Закон. Виды законов

Критика идеалистических и, метафизических воззрений на закон. Итак, мы уже знаем, что развитие познания идет к выявле­нию необходимых связей между предметами, выраженных в фор­ме закона. Эти необходимые связи носят устойчивый, повторяю­щийся характер и охватывают значительный круг явлений. Сле­довательно, закон — это необходимая, общая, устойчивая связь между явлениями.

На протяжении всей истории развития философской мысли в понимании характера законов между материализмом и идеализмом идет ожесточенная борьба. Первые представления о законе отно­сятся к философским системам Древнего Востока и Греции. Здесь под законом понимается объективный порядок, внутренне при­сущий миру естественный путь развития всех вещей. Такой мате­риалистической трактовке закона (линия Демокрита) противопо­ставлялась идеалистическая (линия Платона). Платон считал, что существуют идеи любой вещи, которые выступают законом по отно­шению к вещам в смысле образцов, творящих вещи по своему подобию.

Хотя первые представления о законе и относятся к древним философским системам, действительное рассмотрение проблемы начинается лишь в философии Нового времени (Бэкон и Гоббс в Англии, Декарт во Франции, Ломоносов в России). Этому периоду присущ метафизический взгляд на мир, согласно которому при­рода движется по законам математики и механики и не разви­вается во времени. Такое положение наложило отпечаток и на понимание закона. Закон рассматривался как вечная неизменная сущность неподвижных вещей. В центре внимания философских систем в этот период находилось доказательство объективности природы, но не ее изменчивости, объективности содержания зако­нов, но не их историчности. Ведь основой для философского об­общения служила классическая механика, а она изучала лишь механическое движение тел под воздействием внешних сил, не рассматривая их внутренних изменений.

С позиций субъективного идеализма разбирают понятие закона Юм и Кант. В отличие от Юма Кант сущность закона видит не в повторении привычных ассоциаций, не в привычке мыслить в опре­деленной последовательности, а во всеобщих и необходимых свя­зях между явлениями, которые находятся не в объективной дей­ствительности, а в сфере рассудка. Кант верно выделил такие признаки закона, как общность, существенность, необходимость. Однако эти признаки получили у него субъективно-идеалистическую трактовку, так как Кант рассматривал их как присущие только явлениям, которые не имеют объективной реальности, а представ­ляют элементы внутреннего опыта и существуют, следовательно, только в познании. Это приводит его к выводу, превращающему рассудок в законодателя природы. Подобные взгляды В. И. Ленин подверг критике в работе «Материализм и эмпириокритицизм». «...Выведение порядка и необходимости природы не из внешнего объективного мира, — писал он, — а из сознания, из разума, из логики и т. п. не только отрывает человеческий разум от природы, не только противопоставляет первый, второй, но делает природу частью разума, вместо того, чтобы разум считать частичкой при­роды»1.

Ленинская критика субъективно-идеалистической интерпрета­ции научного закона сегодня так же актуальна, как и в начале века. Современные неопозитивисты рассматривают научное познание не как познание объективных законов развития природы и об­щества в сознании человека в форме определенных понятий, а как установление определенного порядка, соотношения между явления­ми. Причем этот порядок, соотношение якобы зависит не от приро­ды, а от заранее принятых субъектом условных принципов,

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 159.

постулатов логики. Отсюда делается вывод, что законы науки — это продукт соглашения между учеными. Законы с этой точки зрения рассматриваются как удобные приемы мышления. То есть источником законов науки оказывается не внешний мир, а созна­ние человека, его разум, изобретающий эти законы и навязываю­щий их внешнему миру.

Так, швейцарский физик Е. Каезер утверждает, что сначала ученый разрабатывает определенную теорию, формулирует соот­ветствующие законы, а затем, руководствуясь этой теорией, «на­ходит и даже производит физическую реальность, в которой об­наруживается реальный порядок природы. В этом смысле законы математической физики первичны по отношению к миру отдельных явлений»1. Произвольно разрабатываемыми умственными конструк­циями считает законы австрийский логик Л. Витгенштейн. В своей совокупности они, по мнению Витгенштейна, образуют своего рода сеть, которая накладывается субъектом на беспорядочный случай­ный мир явлений.

Американский социолог Р. Нисбет объявил признание сущест­вования объективных законов мифом: «Идея о неизменных зако­нах или принципах, лежащих в основе природы или общества... в значительной степени есть миф»2.

Если бы в объективной действительности не было никаких законов, если бы они представляли собой идеальные конструкции, создаваемые человеком и накладываемые им на объективные явле­ния с целью их познания, то мы не смогли бы иметь истинного знания об окружающем мире, ибо идеальные конструкции, которые не отражают ничего в объективной действительности, не способны служить средством объяснения исследуемых явлений. Но развитие науки свидетельствует о том, что создаваемые учеными идеальные модели, схемы, так называемые научные законы способствуют проникновению человеческого ума в окружающий мир, объяснению исследуемых явлений. Значит, они отражают реальные связи, существующие в объективной действительности независимо от соз­нания, от мыслительной деятельности людей.

Далее, если бы законам науки ничего не соответствовало в объективной действительности, если бы они представляли собой чисто субъективные конструкции, используемые для упорядочения познаваемого материала, то люди, руководствующиеся ими в своей практической деятельности, не смогли бы осуществлять целенаправ­ленное преобразование природы и общественной жизни и вообще не смогли бы ориентироваться в окружающей действительности. Между тем общественная практика показывает, что, используя до-

1 КаезегЕ. РЬуыса11а*з, рЬу31са1еп1Шезаш1опи)1о8у. — П|а1ес11са, 1977, N 3—4, р. 277.

2 ШаЬа В. ТЬе ВосЫ Ьапй. N. V., 1970, р. И.

110 стижения науки, опираясь на разработанные ею теории, научные законы, люди успешно действуют, достигают тех результатов, которые предполагалось получить. Это свидетельствует о том, что научные законы — не произвольно созданные идеальные кон­струкции, а отражения реальных связей внешнего мира — объектив­ных законов, о том, что последние существуют реально, вне и неза­висимо от сознания и так или иначе отражаются, воспроизводятся в идеальных конструкциях, создаваемых людьми в ходе познава­тельной деятельности.

Объективный характер законов. Законы разделяются на объек­тивные законы природы и общества и законы науки, отражающие законы объективного мира и потому имеющие также объективный характер. Объективность законов науки доказывается всем ходом истории развития человеческой практики и познания. Люди в своей практической деятельности руководствовались теми или иными требованиями закона задолго до его открытия наукой. На­пример, закон сохранения энергии был открыт в 40-х годах XIX века, но в своем воздействии на природу люди и раньше подчиня­лись требованиям этого закона, хотя и не знали о нем. Первобыт­ный человек не мог бы добыть огня трением, не затратив при этом эквивалентного количества механической энергии. То есть законы не создаются наукой, а открываются, извлекаются ею из природы и общества.

Законы объективного мира нельзя ни уничтожить, ни видоиз­менить. Как нельзя создать или уничтожить материю, так нельзя сотворить, сформировать новые законы или уничтожить, ликви­дировать существующие законы, по которым совершается движение материи. Законы природы и общества нельзя не только создать или уничтожить, но и видоизменить. Например, мы не можем по нашему желанию ни создать, ни ликвидировать закон всемирного тяготения, ни видоизменить его так, чтобы тело падало на землю при данных условиях быстрее или медленнее, чем это следует по закону падения тел Галилея. Это же касается и законов разви­тия общества.

Итак, мы видим, что признание объективности законов приро­ды и общества является важным методологическим принципом развития научного знания. Но, познавая законы природы и об­щества, человек выступает не пассивным созерцательным существом по отношению к ним, а активно использует законы в своей практи­ческой деятельности, то есть если нельзя «видоизменить» законы природы и общества, то природу и общество, опираясь на объектив­ные, познанные человеком законы, изменить можно. «...Пока мы не знаем закона природы, — писал В. И. Ленин, — он, существуя и действуя помимо, вне нашего познания, делает нас рабами «слепой необходимости». Раз мы узнали этот закон, действующий (как тыся-

чи раз повторял Маркс) независимо от нашей воли и от нашего соз­нания, — мы господа природы»1. Человек может при помощи одних законов ограничивать действие других законов. Открытый И. Нью­тоном закон всемирного тяготения, естественно, действовал и до того, как он был открыт, однако, познав его, человек стал в одних случаях использовать его, в других — ограничивать сферу действия и даже нейтрализовать его. Так человек научился преодо­левать (в известных границах) действие этого закона на основе законов аэродинамики. Разработка основных теоретических поло­жений ракетоплавания связана с преодолением действия закона всемирного тяготения. Современные успехи в освоении космоса показывают, что человек одержал крупную победу в управлении этим законом.

Общие и специфические законы. Любой закон характеризуется тем, что он выражает общее, сходное, идентичное, что присуще группе предметов и явлений, выражает единство многообразных явлений. Следовательно, связи, которые выражаются в законе, не носят единичного характера. Но, с другой стороны, это не озна­чает, что отражаемые общие связи и отношения в законе должны охватить все явления объективного мира. Степень общности в яв­лениях материального мира различна. В связи с этим и законы имеют различную степень общности и условно все законы можно разделить на три группы: специфические, или частные, общие и всеобщие.

Специфические, или частные, законы выражают связи и отноше­ния, характерные для определенного круга однотипных явлений. Например, термодинамические законы, химические, биологические и т. д.

К общим законам относятся законы, проявляющиеся в большем круге явлений, чем специфические законы. Это законы сохранения массы, энергии, заряда, количества движения и др. Они характер­ны для всех явлений соответствующего круга.

Всеобщие законы — это законы диалектики, в которых выраже­ны всеобщие связи и отношения всех явлений действительности. В них отражается то общее, единое содержание, которое заклю­чается в законах первых двух групп. Например, в объективном мире существует множество частных законов, выражающих отноше­ние между противоположными свойствами тел: закон взаимодейст­вия противоположных электрических зарядов, частиц и античас­тиц, притяжения и отталкивания в системах, внутривидовой и межвидовой борьбы в живой природе, классовой борьбы в обще­стве и др. В содержании всех этих законов имеется нечто общее, повторяющееся. Это общее, единое содержание и есть диалекти-

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 18, с. 198.

ческий закон единства и борьбы противоположностей, который имеет универсальное значение. Точно такое же соотношение имеет и закон перехода количественных изменений в качественные и обратно с частными и общими законами, то есть выражает то об­щее, что заключается во множестве частных законов природы и общества.

Каково соотношение между частными и общими законами? Одни общие законы существуют через чдстные, другие самостоя­тельно. Это зависит от того, касаются они одной и той же связи или различных. Если общий и частный законы касаются одной и той же связи (закон полураспада и закон, определяющий время, в течение которого распадается половина такого радиоактивного вещества, как уран, в каком бы количестве мы его ни взяли), общий закон проявляется через частные законы. Если же общий и частный законы касаются различных связей (закон соответствия производ­ственных отношений характеру и уровню развития производи­тельных сил и основной закон социализма), они существуют само­стоятельно, действуют один рядом с другим.

Динамические и статистические законы. Законы различаются между собой по форме проявления, то есть разделяются на динами­ческие и статистические. Динамические законы — это такие, кото­рые действуют в каждом явлении или материальном образовании, представляющем ту или иную форму движения или область дейст­вительности. Статистические законы действуют лишь в массе яв­лений. В качестве примера динамических законов можно назвать законы Кулона, Ома и др. Примером статистического закона мо­жет служить закон Бойля — Мариотта, фиксирующий связь между объемом газа и его давлением. Статистическими являются законы квантовой механики, выражающие всю совокупность возможных состояний и их взаимной связи при данных условиях. Статистиче­ские законы выражают «средние» состояния множества величин. Динамический закон абстрагируется от случайности, он выражает необходимость в чистом виде, поэтому дает возможность более или менее точно предсказать наступление того или иного результата. Статистический закон выражает объективную необходимость в ее неразрывной связи со случайностью, поэтому предсказание наступ­ления того или иного результата на основе данного закона может быть не точным, а лишь с определенной степенью вероятности.

Познание законов объективного мира имеет большое практиче­ское значение, открывает путь к научному предвидению. Исполь­зование познанных законов зависит от уровня развития техниче­ских средств. Если естествознание непосредственно открывает и изучает законы природы, одновременно подготавливая почву для их практического использования, то техника и технические дис­циплины решают задачу, как именно эти законы могут быть приме-

нены и использованы в интересах человека. Важным методологиче­ским принципом при создании тех или иных технических конструк­ций является правильное понимание взаимодействии, взаимосвязи тех или иных законов, на основе которых работает данное техниче­ское средство. Таким образом, техника развивается по мере того, как человек на практике материализует, использует те или иные законы в нужном для него направлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: