double arrow

Сознание как продукт общественного развития


Рассмотрим теперь вопрос о том, какие причины обуслови­ли переход от психики животных к человеческому сознанию. На­учная постановка этого вопроса стала возможной во второй по­ловине XIX века, после того как Ч. Дарвин {1809—1882), исполь­зуя имевшиеся к тому времени научные данные, обосновал учение о происхождении человека. В своей теории Дарвин, как известно, отводил решающую роль биологическим факторам, в силу чего он не смог удовлетворительно ответить на вопрос о причинах появле­ния человеческого сознания. Ответ на этот вопрос был впервые дан Ф. Энгельсом в его произведении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Обширный археологический материал свидетельствует о том, что примитивные люди были объединены в группы, в которых они совместно жили, добывали пищу, а также изготовляли простей­шие орудия труда. Это вместе с изменением физического строе­ния организма (развитием руки, увеличением объема и усложне­нием структуры мозга) вело к развитию психики человека. «Лю­дей можно отличать от животных по сознанию, по религии — вообще по чему угодно, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс. — Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства — шаг, который обусловлен их телесной организацией»1.

1 Маркс К., Энгельс Ф.Фейербах.Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. М., 1966, с. 23.

С развитием труда возникает принципиально новое отношение человека к действительности: объект становится предметом тру­да, то есть противопоставленным человеку предметом, так как для его изменения необходимо опосредствующее звено — орудие труда. Процесс труда требует предвосхищения событий, чему в полной мере не может удовлетворить предмет но-чувственное отражение. Труд неизбежно требует мыслительного аппарата, с помощью которого можно было бы в идеальной форме пред­ставить желаемый результат, то есть поставить цель и найти сред­ства ее достижения.

К. Маркс писал: «И если ясно, что производство достав­ляет потреблению предмет в его внешней форме, то столь же ясно, что потребление полагает предмет производства идеально, как внутренний образ, как потребность, как влечение и как цель»1. В процессе труда человек начинает в идеальной форме отображать способ действия одной вещи на другую, и, наконец, труд порождает потребность передавать другим людям эту цель и возможные сред­ства к ее достижению (поскольку труд с .самого начала носит об­щественный характер). Таким образом, трудовая деятельность— решающий фактор развития мышления, сознания и самосознания, выделения себя из среды, развития языка как средства общения и взаимопонимания.

В процессе трудовой деятельности и общения с другими людьми человек создает средства, поз воляющие «отчуждать» психические образы, сохранять и передавать их содержание в ферме, доступной для восприятия другими людьми (речь, письмен­ность, произведения искусства и т. п.).

Человек всегда выступает в качестве элемента сложной об­щественной системы. Благодаря многосторонним связям с об­ществом у индивидов появляются специфически человеческие черты и качества. Итак, сознание является общественно-исто­рическим продуктом, оно возникает вместе с человеческим об­ществом в процессе становления и развития трудовой деятель­ности и языка и формируется только в условиях социальной сре­ды, постоянного общения индивидов между собой.


Сейчас читают про: