1. Бог, Господь господствующих и Царь царей всего мира, установил над
людьми гражданскую власть, которая подчинена Ему, — для Своей славы и
общего благоденствия; и с этой целью дал им в руки меч власти, чтобы защи
щать и поддерживать делающих добро и наказывать преступников.
2. Для христиан вполне законно принимать па себя и исполнять долж
ность гражданского правителя, когда они призваны на такое служение; вде-
лах управления им следует прежде всего поддерживать благочестие, справед
ливость и мир, в соответствии со здравыми законами общества, и если того
требует справедливость и необходимость, они могут законным образом, в со
гласии с новым заветом, применять военные действия.
3. Гражданская власть не может принимать на себя служение Слова и со
вершение таинств или власть иметь ключи от Церства Небесного; все же она
имеет право, и это ее долг, охранять порядок, чтобы в Церкви сохранялись един
ство и мир, чтобы истина Божия содержалась в чистоте и целостности, чтобы
все богохульства и ереси были пресечены, все извращения и злоупотребления
в богослужении и церковной дисциплине были предупреждены или испрааче-
ны и все установления Божий совершались и соблюдались должным образом.
Для лучшего исполнения этого она имеет право созывать синоды, присутство
вать на них, следя затем, чтобы все происходило согласно воле Божией.
|
|
Приложение!. Исторические символы веры
>ез словесных уловок су; но, будучи дана в это и было болезнен-[Ионадана еретикам
, и должен даваться с и же верностью, чтобы обет был при-[олга, с благодарное->го нами; обетом мы 1ые обязанности или э потребуется для его
ещенное Словом Бо-шностей, заповедан-выполнения чего ему { отношении папист-вглашаемогонищен-:о далекими отсовер-вными ловушками, в
> мира, установил над — для Своей славы и i власти, чтобы защи-еступников.
>Я И ИСПОЛНЯТЬ ДОЛЖ-
такое служение; вде-хлагочестие, справед-)бшсства, и если того.онным образом, в со-служение Слова и со-Чебесного; все же она квисохранялисьедин-и целостности,чтобы ин и злоупотребления гждены или нсправле-«ь должным образом, ь синоды, присутство-:новоле Божией.
4. Долг народа — молиться за правительство, почитать его представителей, платить налоги и подати, повиноваться его законным постановлениям и подчиняться ему по совести. Безверие или отличие в вере не лишает правительство власти, если она справедлива и законна, и не может служить освобождением от должного послушания ей; от этого не избавлены церковные служители; на территории данного правительства папа (или любой другой служитель церкви, независимо от его положения) не имеет над ним власти или юрисдикции, особенно в отношении жизни или имущества его граждан, если он пожелает судить их как ере гиков или под каким бы то ни было иным предлогом.
|
|
Глава 24. О браке и разводе
1. Брак установлен между одним мужчиной и одной женщиной: незакон
но ни для мужчины иметь одновременно более чем одну же] iy, ни для женщи
ны иметь одновременно более чем одного мужа.
2. Брак предназначен для взаимной помощи мужа и жены, увеличения
человечества через законное потомство, роста святого семени Церкви и для
предупреждения нечистоты.
3. Сочетаться браком является законным для всех людей, которые спо
собны к суждению в отношении своего согласия. Все же для христиан суще
ствует долг сочетаться браком только в Господе; веете, кто исповедует истин
ную реформатскую веру, не должны связывать себя брачными узами с неве
рующими, папистами или другими идолопоклонниками; также не следует
праведным преклоняться под чужое ярмо с неверными, сочетаясь браком с
теми, кто известен своей порочностью или поддерживает прокрятые ереси.
4. Брак не может быть хотя бы в малейшей степени кровнородственным
или близкородственным, согласно запрету Слова Божиего. Не может такой
кровосмесительный брак сделаться законным ни по какому-либо человечес
кому закону, ни по взаимному согласию, так чтобы эти люди жили как муж и
жена. Мужчина не может жениться на каких-либо родственницах своей жены
ближе по крови, чем это позволено ему в отношении своих родственниц; так
же и женщина не может выйти замуж за родственника мужа, находящегося
ближе по крови, чем это разрешено ей в отношении своих родственников.
5. Измена (прелюбодеяние), совершенная после помолвки и обнаружен
ная перед бракосочетанием, дает законное основание невиновной стороне ра
сторгнуть помолвку. В случае измены после бракосочетания невиновная сто
рона может законно требовать развода и после развода вновь вступать в брак,
как в случае смерти супруга или супруги.
6. Хотя греховность человека такова, что он готов рассматривать доводы
к расторжению брака, не должно разводить тех, кого Бог соединил в браке;
поэтому ничто, кроме случая супружеской неверности или такого намеренно
го оставления семьи, которое уже никои м образом не может быть исправлено
ни Церковью, ни гражданской властью, не является достаточным основанием
Приложения
для расторжения брачных уз. Расторжение брака должно проходить гласно и законным образом. Не позволительно оставлять такие случаи на усмотрение и волю самих супругов.
5. О Церкви
1. Вселенская (или всеобщая) церковь, будучи невидимой, состоит из пол
ного числа избранных — всех тех, кто был, есть и будет собран воедино под
Христом, своим Главой, и является Его невестой, Его телом и Его полнотой,
наполняя все во всем.
2. Видимая Церковь, которая также является вселенской (или всеобщей),
во время Евангелия несводимая к одной нации, как во времена закона, состо
ит из всех живущих на земле верующих, которые исповедуют истинную веру,
а также их детей, и является Царством Господа Иисуса Христа, обителью и
семьей Божией; вне Церкви, как правило, нетспасения.
3. Этой всеобщей видимой Церкви Христос дал служителей, непрелож
ные истины и установления Божий —для собрания и совершенствования свя
тых во время их земной жизни; так будет до скончания веков; и Своим соб
ственным присутствием и Своим Духом, согласно Его обетованию, делает их
способными к этому совершенствованию.
4. В разные времена Вселенская церковь была более или менее видимой.
Отдельные церкви, входящие в нес. различаются по чистоте, смотря потому,
чему учит та или иная церковь, как полно объемлет Евангелие, как соверша
ются таинства и как свято проводится богослужение.
|
|
5. Самые чистые церкви под небом подвержены отклонениям и ошибкам, и
некоторые из них настолько пали, что совсем перестали быть Христовыми церк
вами, но превратились в синагоги сатаны. Тем не менее на земле всегда будет
стоять истинная Церковь, чтобы поклоняться Богу в согласии с Его волей.
6. Нет другого Главы Церкви, кроме Господа Иисуса Христа; ни в каком
смысле им не может быть папа римский — он есть тот самый антихрист, чело
век греха и сын погибели, который возвеличил себя в Церкви против Христа и
всего, имеющего отношение к Богу.
-I--№г*.г>?нбъ ■ ■'■■ Глава 26. Об общении святых..«ш1,г
1. Все святые, будучи соединены Духом Христовым и верой с их Главой,
Иисусом Христом, имеют братское общение с Ним в Его благодати, страда
ниях, смерти, воскресении и славе; любовью святые объединены друг с дру
гом, разделяют дары и способности каждого и призваны к исполнению опре
деленных обязанностей, как общественных, так и личных, чтобы способство
вать взаимному внешнему и внутреннему (духовному) благу человека.
2. Своим исповеданием святые обязаны поддерживать святое братство и
общение в поклонении Богу и совершении других духовных служений, веду
щих к взаимному назиданию, а также, когда это необходимо, способствовать
Приложение I, Исторические символы веры
ю проходить гласно и случаи на усмотрение
имой, состоит из пол-г собран воедино под уюм и Его полнотой,
ской {или всеобщей), гемека закона,состо-дуют истинную веру, Христа, обителью и
■жителей, непрелож-зршепствования свя-веков; и Своим соб-зстованию, делает их
или менее видимой, готе, смотря по тому, ггелие, каксоверша-
гениям и ошибкам, и гь Христовыми церк-га земле всегда будет иасиис Его волей. Христа; ни в каком ый антихрист, чело-кви против Христа и
и верой с их Главой,) благодати, страда-гдиненыдругсдру-: исполнению опре-, чтобы способство-агу человека, гь святое братство и ых служений, веду-мо,способствовать
и помогать друг другу в различных внешних делах, сообразно своим нуждам и возможностям. Общение, когда Бог предоставляет возможность, должно распространяться на всех тех, кто на всяком месте призывает имя Господа Иисуса. 3. Общение, которое святые имеют с Христом, не делает их ни в коем случае сопричастниками Его Божественной сущности или равными Ему в чем-либо; утверждать противоположное нечестиво и кощунственно. Общение святых друг с другом недолжноприводитькотчуждеииюилинарушениюправи собствености, которые каждый человек имеет в своих пределах и владении.
|
|
itjfib. Глава 27. О таинствах
1. Таинства являются святыми знаками и печатями завета благодати, уста
новлены непосредственно Богом, чтобы отображать Христа и Его блага, под
тверждать нашу заинтересованность в Нем; также для установления видимо
го различия между теми, кто принадлежит к церкви, и всем остальным миром,
и торжественного совершения их во Христе во время богослужения, согласно
Его Слову.
2. В каждом таинстве имеется духовная связь, или сакраментальный союз,
между знаком и тем, что он означает; при совершении таинства имена и дейст
вие одного прилагаются кдругому.
3. Благодать, явленная в должным образом совершенном таинстве (или
через него), исходит не от какой-либо силы самого таинства, также действен
ность таинства не зависит от благочестия и намерений того, кто его соверша
ет, но все исходит от работы Духа и от слова установления, которое содержит,
наряду с полномочиями на его свершение, обетование благ достойным его со
причастникам.
4. Нашим Господом Иисусом Христом установлены в Евангелии только
два таинства: крещение и Вечеря Господня; ни одно из них не может совер
шаться никем, кроме служителя Слова, поставленного законным образом.
5. Таинства ветхого завета в отношении духовных вещей, которые они обо
значали и отображали, были по своей сути теми же самыми, что и таинства
нового завета. ■'!.■;■■ ~ хыъшь'**г'- ^..г---лл *,-->г'ч -.■.■■.,
■-■■ ■.■. Глава 28, О крещении
■■ 1. Крещение — это таинство нового завета, установленное Иисусом Христом, и является не только торжественным вводом крещаемого в видимую Церковь, но также является для него знаком и печатью завета благодати, его привития к Христу, возрождения, отпущения грехов, вручения его Boiy чрез Иисуса Христа, чтобы ходить стезями обновленной жизни; сие установленное Христом таинство должно совершаться в Его Церкви до скончания веков.
2. Вода есть внешний элемент, применяемый и этом таинстве, которой при
ходящий к крещению крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа закон
ным образом назначенным служителем Евангелия........,,._.... - ----.
Приложения
3. Погружение крещаемого в воду не является обязательным; но совер
шение крещения посредством возливания воды или кропления водой также
правильно.
4.Крещение должны принимать не только взрослые, которые открыто
исповедуют веру в Христа и послушание Ему, но также и младенцы одного
или обоих верующих родителей.
5. Хотя пренебрегать обрядом крещения или отнергать его есть великий
грех, тем не менее благодать и спасение не настолько связаны с ним, чтобы
человек не смог обрести духовное возрождение или спасение без него или мож
но было сделать вывод, что все крещенные несомненно духовно возрождены.
6. Действенность крещения не связана со временем его совершения; тем
не менее в должным образом проведенном крещении обещанная благодать
не только предлагается, но реально проявляется и даруется Святым Духом тому,
кому она принадлежит, будь то взрослый или младенец, в назначенное Богом
время, согласно изволению Его собственной воли.
■ 7. Таинство крещения преподается любому человеку один раз. oj i ■ i j
,'■-',''
v-> Глава 29. О Вечере Господней
1. Наш Господь Иисус в ночь, когда был предан, установил таинство Сво
его тела и крови, называемое Вечерей Господней, которое следует соблюдать в
Его Церкви до скончания веков, — для вечного воспоминания о принесении
Им Себя в жертву в Его смерти, для запечатления истинно верующих всеми ее
благами, для их духовного насыщения и возрастания во Христе, для их более
полного осознания того, чем они обязаны Ему. Вечеря Господня есть подтверж
дение и залог общения верующих с Христом и друг с другом как членов Его
духовного тела.
2. В этом таинстве Христос не возносится к Своему Отцу, не приносится
также какая-либо реальная жертва в отпущение грехов живым или мертвым,
но вспоминается Тот, Кто Сам отдал Себя на заклание, приняв за всех смерть
на кресте, и за это воздается духовно наивысшая хвала Богу. Таким образом,
так называемая папистская жертва мессы (как они называют это) является
отвратительной и оскорбительной по отношению к Самому Христу, единствен
ной жертве, единственному умилостивлению за все грехи избранных.
3. В этом таинстве Господь Иисус определил Своим служителям возве
щать Его установления, возносить молитвы, благословлять хлеб и вино, что
бы отделить их для святого применения от всего остального, брать и прелом
лять хлеб, брать чашу и, принимая участие самим, давать то и другое участни
кам свершения таинства; но никому из тех, кто в данное время не присутствует
при этом.
4. Принятие причастия одним священником или каким-либо иным од
ним человеком, а также лишение людей чаши, поклонение предметам прича
стия, возношение их, обнесепие их вокруг для поклонения, оставление их под
Приложение I, Исторические символы серы
пельным; носовер-ления водой также
, которые открыто i младенцы одного
ъ его есть великий заны с ним, чтобы е без него или мож-:овно возрождены. осоиершения;тем щанная благодать вятым Духом тому, азначепное Богом
тин раз. vjoftji-id.
вил таинство Сво-гедует соблюдать в ния о принесении ерующих всеми ее истс, для их более [няеетьподтверж->м как членов Его
лу,не приносится ьшили мертвым, мвза всех смерть у. Таким образом, нотэто) является.ристу, единствен-бранных. [ужителям возве-хлебивипо.что-, брать и прелом -ч другое участни-я не присутствует
rf-либо иным од-■редметам прича-сгавлениеихпод
предлогом какого-либо религиозного употребления, — все это является противным сущности таинства, установленного Христом.
5. Должным образом отделенные для совершения установленного Хрис
том таинства внешние хлеб и вино имеют такое отношение к распятому Хри
сту, что иногда в священном смысле называются именами предметов, кото
рые они представляют, а именно: плоть и кровь Христа, и это истинно, хотя по
существу и своей природе они все же остаются в действителы гости только хле
бом и вином, как и были прежде.
6. Учение, которое поддерживает мнение о пресуществлении (изменении)
хлеба и вина, превращении их, по сути, вплоть и кровь Христову посредством
освящения священником или каким-либо иным образом, противно не только
Писанию, но даже здравому смыслу и разумению, уничтожает природу та
инства и было и есть причиной всевозможных предрассудков, даже более
того, — тяжкого идолопоклонства.
7. Достойные причастники, внешним образом принимающие видимые
элементы таинства, так же по вере, духовно (а не плотски), получают духов
ную пищу от распятого Христа и все блага, явленные Его жертвенной смер
тью, и это истинно так; реальные плоть и кровь Христа не присутствуют ни в
хлебе, ни в вине, пи с ними, ни вместо них, однако во время совершения таин
ства настолько действенно предстают духовным образом по вере человека,
насколько действенно хлеб и вино предстают для органов чувств.
К. Хотя невежественные и нечестивые люди и получают внешние элементы таинства, однако они не получают того, что означается ими, и своим недостойным приходом к Причастию виновны против плоти и крови Господней к их собственному проклятию. Посему все невежественные и безбожные люди, будучи непригодны разделить радость общения с Ним, недостойны трапезы Господней и не могут, доколе не изменятся, причащаться этих святых таинств или быть допущены к ним, не совершая этим великий
ГреХ ПрОТИВ ХрИСТа. -.4.'J:. »> ■>чи«. 1.hjjib^hu- ■ ' ;■■■•■. ji'inw.-.-.i ■.•..-,■-
Глава 30. Церковные меры воздействия
1. Господь Иисус, властитель и глава Своей Церкви, передал управление
ею в руки церковнослужителей, отличающихся по своему положению от граж
данских правителей.
2. Этим служителям вверены ключи от Царства Небесного, благодаря чему
они имеют власть оставить или отпустить грехи, словом и наказанием затво
рить Царство перед некающимися и отворить его кающимся грешникам че
рез благовестие и освобождение от наказания, в зависимости оттого, что тре
буется в данном случае.
3. Церковные меры воздействия необходимы для исправления и приобре
тения совершающих проступки братьев, для удержания других от подобных
проступков; для очищения от порочной закваски, которая может испортить
Приложения
целое; для защиты чести Христовой, святого исповедания Евангелия, для предотвращения гнева Божия, который справедливо может обрушиться на Церковь, если Его завет и удостоверения завета подвергнутся кощунству упрямых и отъявленных богопротивников.
4. Для лучшего исполнения указанного выше служителям церкви следует применять меры воздействия: увещевание, недопущение на некоторое время к таинству Вечери Господней, отлучение от Церкви, все сообразно сущности проступка и недостатков человека.. -. ^yr.j-u. -i *h.-*j >t. ■. -.nw;--.<■
.: Глава 31. О синодах и соборах
1. Для лучшего управления Церковью и дальнейшего ее созидания долж
ны созываться собрания, обычно именуемые синодами или соборами.
2. Гражданские власти могут законным образом выступать с предложе
нием о созыве синода служителей Церкви и других компетентных представи
телей для совета и консультаций по духовным вопросам; но если власти ста
новятся открытыми врагами Церкви, служители Христовы, на основании до
стоинства их служения, могут сами или с компетентными представителями
от их церквей собираться для таких собраний.
3. Синодам и соборам принадлежит право пастырей решать спорные
вопросы веры и вопросы совести, устанавливать правила и давать указа
ния относительно лучшего проведения богослужения и управления Цер
ковью Божией; принимать жалобы в случаях плохого правления и властно
выявлять подобные случаи. Их постановлениям и решениям, если они на
ходятся в согласии со Словом Божиим, должно подчиняться с благогове
нием и смирением, не только по причине их согласия со Словом, но и по
тому, что они приняты властью, установленной для этого Богом, о чем ука
зано в Его Слове.
4. Все синоды и соборы, созываемые с апостольских времен, будь то об
щие или поместные, могут ошибаться, и многие ошибались, поэтому их ре
шения не являются сами по себе правилами веры или практической деятель
ности, но применяются в помощь им.;.-.SU«*AlЈ,')A iV'.. Wl»Li _■.. -■
............. '........ " " " ; ' -■-.rij j ■,
!,-«щц1ртм«ги Глава 32. О состоянии человека после смерти..;ri i>.
■ и о воскрешении из мертвых
1. Тела людей после смерти возвращаются в прах, чтобы увидеть тление, а
их души, обладая бессмертной сущностью, не умирают и не засыпают, но не
медленно возвращаются к Богу, Который и дал их. Души праведников соде-
лываются совершенными в святости и принимаются на небеса, где лицезреют
Бога в свете и славе, ожидая полного искупления их тел, а души нечестивых
низвергаются в ад, где пребывают в муках и кромешной тьме, соблюдаемые
на суд великого дня. Кроме этих двух мест для обитания души, разделенной с
телом. Писание не признает никаких других..,.. .->.-■
Приложение I. Исторические символы веры
нгелия,дляпре-'шиться на Цер-ошунству упря-
1 церкви следует гскоторое время эазно сущности
эзкдания долж-
)борами.
1ть с предложе-
ныхпредстави-
сли власти ста-
1 основании до-
>едставителями
:шать спорные 1 давать указа-равления Цер-;нияи властно а, если они на-:лсблагогове-овом, но и по-гом,очемука-
1ен,будьтооб-поэтому их ре-ескойдеятель-
2. В последний день все живые не умрут, но изменятся, а все умершие вос
станут в своих телах, тех же самых, хотя и другого свойства, которые будут
навечно воссоединены с ихдушами.
3. Силой Христа тела неправедных восстановятся на бесчестие, а тела пра
ведных восстановятся Его Духом к славе и будут уподоблены Его Собствен
ному славному телу. „..iinuv-B^i^^..,!»-^.vto'-vuvv"-"'-.:'»«J«"li'f:
■ -м- Глава 33. О последнем суде
-■- 1. Бог определил день, в который Он будет праведно судить мир чрез Иисуса Христа, Которому даны от Отца вся власть и суд. В тот день будут судимы не только падшие ангелы, но и все люди, когда-либо жившие на земле, предстанут перед судом Христа, чтобы дать отчет в своих мыслях, словах и делах и получить в соответствии с тем, что они совершили, находясь во плоти, доброе или злое.
2. Цель Бога в назначении этого дня есть явление славы Его милости в
вечном спасении избранных и Его справедливости в осуждении отверженных
за их грехи и непослушание. Ибо тогда праведные пойдут в жизнь вечную и
получат исходящую от присутствия Господа полноту радости и утешения, а
нечестивцы, которые не знают Бога и не повинуются Евангелию Иисуса Хри
ста, будут преданы на вечные мучения и подвергнуты наказанию, вечной по
гибели, от лица Господа и от славы Его могущества.
3. Чтобы удерживать всех людей от греха и для большего утешения благо
честивых в их несчастиях. Христос желает нашей уверенности в наступлении
Судного дня; этот день Он сохраняет неизвестным для людей, чтобы они от
рясли все плотское благополучие и всегда были бдительны, ибо не знают часа,
когда придет Господь; и влюбое время были готовы сказать: «Гряди, Господь
Иисус, грядискоро!Аминь».....,.,.,UJ,........._,,...-,-v™..,:.... ^,к,.^_.,...u,,....
ИГ,'!,:. • ■;!;■■(ОС,
идеть тление, а;ыпают, но не-едниковсоде-
гделицезреют jh нечестивых
соблюдаемые разделенной с
НЬЮ-ХЕМПШИРСКОЕ БАПТИСТСКОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ
(1833 г.).ми,т. -у. декЛарация веры "-ЭГГ1> !'
F 1.0 Писаниях ■'"■'*"*>'■< ■— <■■<■-■■ Йы верим, что Священная Библия написана людьми, вдохновленными свыше, и что она является настоящей сокровищницей небесных наставлений. Ее автор— Бог, спасение —ее завершение и предмет ее рассмотрения —истина без каких-либо заблуждений. Она открывает принципы, по которым Бог
Приложения
будет судить нас, и потому она есть и пребудет до конца мира истинным центром христианского сообщества и высшим мерилом, которым следует проверять человеческое поведение, убеждения и религиозные воззрения.
-п. II. Об истинном Боге Ьитвяадве-.»»)^^.'*-!
Мы верим, что существует один, и только один, живой и истинный Бог — бесконечный, разумный Дух по имени Иегова, Создатель и Верховный Властитель неба и земли; невыразимо прекрасный в святости и достойный всех мыслимых почестей, доверия и любви; и что в единстве этого Верховного Бога заключены три личности —Отца, Сына и Святого Духа, равные во всех божественных совершенствах и исполняющие определенные, дополняющие друг друга должности в великом деле спасения. ■г
III. О грехопадении
Мы верим, что человек был сотворен безгрешным и подчинялся зако
ну своего Создателя, но путем добровольного преступления лишился свое
го невинного и счастливого состояния, вследствие чего все люди являются
ныне грешниками не из принуждения, а по свободному выбору. Будучи по
природе лишенными святости, требуемой законом Бога, и склонными к
греху, они справедливо осуждены на вечную погибель и не имеют никако-
гооправдания. i:.!■-. *■ ■' '..'■ J-- r- ■■ ■■ ■ "'■ ■
~<4ih,.r- ■ дащЗУN»J«<W!\ ■/.'::». *ткамИ1Явг < s<t6o ч'.-Л ■.