В. Каким образом Христос присутствует на Вечере Господней?

J. Римско-католическая точка зрения: пресуществление. В соответствии с учением Римско-католической церкви, хлеб и вино действительно стано­вятся телом и кровью Христа. Это происходит в тот момент, когда священник говорит: «Сие есть тело Мое» во время мессы. В тот самый миг, когда священ­ник говорит это, хлеб поднимают и ему поклоняются. Поднять хлеб и провоз­гласить его телом Христовым может только священник.

Когда это происходит, в соответствии с римско-католическим учением, благодать нисходит на всех присутствующих ex opere operate, т. е. «свершается



Часть У!. Учение о Церкви


делом»1, однако количество благодати зависит от субъективного состояния людей, которые принимают благодать2. Кроме того, каждый раз, когда совер­шается месса, в каком-то смысле повторяется сама жертва Христа, и католи­ческая церковь утверждает, что это реальная жертва, хотя и не та же самая, что была принесена Христом на кресте.

Так, Людвиг Отт учит следующему:.,../^/пт jt,:;

Христос присутствует в таинстве жертвенника через трансформацию всей субстанции хлеба в Его Тело и всей субстанции вина в Его Кровь... °- Эта трансформация называется пресуществлением'.

Сила посвящения пребывает только в клирике, должным образом " посвященном4.

Служение поклонения (Latria) должно совершаться только и отно­шении Христа, присутствуюшего в евхаристии... Из целостности и пер-' манентности действительного присутствия следует, что абсолютное слу­жение поклонения (Cultus Latriae) должно совершаться в отношении Христа, присутствующего в евхаристии5.

В соответствии с католическим учением, поскольку считается, что хлеб и вино действительно становятся телом и кропью Христа, церковь в течение многих веков не позволяла мирянам пить из чаши Вечери Господней (из стра­ха, что кровь Христа может быть пролита). Мирянам позволялось только есть хлеб6.

В учебнике Огга сказано:

Причастие под двумя видами не является необходимым для каждо­го верного: ни по причине Божественного повеления, ни как средство спасения... Причина в том, что Христос един и целостен в любом во­площении... Запрещение принятия из чаши в Средние века (ХП—XIII вв.)

1 Термин ex opere operate рассматривается в гл. 48, о крещении.

1 Людвиг Отт говорит: «Поскольку мера сообщаемой ex opere operate благодати про­порциональна субъективному состоянию человека, который ее принимает, то перед при­частием должна быть проведена хорошая подготовка, и за ним должно следовать долж­ное благодарение... Недостойное участие в причастии является святотатством». Ludwig Ott, Fundamentals of Catholic Dogma, p. 399.

3 Ibid., p. 379.

4 Ibid., p. 397. ■ ■.«".■Hi-ui-A-iT.'f'.B.vAav-C'/^vv'1 A

5 Ibid., p. 387. Слово «евхаристия» означает «Вечерю Господню». Оно происходит от
греческого слова ebxapicrvia, «благодарение». Однокоренной глагол ebxapiGEai есть в
библейских описаниях Тайной вечери в Мф. 26:27; Мк. 14:23; Лк. 22:19; и 1 Кор. 11:24:
«И возблагодарив преломил и сказал...» Слово «евхаристия» часто употребляется католи­
ками и епископатами. В среде протестантских церквей о Вечере Господней говорят как
о «причастии».

6 После II Ватиканского собора (1962—1965) были позволены как хлеб, так и вино,
однако это не всегда осуществляемся на практике.:-ra7ir сч w ' ■=■■-■ -.. jt-wsi-:


Глава 49. Вечеря Господня




ЯВНОГО СОСТОЯНИЯ

й раз, когда совер-Христа, и католи-нетажесамая,что

фансформацию а в Его Кровь...

лжным образом

[ ТОЛЬКО В ОТНО-

остиости и пер-збсолютное слу-:я в отношении

читается, что хлеб и, церковь в течение Господней (из стра-юлялосьтолькоесть

1мым для каждо-ни как средство тен в любом во-гка<ХП-ХП1 вв.)

е opemto благодати про-ринимает. то перед при-юлжно следовать долж-святотатством». Ludwig

ню». Оно происходит от -лагол ebxapieЈ<» есть в 1к. 22:19; и 1 Кор. 11:24: о употребляется католи-е Господней говорят как

цы как хлеб, так и вино,


было введено по практическим соображениям, особенно из-за опасное-. ти осквернения таинства7.

По поводу действительной жертвы Христа Отт говорит: Святая месса есть истинная и подлинная жертва1.

В жертве мессы и жертве креста жертвенный дар и жертвующий Пер­восвященник идентичны; различаются лишь природа и способ жертво­приношения... Жертвенный дар — это плоть и кровь Христовы... Жерт­вующий Первосвященник — Иисус Христос, Который использует свя­щенника-человека как Своего служителя и представителя и совершает посвящение через него. По мнению томистов', на каждой мессе Хрис- ' ' тос также осуществляет действительную и непосредственную жертву, '' которая тем не менее не должна восприниматься как множество после­довательных актов. Это единый непрерывный жертвенный акт преобра-. зившегося Христа.

Цель жертвы в мессе такая же, как и на кресте; в первую очередь — ' '
прославление Бога, во вторую — искупление, благодарение и призыва­
ние111...v-nt.K-<_•--.• ljMh;o.: tVi.fjrT"-.- w;fR>! v Ь;а.:-:^"Гг^

Как умилостивительная жертва... жертва мессы влияет на опту- ' ' щение грехов и на наказание за грехи; как жертва призывания... она про­изводит дарование сверхъестественных и естественных даров. Евхари­стическая жертва умилостивления может быть принесена, как утверж- "'■ дает Трентский собор, не только за живых, но также и за бедные души, пребывающие в чистилище".

В ответ на римско-католическое учение о Вечере Господней следует ска­зать, что, во-первых, оно не признает символического характера утверждения Иисуса, провозгласившего: «Сие есть Тело Мое» и «Сие есть Кровь Моя». Иисус часто говорил о Себе символически. Например, Он сказал: «Яесмь ис­тинная виноградная Лоза» (Ин. 15:1), или: «Яесмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10:9), или: «Яесмь хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6:41). Точно гак же, когда Иисус говорит: «Сие есть Тело Мое», Он говорит это символи­чески, а не в буквальном, физическом, действительном смысле. Ведь когда Он сидел со Своими учениками, держа хлеб, этот хлеб находился в Его руке и не был Его телом, что, конечно, было очевидно для Его учеников. Никто из присутствовавших там учеников не подумал бы, что хлеб, который Иисус дер­жал в Своей руке, действительно являлся Его физическим телом, поскольку

7 Ludwig Ott, Fundamentals of Catholic Dogma, p. 397. n~.,-,Я! „■..;■

sIbid.,p.4O2. „*».'■- '.,'

9 Томисты — последователи учения Фомы Аквинского. — Примеч. ред.

10 Ludwig Ott, Fundamentals of Catholic Dogma, p. 408.
"Ibid., p. 412, 413.



Часть VI. Учение о Церкви



Его тело было у них перед глазами. Они, естественно, восприняли утвержде­ние Иисуса в символическом плане. Точно так же, когда Иисус сказал: «Сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Л к. 22:20), Он, безусловно, не имел в виду, что чаша действительно была новым заветом, Он хотел сказать, что чаша представляла собой новый завет.

Кроме того, римско-католическая точка зрения не признает ясного ново­заветного учения об окончательности и завершенности жертвы Христа за наши грехи. В Послании к Евреям это неоднократно подчеркивается, например, в таких словах: «И не для того, чтобы многократно приносить Себя, как перво­священник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надле­жало бы Ему многократно страдать от начала мира. Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. <...>...Христос, однаж­ды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:25—28). Со времен Реформации утверждение, что жертва Христа продолжается или по­вторяется в ходе мессы, считалось самым сомнительным римско-католичес­ким учением, сточки зрения протестантов. Если мы осознаем, что жертва Хри­ста за наши грехи окончательная и завершенная («Совершилось!», Ин. 19:30; ср.: Евр. 1:3), то это дает нам чувство великой уверенности в том, что за наши грехи наказание уже понесено и никакой жертвы приносить уже не нужно. Представление же о продолжающейся жертве Христа разрушает нашу уве­ренность в том, что расплата была совершена Христом и принята Богом-От­цом и что за наши грехи нам «нет ныне никакого осуждения» (Рим. 8:1).

Для протестантов мысль о том, что месса в каком-то смысле является повторением смерти Христа, кажется возвратом к повторяющимся жертво­приношениям ветхого завета, о которых сказано: «Жертвами каждогодно напоминается огрехах» (Евр. 10:3). Вместо уверенности в полном проще­нии грехов через жертву Христа, принесенную раз и навсегда (Евр. 10:12), представление о том, что месса — это повторяющаяся жертва, даст нам по­стоянное напоминание о грехах и о той вине, которую надо искупать еже­недельно12.

Что же касается мнения о том, что только священники могут совершать Вечерю Господню, то Новый Завет не уста на вливает таких ограничений. Так

12 По этой причине многие протестанты считают, что они могут участвовать в Вечере Господней, совершаемой в любой другой протестантской церкви, даже на бо­гослужениях в Высокой англиканской церкви («High Church» — направление в англиканской церкви, близкое к католицизму, в противоположность «Low Church», более близкой к евангельским церквам. — Примеч. пер.), которые по форме очень напоминают католическое богослужение, но не могут с чистой совестью участвовать в римско-католической мессе из-за самой природы римско-католического учения о мессе.


36 Зак 3605


т


Глава 49. Вечеря Господня





что утверждение об исключительной роли священников на Вечере Господней кажется неоправданным. Кроме того, поскольку Новый Завет учит, что все верующие являются священниками и членами «царственного священства» (1 Пет. 2:9; ср.: Евр. 4:16; 10:19—22), мы не должны выделять некий класс лю­дей, имеющих права священства, как это было во времена ветхого завета; мы должны подчеркивать, что все верующие обладают великой духовной приви­легией приближаться к Богу.

И наконец, любое ограничение, запрещающее мирянам пить из чаши Вечери Господней, — это неповиновение прямому повелению Христа, данно­му ученикам: «Пейте из нее все» (Мф. 26:27), а также и Его повелению, запи­санному Павлом: «Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспомина­ние» (1 Кор. 11:25).

2. Лютеранская точка зрения: коисубстанция (сосуществование). Мар­тин Лютер отвергал римско-католическое учение о Вечере Господней, но все же настаивал, что слова «Сие есть тело Мое» следует понимать буквально, до определенной степени. Его точка зрения заключалась втом, что хлеб не ста­новится физическим телом Христа, но физическое тело Христа присутствует «в, с и под» хлебом Вечери Господней.

Иногда приводят такой пример: тело Христа присутствует в хлебе, как вода присутствует в губке, — вода не является губкой, но присутствует «в, с и под» губкой всегда, когда присутствует губка. Другие сравнения: магнит и его спо­собность притягивать предметы; тело и душа.

Лютеранское понимание Вечери Господней находим в учебнике Фрэнси­са Пайпера13. Он цитирует «Краткий катехизис» Лютера: «Что такое таин­ство Саятого причастия? Это содержащиеся в хлебе и вине истинные тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа, которые мы, христиане, должны естьи пить, по установлению Самого Христа»14. Также и в Аугсбургском исповеда­нии веры (Артикул X) говорится; «О Святом причастии (Вечере Господней) наши церкви учат, что тело и кровь Христовы воистину присутствуют и раз­даются тем, кто причащается [вкушает Вечерю Господню]»15.

Единственный отрывок, о котором можно подумать, что он подтверждает такую точку зрения —это 1 Кор. 10:16: «Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?»

Тем не менее для того, чтобы подтвердить это учение, Лютеру следова­ло ответить на один важный вопрос: как может физическое тело Христа,

13 F. Pieper, Christian Dogmatics, 4 vols. (St. Louis: Concordia, 1950-1957).

14 Ibid., p. 296. (Книга согласия: Вероисповедание и учение лютеранской церкви.
М.: Лютеранское Наследие, 1998. С. 432. — Примеч. пер.).

15 Ibid. (Русский текст см. там же. С. 30. — Примеч. пер.)



Часть VI. Учение о Церкви


или, в более общем плане, человеческая природа Христа, присутствовать всю­ду? Не вознесся л и И исус на небеса в Своей человеческой природе и не пребы­вает ли там до тех пор, пока не возвратится? Не сказал ли Он, что оставляет землю и что более не останется в мире, но отправится к Отпу(Ин. 16:28; 17:11)? В ответ на эту проблему Лютер учил о вездесущности человеческой природы Христа после вознесения — т. с. тому, что человеческая природа Христа при­сутствует всюду («вездесущна»). Однако богословы еще со времен Лютера по­дозревали, что он учил о вездесущности человеческой природы не потому, что это утверждается в Писании, а потому, что ему надо было как-то объяснить свое учение о консубстанции.

В ответ на точку зрения Лютера можно сказать, что в ней также не при­
знается тот факт, что Иисус учит о духовной реальности, но на примере физи­
ческих предметов, когда говорит: «Сие есть тело Мое». Мы не должны вос­
принимать эти слова буквально, точно так же, как соответствующее утверж­
дение о том, что «сия чаша есть новый завет в Моей Крови» (Лк. 22:20). Ведь
Лютер даже в буквальном смысле не отдаст должного словам Иисуса. Берк-
хофсправедливозамечает, что Лютер учит так, будто слова Иисуса означают:
«Сие сопровождает тело Мое»"1. В связи с этим весьма полезно было бы пере­
читать И и. 6:27-59, где из контекста ясно, что Иисус говорит о хлебе в бук­
вальных, физических выражениях, но поясняет свои слова в выражениях ду­
ховной реальности.. -Р-^-?*- (Ц11°3 -;. -ЩР.-С л ^?-'r' t-ff"■''*'*"

3. Остальные протестанты: символическое и духовное присутствие Хри­ста. В отличие от Мартина Лютера, Жан Кяльвин и другие реформаты дока­зывали, что хлеб и вино Вечери Господней не превращаются в тело и кровь Христа и никоим образом не содержат в себе тело и кровь Христа. Хлеб и вино символизируют тело и кровь Христа и являются видимыми знаками истинно­го присутствия Самого Христа17. Кальвин говорил:

Тот факт, что нам дан знак, позволяет сделать вывод, что и субстан­ция нам дана во всей своей реальности. Ибо если мы не хотим назвать Бога обманщиком, то не дерзнем утверждать, будто Он явил нам пустой и тщетный знак Своей истины... Верующие должны всем своим суще­ством придерживаться следующего правила: когда они видят богоуста-новленные знаки, то могут не сомневаться, что с ними поистине сопря-

16 Bcrkhof, Systematic Theology, p. 653.

17 В вопросе о природе присутствия Христа в Вечере Господней Кальвин несколько
расходился с другим швейцарским реформатом, Ульрихом Цвингли (1484—1531). Оба они
говорили, что Христос присутствует в Вечере Господней символически, но Цвингли го­
раздо менее решительно утверждал действительное духовное присутствие Христа. Тем
не менее точное содержание учения Цвингли по этому вопросу остается темой дискус­
сий историков.


Глава 49. Вечеря Господня





жены сами означаемые вещи. Ибо для чего Господь дал нам знак Своего Тела, как не для того, чтобы убедить нас в причастности Ему?"

Тем не менее Кальвин не был согласен пи с римско-католическим учени­ем (отом, что хлеб становится телом Христовым), ни слютеранским учением (о том, что хлеб содержит в себе тело Христово):

Нам следует установить присутствие Иисуса Христа в вечере таким образом, чтобы не привязывать Его к хлебу и не заключать в хлеб. Дру- % гими словами, не следует низводить Христа к этим тленным элементам, >ji что умалило бы Его небесную славу'9.

В наши дни большинство протестантов сказало бы, что хлеб и вино симво­лизируют тело и кровь Христа, но и Сам Христос также особым образом духов­но присутствуешь Вечере Господней, когда мы причащаемся. И в самом деле, Иисус обещал присутствовать на любом богослужении верующих: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20)20. И если Он присут­ствует, когда христиане собираются для поклонения, то мы ожидаем также, что Он особым образом будет присутствовать и на Вечере Господней21. Мы встре­чаемся с Ним за Его столом, куда Он приходит, чтобы отдать Себя нам. Когда мы получаем хлеб и вино в присутствии Христа, мы участвуем в Нем и во всех Его благах. Мы «питаемся Им в сердцах наших» с благодарением. И в самом деле, даже ребенок, который знает Христа, поймет это без объяснения и будет ожидать особого благословения от Господа во время этой церемонии, посколь­ку ее значение совершенно очевидно, когда верующие едят и пьют. И все же мы не должны говорить, что Христос присутствует независимо от нашей личной веры; нет, Он встречает нас и благословляет в соответствии с нашей верой в Него.

Итак, каким же образом Христос присутствует? Нет никакого сомнения в символическом присутствии Христа, но в этой церемонии есть также и Его подлинное духовное присутствие и подлинное духовное благословение.



-



"Calvin, Institutes, 4.17.10. r ■.-,. -..■ — -. --r.■-'■ ■--.....................

t, 19 Ibid., 4.17.19.

" 20 Верно, эти слова сказаны в контексте, где речь идет о церковной дисциплине (ст. 15—19), но в данном случае общая истина употреблена для подкрепления конкретно­го случая, и нет никаких причин ограничивать применение этой истины только сферой церковной дисциплины. Эта истина говорит нам, что Иисус всегда присутствует посре­ди верующих, которые собрались во имя Его.

21 Иногда протестанты так рьяно отрицали римско-католическое учение о «реаль­ном присутствии» Христа в хлебе и вине, что совершенно неоправданно отвергали и Его духовное присутствие. Миллард Эриксон отмечает юмористический аспект этой ситуа­ции: «Чтобы избежать представления о неком магическом присутствии Иисуса, некото­рые баптисты иногда заходили в такую крайность, что создавалось впечатление, будто единственное место на свете, где Иисуса совершенно точно нет, — это Вечеря Господня. Один баптист назвал это „учением о реальном отсутствии" Иисуса Христа» (Millard Erickson, Christian Theology, p. 1123).


'ТГ


£124


Часть VI. Учение о Церкви



«у11 '■{*.:


"F. Кто может участвовать в Вечере Господней?


Несмотря на различия во взглядах на некоторые аспекты учения о Вечере Господней, большинство протестантов согласилось бы, во-первых, с тем, что только те, кто верит в Христа, должны в ней участвовать, поскольку это знак, что человек является христианином и ведет христианскую жизнь22. Павел пре­достерегает о том, что те, кто ест и пьет недостойно, столкнутся с серьезными последствиями: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немалоумирает»(1 Кор. 11:29,30).

Во-вторых, многие протестанты согласились бы, что, исходя из смысла крещения и Вечери Господней, обычно только те, кто был крещен, могут уча­ствовать в Вечере Господней. Это обусловлено тем фактом, что крещение явно представляет собой символ яачялахристианской жизни, тогда как Вечеря Гос­подня — символ того, что человек продолжает вести христианскую жизнь. Поэтому если кто-то принимает Вечерю Господню не будучи крещенным и тем самым дает публичное утверждение, что он продолжает жить христиан­ской жизнью, то этого человека следует спросить: «А не стоило бы сейчас при­нять крещение и тем самым символизировать тот факт, что вы начинаете хри­стианскую жизнь?»

Другие же, в том числе и автор этих строк, возразили бы на это ограниче­ние следующим образом: если истинно верующий, но еще не принявший кре­щение человек, не допускается к Вечере Господней, когда христиане собира­ются вместе, то возникает еще одна проблема. В этом случае факт, что человек не участвует в Вечере Господней, показывает, что он не является членом Тела Христова, когда христиане собираются вместе для проведения вечери в един­стве общения (см.: 1 Кор. 10:17: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба»). Поэтому церквам лучше допускать некреще­ных верующих к участию в Вечере Господней, но и побуждать их к тому, что­бы они приняли крещение как можно скорее. Поскольку если они стремятся участвовать в символической демонстрации того, что они являются христиа­нами, то нет никаких причин, которые мешали бы им стремиться участвовать в другом акте — в том, который уместно осуществлять первым.

Конечно, проблем, возникающих в обеих ситуациях (когда некрещеный верующий принимает причастие и когда он не принимает его), можно избе­жать, если вновь обращенные христиане будут принимать крещение вскоре после того, как он и обретут веру. И какую бы позицию ни занимала церковь в этом вопросе, она должна подчеркивать, что идеальная ситуация для нового

22 Тем не менее с недавнего времени в англиканской церкви стали допускать детей
к участию в Вечере Господней, объясняя это тем, что если дети получили знамение кре­
щения, было бы неверно отказывать им в знамении Вечери.,,,,


Глава 49. Вечеря Господня





верующего — это сначала принять крещение, а затем участвовать в Вечере Господней.

Третье требование, предъявляемое к приступающим к Вечере Господней, — это испытание самого себя:

Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостой­но, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же 'Л себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рас- "суждал о Теле Господнем (1 Кор. 11:27—29).

В 1 Кор. 11 Павел обличает коринфянзаихэгоистичноеи неосмотритель­ное поведение, когда они собираются в церкви: «Далее, вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других естьевою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (1 Кор. 11:20,21). Это помогает нам понять, что Павел имеет в виду, когда говорит о тех, кто ест и пьет «не рассуждая о Теле» (1 Кор. 11:29). Проблема заключалась не в там, что члены церкви не понимали, что хлеб и чаша представляют собой тело и кровь Господа — они, безусловно, знали об этом. Проблемой скорее было их эгоис­тичное, неосмотрительное поведение в отношении друг друга, когда они на­ходились за трапезой Господа. Они не понимали истинной природы Церкви как единого Тела (или «не рассуждали» об этом). Такая интерпретация выра­жения «не рассуждая о Теле Господнем» подтверждается упоминанием Павла о Церкви как едином Теле Христовом совсем незадолго до этого отрывка — в 1 Кор. 10:17: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба»23. Поэтому выражение «не рассуждая о Теле Господнем» озна­чает «без понимания единства и взаимозависимости л юдей в церкви как Тела Христова». Оно означаетбезраачичие к братьям и сестрам, когда церковь со­бирается на Господню вечерю, где нам следует отражать Его качества24.

Итак, что значит есть или пить «недостойно» (1 Кор. 11:27)? Сначала мы можем подумать, что эти слова относятся только к тому, как мы Ведем себя во время трапезы. Но Павел поясняет: недостойное участие подразумевает, что человек «не рассуждает о Теле». Он тем самым указывает, что нам следует задуматься о наших отношениях внутри Тела Христова в целом; посмотреть,

23 Кроме того, мы можем справедливо предположить, что представление о едином Теле не было новым и что Павел учил их этому, пока оставался в Коринфе в течение двух лет, после того как основал там церковь.

14 Такая интерпретация подтверждается еще двумя аргументами: 1) Панел говорит: «Не рассуждая о Теле»; он не говорит: «Не рассуждая о теле и крови Господа», как он, вероятнее всего, сказал бы, если бы имел в виду: «Не понимая, что хлеб и чаша пред­ставляют собой тело и кровь Господа». 2) Кроме того, Павел говорит: «Да испытает же себя человек» (а это, несомненно, подразумевает также и размышление об отношениях человека с другими членами церкви), но Павел не говорит: «Пусть каждый задумается о гом, понимает ли он, что символизируют хлеб и вино».



Часть VI. Учение о Церкви


не ведем ли мы себя таким образом, что наше поведение живо иллюстрирует не единство единого хлеба и единого тела, а разъединенность и провозглашает не самопожертвование нашего Господа, а враждебность и эгоизм. Итак, в широком смысле, выражение «да испытает же себя человек» означает, что нам следует спросить себя, отражаютли наши отношения внутри Тела Христова качества Господа, с Которым мы встречаемся и Которого представляем.

В связи с этим следует также упомянуть об учении Иисуса относительно поклонения вообще:

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь,
что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред
жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда при-,
ди и принеси дар твой (Мф. 5:23,24). -

Иисус говорит нам, что, когда мы приступаем к поклонению, мы должны быть уверены, что наши отношения с другими людьми улажены, а если это не так, то нам следует энергично действовать, чтобы исправить положение ве­щей, и после этого приступать к поклонению Богу. Это увещевание особенно справедливо в отношении Вечери Господней.

Конечно, пастор не может знать, испытывает себя человек или нет (за ис­ключением тех случаев, когда явно оскорбительное или греховное поведение становится очевидным для всех). В церкви чаще всего именно пасторы и ру­ководители должны четко объяснить смысл Вечери Господней и предостеречь от опасностей недостойного участия в ней. Тогда люди будут ответственны за испытание своей жизни, как того требует Павел. Действительно, Павел не го­ворит, что пасторы должны испытывать каждого человека, а призывает каж­дого человека к испытанию себя самого: «Да испытывает же себя человек» (1 Кор. 11:28)2S.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: