Глава 16. О добрых делах

1. Делами добрыми являются только те дела, которые Бог заповедал в Сво­ем Святом Слове. Таковыми не являются дела, не имеющие подтверждения



Приложения


в Слове, придуманные человеком в слепом рвении или совершенные под пред­логом хороших намерений.

2. Добрые дела, совершаемые в послушании заповедям Божиим, есть
плоды и свидетельства истинной и живой веры. Верующие проявляют ими
свою благодарность, укрепляют уверенность в спасении, назидают своих
братьев, украшают исповедание Евангелия, заграждают уста противникам
и прославляют Бога, ибо они есть Его творение и созданы надобрыеделаво
Христе Иисусе с тем, чтобы, имея плод святости, они могли иметь и жизнь
вечную.

3. Способность верующих творить добрые дела исходит не от них самих,
но всецело от Духа Христова. И чтобы они могли быть способными к этому,
необходимо, наряду с полученными ранее дарами, действенное влияние Свя­
того Духа, соделывающего в них волю желать и делать то, что Ему угодно.
Однако верующим нельзя становиться нерадивыми под предлогом, будто они
не обязаны исполнять свой долг до тех пор, пока не пол учат особого побужде­
ния от Духа. Напротив, им следует со старанием возгревать пребывающую в
них благодать Божию.

4. Те, кто и своем послушании достигает величайших высот, возможных в
этой жизни, все же слишком далеки оттого, чтобы превзойти и сделать боль­
ше, чем требует Бог, ибо они не могут достичь даже того, что они обязаны де­
лать по долгу.

5. Нашими самымилучшимиделами мы не можемзаслужитьуБогапро­
щение грехов или вечную жизнь по причине огромного несоответствия между
ними и грядущей славой, бесконечного расстояния между нами и Богом. Де­
лами мы не можем ни принести пользу Ему, ни удовлетворить Его за наши
прошлые грехи. Исполняя все, что мы можем сделать, мы исполняем лишь
долг наш, как ничего незначащие рабы. И сами дела являются добрыми только
потому, что исходят от Его Духа. Но поскольку эти дела сотворены нами, они
загрязнены и смешаны с такой слабостью и несовершенством, что не могут
вынести сурового суда Божия.

6. Несмотря на это, принимая верующих во Христе, Бог принимает в Нем
и добрые дела их, — не потому, что они сделаны в этой жизни безукоризненно
и безупречно пред очами Его, но потому, что Он взирает на них в Сыне Своем,
изволяет принимать и награждать то, что в них искренно, хотя и сопровожда­
ется немалой слабостью и несовершенством.

7. Деланевозрожденныхлюдей, хотя бы и являлись по своей природе теми
делами, которые требует Бог, и приносили пользу им самим и другим, все же —
поскольку они не исходят из сердца, очищенного верой, не совершаются
должным образом по Слову Божию и не имеют праведной цели прославить
Бога, — являются греховными, не могут угодить Богу и не делают человека
пригодным к получению благодати. Однако пренебрежение этими делами еще
более греховно и неугодно Богу.


Приложение 1. Исторические символы вер ы




:ршенные под пред­адим Божиим, есть [ие проявляют ими и, назидают своих уста противникам лнадобрыеделаво тли иметь и жизнь

ит не от них сам их, особными к этому, нкое влияние Свя-о, что Ему угодно, едлогом, будто они т особого побуждс-гь пребывающую в

■ысот, возможных в йти и сделать боль-го они обязаны де-

лужитьу Бога про-оответствия между нами и Богом. Де-орить Его за наши.] исполняем лишь 'ся добрыми только гворенынами, они твом, что не могут

г принимает в Нем ш безукоризненно них в Сыне Своем, отя и сопровожда-

:гоей природе теми идругим,всеже —, не совершаются 4 цели прославить е делают человека: этими делами еще


'1- Глава 17. О неотступности святых. 'ч^шы^^ли?

1. Те, кого Бог принял в Своем возлюбленном Сыне, действенно призван­
ные и освященные Его Духом, не могут ни всецело, ни окончательно отпасть
от состояния благодати, но, напротив, будут настойчивы в нем до конца и об­
ретут вечное спасение.

2.Неотступность святых зависит не от их собственной воли, но от неиз­
менного установления избрания, проистекающего из свободной и неизмен­
ной любви Бога-Отца, зиждется на действенности заслуги и ходатайства
Иисуса Христа, непреложности Духа, семени Божия в них и от природы заве­
та благодати. Изо всего этого происходит также уверенность и непогреши­
мость.

3. Тем не менее, будучи искушаемы сатаной и миром, а также по причине
остающейся в них испорченности плоти и небрежения средствами оберега-
ния себя, они могут впадать в прискорбные тяжкие грехи и какое-то время
пребывать в них. Этим они вызывают недовольство Бога и огорчают Его Свя­
того Духа. Они лишаются некоторой доли благодати и утешений, ожесточа­
ются их сердца, ранится их совесть. Этим они приносят боль и бесчестие дру­
гим, а сами навлекают на себя временную кару.

Глава IS. Об уверенности в благодати и спасении ■■ -•

1. Хотя лицемеры и другие не возрожденные люди могут самодовольно
обманывать себя ложными надеждами и плотской самонадеянностью о том,
что они пребывают в милости Божией и состоянии спасения, их надежды по­
гибнут. Те же, кто истинно верует в Господа Иисуса, искренно любит Его, стре­
мясь ходить пред Ним в доброй совести, в этой жизни могут быть твердо уве­
ренными, что они пребывают в благодати, и могут радоваться в надежде на
славу Божию. И эта надежда никогда не постыжаст их.

2. Эта уверенность не есть только догадка и возможное предположение,
основанное на зыбкой надежде, но непогрешимое убеждение веры, покоящей­
ся на Божественной истине обетовании спасения, на внутреннем свидетельстве
тех милостей благодати, о которых даны обетования, на удостоверении Духа усы­
новления, свидетельствующего нашим душам, что мы —дети Божий. Этот Дух
есть залог нашего наследства, мы запечатлены Им в день искупления.

3. Непогрешимая уверенность не является сущностью веры, истинно ве­
рующий может длительное время ожидать ее, борясь со многими трудностя­
ми, прежде чем обретет такую уверенность. Вес же он может, — будучи спо­
собным от Духа знать то, что свободно дано ему Богом, и без особого открове­
ния, но с помощью здравого применения благодатных даров, — достичьтакой
уверенности. Поэтому долг каждого верующего отдать все усердие к соделы-
ванию твердым своего призвания и избрания, чтобы его сердце вместило мир
и радость в Святом Духе, любовь и благодарность Богу, силу и бодрость



Приложения


послушания в выполнении долга, — все это есть надлежащие плоды уверенно­сти в спасении, недоступные людям, склонным клености и распущенности.

4. Уверенность истинно верующих в спасении может быть поколеблена, ослаблена или утеряна по причине небрежения сохранения ее, или по причине впадения в особый грех, который ранит совесть и огорчает Духа, или от неко­торого внезапного или сильного искушения, или от того, что Бог скрывает светлица Своего и подвергает ходить во тьме и не иметь света даже боящихся Его. Все же они никогда не лишаются полностью семени Божия и жизни веры, любви Христа и братьев, искренности сердца и сознания долга, поэтому в долж­ное время по действию Святого Духа их уверенность в спасении возродится, а сами они будут удержаны от крайнего отчаяния.

Глава 19. О законе Божием жтър./.л ■- 1. Бог дал Адаму закон (завет труда), которым Он обязал его и всех по­томков к личному, полному, совершенному и постоянному послушанию, обе­щая жизнь вечную за его выполнение и грозя смертью за его нарушение. Бог наделил Адама силой и способностью исполнять закон.

2. После грехопадения Адама этот закон продолжал оставаться совершен­
ным правилом праведности; именно он был дан Богом на горе Синай в десяти
заповедях, записанных на двух скрижалях. Первые четыре заповеди касались
нашего долга по отношению к Богу, остальные шесть заповедей — нашего
долга по отношению клюдям.

3. Помимо этого закона, обычно называемого нравственным, Богу было
угодно дать народу Израиля, как незрелой и несовершенной Церкви, обрядо­
вые законы, содержащие различные виды установлений, часть из них каса­
лась богослужения, имевшего изображение прообраза Христа, Его благодати,
деяний, страданий и благ, часть касалась наставлений относительно нрав­
ственных обязанностей. Со времени нового завета все обрядовые законы от­
менены.

4. Обществу Израиля Бог также дал разнообразные судебные законы, ко­
торые потеряли силу вместе с исчезновением государства того народа. Теперь
нет обязанности кому-либо их исполнять более, чем того требует обычная спра­
ведливость.

5. Нравственный закон навечно обязывает всех — как оправданных, так
и всех прочих — подчиняться ему, не только потому, что таковы его сущность
и содержание, но и потому, что мы должны подчиняться власти Бога-Творца,
Который дал его. Христос в Евангелии никоим образом не отменяет закон, но
утверждает его.

6. Хотя истинно верующие не находятся под законом как заветом труда,
которым они были бы оправданы или подверглись осуждению, все же он пред­
ставляет для них огромную пользу, как и для остальных людей; будучи прави­
лом жизни, указывая им волю Божию и их обязанности, закон направляет и
обязывает их поступать соответствующим образом; также открывает грехов-


Приложение I. Исторические символы веры




щие плоды уверенно-и и распущенности, ет быть поколеблена, ия се, или по причине ier Духа, или от неко-iro, что Бог скрывает света даже боящихся Божия и жизни веры, олга, поэтомувдолж-асении возродится, а

)бязал его и всех по­лу послушанию, обе-i его нарушение. Бог

■ставаться совершен-1гореСинайвдесяти)е заповеди кас&чись аповедей — нашего

твенным, Богубыло юй Церкви, обрядо-f, часть из них каса-иста, Его благодати, зтносительно нрав-рядовые законы от-

'дебные законы, ко-того народа. Теперь ■ебустобычная спра-

к оправданных, так 1ковы его сущность ласти Бога-Творца, ■отменяетзакон, но

i как заветом труда, 1ию, все же он пред-щей; будучи прави-закон направляет к: открывает грехов-


ную испорченность их природы, сердца и жизни для того, чтобы, проверяя им самих себя, они могли полностью убедиться в этом, смириться и возненавидеть грех; и одновременно более ясно увидеть свою потребность в Христе и совер­шенное Его послушание. Закон также представляет пользу для возрожденных потому, что помогает удерживаться от греха, ибо он запрещает грех, а его пре­дупреждения показывают, что заслуживают они за грехи и какие страдания в своей жизни они могут претерпевать за них, хотя и пребывают свободными от проклятий, которые несет закон. Равным образом, обетования закона показы­вают им одобрение Богом послушания и те благословения, на которые они мо­гут надеяться, выполняя его; вместе с тем, благословения идут к ним не от зако­на (завета труда), и то, что человек делает добрые дела и удерживается от зла, поскольку закон побуждает к одному и отвращает от другого, не является сви­детельством того, что человек находится под законом, а не под благодатью.

7. Вышеуказанные назначения закона не являются противоположными благодати Евангелия, по гармонично подчиняются ей. Дух Христов, смиряю­щий волю человека, даст ей способность исполнять свободно и радостно то, что требует воля Божия, явленная в законе.

Глава 20. О христианской свободе и свободе совести

1. Свобода, которую Христос приобрел для верующих, пребывающих в
евангельской благодати, состоит в освобождении от вины греха, от осуждаю­
щего гнева Божия и от проклятия ветхозаветного закона; также в их избавле­
нии от порочного мира сего, от уз сатаны, от господства греха, от злой скорби,
от жала смерти, от победы могилы и вечных страданий. Свобода дает бес­
препятственный доступ к Богу. Верующие склоняются в послушании Ему
не в рабском страхе, но в детской любви, с желанием этого разумом. Христи­
ане, имея привилегии верующих под законом, во время действия нового заве­
та обладают большей свободой, освобождаясь от ига обрядового закона, ко­
торому была подчинена Иудейская Церковь, имеют великое дерзновение при­
ступать к престолу благодати и более полное общение со свободным Духом
Божиим, чем это было доступно верующим под законом.

2. Один Бог есть Господь совести, Он предоставил ей свободу от учений и
установлений человеческих, если они находятся хотя бы в малейшем несоот­
ветствии с Его Словом или дополняют что-либо к нему в делах веры и бого­
служения. Поэтому следовать подобным учениям или подчиняться подобным
установлениям означает предать истинную свободу совести; требовать сле­
пой веры, абсолютного и бездумного послушания есть нарушение свободы
совести и разума.

3. Те, кто под предлогом христианской свободы совершает какой-либо
грех или потворствует похотям, искажают смысл христианской свободы, ко­
торая дана нам для того, чтобы мы, избавленные от рук врагов наших, могли
служить Господу без страха, быть в святости и праведности пред Ним во все
дни нашей жизни.- -■■-..:.;_______............................„,... т..ч. -., ..-i _■ <,..-,- j.



Приложения


4. Правительства, которые Бог установил, и свобода, которую Христос приобрел для нас, предназначены Богом не для разрушения, нодля взаимной поддержки и сохранения друг друга; тот, кто под предлогом христианской сво­боды восстает против какой-либо законной гражданской или церковной влас­ти или законных ее действий, тот восстает против Божиего порядка. Поэтому обнародование подобных мнений или поддержка подобных действий проти­воречит здравому смыслу и основным христианским принципам в отноше­нии веры, богослужения и общения и противостоит власти благочестия. Вот почему подобные ошибочные мнения или действия, а также какое-либо обна­родование или поддержка их, являются по своей природе разрушительными для вечного мира и порядка, которые Христос установил в Церкви. Такие люди могут быть законно призваны к ответу и подлежат судам Церкви и граждан­ской власти.

-.-клш&ъ Глава 21. О богослужении и субботнем дне ''"''' '

1. Здравый смысл показывает, что существует Бог, имеющий власть и гос­
подство над всем; что Он есть добро и делает добро во всем; и потому следует
бояться и любить Его, восхвалять, призывать, и доверять Ему, и служить всем
сердцем, всей душой и всем разумением. Приемлемый путь поклонения ис­
тинному Богу установлен Им Самим и точ но определен Его собственной яв­
ленной волей, поэтому не должно быть поклонения, основанного на вообра­
жения, или вымыслах человеческих, или по внушению сатаны. Ему нельзя
поклоняться, используя зримые изображения или что-либо иное, не предпи­
санное Священным Писанием.

2. Поклонение должно быть только Богу, Отцу, Сыну и Святому Духу, и
Ему одному; ни ангелам, ни святым, ни каким-либо иным творениям; и по­
скольку со времени грехопадения мы не можем обойтись без Посредника, у
нас нет иного посредника, кроме одного Христа.

3. Молитва с благодарением, будучи особой частью духовного служения,
есть то, что Бог требует ото всех людей, и чтобы она была принята, должна
твориться во имя Сына, иметь содействие Его Духа, соответствовать Его воле,
произноситься с пониманием, благоговением, смирением, ревностью, верой,
любовью и постоянством, и если произносится вслух, то говорится на понят­
ном языке.

4. Молитва должна возноситься за вещи законные, за всех живущих лю­
дей или тех, кто будет жить, но не за умерших и не за тех, кто совершил смерт­
ный грех.

5. Обычное богослужение состоите благочестивом и богобоязненном чте­
нии Писания, здравом проповедовании, слушании Слова с пониманием, в
послушании Богу с разумением, верой и благоговением, в пении псалмов с
благодатью в сердце, а также в правильном совершении и принятии таинств,
установленных Христом, — таковы чины обычного богослужения. Помимо


Приложение I, Исторические символы веры




, которую Христос л, но для взаимной христианской сво-1И церковной влас-порядка. Поэтому IXдействий проти-нципамвотноше-«благочестия. Вот; какое-либо обна-тазрушительными.еркви. Такие люди Церкви и граждан-

не ■■■'" "■ эщий власть и гос-; и потому следует щ и служить всем ъ поклонения ис-

0 собственной яв-
анного на вообра-
паны. Ему нельзя
>иное,непредпи-

и Святому Духу, и творениям; и по->ез Посредника, у

овного служения, принята, должна ствовать Его воле, эевностью, верой, зорится на понят-

!сех живущих л ю-

1 совершил смерт-

обоязненном чте-с пониманием, в пении псалмов с ринятии таинств, ужения. Помимо


них (по особым случаям и при определенных обстоятельствах) даются духов­ные клятвы и обеты, соблюдаются возвышенные посты, возносятся особые благодарения; все должно совершаться святым и духовным образом.

6. Ныне, вовремя Евангелия, ни молитва, ни что-либо другое в поклоне­
нии Богу не привязаны и не делаются более приемлемыми через какое-либо
место, где они совершаются, или по направлению к нему; Богу должно покло­
няться на всяком месте вдухе и истине, будь то в своей семье ежедневно или
уединяясь одному, а также более торжественно в собраниях, которые не следу­
ет беззаботно или намеренно пропускать или пренебрегать ими, когда Бог
Своим Словом или провидением призывает к ним.

7. Даже согласно здравому рассуждению, для поклонения Богу следует
уделить должную часть времени; в Слове имеется утвердительное, духовное и
вечное повеление, обязывающее всехлюдей во все времена святить в Господе
один день из семи, особо выделенный Богом; и от начала мира до воскресения
Христа этот день был последним днем недели, а после воскресения Христа
был изменен на первый день, который Писание называет Днем Господним и
который будет продолжаться до скончания веков как Христианская Суббота.

S. Этот день тогда держится святым в Господе, когда человек, после долж­ного приготовления своего сердца, заранее совершив все обычные дела, не толь­ко соблюдает святой отдых в течение всего дня от своих дел, слов и помыслов о мирских занятиях и развлечениях, но также проводит все время в духовном служении, будь то в собраниях или наедине, и исполняет необходимые обя­занности и дела милосердия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: