Сознанне как свойство высокоорганизованной материи

Сознание — высшая форма психического отражения. Но от­ражение — это всегда свойство, функция определенного материаль­ного объекта. Поэтому и сознание рассматривается в марксист­ско-ленинской философии как особое свойство высокоорганизо­ванных материальных образований, свойство человека как социаль­ного существа- В более узком и конкретном смысле сознание есть функция специального органа человека — головного мозга.

Развитие науки и практики убедительно показало, что именно головной мозг является органом психической деятельности чело­веческого индивида. Он представляет собой сложно организован­ную систему, реализующую и постоянно совершенствующую функ­ции отражения. Головной мозг насчитывает примерно 12 миллиар­дов нервных клеток. Но сложность системы определяется не столько числом элементов, сколько числом связей между ними. В этом от-

ношении головной мозг демонстрирует поистине грандиозное, практически неисчислимое множество функциональных связей.

Сознание не существует вне деятельности головного мозга. Отрыв сознания от мозга неизбежно ведет к идеализму и дуа­лизму. Сознание есть функция мозга, но явления сознания вмес­те с тем идеальны, то есть им не могут быть приписаны физические характеристики. Мысль не обладает массой, энергией, она не имеет пространственных свойств в том же смысле, в каком их имеет всякий физический объект.

Возникает вопрос: как связать мышление, идеальную мысль с материальными мозговыми процессами? Или, говоря словами И. П. Павлова, «каким образом материя мозга производит субъек­тивное явление..?»1.

Именно этот вопрос всегда находится в центре оживленных дискуссий философов и психологов.

Представители так называемого «научного материализма» (Г. Фейгл, Д. Армстронг, Дж. Старт, Р. Рорти и др.)2 развивают так называемую теорию тождества духовных явлений с физически­ми состояниями мозга. Они, по словам Д. Армстронга, ставят своей задачей «показать, что нет философских причин для отрицания того факта, что духовные процессы являются чисто физическими процессами в центральной нервной системе»3. А отсюда, по его мнению, нет оснований отрицать возможность адекватного описа­ния и объяснения человека в физических терминах и законах.

«Научные материалисты» критикуют идеалистические и дуа­листические решения проблемы духовного и телесного. Однако вместе с тем они крайне упрощенно истолковывают явления соз­нания, сводя их к физическим, мозговым процессам. Они целиком игнорируют категорию идеального, а поэтому оставляют за бор­том содержательно-ценностный аспект сознания и его творческую активность. В результате ими проводится сугубо натуралистиче­ская трактовка сознания, отдающая дань вульгарному матери­ализму.

Решение проблемы «сознание и мозг», отвечающее требова­ниям современной науки и общественной практики, возможно лишь с позиций марксистско-ленинской философии, диалектически связывающей идеальное с материальным, сознание как особую отражательную функцию с деятельностью мозга. Сознание пред­ставляет собой высший уровень развития информационной функции мозга. Информационная функция присуща всем живым системам;

' Павлов И. П. Поли, собр соч. М.—Л., 1951, т. 3, кн. 1, с. 247.

2 «Научный материализм» — материалистическое направление в современной буржуазной философия, оформившееся в ковце 50-х годов в США и в Австралии.

3 Агтз1гоп8 О. А Ма1епа1|81 ТЬеогу о! ьЬе Мш<1. Ь., 1968, р. 2.

она состоит в способности получать, хранить и перерабатывать информацию, имеющую значение для живой системы. В деятель­ности сознания информационная функция достигает особого со­вершенства, выражает способность глубокого и многостороннего отражения материального мира.

Явления сознания — наши чувственные образы, мысли, идеи — представляют собой информацию об объектах материального ми­ра. Восприятие дерева есть субъективный образ внешнего предме­та и, значит, определенная информация о нем. Информация не­обходимо воплощена в своем носителе, не существует вне его. Явления сознания, будучи для человека информацией об опреде­ленных объектах действительности, необходимо воплощены в моз­говой нейродинамике. Например, когда человек переживает образ Луны, то в том же интервале времени в его головном мозгу сущест­вует определенная нейродинамическая система, ответственная за переживаемый им образ Луны, являющаяся материальным носите­лем информации об этом внешнем объекте. Образ Луны и его мозговой нейродинамический эквивалент суть явления одновремен­ные и однопричинные. В противном случае следовало бы признать, что субъективный образ может существовать независимо от мозго­вой деятельности, а это неизбежно привело бы к идеалистическим или дуалистическим выводам.

Таким образом, связь между явлением сознания (субъектив­ным образом) и мозговым процессом есть связь между инфор­мацией и ее носителем. Это особый тип связи, существенно от­личающийся от обычной физической зависимости между явления­ми. Он может быть назван кодовой связью, поскольку информация всегда воплощена в своем материальном носителе, а материаль­ный носитель данной информации всегда является ее определен­ным кодом.

Мозговой нейродинамический носитель образа Луны сам по себе не является образом Луны. Это сложная мозговая дина­мическая система, представляющая собой связь множества воз­бужденных нервных клеток. Она выступает в качестве кода, су­ществующего объективно, но переживаемого личностью именно в форме субъективного образа, в форме определенной информа­ции о внешнем объекте.

Мы не знаем, что происходит в нашем мозгу, когда мы ви­дим окружающие предметы, думаем о них или испытываем эстети­ческое наслаждение. Человек устроен так, что в его сознатель­ных переживаниях ему дана информация как бы в «чистом» виде, поскольку ее мозговые носители им непосредственно не отобра­жаются, никак не ощущаются {хотя они. конечно, необходимо существуют и определяют явления сознания). Эта способность иметь информацию как бы в «чистом» виде и возможность опери-

ровать ею есть то, что мы называем идеальным. Но идеальное существует только как свойство материального. Субъективный образ существует в качестве информации и лишь будучи вопло­щенным в своем мозговом нейродинамическом носителе.

В последние десятилетия достигнуты значительные успехи в исследовании функций головного мозга. Среди них нужно от­метить открытие мозговых структур, раздражение которых вызы­вает определенные эмоциональные состояния. Хорошо изучены процессы кодирования в нервной системе простейших ощущений животных и человека. Эти успехи показывают, каким образом в процессе возникновения ощущений, говоря словами В. И. Ленина, энергия внешнего раздражения превращается в факт сознания.

Таким образом, новейшие достижения наук о мозге, изуче­ние психики в связи с деятельностью головного мозга подтверж­дают важнейшие положения диалектического материализма о соз­нании как функции мозга, свойстве высокоорганизованной материи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: