J. Римско-католическая точка зрения: пресуществление. В соответствии с учением Римско-католической церкви, хлеб и вино действительно становятся телом и кровью Христа. Это происходит в тот момент, когда священник говорит: «Сие есть тело Мое» во время мессы. В тот самый миг, когда священник говорит это, хлеб поднимают и ему поклоняются. Поднять хлеб и провозгласить его телом Христовым может только священник.
Когда это происходит, в соответствии с римско-католическим учением, благодать нисходит на всех присутствующих ex opere operate, т. е. «свершается
Часть У!. Учение о Церкви
делом»1, однако количество благодати зависит от субъективного состояния людей, которые принимают благодать2. Кроме того, каждый раз, когда совершается месса, в каком-то смысле повторяется сама жертва Христа, и католическая церковь утверждает, что это реальная жертва, хотя и не та же самая, что была принесена Христом на кресте.
Так, Людвиг Отт учит следующему:.,../^/пт jt,:;
Христос присутствует в таинстве жертвенника через трансформацию всей субстанции хлеба в Его Тело и всей субстанции вина в Его Кровь... °- Эта трансформация называется пресуществлением'.
|
|
Сила посвящения пребывает только в клирике, должным образом " посвященном4.
Служение поклонения (Latria) должно совершаться только и отношении Христа, присутствуюшего в евхаристии... Из целостности и пер-' манентности действительного присутствия следует, что абсолютное служение поклонения (Cultus Latriae) должно совершаться в отношении Христа, присутствующего в евхаристии5.
В соответствии с католическим учением, поскольку считается, что хлеб и вино действительно становятся телом и кропью Христа, церковь в течение многих веков не позволяла мирянам пить из чаши Вечери Господней (из страха, что кровь Христа может быть пролита). Мирянам позволялось только есть хлеб6.
В учебнике Огга сказано:
Причастие под двумя видами не является необходимым для каждого верного: ни по причине Божественного повеления, ни как средство спасения... Причина в том, что Христос един и целостен в любом воплощении... Запрещение принятия из чаши в Средние века (ХП—XIII вв.)
1 Термин ex opere operate рассматривается в гл. 48, о крещении.
1 Людвиг Отт говорит: «Поскольку мера сообщаемой ex opere operate благодати пропорциональна субъективному состоянию человека, который ее принимает, то перед причастием должна быть проведена хорошая подготовка, и за ним должно следовать должное благодарение... Недостойное участие в причастии является святотатством». Ludwig Ott, Fundamentals of Catholic Dogma, p. 399.
3 Ibid., p. 379.
4 Ibid., p. 397. ■ ■.«".■Hi-ui-A-iT.'f'.B.vAav-C'/^vv'1 A
5 Ibid., p. 387. Слово «евхаристия» означает «Вечерю Господню». Оно происходит от
греческого слова ebxapicrvia, «благодарение». Однокоренной глагол ebxapiGEai есть в
библейских описаниях Тайной вечери в Мф. 26:27; Мк. 14:23; Лк. 22:19; и 1 Кор. 11:24:
«И возблагодарив преломил и сказал...» Слово «евхаристия» часто употребляется католи
ками и епископатами. В среде протестантских церквей о Вечере Господней говорят как
о «причастии».
|
|
6 После II Ватиканского собора (1962—1965) были позволены как хлеб, так и вино,
однако это не всегда осуществляемся на практике.:-ra7ir сч w ' ■=■■-■ -.. jt-wsi-:
Глава 49. Вечеря Господня
ЯВНОГО СОСТОЯНИЯ
й раз, когда совер-Христа, и католи-нетажесамая,что
фансформацию а в Его Кровь...
лжным образом
[ ТОЛЬКО В ОТНО-
остиости и пер-збсолютное слу-:я в отношении
читается, что хлеб и, церковь в течение Господней (из стра-юлялосьтолькоесть
1мым для каждо-ни как средство тен в любом во-гка<ХП-ХП1 вв.)
е opemto благодати про-ринимает. то перед при-юлжно следовать долж-святотатством». Ludwig
ню». Оно происходит от -лагол ebxapieЈ<» есть в 1к. 22:19; и 1 Кор. 11:24: о употребляется католи-е Господней говорят как
цы как хлеб, так и вино,
было введено по практическим соображениям, особенно из-за опасное-. ти осквернения таинства7.
По поводу действительной жертвы Христа Отт говорит: Святая месса есть истинная и подлинная жертва1.
В жертве мессы и жертве креста жертвенный дар и жертвующий Первосвященник идентичны; различаются лишь природа и способ жертвоприношения... Жертвенный дар — это плоть и кровь Христовы... Жертвующий Первосвященник — Иисус Христос, Который использует священника-человека как Своего служителя и представителя и совершает посвящение через него. По мнению томистов', на каждой мессе Хрис- ' ' тос также осуществляет действительную и непосредственную жертву, '' которая тем не менее не должна восприниматься как множество последовательных актов. Это единый непрерывный жертвенный акт преобра-. зившегося Христа.
Цель жертвы в мессе такая же, как и на кресте; в первую очередь — ' '
прославление Бога, во вторую — искупление, благодарение и призыва
ние111...v-nt.K-<_•--.• ljMh;o.: tVi.fjrT"-.- w;fR>! v Ь;а.:-:^"Гг^
Как умилостивительная жертва... жертва мессы влияет на опту- ' ' щение грехов и на наказание за грехи; как жертва призывания... она производит дарование сверхъестественных и естественных даров. Евхаристическая жертва умилостивления может быть принесена, как утверж- "'■ дает Трентский собор, не только за живых, но также и за бедные души, пребывающие в чистилище".
В ответ на римско-католическое учение о Вечере Господней следует сказать, что, во-первых, оно не признает символического характера утверждения Иисуса, провозгласившего: «Сие есть Тело Мое» и «Сие есть Кровь Моя». Иисус часто говорил о Себе символически. Например, Он сказал: «Яесмь истинная виноградная Лоза» (Ин. 15:1), или: «Яесмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10:9), или: «Яесмь хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6:41). Точно гак же, когда Иисус говорит: «Сие есть Тело Мое», Он говорит это символически, а не в буквальном, физическом, действительном смысле. Ведь когда Он сидел со Своими учениками, держа хлеб, этот хлеб находился в Его руке и не был Его телом, что, конечно, было очевидно для Его учеников. Никто из присутствовавших там учеников не подумал бы, что хлеб, который Иисус держал в Своей руке, действительно являлся Его физическим телом, поскольку
7 Ludwig Ott, Fundamentals of Catholic Dogma, p. 397. n~.,-,Я! „■..;■
sIbid.,p.4O2. „*».'■- '.,'
9 Томисты — последователи учения Фомы Аквинского. — Примеч. ред.
10 Ludwig Ott, Fundamentals of Catholic Dogma, p. 408.
"Ibid., p. 412, 413.
Часть VI. Учение о Церкви
Его тело было у них перед глазами. Они, естественно, восприняли утверждение Иисуса в символическом плане. Точно так же, когда Иисус сказал: «Сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Л к. 22:20), Он, безусловно, не имел в виду, что чаша действительно была новым заветом, Он хотел сказать, что чаша представляла собой новый завет.
|
|
Кроме того, римско-католическая точка зрения не признает ясного новозаветного учения об окончательности и завершенности жертвы Христа за наши грехи. В Послании к Евреям это неоднократно подчеркивается, например, в таких словах: «И не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира. Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. <...>...Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:25—28). Со времен Реформации утверждение, что жертва Христа продолжается или повторяется в ходе мессы, считалось самым сомнительным римско-католическим учением, сточки зрения протестантов. Если мы осознаем, что жертва Христа за наши грехи окончательная и завершенная («Совершилось!», Ин. 19:30; ср.: Евр. 1:3), то это дает нам чувство великой уверенности в том, что за наши грехи наказание уже понесено и никакой жертвы приносить уже не нужно. Представление же о продолжающейся жертве Христа разрушает нашу уверенность в том, что расплата была совершена Христом и принята Богом-Отцом и что за наши грехи нам «нет ныне никакого осуждения» (Рим. 8:1).
Для протестантов мысль о том, что месса в каком-то смысле является повторением смерти Христа, кажется возвратом к повторяющимся жертвоприношениям ветхого завета, о которых сказано: «Жертвами каждогодно напоминается огрехах» (Евр. 10:3). Вместо уверенности в полном прощении грехов через жертву Христа, принесенную раз и навсегда (Евр. 10:12), представление о том, что месса — это повторяющаяся жертва, даст нам постоянное напоминание о грехах и о той вине, которую надо искупать еженедельно12.
|
|
Что же касается мнения о том, что только священники могут совершать Вечерю Господню, то Новый Завет не уста на вливает таких ограничений. Так
12 По этой причине многие протестанты считают, что они могут участвовать в Вечере Господней, совершаемой в любой другой протестантской церкви, даже на богослужениях в Высокой англиканской церкви («High Church» — направление в англиканской церкви, близкое к католицизму, в противоположность «Low Church», более близкой к евангельским церквам. — Примеч. пер.), которые по форме очень напоминают католическое богослужение, но не могут с чистой совестью участвовать в римско-католической мессе из-за самой природы римско-католического учения о мессе.
36 Зак 3605
т
Глава 49. Вечеря Господня
что утверждение об исключительной роли священников на Вечере Господней кажется неоправданным. Кроме того, поскольку Новый Завет учит, что все верующие являются священниками и членами «царственного священства» (1 Пет. 2:9; ср.: Евр. 4:16; 10:19—22), мы не должны выделять некий класс людей, имеющих права священства, как это было во времена ветхого завета; мы должны подчеркивать, что все верующие обладают великой духовной привилегией приближаться к Богу.
И наконец, любое ограничение, запрещающее мирянам пить из чаши Вечери Господней, — это неповиновение прямому повелению Христа, данному ученикам: «Пейте из нее все» (Мф. 26:27), а также и Его повелению, записанному Павлом: «Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:25).
2. Лютеранская точка зрения: коисубстанция (сосуществование). Мартин Лютер отвергал римско-католическое учение о Вечере Господней, но все же настаивал, что слова «Сие есть тело Мое» следует понимать буквально, до определенной степени. Его точка зрения заключалась втом, что хлеб не становится физическим телом Христа, но физическое тело Христа присутствует «в, с и под» хлебом Вечери Господней.
Иногда приводят такой пример: тело Христа присутствует в хлебе, как вода присутствует в губке, — вода не является губкой, но присутствует «в, с и под» губкой всегда, когда присутствует губка. Другие сравнения: магнит и его способность притягивать предметы; тело и душа.
Лютеранское понимание Вечери Господней находим в учебнике Фрэнсиса Пайпера13. Он цитирует «Краткий катехизис» Лютера: «Что такое таинство Саятого причастия? Это содержащиеся в хлебе и вине истинные тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа, которые мы, христиане, должны естьи пить, по установлению Самого Христа»14. Также и в Аугсбургском исповедании веры (Артикул X) говорится; «О Святом причастии (Вечере Господней) наши церкви учат, что тело и кровь Христовы воистину присутствуют и раздаются тем, кто причащается [вкушает Вечерю Господню]»15.
Единственный отрывок, о котором можно подумать, что он подтверждает такую точку зрения —это 1 Кор. 10:16: «Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?»
Тем не менее для того, чтобы подтвердить это учение, Лютеру следовало ответить на один важный вопрос: как может физическое тело Христа,
13 F. Pieper, Christian Dogmatics, 4 vols. (St. Louis: Concordia, 1950-1957).
14 Ibid., p. 296. (Книга согласия: Вероисповедание и учение лютеранской церкви.
М.: Лютеранское Наследие, 1998. С. 432. — Примеч. пер.).
15 Ibid. (Русский текст см. там же. С. 30. — Примеч. пер.)
Часть VI. Учение о Церкви
или, в более общем плане, человеческая природа Христа, присутствовать всюду? Не вознесся л и И исус на небеса в Своей человеческой природе и не пребывает ли там до тех пор, пока не возвратится? Не сказал ли Он, что оставляет землю и что более не останется в мире, но отправится к Отпу(Ин. 16:28; 17:11)? В ответ на эту проблему Лютер учил о вездесущности человеческой природы Христа после вознесения — т. с. тому, что человеческая природа Христа присутствует всюду («вездесущна»). Однако богословы еще со времен Лютера подозревали, что он учил о вездесущности человеческой природы не потому, что это утверждается в Писании, а потому, что ему надо было как-то объяснить свое учение о консубстанции.
В ответ на точку зрения Лютера можно сказать, что в ней также не при
знается тот факт, что Иисус учит о духовной реальности, но на примере физи
ческих предметов, когда говорит: «Сие есть тело Мое». Мы не должны вос
принимать эти слова буквально, точно так же, как соответствующее утверж
дение о том, что «сия чаша есть новый завет в Моей Крови» (Лк. 22:20). Ведь
Лютер даже в буквальном смысле не отдаст должного словам Иисуса. Берк-
хофсправедливозамечает, что Лютер учит так, будто слова Иисуса означают:
«Сие сопровождает тело Мое»"1. В связи с этим весьма полезно было бы пере
читать И и. 6:27-59, где из контекста ясно, что Иисус говорит о хлебе в бук
вальных, физических выражениях, но поясняет свои слова в выражениях ду
ховной реальности.. -Р-^-?*- (Ц11°3 -;. -ЩР.-С л ^?-'r' t-ff"■''*'*"
3. Остальные протестанты: символическое и духовное присутствие Христа. В отличие от Мартина Лютера, Жан Кяльвин и другие реформаты доказывали, что хлеб и вино Вечери Господней не превращаются в тело и кровь Христа и никоим образом не содержат в себе тело и кровь Христа. Хлеб и вино символизируют тело и кровь Христа и являются видимыми знаками истинного присутствия Самого Христа17. Кальвин говорил:
Тот факт, что нам дан знак, позволяет сделать вывод, что и субстанция нам дана во всей своей реальности. Ибо если мы не хотим назвать Бога обманщиком, то не дерзнем утверждать, будто Он явил нам пустой и тщетный знак Своей истины... Верующие должны всем своим существом придерживаться следующего правила: когда они видят богоуста-новленные знаки, то могут не сомневаться, что с ними поистине сопря-
16 Bcrkhof, Systematic Theology, p. 653.
17 В вопросе о природе присутствия Христа в Вечере Господней Кальвин несколько
расходился с другим швейцарским реформатом, Ульрихом Цвингли (1484—1531). Оба они
говорили, что Христос присутствует в Вечере Господней символически, но Цвингли го
раздо менее решительно утверждал действительное духовное присутствие Христа. Тем
не менее точное содержание учения Цвингли по этому вопросу остается темой дискус
сий историков.
Глава 49. Вечеря Господня
жены сами означаемые вещи. Ибо для чего Господь дал нам знак Своего Тела, как не для того, чтобы убедить нас в причастности Ему?"
Тем не менее Кальвин не был согласен пи с римско-католическим учением (отом, что хлеб становится телом Христовым), ни слютеранским учением (о том, что хлеб содержит в себе тело Христово):
Нам следует установить присутствие Иисуса Христа в вечере таким образом, чтобы не привязывать Его к хлебу и не заключать в хлеб. Дру- % гими словами, не следует низводить Христа к этим тленным элементам, >ji что умалило бы Его небесную славу'9.
В наши дни большинство протестантов сказало бы, что хлеб и вино символизируют тело и кровь Христа, но и Сам Христос также особым образом духовно присутствуешь Вечере Господней, когда мы причащаемся. И в самом деле, Иисус обещал присутствовать на любом богослужении верующих: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20)20. И если Он присутствует, когда христиане собираются для поклонения, то мы ожидаем также, что Он особым образом будет присутствовать и на Вечере Господней21. Мы встречаемся с Ним за Его столом, куда Он приходит, чтобы отдать Себя нам. Когда мы получаем хлеб и вино в присутствии Христа, мы участвуем в Нем и во всех Его благах. Мы «питаемся Им в сердцах наших» с благодарением. И в самом деле, даже ребенок, который знает Христа, поймет это без объяснения и будет ожидать особого благословения от Господа во время этой церемонии, поскольку ее значение совершенно очевидно, когда верующие едят и пьют. И все же мы не должны говорить, что Христос присутствует независимо от нашей личной веры; нет, Он встречает нас и благословляет в соответствии с нашей верой в Него.
Итак, каким же образом Христос присутствует? Нет никакого сомнения в символическом присутствии Христа, но в этой церемонии есть также и Его подлинное духовное присутствие и подлинное духовное благословение.
-
"Calvin, Institutes, 4.17.10. r ■.-,. -..■ — -. --r.■-'■ ■--.....................
„t, 19 Ibid., 4.17.19.
" 20 Верно, эти слова сказаны в контексте, где речь идет о церковной дисциплине (ст. 15—19), но в данном случае общая истина употреблена для подкрепления конкретного случая, и нет никаких причин ограничивать применение этой истины только сферой церковной дисциплины. Эта истина говорит нам, что Иисус всегда присутствует посреди верующих, которые собрались во имя Его.
21 Иногда протестанты так рьяно отрицали римско-католическое учение о «реальном присутствии» Христа в хлебе и вине, что совершенно неоправданно отвергали и Его духовное присутствие. Миллард Эриксон отмечает юмористический аспект этой ситуации: «Чтобы избежать представления о неком магическом присутствии Иисуса, некоторые баптисты иногда заходили в такую крайность, что создавалось впечатление, будто единственное место на свете, где Иисуса совершенно точно нет, — это Вечеря Господня. Один баптист назвал это „учением о реальном отсутствии" Иисуса Христа» (Millard Erickson, Christian Theology, p. 1123).
'ТГ
£124
Часть VI. Учение о Церкви
«у11 '■{*.:
"F. Кто может участвовать в Вечере Господней?
Несмотря на различия во взглядах на некоторые аспекты учения о Вечере Господней, большинство протестантов согласилось бы, во-первых, с тем, что только те, кто верит в Христа, должны в ней участвовать, поскольку это знак, что человек является христианином и ведет христианскую жизнь22. Павел предостерегает о том, что те, кто ест и пьет недостойно, столкнутся с серьезными последствиями: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немалоумирает»(1 Кор. 11:29,30).
Во-вторых, многие протестанты согласились бы, что, исходя из смысла крещения и Вечери Господней, обычно только те, кто был крещен, могут участвовать в Вечере Господней. Это обусловлено тем фактом, что крещение явно представляет собой символ яачялахристианской жизни, тогда как Вечеря Господня — символ того, что человек продолжает вести христианскую жизнь. Поэтому если кто-то принимает Вечерю Господню не будучи крещенным и тем самым дает публичное утверждение, что он продолжает жить христианской жизнью, то этого человека следует спросить: «А не стоило бы сейчас принять крещение и тем самым символизировать тот факт, что вы начинаете христианскую жизнь?»
Другие же, в том числе и автор этих строк, возразили бы на это ограничение следующим образом: если истинно верующий, но еще не принявший крещение человек, не допускается к Вечере Господней, когда христиане собираются вместе, то возникает еще одна проблема. В этом случае факт, что человек не участвует в Вечере Господней, показывает, что он не является членом Тела Христова, когда христиане собираются вместе для проведения вечери в единстве общения (см.: 1 Кор. 10:17: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба»). Поэтому церквам лучше допускать некрещеных верующих к участию в Вечере Господней, но и побуждать их к тому, чтобы они приняли крещение как можно скорее. Поскольку если они стремятся участвовать в символической демонстрации того, что они являются христианами, то нет никаких причин, которые мешали бы им стремиться участвовать в другом акте — в том, который уместно осуществлять первым.
Конечно, проблем, возникающих в обеих ситуациях (когда некрещеный верующий принимает причастие и когда он не принимает его), можно избежать, если вновь обращенные христиане будут принимать крещение вскоре после того, как он и обретут веру. И какую бы позицию ни занимала церковь в этом вопросе, она должна подчеркивать, что идеальная ситуация для нового
22 Тем не менее с недавнего времени в англиканской церкви стали допускать детей
к участию в Вечере Господней, объясняя это тем, что если дети получили знамение кре
щения, было бы неверно отказывать им в знамении Вечери.,,,,
Глава 49. Вечеря Господня
верующего — это сначала принять крещение, а затем участвовать в Вечере Господней.
Третье требование, предъявляемое к приступающим к Вечере Господней, — это испытание самого себя:
Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же 'Л себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рас- "|Г суждал о Теле Господнем (1 Кор. 11:27—29).
В 1 Кор. 11 Павел обличает коринфянзаихэгоистичноеи неосмотрительное поведение, когда они собираются в церкви: «Далее, вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других естьевою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (1 Кор. 11:20,21). Это помогает нам понять, что Павел имеет в виду, когда говорит о тех, кто ест и пьет «не рассуждая о Теле» (1 Кор. 11:29). Проблема заключалась не в там, что члены церкви не понимали, что хлеб и чаша представляют собой тело и кровь Господа — они, безусловно, знали об этом. Проблемой скорее было их эгоистичное, неосмотрительное поведение в отношении друг друга, когда они находились за трапезой Господа. Они не понимали истинной природы Церкви как единого Тела (или «не рассуждали» об этом). Такая интерпретация выражения «не рассуждая о Теле Господнем» подтверждается упоминанием Павла о Церкви как едином Теле Христовом совсем незадолго до этого отрывка — в 1 Кор. 10:17: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба»23. Поэтому выражение «не рассуждая о Теле Господнем» означает «без понимания единства и взаимозависимости л юдей в церкви как Тела Христова». Оно означаетбезраачичие к братьям и сестрам, когда церковь собирается на Господню вечерю, где нам следует отражать Его качества24.
Итак, что значит есть или пить «недостойно» (1 Кор. 11:27)? Сначала мы можем подумать, что эти слова относятся только к тому, как мы Ведем себя во время трапезы. Но Павел поясняет: недостойное участие подразумевает, что человек «не рассуждает о Теле». Он тем самым указывает, что нам следует задуматься о наших отношениях внутри Тела Христова в целом; посмотреть,
23 Кроме того, мы можем справедливо предположить, что представление о едином Теле не было новым и что Павел учил их этому, пока оставался в Коринфе в течение двух лет, после того как основал там церковь.
14 Такая интерпретация подтверждается еще двумя аргументами: 1) Панел говорит: «Не рассуждая о Теле»; он не говорит: «Не рассуждая о теле и крови Господа», как он, вероятнее всего, сказал бы, если бы имел в виду: «Не понимая, что хлеб и чаша представляют собой тело и кровь Господа». 2) Кроме того, Павел говорит: «Да испытает же себя человек» (а это, несомненно, подразумевает также и размышление об отношениях человека с другими членами церкви), но Павел не говорит: «Пусть каждый задумается о гом, понимает ли он, что символизируют хлеб и вино».
Часть VI. Учение о Церкви
не ведем ли мы себя таким образом, что наше поведение живо иллюстрирует не единство единого хлеба и единого тела, а разъединенность и провозглашает не самопожертвование нашего Господа, а враждебность и эгоизм. Итак, в широком смысле, выражение «да испытает же себя человек» означает, что нам следует спросить себя, отражаютли наши отношения внутри Тела Христова качества Господа, с Которым мы встречаемся и Которого представляем.
В связи с этим следует также упомянуть об учении Иисуса относительно поклонения вообще:
Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь,
что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред
жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда при-,
ди и принеси дар твой (Мф. 5:23,24). -
Иисус говорит нам, что, когда мы приступаем к поклонению, мы должны быть уверены, что наши отношения с другими людьми улажены, а если это не так, то нам следует энергично действовать, чтобы исправить положение вещей, и после этого приступать к поклонению Богу. Это увещевание особенно справедливо в отношении Вечери Господней.
Конечно, пастор не может знать, испытывает себя человек или нет (за исключением тех случаев, когда явно оскорбительное или греховное поведение становится очевидным для всех). В церкви чаще всего именно пасторы и руководители должны четко объяснить смысл Вечери Господней и предостеречь от опасностей недостойного участия в ней. Тогда люди будут ответственны за испытание своей жизни, как того требует Павел. Действительно, Павел не говорит, что пасторы должны испытывать каждого человека, а призывает каждого человека к испытанию себя самого: «Да испытывает же себя человек» (1 Кор. 11:28)2S.