждаем, что крещение вообще не приносит никакой духовной пол ьзы, что Святой Дух не действует через него и что оно носит чисто символический характер. Правильнее было бы сказать, что если человек, принимающий крещение, обладает истинной верой и если акт крещения усиливает веру всей церкви, то, безусловно, Святой Дух действует через крещение, и оно становится «средством обретения благодати», через которое Святой Дух приносит благословение как человеку, принимающему крещение, так и всей церкви. (Более подробно вопрос о крещении будет рассмотрен в гл. 48.)
|
|
•~'-&-; 3. Вечеря Господня. Помимо крещения, Иисус повелел церкви совершать еще один обряд, или церемонию, — Вечерю Господню. Хотя этот вопрос будет рассмотрен более подробно в гл. 49, здесь будет уместно отметить, что участие в Вечере Господней совершенно очевидно является средством обретения благодати, которое Святой Дух использует для того, чтобы принести благословение церкви. Вечеря Господня — это не просто обычное принятие пищи человеком, это общение с Христом в Его присутствии и за Его столом.
И вновь следует подчеркнуть, что человек, участвующий в Вечере Господней, не должен рассчитывать получить некое магическое благодеяние независимо от его верыа. Но если кто участвует в Вечере Господней с верой, обновляя и усиливая ее ради спасения, тогда, вне всякого сомнения, можно ожидать, что Святой Дух через это участие даст духовное благословение. Здесь, также как и при крещении, мы не должны допускать ошибки и утверждать, что Вечеря Господня — это не более нем символ, что она не является средством обретения благодати. Павел говорит: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение [греч. koivovUx— „участие", „общение"] Крови Христовой? хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение [koivovUx] Тела Христова?* (1 Кор. 10:16). Поскольку здесь говорится об участии в преимуществах тела Христова (тела и крови Христовых), то единство верующих пре-
|
|
6 О том, что благословение обретается автоматически, просто оттого, что мы участвуем в Вечере Господней, говорится в римско-католическом учении exopere operate («совершаемое делом»), которое рассматривается в гл. 49.
Глава 47. Средства обретения благодати е Церкви
краснейшим образом проявляется во время Вечери Господней: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:17). Являясь участниками «трапезы Господней» (1 Кор. 10:21), мы не можем участвовать в идолослужении: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую» (1 Кор. 10:21). Здесь проявляется духовное единство среди верующих и между верующими и Господом; в Вечере Господней оно усиливается и становится еще крепче, и к этому нельзя подходить легкомысленно.
Коринфяне были осуждены за нарушение порядка Вечери Господней: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» (1 Кор. 11:29,30). Но если Павел говорит, что за недостойное участие в Вечере Господней люди получатнаказание, то за достойное участие в Вечере Господней мы, безусловно, должны ожидать благословения. Когда мы повинуемся повелению Иисуса «Приимите, ядите» (Мф. 26:26) и реально едим и пьем за трапезой Господа, наши физические действия символизируют соответственное духовное питание наших душ, которое происходит в том случае, если мы участвуем в трапезе в послушании и вере. Иисус говорит: «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:55,56; ср. со ст. 52-54,57, 58; атакже: 27, 33-35,48-51).
Поэтому когда мы принимаем участие в Вечере Господней в вере и послушании, то, как и при крещении, Господь дарует нам духовное благословение. Следовательно, Вечеря Господня — это «средство обретения благодати», которое Святой Дух использует для того, чтобы благословить нас.
4. Молитва. Мы уже исследовали тему молитвы в гл. 17, поэтому здесь Нам лишь следует отметить, что совместная молитва церкви в собрании, а также молитва одного члена церкви за другого — это мощные средства, ежедневно используемые Святым Духом для того, чтобы принести благословение христианам. Мы должны уделять совместной молитве столько же внимания, сколько и личной, следуя примеру ранней церкви. Мы читаем в Писании, что, выслушав угрозы иудейских вождей, они «единодушно возвысили голос к Богу» в молитве (Деян. 4:24—30), «и, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого и говорил и слово Божие с дерзновением» (Деян. 4:31; ср.: 2:42). Когда Петр был посажен в темницу, «церковь прилежномолиласьонем Богу»(Деян. 12:5).
Если молитва церкви — это не простое произнесение слов без искреннего стремления, а подлинное выражение состояния сердца и отражение искренней веры, то нам следует ожидать, что Святой Дух принесет великое благословение через такую молитву. Безусловно, если молитва совершается «духом» (Еф. 6:18; ср.: Иуд. 20: «Молясь Духом Святым»), то она ведет к общению со Святым Духом, а потому — и к служению Святого Духа молящимся людям.
Часть VI. Учение о Церкви
И автор Послания к Евреям напоминает нам, что мы «приступаем- к Богу в молитве, приступаем к престолу благодати, «чтобы получить милость и обрести благодать для благопременной помощи» (Евр. 4: ] 6).
Чем теснее подлинное церковное общение, тем более интенсивной должна быть непрерывная молитва членов церкви друг о друге и тем большего подлинного духовного благословения от Святого Духа нам следует ожидать в церкви.
5. Поклонение. Подлинное поклонение — это поклонение «в духе» (Ин. 4:23, 24; Флп. 3:3). Это, вероятно, означает, что поклонение происходит вдуховной сфере, а не только во внешнем физическом действии присутствия на богослужении или в пении гимнов9. Когда мы вступаем в эту духовную сферу и служим Господу в поклонении, Богтоже служит нам. Так, например, в антиохий-ской церкви, когда ее члены «служили Господу и постились, Дух Святы й сказал: отделите Мне Варнаву и Савла надело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2). Это событие аналогично ветхозаветному опыту израильского народа, который знал, что входит в присутствие Бога, когда подлинно поклоняется Ему:
И были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его: тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли свя-шенники стоять на служении по причине облака; потому что слава Господня наполнила дом Божий (2 Пар. 5:13,14).
Когда народ Божий поклонялся Господу, Он приходил к нему и пребывал посреди него в видимой форме. Также и Иаковобещает: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак. 4:8).
Когда народ Божий поклонялся Богу, Он избавлял его от врагов (2 Пар. 20:! 8—23), а иногда даровал ему истинное духовное понимание того, что с ним происходило (Пс. 72:17: «Доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их»).
Если поклонение является истинным приближением к Богу, приходом в Его присутствие и возданием Ему заслуженной хвалы, то мы, безусловно, должны считать поклонение одним из важнейших «средств обретения благодати», доступных церкви. Бог часто приносит благословение Своему народу — как конкретным людям, так и всему собранию — через подлинное поклонение всей общиной.
6. Церковная дисциплина. Поскольку церковная дисциплина — это то средство, через которое мы добиваемся чистоты Церкви и побуждаем людей к свя-
9 Вопрос о поклонении «в духе» рассматривается в гл. 5О.;.,Т.,.. R
Глава 47. Средства обретения благодати в Церкви
тоста жизни, мы, конечно, должны причислить ее к «средствам обретения благодати». Тем не менее благословение не даруется автоматически: когда церковь применяет дисциплинарные меры, нарушитель не обретает никакого духовного блага, если только Святой Дух не отвратит его греха и не породит в нем «печаль ради Бога», которая «производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7:10); никакого духовного блага не обретет и церковь, если только Сиятой Дух не будет действовать в ее членах, когда они узнают о применении дисциплинарных мер. Вот почему церковь должна дисциплинировать своих членов, осознавая, что это происходит в присутствии Господа (1 Кор, 5:4; ср.: 4:19,20), и с уверенностью «том, что все происходящее одобряется на небесах (Мф. 16:19; 18:18-20)'°.
Церкви пойдет на пользу, если она будет считать, что церковная дисцип
лина—это не тяжкое бремя, возложенное на нее Господом, а подлинное «сред
ство обретения благодати». Благодаря этому, ей может быть даровано благо
словение—через примирение верующих друг с другом и с Богом; восстанов
ление заблуждающегося брата или сестры; через предостережение, данное
всем, о том, «чтоб и прочие страх имели» (1 Тим. 5:20); через усиление мораль
ной чистоты церкви и защиту чести Христа. С церковной дисциплиной часто
бывают связаны печаль и переживания, но когда она применяется правиль
но, с верой вто, что через нее действует Господь, печаль эта —«ко спасению»
(2 Кор. 7:10). Когда дисциплина осуществляется именно таким образом, ее,
безусловно, следует рассматривать как средство обретения благодати, через
которое Святой Дух приносит благословение Своей Церкви...... ""
7. Пожертвование. Пожертвование обычно осуществляется через церковь, когда она получает и распределяет дары на различные служения и нужды. И вновь мы подчеркиваем, что никто при этом не получаст духовные блага автоматически. Симон-волхв был жестко обличен зато, что полагал, будто можно «дар Божий получить за деньги» (Деян. 8:20). Но если дар совершается в вере, в преданности Христу и в любви к Его народу, то, несомненно, это принесет великое благословение. Богу в высшей степени угодно, чтобы денежные дары сопровождались личным преданием себя Богу со стороны дающего, как это былое македонянами, которые «отдали самих себя во-первых Господу, потом и нам по воле Божией» (2 Кор. 8:5), а затем помогли бедным христианам в Иерусалиме. Когда пожертвование совершается с радостью, «не с огорчением и нес принуждением», оно получает великое вознаграждение Божьего благоволения, ибо «доброхотно дающего любит Бог* (2 Кор. 9:7).
Павел рассматривает денежные дары надело Божье как духовный посев, который приведет к сбору урожая: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет;
) О «шшети ключей» см. в гл. 45.
. В:.-■-■.'Иг;;,
Часть VI. Учение о Церкви
а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет* (2 Кор. 9:6). И Павел ожидает, что Бог благословит коринфян за их щедрость: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2 Кор. 9:8, курсив мой. — У. /".). Он говорит им: «Так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая чрез нас производит благодарение Богу» (2 Кор. 9:11, курсив мой. — У. Г.). Поэтому дар благословляет получающего: нужда восполнена, а пера и благодарность за Божью заботу усилились; он благословляет и дающего, потому что «доброхотно дающего любит Бог», и Бог дарует обильный духовный урожай, принося благословение всем, кто знает о пожертвовании, поскольку оно производит урожай «обильных благодарений Богу» (2 Кор. 9:12). Мы должны рассматривать пожертвование не как неприятную обязанность, а как мощное средство обретения благодати в церкви и ожидать, что через это Святой Дух принесет благословение.
"" ' 8. Духовные дары. Петр рассматривает духовные лары как каналы, через которые Божья благодать приходит в церковь. Он говорит: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4:10, курсив мой. — У. Г.). Когда члены Церкви используют свои дары друг для друга, благодать Божья распределяется между теми, для кого Бог се предназначил. Через верное использование духовных даров в церковь приходит великое благословение; Павел повелевает использовать дары «к назиданию Церкви» (1 Кор. 14:12; ср.: Еф. 4:11-16).
Если бы мы перечислили все духовные дары как отдельные средства обретения благодати, то наш список этих средств не ограничился бы двенадцатью пунктами. Но, даже помещая Их все в одной этой категории, мы должны осознавать, что разнообразные духовные дары в церкви являются средствами, с помощью которых Святой Дух приносит благословения через отдельных христиан. Это должно напоминать нам об обильном благоволении, дарованном нам, грешникам, от Бога, и помочь осознать, что разные христиане, обладающие различными дарами, могут стать каналами, через которые кнам приходит благодать. В призыве Петра быть «добрыми домостроителями многоразличной благод,гстк Божией» (1 Пет. 4:10), слово, переведенное как «многоразличный» (греч. TioiKikog), означает «обладающий многими аспектами; очень разнообразный; в высшей степени разноплановый». Кроме того, мы должны помнить, что эти дары приходят не только к священникам или к ограниченному числу христиан, а ко всем верующим, в которых пребывает Святой Дух(1 Кор. 12:7,11; 1 Пет. 4:10)".
1 О духовных дарах см. в гл. 51 и 52.
Глава 47. Средства обретения благодати в Церкви
1.081
зел ожидает, что Бог юга/пить вас всякою тьство, были богаты Зн говорит им: «Так фсз нас производит Поэтому дар благо-щарность за Божью о «доброхотно даю-:ай, принося благо-но производит уро-жны рассматривать иное средство обре-3,ух принесет благо-
ii как каналы, через 'Служите друг другу, ители многоразлич- Когда члены Церк-аспределяется меж-ьзование духовных ювелеваст исполь-4:11-16).
пьные средства об-|ился бы двенадца-гории, мы должны:вляются средства-ения через отдель-иговолении, даро-разные христиане,;рсз которые к нам ^строителями мно- 1еиноекак«много-огими аспектами; [роме того, мы дол-1кам или к ограни-пребывает Святой
9. Общение. Мы не должны пренебрегать обычным христианским обще
нием, так как это ценное средство обретения благодати в церкви. Члены ран
ней Церкви «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и прелом
лении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42). Автор Послания к Евреям напоминает
верующим: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым
делам; не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но
будем увещавать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение
дня оного» (Евр. (0:24,25, курсив мой. — У. Г.). В общении верующих обыч
ная дружба и привязанность друг к другу возрастают, и повеление Иисуса «да
любите друг друга» (Ин. 15:12) исполняется. Кроме того, когда верующие за
ботятся друг о друге, они «носят бремена друг друга, и таким образом испол
няют закон Христов» (Гал. 6:2).
Придавая большое значение общению верующих друг с другом как средству обретения благодати, мы не будем чрезмерно преувеличивать роль рукоположенных священнослужителей, считая их главными «распределителями» благодати в церкви, особенно когда церковь собирается как целое. Христианам также следует осознавать, что мы получаем определенную степень Божьей благодати, когда беседуем на совместной трапезе, когда вместе трудимся и молимся, наслаждаясь общением друг с другом. «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (Деян. 2:46,47).
10. Проповедь. В Деяниях Апостолов мы наблюдаем тесную связь между
проповедью Евангелия (даже встречающей противодействие) и исполнением
Святым Духом (см.: Деян. 2:4,14-36; 4:8,31; 9:17,20; 13:9,52). Поэтому пропо
ведь является средством обретения благодати не только потому, что она от
крывает спасительную благодать неспасенным, но также и потому, что про
поведующие полнее испытывают присутствие и благословение Святого Духа
вевоей жизни. Иногда проповедь осуществляется отдельными людьми, а иног
да она становится совместной деятельностью церкви (как во время евангели-
зационных кампаний). И даже проповедь, обращенная к одному человеку,
часто затрагивает многих членов церкви, которые радушно встречают неве
рующего посетителя, с вниманием относясь к его нуждам. Поэтому проповедь
по праву рассматривается в качестве средства обретения благодати в церкви.
11. Личное служение конкретным людям. Н аряду с предыдущими десятью
«средствами обретения благодати» в церкви следует привести еще одно особое
средство, которое Святой Дух часто использует для того, чтобы принести бла
гословение отдельным христианам. Это средство действует, когда один хрис
тианин или группа христиан тем или иным образом посвящают часть своего
времени нуждам других членов церкви.
Часть VI. Учение о Церкви
Иногда это служение происходит в форме слов поддержки, увещевания или мудрого совета. Нам следует «научать и вразумлять друг друга» (Кол. 3:16) и произносить слово «доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» {Еф. 4:29). Нам следует стремиться обращать «грешника отложного пути» (Иак. 5:20) и быть внимательными друг к другу, «поощряя к любви и добрым делам» (Евр. 10:24,25). Иногда такое служение может также заключаться в пожертвовании на материальные нужды брата или сестры. Иаков обличает тех, кто просто говорит: «Идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не дает «потребного для тела» (Иак. 2:16). Иоанн предостерегает нас: «Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин. 3:17). Поэтому члены ранней Церкви охотно восполняли нужды бедных христиан, так что «не было между ними никого нуждающегося» (Деян. 4:34). Павел говорил в связи с Иерусалиме кой церковью: «Только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнить в точности» (Гал. 2:10).
Еще одной формой такого служения может быть помазание маслом н сочетании с молитвой о больном человеке. Ученики Иисуса «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13). Также и Иаков говорит, что больному следует призвать «пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его ел сем во имя Господне» (Иак. 5:14). В таких случаях, масло, похоже, было физическим символом исцеляющей силы Святого Духа, нисходящей на больного человека.
И наконец, еще одним способом осу ществления личного служения конкретным людям в Новом Завете было физическое прикосновении, в особенности возложение рук в сочетании с молитвой о том, кто пребывает в нужде. Обзор новозаветных сведений, возможно, удивит многих современных христиан (как это и произошло с автором этих строк), когда они увидят, как часто возложение рук и другие виды физических прикосновений действовали как «средства обретения благодати» в служении Иисуса и в ранней Церкви.
Судя по всему, средством возложения рук обычно пользовался Иисус, когда Он молился о ком-то. Когда толпы людей приносили к Нему «больных различными болезнями», то «Он, возлагая на каждого изнихруки, исцелял их» (Лк. 4:40, курсив мой. — У. Г.). В других местах также говорится о том, что Иисус возлагат на людей руки, чтобы исцелить их (Мф. 8:3; Мк. 1:4]; 6:5; 8:23—25; Лк. 5:13; 13:13). Однако еще более важным, чем эта информация, является тот факт, что люди, приходившие к Иисусу за исцелением, просили Его именно о возложении рук на больного: «Приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива» {Мф. 9:18) или «Приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива» (Мк. 5:23; ср. 7:23; курсив мой. —У Г.). Такие просьбы предполагают, что возложение рук всеми признавалось как обычное средство, применявшееся Иисусом для исцеления. Когда отец Публия забо-
Глава 47. Средства обретения благодати в Церкви
10S3
лел, то, подражая Иисусу, «Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки (свои), исцелил его» (Деян. 28:8, курсив мой. — У Г.)12.
В других случаях люди просто стремились прикоснуться к Иисусу или просили Его о прикосновении, чтобы получить исцеление. «И приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему» (Мк. 8:22). Также люди «принесли к Нему всех больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись» (Мф. 14:35,36). Это происходило потому, что сила Святого Духа передавалась через физическое прикосновение Иисуса и исцеляла людей. «И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех* (Лк. 6:19; ср.: Мф, 9:20-22,25; 20:34; Мк. 1:31; 5:41; 9:27; Лк. 7:14; 8:51; 22:51).
Однако Иисус и ранняя Церковь возлагали руки на людей или прикасались к ним не только ради исцеления. Когда к Иисусу пришли дети, Он, «обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10:16; ср.: Мф. 19:13—15; Лк. 18:15).
Поскольку Иисус часто прикасался клюлям, чтобы исцелить их или благословить, то стали говорить, что Он совершает чудеса руками: «Как такие чудеса [греч. Svvafiig] совершаются руками Его'}» (Мк. 6:2>13. Также, когда Павел и Варнава были в первом миссионерском путешествии, Господь «во свидетельство слову благодати Своей, творил /укаимюгзнамения и чудеса» (Деян. 14:3)'". «Бог же творил не мало чудес руками Павла» (Деян. 19:11)ь. В руках первых христиан, как и в случае других способов обретения благодати,
13 Хотя в отношении окончания Евангелия от Марка есть сомнения {см. гл. 16), но
Мк. 16:18, гле говорится, что те. кто верует и Иисуса, «возложат руки на больных, и они
будут здоровы», безусловно, подтверждает, по крайней мере, одно из направлений раи-
ней традиции в церкви.
[i Поскольку в Евангелиях часто подчеркивается, что Иисус возлагал на людей руки или прикасался к ним, это выражение, судя по всему, не является метафорой. Правильнее понимать это как указание на конкретный способ, которым Иисус творил чудеса с помощью Своих рук. К сожалению, в переводе NIV в этом стихе и во многих других, где говорится о чудесах, производимых руками людей, английский читатель вообще не встречает упоминания о руках, так как было решено, что дословное значение неважно. Напр., Мк. 6:2 переводится: «Он даже творит чудеса!» Однако в греческом тексте конкретно говорится, что чудеса совершались «через Его руки» {Sitttwv %eipaiv abwv). Ниже я указываю лишь на некоторые из стихов, где NIVhc переводит греческое слово;£rip («рукав), однако это слово присутствует во всех стихах, которые я цитирую, а читателям, которые не находят его в переводах NIV, следует обратиться к другой версии, RSVwih NASB, где перевод точнее следует греческому тексту.
14 N1V переводит: «Давая им власть творить знамения и чудеса» (Enabling гАетя to do
miraculous signs and wonders; см, предыдущую сноску).
|J NIV переводит; «Бог же творил немало чудес через Поела» (God did extraordinary miracles through Paul; см. предыдущую сноску).
Часть VI. Учение о Церкви
не было никакой магической силы, а исцеления и другие благословения происходили только потому, что Самому Богу было угодно действовать через возложение рук, поэтому ранняя Церковь молилась о том, чтобы Бог простер Свою руку для исцеления: «И ныне, Господи, воззри на угрозы их и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеление» (Деян. 4:29,30, курсив мой. — У. Г.). Они понимали, что, простирая руки над больными, ничего не добьются, если Бог Своей собственной мошной рукой не будет действовать через их руки.
Иногда возложение рук совершалось и в других целях. Например, в сочетании с просьбой к Богу о том, чтобы Он наделил силой кого-то на служение. Когда были назначены первые дьяконы, церковь привела их к апостолам «и сии помолившись возложили на них руки» (Деян. 6:6). Также и члены анти-охийской церкви, посылая на служение Павла и Варнаву, «совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их» (Деян. 13:3).
Те, кто возвещал Евангелие, иногда возлагали руки на новообращенных, чтобы они могли принять новозаветную силу Святого Духа. В Самарии апостолы «возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» (Деян. 8:17). Анания возложил на Савла руки, чтобы к тому вернулось зрение и чтобы Савл «исполнился Святого Духа» (Деян. 9:17). Когда Павел «возложил... руки» на учеников в Эфесе, только что уверовавших в Иисуса, «нисшел на них Дух Святый» (Деян. 19:6).
В других случаях возложение рук было связано с обретением какого-то духовного дара. В только что упомянутом эпизоде эфесские ученики также «стали говорить иными языками и пророчествовать» (Деян. 19:6), после того как Павел возложил на них руки. Кроме того, Павел напоминает Тимофею: «Не нерадио пребывающем в тебе даровании, которое данотебе по пророчеству [букв.: „через пророчество"] с возложением рук священства» (1 Тим. 4:14). Возможно, Павел имел в виду то же самое событие или какое-то другое, когда говорил: «Напоминаю тебе возгреватьдар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение» (2 Тим. 1:6). (В 1 Тим. 5:22 выражение «Рук ни на кого не возлагай поспешно» подразумевает рукоположение пресвитеров, см. гл. 46.)
Итак, члены ранней Церкви часто молились о нуждах друг друга, возлагая руки по примеру Иисуса и Его учеников; при этом они просили о выздоровлении, благословении, о духовных дарах или о приобретении силы на служение. В таком случае, может быть, стоит учить новых христиан, что молитва о нуждах должна сопровождаться возложением рук на того, о ком молятся? Если бы это было так, то «возложение рук» рассматривалось бы как «базовое* учение, имеюшее отношение к «основам» христианского образования. Одно из подтверждений этому мы видим в Евр. 6:1,2. Но многие исследователи считают, что в этом отрывке говорится о возложении рук на тех, кого выдвигали на церковное служение; другими словами, это лишь один из многих аспектов
R
Глава 47. Средства обретения благодати в Церкви
традиции возложения рук, которую мы находим в Новом Завете. Судя по всему, в Евр. 6:2 говорится о том, как молиться за других в разных нуждах, чтобы побудить молодых христиан незамедлительно приступить также и к служению другим людям.
Поэтому, представляется уместным рассматривать возложение рук как еще один аспект богатого разнообразия «средств обретения благодати», дарованный Богом Церкви, чтобы приносить благословение Своему народу.
12. Следует ли считать омовение ног средством обретения благодати в церкви? Изредка в некоторых христианских группах практиковалось омовение ног на общественных церковных собраниях. Этот обычай основывали на повелении Иисуса: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин. 13:14, курсив мой. — У. Г.). Те, кто настаивает на проведении подобного обряда, считают его таким же повелением Иисуса, как повеление о крещении и Вечери Господней.
Однако есть несколько причин, по которым нам не следует полагать, что Иисус установил для Церкви еще один обряд, пом имо крещения и Вечери Господней. 1) Крещением Вечеря Господня явно символизируют величайшее событие в истории искупления: смерть и воскресение Христа ради нас, тогда как омовение ног не связанно с историей искупления. 2) Крещение и Вечеря Господня были символическими действиями, тогда как омовение ног, со верше) i-ное Иисусом, — функциональным, поскольку было вызвано обычной человеческой нуждой того времени. 3) Крещение и Вечеря Господня — уместные символы начала и продолжения христианской жизни1Й, а омовение ног не связано с такой символикой. 4) Если при ни мать омовение ног в качестве таинства, подобного крещению и Вечере Господней, то получается, что Иисус повелевает нам совершать еще одно символическое действие, и тогда теряется реальная сила повеления Иисуса — действовать в смирении и любви. 5) Послания свидетельствуютотом, что крешение и Вечеря Господня были постоянными таинствами новозаветных церквей, но нет подтверждений, что апостолы и ранняя Церковь соблюдали омовение ног как таинство. 6) Существует простое и конкретное объяснение повеления Иисуса: Он дает Своим ученикам указание выполнять друг для друга грязную работу. Но если текст подразумевает именно это (а подавляющее большинство церквей за всю историю понимало его именно так), то нам не следует искать дополнительного смысла (установления Иисусом нового обряда). И хотя христианам может пойти на пользу, если они будут исполнять обряд омонения ног в своей собственной жизни, никто не должен считать, будто Иисус повелевает практиковать этот обряд.
"См.гл.48,49.''Х| '*'Z'X. !и1кН»л.','Г"
Часть VI. Учение о Церкви
их убеждений: можно утверждать, что крещение правильно преподано лишь тем, чей возраст позволяет «просить у Бога доброй со вести»1'.
И в заключение следует сказать, что римско-католические учения о том,
что крещение необходимо для спасения, что сам по себе акт крещения сооб
щает спасительную благодать и что детей также следует крестить, неубеди
тельны о свете учения Нового Завета. '■/. -j^ym
4. Протестантская педобаптистская позиция. Рассмотрим точку зрения, что крещение может быть преподано всем маленьким детям верующих родителей. Этого взгляда придерживаются многие протестантские группы (в част-ностилютеранской, епископальной, методистской, пресвитерианской и реформатской церквей). Такой взгляд иногда называют педобаптизмом, а иногда «теорией завета», поскольку дети верующих рассматриваются как часть «общины завета» народа Божьего. «Педобаптизм» — это практика крещения детей (префикс «пело» означает «ребенок» и происходит от греческого слова тш1д)п. В первую очередь я буду дискутировать с аргументами, выдвинутыми Луисом Беркхофом, который ясно излагает и хорошо защищает педобаптист-скую точку зрения.
Мнение о том, что дети верующих должны быть крещены, в первую очередь основывается на следующих трех пунктах:
;■;<;; 1) В ветхом завете детей обрезывали. В ветхом завете обрезание было внешним знаком вхождения в общину завета, или в общину народа Божьего. Обрезание совершалось надо всеми израильскими детьми (мужского пола), когда им исполнялось восемь дней.
2) Крещение соответствует обрезанию. В новозаветный период внешним
символом вхождения в «общину завета» является крещение. Поэтому креще
ние — это новозаветная замена обрезанию. Из этого следует, что крестить сле
дует всех детей верующих родителей. Лишить их этого блага — значит лишить
их той привилеги и, которая принадлежит им по праву, — символа принадлеж
ности к общине народа Божьего, «общине завета». Аналогия между обрезани
ем и крещением довольно ясно видна в Кол. 2: '-"■'.■."..,,.,,,.,
|7Точнотакже можно интерпретировать и Кол. 2:12: Павел говорит, что в крещении христиане -нхшоскр если [со Христом] верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых». Эта предполагает, что те, кто был крещен, обладали верой в то время, когда были крещены, — т. е. были достаточно взрослыми, для того чтобы верить.
18 Католики тоже педобаптисты, однако они выдвигают иные аргументы, они учат, что крещение приводит к перерождению. В дальнейшем я буду сравнивать протестантский педобаптизм с протестантским «крещением верующих». Поэтому я буду употреблять термин «педобаптистский» в отношении педо баптистов-протестантов, которые придерживаются педобаптистской позиции, основанной на теории завета.
Глава 4S. Крещение
В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением гре- ■ ;Э*] ховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Нимвкре-. -lf>.., щении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил.... Его из мертвых (Кол. 2:11,12, курсив мой. — У. Г.).
Утверждается, что в этом месте Павел явно проводит параллель между
обрезанием и крещением. - _..,..<;
3) Крещение домочадцев. Еще одно подтверждение правомерности практики детского крещения — это случаи «крещения домочадцев», о которых говорится в Деяниях Апостолов и в посланиях, в частности, речь идет о крещении Лидии (Деян. 16:15), семьи филиппинского тюремного стража (Дсян. 16:33) и домочадцев Стефана (1 Кор. 1:16). Утверждается также, что Деян. 2:39, где дается обетование благословения Евангелия: «Вам принадлежит... и детям вашим», также является подтверждением правильности подобной практики.
В ответ на эти аргументы педобаптизма можно возразить следующее: во-первых, нет никакого сомнения в том, что крещение и обрезание во многом сходны, но мы не должны забывать, что они символизируют разные вещи. В ветхом завете существовали физические, внешние средства вхождения в «общину завета». Евреем человек становился, родившись от родителей-евреев. Поэтому всех еврейских мальчиков обрезывали. Обрезание не ограничивалось людьми, обладавшими подлинной внутренней духовной жизнью, оно совершалось надо всеми, кто жил в среде израильского народа. Бог сказал:
...Да будет у вас обрезан весь мужеский пол. <...> Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас н роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в.доме и купленный за серебро у какого-нибудь '-■'■ иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным (Быт. 17:10—13, курсив мой. — У. Г.).
Обрезывались не только люди, физически происходившие от израильского народа, но также и рябь;, которые были ими куплены и жили среди них. Присутствие или отсутствие внутренней духовной жизни не имело никакого значения в вопросе о том, следовало л и обрезывать того или иного человека. Поэтому «взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем, и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог» (Быт. 17:23; ср.: Нав. 5:4, курсив мой. — У. Г.).
Мы должны понимать, что обряд обрезания совершатся над каждым мужчиной, жившим в среде израильского народа, хотя при этом истинное обреза- якеесть нечто внутреннее и духовное: «То обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве» (Рим. 2:29). Более того, Павел в Новом Завете открыто говорит, что «не все те Израильтяне, которые от Израиля» (Рим. 9:6). Но хотя во времена
IP1!1
Часть VI. Учение а Церкви
ветхого завета (и более полно во времена нового завета) имело место осознание той внутренней духовной реальности, которую было призвано представлять собой обрезание, тем не менее не было никаких попыток ограничить совершение обрезания только над теми людьми, чьи сердца действительно были духовно обрезаны и кто обладал подлинной спасительной верой. Даже среди взрослых мужчин обрезание применялось ко всем, а не только к тем, кто обнаруживал признаки внутренней веры.
Во-вторых, в новозаветный период была совершенно иная ситуация. Новый Завет не говорит об «общине завета», состоящей из верующих и их неверующих детей, родственников и слуг, которые, по стечению обстоятельств, с ними живут. (Выражение «община завета», как его употребляют педобаптис-ты, часто становится общим и расплывчатым термином, в котором смешиваются различия между ветхим и новым заветами в этом вопросе.) В новозаветной Церкви единственный вопрос имеет значение — обладает ли кто-то спасительной верой и стал л и он духовно частью тела Христова, истинной Церкви? Единственно возможной «общиной завета» является Церковь, общение искупленных.
Но как человек становится членом Церкви? Средства вхождения в Церковь являются добровольными, духовными и внутренними. Человек становится членом истинной Церкви, рождаясь вновь и обретая спасительную веру, а не по физическому рождению. Это происходит не благодаря внешнему акту, а по внутренней вере, пребывающей в сердце человека. Безусловно верно, что крещение — это символ вхождения в Церковь, однако это означает, что совершать его следует только над теми, кто обнаруживает признакитого, что он является членом Церкви, только над теми, кто исповедует веру в Христа.
Мы не должны удивляться тому, что в ветхом завете (физическое рождение) люди входили в нее иначе, чем в новом (духовное рождение). В других сферах также существует много аналогичных различий. В пустыне израильтяне питались физической манной, а христиан питает Христос, истинный хлеб, сходящий с небес (Ин. 6:48-51), Израильтяне пили физическую воду, а те, кто верит в Христа, пьют живую воду вечной жизни, которую Он дает (Ин. 4:10—14). В ветхом завете был физический храм, в котором Израиль собирался для поклонения, а в новом завете верующие собраны в духовный храм (1 Пет. 2:5). Ветхозаветные верующие приносили на алтарь физические жертвы, животных и растения, а новозаветные верующие приносят «духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5; ср.: Евр. 13:15,16). Ветхозаветные верующие получили от Бога физическую землю Израиля, которую Он обещал им, а новозаветные верующие получают «лучшую», «небесную» землю (Евр. 11:16). В ветхом завете членами израильского народа были те, кто происходил от Авраама по физическому семени, в новом завете те, кто имеет духовное «семя», — потомки Авраама по вере, — являются членами Церкви (Гал. 3:29; ср.: Рим. 4:11,12).
Глава 48. Крещение
Во всех этих противопоставлениях мы видим те различия между ветхим и новым заветами, которые так подчеркивал Павел. Физические элементы и действия в ветхом завете были «тенью будущего», но истинная реальность, «тело», обретается в новозаветный период, в котором мы воссоединяемся с Христом (Кол. 2:17). С этими изменениями вполне согласуется тот факт, что в ветхом завете дети мужского пола автоматически обрезывались, поскольку ихфизическое происхождение и физическое присутствие в общине еврейского народа означали, что они были членами общины, для вхождения в которую вера не требовалась. Но сейчас крестят л ишь тех, кто обнаруживает признаки подлинной спасительной веры, поскольку членство в Церкви основано на внутренней духовной реальности, а не на физическом происхождении.
В-третьих, примеры крещения домочадцев в Новом Завете на самом деле не дают основательных аргументов в пользу ни одной точки зрения. Если мы более детально изучим эти примеры, то увидим, что в ряде из них есть указания на спасительную веру тех людей, которые был и крещены. Например, верно, что семья филиппинского тюремного стража была крещена (Деян. 16:33), но также верно, что Павел и Сила «проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его» (Деян. 16:32, курсив мой. — У. Г.). Если слово Господне было возвещено всем, кто находился в доме, то подразумевается, что все эти люди были достаточно взрослыми, чтобы понять слово и уверовать в него. Более того, после рассказа о том, что вся семья была крещена, мы читаем, что филиппийский тюремный страж «возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога» (Деян. 16:34, курсив мой. — У. Г.). Итак, здесь речь идет не только о крещении домочадцев, но также и о принятии домочадцами слова Божьего и о радости домочадцев о том, что они уверовали в Бога. Эти факты явно указывают на то, что все домочадцы лично пришли к вере в Христа.
В отношении того факта, что Павел крестил «Стефанов дом» (1 Кор. 1:16), мы должны отметить, что в конце Первого послания к Коринфянам Павел говорит, что «семейство Стефаново... есть начаток Ахаии, и... они посвятили себя на служение святым» (1 Кор. 16:15). Это подтверждает, что они были не только крещены, но и обращены, и служили другим верующим. И вновь пример крещения домочадцев предполагает веру домочадцев.
Есть и другие случаи, в которых крещение не упомянуто, но где мы видим ясное свидетельство, что вес домочадцы пришли к вере. После рассказа о том, как Иисус исцелил сына царедворца, мы читаем, что отец «уверовал сам и весь дом его» (Ин. 4:53, курсив мой. — У. Г.). Также, когда Павел проповедовал в Коринфе, «Крисп... начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим» (Деян. 18:8, курсив мой. — У. Г.).
Это означает, что из всех случаев «крещения домочадцев» только в одном не говорится о вере —это Деян. 16:14,15, где речь идето Лидии: «Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее...» В тексте просто не уточняется, были ли дети в числе ее домашних.
Часть VI. Учение о Церкви
Это слабое и ненадежное доказательство правомерности детского крещения. Следует признать, что это место не дает оснований для окончательного вывода.
Относительно утверждения Петра в Пятидесятницу: «Вам принадлежит обетование и детям вашим», мы должны заметить, что предложение продолжается так: «и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2:39). Более того, в том же самом абзаце уточняется, что крещены были не верующие и их неверующие дети, но «охотно принявшие аово его крестились, и присоединил ось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41).
В-четвертых, против педобаптистской точки зрения может быть выдвинуто еще одно возражение. М ы можем спросить: «В чем заключается действие крещения?» Иными словами, мы можем спросить; «Каконо свершается? Какие выгоды приносит?»
Католики ясно отвечают на этот вопрос: крещение ведет к перерождению. Ясный ответ дают и баптисты: крещение символизирует тот факт, что внутреннее перерождение уже произошло. Но педобаптисты не могут принять ни той, ни другой точки зрения. Они не хотят сказать, что крещение ведет к перерождению, но также они не могут сказать (в отношении детей), что оно символизирует перерождение, которое уже произошло19. Единственный выход — это сказать, что крещение символизирует перерождение, которое произойдет в будущем, когда ребенок станет достаточно взрослым, чтобы обрести спасительную веру. Однако и это не вполне уместно, поскольку нет уверенности в том, что ребенок переродится в будущем, — некоторые крещеные дети впоследствии не приходят к спасительной вере. Итак, самым адекватным педо-баптистским объяснением является утверждение о том, что крещение символизирует возможное будущее перерождение21*. Оно не ведет к перерождению и не символизирует действительное перерождение; таким образом, его следует понимать как символ возможного перерождения в какой-то момент будущего.
Однако здесь становится очевидным, что педобаптистское понимание крещения сильно отличается от новозаветного. Новый Завет никогда не рассматривает крещение как символ возможного будущего перерождения. Новозаветные авторы не говорят: «Кто может запретить креститься водой тем, которые, возможно, однажды спасутся?» (ср.: Деян. 10:47); «Все вы, во Христа крестившиеся, возможно, однажды во Христа облечетесь» (ср.: Гал. 3:27);
Т1--L
"Тем не менее некоторые педобаптисты-протестанты предполагают, что перерождение произоигло (и это станет очевидным позднее). Другие, в том числе многие лютеране, говорят, что перерождение происходит во время крещения.
20 Это не цитата из какого-то конкретного автора-педобаптиста, это мой собственный вывод из логики педобаптистской точки зрения, которая требует именно такого отношения к перерождению.
Глава 48. Крещение
«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, возможно, однажды в смерть Его будем крещены?» (ср.: Рим. 6:3). Новый Завет так о крешении не говорит. Крещение в Новом Завете — это знак нового рождения, очишсния от греха и начала христианской жизни. Уместным кажется даровать этот знак только тем, кто обнаруживает необходимые признаки.
Еще один взгляд на символику крещения приводит Майкл Грин21. Он говорит:
Детское крещение подчеркивает объективность Евангелия. Оно ука- >!- зывает на великое свершение Христа распятого и воскресшего независи- о МО оттого, отзываемся мы на это свершение или нет... Нельзя сказать, что ■;■ МЫ получим от этрго что-то, если не покаемся и не уверуем. Однако это,. демонстрация того факта, что наше спасение зависит не от нашей веры, ,1 склонной к заблуждениям, а от того, что ради нас свершил Бог (р. 76). п t_ __ f
Он продолжает: ■ чж
Детское крещение делает акцент на инициативе Бога в спасении... ■■
От чего оно зависит — от человеческого отклика или от инициативы 'J
Бога? Вот в чем вся суть вопроса... Для баптиста крещение в первую оче- г'
редь свидетельствует о том, что мы делаем, отвечая на благодать Бога.
Для педобаптиега оно в первую очередь свидетельствует о том, что Бог -з
сделал для того, чтобы это стало возможным (pp. 76, 77; курсив мой. —
Однако, отвечая Грину, можно отметить целый ряд моментов. 1) В его анализе не учитывается тот факт, что крещение символизирует не только смерть и воскресение Христа; как мы уже отметили при анализе новозаветных текстов, оно также символизирует применение к нам искупления; как результат нашего ответа верой. Крещение символизирует тот факт, что мы воссоединились с Христом в Его смерти и воскресении, а омовение водой — что мы очистились от наших грехов. Утверждая, что педобаптисты подчеркивают инициативу Бога, а баптисты подчеркивают ответ человека, Грин предложил читателю две неверные альтернативы, поскольку крещение символизирует как эти два аспекта, так и ряд других. Крещение выражает: а) искупительный труд Христа; б) мой ответ верой (когда я приступаю к крещению); в) применение Богом благ искупления к моей жизни. Крещение верующего человека символизирует все эти три аспекта (а не только мою веру, как полагает Грин), а пе-добаптизм, по мнению Грина, символизирует только первый аспект. Вопрос не в том, какой из аспектов является «главным», вопрос заключается в том,
-' Michael Green, Baptism; Its Purpose, Practice, and Power (London: Hodder and S tough-ton, and Downers Grove, III.: InterVarsity Press, 1987). В этой книге прекрасно изложена педобалтистская точка зрения, а также проведен серьезный анализ библейского учения окрешении, который будет полезен как сторонникам, так и противникам этой позиции.
Часть VI. Учение а Церкви
какой из взглядов на крещение учитывает все те аспекты, которые символизирует крещение.
2) Когда Грин говорит, что наше спасение зависит не от нашей веры, а от
работы Бога, выражение «зависит» может быть осмыслено по-разному. Если
«зависит» означает «мы полагаемся», то, конечно, обе стороны согласятся, что
мы полагаемся на труд Христа, а не на нашу веру. Если «зависит» означает,
что вера сама по себе не является нашей заслугой, через которую мы способ
ны заслужить благосклонность Бога, тогда вновь обе стороны единодушно
согласятся с этим. Но если «зависит» означает, что для нашего спасения не имеет
значения, верим мы или нет, то с этим не согласится ни первая, ни вторая сто
рона: Грин сам в предыдущем предложении говорит, что крещение не прине
сет нам никакой пользы, если мы не покаялись и не уверовали. Итак, если
крещение тем или иным образом представляет собой применение к нашей
жизни искупления, то практиковать ту форму крещения, которая символизи
рует только смерть и воскресение Христа, недостаточно, мы должны выра
зить также наш ответ верой и принять искупление, примененное к нам Богом.
Напротив, в позиции Грина есть опасность возникновения мнения (с кото
рым и сам Грин не согласился бы), что Бог применяет к людям спасение неза
висимо оттого, верят они в Него или нет.
3) И наконец, те, кто выступает в защиту крещения верующих, часто тре
вожатся о практических последствиях педобаптизма. Они считают, что прак
тика педобаптизма в современной церковной жизни часто ведет к тому, что
человек, которого крестили в детстве, начинает думать, что он переродился, а
потому не ощущает настоятельной необходимости прийти к личной вере в
Христа. С течением лет это приводит ко все большему количеству необращен
ных членов «общины завета», которые на самом деле не являются членами
Церкви Христовой. Это, конечно, не делает педобаптистскую церковь лож
ной, однако она становится от этого менее чистой, и ей придется часто бо
роться против либеральных тенденций и других разновидностей неверия, при
вносимых неверующими членами церкви., (..
.:■; т -■■'(! i =._■
■ ■■■■ В. Эффект крещения '-'' '••|'■■■■_■'-- ■■
Мы уже говорили отом, что крещение символизирует перерождение, или новое духовное рождение. Но только ли символизирует? Или каким-то образом оно также является «средством обретения благодати», т. е. тем средством, которое Святой Дух использует для благословения Своего народа? Мы уже рассматривали этот вопрос в предыдущей главе22, поэтому здесь достаточно сказать, что если крещение совершено должным образом, то оно, безусловно, так-
22 См. гл. 47. • '■ ■ t ' •■ - ('- ■
Глава 48, Крещение
же приносит верующим определенное духовное благо. Через него приходит благословение Божье к послушанию, радость от публичного исповедания веры, ощущение уверенности от созерцания ясной физической картины смерти и воскресения с Христом, а также омовение от грехов. Несомненно, Господь дал нам крещение для того, чтобы усилить и поддержать нашу веру, — и именно так должно быть со всяким, кто принимает крещение, и со всяким верующим, который присутствует при этом.
Г. Необходимость крещения
Хотя мы признаем, что Иисус повелел совершать крещение (Мф. 28:19) и апостолы (Деян. 2:38), мы не должны говорить, что крещение необходимо идя спасения23. Этот вопрос мы уже рассматривали выше в связи с римско-католическим взглядом на крещение. Говорить, что крещение или любое другое действие необходимо для спасения, —значит утверждать, что наше оправла-ние происходит не одной только верой, но по вере плюс некое «дело» — дело крещения. Апостол Павел не согласился бы с тем, что крещение необходимо для спасения, как он не был согласен с тем, что обрезание необходимо для спасения (см.: Гал. 5:1 — 12)
Те, кто считает, что крещение необходимо для спасения, часто указывают наМк. 16:16: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет* (курсив мой. — У. Г.). Однако в данном стихе ничего не говорится о тех, кто верует, но не крещены. Здесь рассматриваются общие случаи и ничего не говорится о таких необычных ситуациях, как вера без крещения. Так что этот стих, вне всякого сомнения, не следует использовать в данной дискуссии, пытаясь увидеть здесь то, чего пет24.
Гораздо важнее рассмотреть слова Иисуса к умирающему на кресте разбойнику: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Разбойник не мог принять крещение до того, как умер на кресте, но он, несомненно, был спасен в тот день. Кроме того, сила этого аргумента не можетбыть опровергнута утверждением, что разбойник был спасен до прихода Христа (в ветхозаветный период крещение не было необходимо для спасения), потому что новый завет
23 Здесь я расхожусь во мнении не только с римско-католическим учением, но также и с учением многих протестантских деноминаций, которые учат, что, в некотором смысле, крещение все же необходимо для спасения. Хотя в их учениях есть различные нюансы, такой точки зрения придерживаются члены епископальной церкви, многие лютеране и члены Церкви Христа.
!4 Более того, вряд ли этот стих вообше можно использовать в богословских спо
рах, поскольку в древних рукописях он отсутствует (как и весь отрывок Мк. 16:9—20),
и, вероятнее всего, первоначально этою стиха не было в тексте Евангелия от Марка
(о Мк. 16:9-20 см. в гл. 16}...; -. ■.: _ ■■