Понятие развития

При изложении марксистско-ленинского учения о материи мы рассмотрели такие всеобщие ее свойства, всеобщие формы ее су­ществования, как движение, пространство и время, но материя обладает и другими всеобщими формами, всеобщими свойствами и связями, которые отражаются в законах и категориях диалек­тики. Данная и последующая главы посвящены раскрытию со­держания основных законов и категорий диалектики, анализу отражаемых ими всеобщих свойств и связей материи, всеобщих законов ее движения и развития.

Материи, как отмечалось, присуще абсолютное движение и отно­сительный покой. В силу этого материя не существует в виде за­стывшей однообразной массы или сплошного непрерывного тече­ния, исключающего всякую устойчивость; она расчленяется на от­носительно устойчивые системы движения, отдельные материаль­ные образования — вещи. Вещь, таким _ образом, представляет собой всеобщую форму бытия материи.

Будучи единством устойчивости и изменчивости, вещь сущест­вует невечно. Совершающиеся в ней изменения в рамках опреде­ленной устойчивости рано или поздно приводят к нарушению последней и превращению вещи в другую вещь, в другую относи­тельно устойчивую (покоящуюся) систему движения, которая, в свою очеродь, вследствие происходящих в ней изменений на определенной ступени их накопления превращается в третью вещь — относительно устойчивую систему движения, и так далее без конца. Материя, находясь в постоянном движении, изменении, вечно переходит от одних устойчивых состояний к другим, раз­рушает одни материальные образования и создает другие. Но какова тенденция этих изменений, что возникает на смену разру­шаемым материальным образованиям?

Одни философы считают, что движение материи осуществляется по кругу, что оно вечно повторяет одни и те же циклы; другие

утверждают, что в ходе постоянных изменений материи происходит движение от высшего к низшему, то есть регресс; третьи, напро­тив, все изменения, наблюдаемые в мире, объясняют движением от низшего к высшему. Как же все обстоит на самом деле?

В действительности имеет место и движение от низшего к выс­шему, и от высшего к низшему, и круговое движение. Однако эти тенденции неравнозначны. Ведущей среди них является первая тенденция — движение от низшего к высшему; именно оно вы­ступает как коренное свойство материи, внутренне присущее ей качество.

Движение от низшего к высшему, от простого к сложному, называется развитием. Давая характеристику развития как господ­ствующей тенденции в мире, Ф. Энгельс отмечал, что она представ­ляет собой причинную «связь того поступательного движения, ко­торое сквозь все зигзаги и сквозь все временные попятные шаги прокладывает себе путь от низшего к высшему...»1.

О наличии в объективной действительности данной тенденции движения авторитетно свидетельствуют данные современной науки. Согласно этим данным, например, свет, излучаемый раскаленными телами в мировое пространство, в определенных частях Вселен­ной превращается в «элементарные» частицы, имеющие массу по­коя, то есть в частицы вещества, которые, скапливаясь в больших количествах, образуют атомы отдельных химических элементов, а затем и молекулы определенных веществ. В результате взаимо­действия эти материальные частицы разогреваются, уплотняются и на определенной стадии своего развития образуют небесные тела. На некоторых из них по мере возникновения соответствую­щих благоприятных условий, как, например, на нашей планете, образуются сложные соединения органических веществ, которые в ходе дальнейшей эволюции способны (конечно, при особых условиях) превращаться в живые системы. Однажды возникнув, жизнь тоже не стоит на месте. Живые системы в процессе функ­ционирования и взаимодействия с окружающей средой совер­шенствуются, переходят от простых «комочков» живого вещества, лишенного клеточного строения, к одноклеточным организмам, от простейших одноклеточных существ к многоклеточным, от су­ществ, обладающих лишь свойством раздражимости, к существам, обладающим психикой.

Движение от низшего к высшему четко прослеживается и в истории человеческого общества. В самом деле, человечество начало свое существование с такой простейшей формы, как перво­бытное общество, затем оно перешло к рабовладельческому строю, феодальному, капиталистическому и, наконец, социалистическо-

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с 301.

му, всякий раз поднимаясь на новую, более высокую ступень, переходя ко все более совершенной' форме общественной жизни. Утверждая, что развитие является господствующей тенденцией в мире, внутренне присущей материи, мы не должны думать, что каждая конкретная форма существования материи, каждое отдель­ное материальное образование находится в состоянии развития. Наряду с материальными образованиями, находящимися в состоя­нии развития, изменения от низшего к высшему, несомненно имеются и такие, которые находятся в круговом движении, перехо­дят из одного состояния в другое в рамках той же самой стадии развития, а также испытывают изменения от высшего к низшему. Ведущая роль развития, его всеобщий характер выражаются не в том, что все материальные образования непременно развиваются, а в том, что они обладают способностью к усложнению, к пере­ходу от низшего к высшему, которая, как и любая другая спо­собность, реализуется лишь при наличии соответствующих усло­вий. Там, где эти условия имеются или складываются, неизбеж­но происходят изменения от низшего к высшему, от простого к сложному; там же, где эти условия отсутствуют, имеют место или движение по кругу (одноуровневые изменения), или регрессивные изменения. Причем те материальные образования, которые ока­зываются вовлеченными в круговое движение или испытывают регрессивные изменения, не теряют способности перехода от низ­шего к высшему. Эта способность сохраняется у них при всех их изменениях, превращениях и сразу же дает о себе знать, про-являетсяг как только начинают создаваться благоприятные для нее условия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: