double arrow

Философские категории как всеобщие формы отражения действительности и ступени развития познания

В ходе развития познания, осуществляющегося на основе практики, человек открывает все новые и новые свойства и связи окружающей его действительности, проникает все глубже и глуб-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 546.

2 Там же, с. 392.

3 Ленин В. И. Полк. собр. соч., т. 29, с. 202.

4 Там же, т. 42, с. 290.

4 Заказ 4508

;кс в мир явлений и начинает улавливать, выделять и выражать через соответствующие понятия такие свойства и связи, которые явля­ются всеобщими, принадлежат всем материальным образованиям, всем явлениям внешнего мира. Такими свойствами и связями явля­ются: движение, пространство, время, причинность, закономер­ность, необходимость, случайность, сходство, различие, противо­речивость и т. д. Эти свойства и связи выступают неотъемлемыми характеристиками материальных образований, всеобщими формами бытия материи, а понятия, через которые они отражаются в созна­нии, выявляются в процессе творческой деятельности субъекта — философскими категориями.

Философские категории, таким образом, представляют собой всеобщие формы мыслительной деятельности людей, идеальные образы, отражающие свойства и связи, присущие всем явлениям действительности. Через них осмысливается конкретный материал, добываемый людьми в процессе научного исследования и практи­ческого изменения действительности, выделяются наиболее суще­ственные характеристики объекта. Например, рассматривая иссле­дуемый объект через призму категорий общего и особенного, мы, выявляем его тождество и различие с другими объектами; осмыс­ливая его через категории «причинность» и «необходимость», мы улавливаем его причинную обусловленность, необходимые и слу­чайные свойства и связи; анализируя этот объект в свете кате­горий качества и количества, мы уясняем его качественные и количественные характеристики и при определенных условиях взаимосвязь между ними и т. д.

Материальные образования, как отмечалось, не просто сосуще­ствуют, а находятся в непрерывном взаимодействии между собой и через это взаимодействие проявляют свои свойства и утверждают себя как определенные качественно обособленные тела, вещи, при соответствующих условиях переходящие друг в друга. В ре­зультате этого все материальные образования находятся в уни­версальной взаимосвязи и взаимозависимости. Но если тела, со­ставляющие объективную действительность, находятся в необхо­димой взаимосвязи и взаимозависимости, то и понятия, через которые человек отражает окружающую действительность в своем сознании, должны быть взаимосвязаны, взаимозависимы, подвиж­ны, при соответствующих условиях переходить друг в друга и в свою противоположность. Ибо только в этом случае они могут отра­зить действительное положение вещей. «...Человеческие поня­тия, — писал В. И. Ленин, — не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни». Но если это так, то изучение понятий

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 226-227.

предполагает выявление их взаимосвязи, взаимопереходов, по­строение системы, воспроизводящей необходимые соотношения сторон исследуемого объекта.

То, что характерно для исследований понятий вообще, есте­ственно, относится к исследованию категорий — понятий, отра­жающих всеобщие формы бытия, всеобщие стороны и связи объек­тивной действительности. Раскрыть богатство диалектических закономерностей возможно только в том случае, если мы будем рассматривать категории, их отражающие, в органической взаи­мосвязи и взаимозависимости, если мы их сведем в систему, в ко­торой каждая из них будет занимать строго определенное место и находиться в необходимых отношениях со всеми другими '.

Последовательно материалистическое решение проблема взаи­мосвязи категорий получила в марксистско-ленинской философии. Применительно к политической экономии она впервые была раз­работана К. Марксом в «Капитале», применительно к философии — В. И. Лениным в «Философских тетрадях».

В отличие от Гегеля, который взаимосвязь категорий выводил из творческой активности мышления, идеи, В. И. Ленин рассматри­вает категории как всеобщие формы отражения действительности и ступени развития общественного познания и практики. Каждая категория, согласно Ленину, связана со строго определенной ста­дией развития познания. Фиксируя всеобщие свойства -и связи, выявленные познанием на данной стадии его развития, категории отражают особенности этой стадии и являются своего рода опор­ными пунктами возвышения человека над природой, познания ее. Другими словами, категории, отражая всеобщие стороны и связи внешнего мира, являются в то же время ступенями развития поз­нания, моментами, фиксирующими переход познания с одних ста­дий развития на другие. «Перед человеком, — писал он, — сеть

Впервые проблема категорий была всеобъемлющим образом представлена в гегелевской философии. Гегель подверг резкой критике кантовскую концепцию категорий и, в частности, ее субъективистскую тенденцию. Но, критикуя Канта за субъективизм, Гегель критиковал его при этой не за идеализм, не за то, что он выводил всеобщность, необходимость и другие категории из сознания, а за то, что он не смог последовательно провести эту точку зрения, за то, что он остановился на полпути и распространил действие законов сознания, мышления лишь на явления, но не на весь мир в целом, то есть не распространил на «вещи в себе». Гегель дает свое решение проблемы взаимосвязи категорий. Показывая их взаимосвязь с пози­ций объективного идеализма, он в то же время в основу своей системы категорий положил диалектические принципы, представил категории в их движении, разви­тии, переходах одних в другие и вместе с тем в качестве моментов или ступеней развития абсолютной идеи. Не случайно, что при всей своей гениальности, умении угадать реальное положение вещей Гегель вынужден был, следуя своим идеалисти­ческим принципам, то и дело противоречить действительности. Но, несмотря на это, ему удалось в своей противоречивой системе категорий воспроизвести ряд глубоких всеобщих закономерностей и связей.

99 4*

явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, уяловые пункты в сети. помогающие познавать ее и овладевать ею»1.

Взаимосвязь категорий Ленин выводит из закономерностей бытия и познания, считает, что соотношение между ними, отра­жая известное соотношение соответствующих всеобщих сторон и связей действительности, выражает необходимое движение позна­ния от низших ступеней к высшим.

Появление любой новой категории, по Ленину, необходимо, обусловлено самим ходом развития познания. Она появляется потому, что познание, проникая все глубже и глубже в мир яв­лений, раскрывает новые всеобщие стороны и связи, которые уже не укладываются в существующие категории и требуют для своего выражения и фиксации новых категорий. Появившись, всякая но­вая категория встает в определенные необходимые отношения, связи с уже существующими категориями и, таким образом, занимает свое особое, обусловленное развивающимся процессом познания место в общей совокупности знания, в общей системе категорий. И если расположить категории в той последовательности, в какой они появились в процессе развития познания и общественной практики, можно определить их необходимое соотношение и взаимосвязь.

Рассмотрим в общих чертах последовательность осознания че­ловеком всеобщих сторон и связей окружающей его действитель­ности, а вместе с этим и движение познания от одной категории к другой.

В отличие от животного, которое, подчиняя свое поведение инстинктам и привычкам, формирующимся на основе условных реф­лексов, не отделяет себя от окружающей среды, а сливается с нею в единое целое, человек, обретя сознание, начинает отде­лять себя от окружающей среды, осознавать свое особое бытие, отличное от бытия внешнего мира. Осознавая свое бытие и бытие внешнего мира, человек осознает и свою отдельность, определен­ную обособленность так же, как и отдельность, обособленность предметов внешнего мира. Для выражения этой обособленности бытия у людей сформировалось понятие отдельного — отдельного предмета, явления, вещи.

Вместе с осознанием своей обособленности, известной само­стоятельности человек осознает и свою связь с внешним миром и связь предметов внешнего мира между собой. Чтобы жить, че­ловеку необходимо есть, пить, иметь жилище, защищаться от вра­гов и т. д. Удовлетворение этих и других его потребностей пред-

В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 85. 100

полагало его органическую связь с миром, использование опреде­ленных предметов природы.

Но взаимосвязь предметов предполагает их взаимодействие, а вместе с этим и определенное их изменение, то есть движение. Поскольку взаимосвязь органически слита с движением, то, осо­знавая взаимосвязь между предметами, человек неизбежно должен был осознать и то, что эти предметы изменяются, находятся в движении. Об изменчивости как следствии взаимодействия предме­тов человек неизбежно заключает из осуществляемой им повсе­дневно трудовой деятельности. В процессе труда, ставя пред­меты в иную, чем они находились в естественном состоянии, связь, человек добивался их изменения в нужном ему направ­лении. Наблюдая постоянно это явление, он неизбежно приходил к мысли о том, что предметам внешнего мира свойственно дви­жение.

На этой стадии познания осуществлялось осознание человеком пространственных отношений и времени. Пространственные соот­ношения человеку приходилось учитывать в каждом своем движе­нии, в каждом действии. Занимался ли он охотой, рыбной лов­лей, скотоводством или земледелием, он неизбежно сталкивался с пространственными отношениями и протяженностью, имел дело с площадями, расстояниями, высотами, глубинами, удаленностью вправо, влево, вперед и назад, то есть постоянно воспринимал пространственные характеристики и учитывал их в своей повседнев­ной жизни и деятельности. Изменяя в процессе труда предметы природы, человек уяснял и такую характеристику этих изменений, как их длительность, а также соотношение данного состояния с предшествующими и последующими состояниями, с теми, которые должны наступить в будущем. Он постепенно научался различать прошедшее, настоящее и будущее.

Одновременно с переходом познания от отдельного (отдельных предметов, явлений) к взаимосвязи, движению, пространству и времени осуществлялось осознание и таких всеобщих моментов действительности, как единичное и общее. Каждый отдельный предмет, с которым человек впервые сталкивался в своей практи­ческой деятельности, сначала воспринимался им как единичное. Если он оказывался способным удовлетворить ту или иную потреб­ность людЪй, он выделялся, и по мере обнаружения других пред­метов, способных удовлетворить эту же потребность, совершался переход (и на практике и в сознании) от одного (единичного предмета) к нескольким предметам, к «многому». В результате сравнения этих многих предметов друг с другом и на практике, и в сознании выявлялось их тождество (сходство), на основе которого формировались общие представления, а затем и общие понятия.

На этой же стадии развитии шкшания происходит становле­ние понятия качества и количества. Когда человек воспринимал отдельный предмет как единичный и единственный в своем роде и стремился уяснить, что он собой представляет, он отражал его со стороны качества. Поскольку предмет здесь рассматри­вается как таковой, сам по себе, вне отношения к другим пред­метам, его количество неразличимо и, по сути дела, сливается с качеством. Но по мере того как человеческое познание пере­ходит от единичного предмета к многим предметам и в ходе сравнения их друг с другом устанавливает их сходство (тождест­во) и различие, начинают выявляться количественные характери­стики. Каждая сторона качества, каждое его свойство как бы раз­дваивается, наряду с тем, что оно есть, оно обнаруживает свою величину, степень своего проявления и распространения — одним словом, свое количество.

Выявляемые качественные и количественные характеристики на первых порах не обнаруживали своей зависимости друг от друга. Казалось, что они ведут себя в отношении друг друга нейтраль­но, не связаны друг с другом, однако по мере дальнейшего углуб­ления познания исследуемых явлений люди стали убеждаться, что отдельные качественные и количественные характеристики связаны между собой. Они замечали, что определенному количеству соот­ветствует определенное качество и, наоборот, определенному ка­честву присуще определенное количество.

С осознанием взаимосвязи между отдельными качественными сторонами, количественными характеристиками и взаимосвязи количества и качества люди начинают понимать, что изменения одной стороны явления обусловливают определенные изменения другой стороны явления. Но то, что порождает другое, обуслов­ливает его появление, является причиной, то же, что появляет­ся, обусловливается, выступает как следствие. Наблюдение людь­ми взаимосвязи отдельных качественных и количественных сторон, таким образом, подводит их к осмыслению причинности, а вместе с этим и к необходимости формирования категорий причины и след­ствия.

Исследуя открываемые причинно-следственные связи, люди за­мечают, что причина со следствием связаны так, что, если появ­ляется причина, неизбежно наступает и следствие, если причина отсутствует, отсутствует и следствие. Другими словами, люди обна­руживают, что связь причины со своим следствием носит необ­ходимый характер.

Необходимость, таким образом, сначала осознается как свой­ство причинно-следственной связи. Однако в ходе дальнейшего развития познания содержание понятия необходимого уточняется и расширяется. Необходимыми начинают считаться не только при-

чинные связи, но всякие связи, неизбежно наступающие при опре­деленных условиях, и не только связи, но и стороны, свойства, необходимо присущие исследуемым материальным образованиям.

Выявляемые в ходе развития познания необходимые связи часто формулируются в науке в виде определенных законов, то есть осознаются через категорию закона, которая обозначает и отражает общие, устойчивые, необходимые связи и отношения.

Параллельно движению познания от причинности к необходи­мости и закону осуществляется также переход к категориям со­держания и формы. Оп обусловлен тем, что познание не останав­ливается на выявлении отдельной причинно-следственной связи, а под напором практики, требующей для своего развития все более и более полного знания предметов внешнего мира, переходит от одной причинно-следственной связи к другой, от объяснения одного свойства материального образования к другому.

По мере накопления знаний причинно-следственных связей, касающихся той или иной области явлений, возникает необходи­мость в новой категории, именно в категории содержания, кото­рая обозначает совокупность всех взаимодействий и вызываемых ими изменений, происходящих в данном материальном образовании. Но познавая взаимодействия и вызываемые ими изменения в мате­риальном образовании, мы улавливаем и шаг за шагом воспроиз­водим в сознании сначала внешние, а затем и внутренние способы соединения элементов содержания, относительно устойчивую струк­туру, в которой осуществляются все свойственные материальному образованию взаимодействия и изменения, то есть форму.

Отделение в процессе развития познания необходимого от случайного и выявление отдельных законов, проявляющихся в исследуемом целом, не составляет достаточного знания его, ибо все касается лишь отдельных его сторон и связей. И как бы ни было велико количество сторон и связей исследуемого объекта, которые познаны, объяснены, они (эти стороны и связи) в своей совокупности не смогут дать нам действительно полного знания его, поскольку они представляют собой механическую сумму отдель­ных сторон, материальное же образование является не простой совокупностью своих сторон, не суммой их, а органическим целым, диалектическим единством последних. Поэтому возникает потреб­ность объединить все эти стороны и связи в единое целое, вывес­ти их из единого принципа. Воспроизведение всех необходимых сторон и законов исследуемого целого в их естественной взаимо­связи и взаимозависимости представляет собой познание сущности.

Движение к сущности начинается с выявления основы — основных (определяющих) сторон, отношений. Основные стороны, отношения определяют формирование, функционирование, направ­ление изменения и развития всех других сторон соответствующего

материального образования. Поэтому, приняв их за исходное нача­ло, мы сможем шаг за шагом воспроизвести в сознании существую­щую взаимосвязь и других сторон, сможем определить место, роль и значение каждой из них.

Правда, для того чтобы достигнуть последнего, основные стороны (отношения), а вместе с ними и само материальное обра­зование необходимо рассматривать в возникновении и развитии. А это предполагает выявление источника развития, движущей си­лы, ведущей материальное образование вперед, обусловливающей его переходы с одной стадии развития на другую. Источником же развития является противоречие, единство и борьба противо­положных сторон, тенденций, свойственные всем явлениям и про­цессам действительности.

Так, развивающееся познание вплотную подходит к необхо­димости раскрытия противоречий — противоположных сторон и тенденций, присущих всем вещам и явлениям объективной действи­тельности. Раскрыв противоречия, свойственные основе, и просле­живая их развитие и обусловливаемое ими изменение других сто­рон исследуемого целого, мы неизбежно заметим, что развитие осу­ществляется через отрицание одних качественных состояний дру­гими, через удержание всего положительного из отрицаемых со­стояний и повторение пройденного на новой, более высокой основе.

Воспроизведя сущность того или иного объекта, мы уже можем судить не только о том, что он представляет собой в данное время, в данных отношениях, но и о том, как он поведет себя в других отношениях. Более того, если мы познали, как данная вещь возникла, какие основные стадии она прошла в своем раз­витии, мы с достоверностью можем предсказать, во что эта вещь превратится, чем она станет в будущем, при других условиях. Другими словами, если мы познали сущность вещи, мы можем судить не только о ее действительных, но и возможных состояниях. Все это обусловливает необходимость различения действитель­ного и возможного.

5. Соотношение категорий в свете развития научного знания

Рассмотренную закономерность движения познания от одной Категории к другой можно проследить на развитии научных зна­ний. Поскольку категории являются необходимыми ступенями развития общественного познания, движение от одной из них к другой неизбежно должно проявиться в любой области зна­ния.

Возьмем для примера эволюцию познания электрических явле­ний. Еще в древности при обработке янтаря, из которого дела­лись украшения, люди обратили внимание на то, что при натира­нии он приобретает способность притягивать другие тела. Пер­вое, что было замечено, — это связь свойства янтаря притяги­вать другие тела с трением и связь его (янтаря) с другими телами при притяжении, а вместе с этим и обусловливаемые этими свя­зями (взаимодействиями) изменения, то есть движение. Все это сначала являлось лишь единичными наблюдениями, касающими­ся отдельных случаев шлифовки янтаря. Затем, по мере повторе­ния указанного явления, у людей выработалось общее представ­ление о янтаре как веществе, способном при натирании проявлять электрические свойства. Дальнейшее развитие познания электриче­ства шло по линии обнаружения все новых и новых тел, способных при трении о другие тела проявлять электрические свойства, и формирования, таким образом, все более и более общих пред­ставлений об электричестве '.

В ходе этого движения выявлялись также качественные и коли­чественные характеристики электрических явлений. В самом деле, обнаружив неизвестное ранее единичное свойство натертого янта­ря притягивать другие тела, люди, естественно, прежде всего стре­мились понять, что собой представляет это явление, то есть выяс­нить его качественную сторону. С этой целью они сравнивали его с другими явлениями. Сопоставляя электрические явления с маг­нитными, В. Джильберт (1600 г.), например, отметил, что электри­ческая сила возникает благодаря трению, что она исчезает при соприкосновении с некоторыми телами, притягивает самые различные тела и т. д. Несколько позже О. Герике (1672 г.) уста-новил, что наряду с электрическим притяжением существует и электрическое отталкивание. В 1729 году С. Грей сделал выводы о том, что все тела делятся на проводники и изоляторы. Спустя некоторое время (1730 г.) Ш. Дюфе установил, что электричество качественно неоднородно, что существуют два рода электричества. Несколькими годами позже Дж. Кантон открыл способность тела, находящегося на изолированной подставке, наэлектризовываться в результате приближения к нему заряженного тела и т. д. Так,

Так, в Греции в IV веке до н. э. свойство притягивать легкие тела после на­тирании было замечено у одного из видов драгоценных камней, так называемого линкуриона. Несколько позже арабы открыли аналогичное свойство у гагата. В конце XVI века английский ученый В. Джильберт обнаружил это свойство у ал­маза, сапфира, аметиста, горного хрусталя, серы, смолы и других веществ. Впослед­ствии было установлено, что способность притягивать другие (более легкие) тела тем или иным веществом после его натирания принадлежит всем телам, не прово­дящим электричества. Наконец, в 1729 году английский физик С. Грей открыл эту способность и у тел, проводящих электричество. Он установил, что, если эти тела поместить на изолированную подставку, они могут быть наэлектризованы трениям.

круг него (проводника) магнитного поля Д. Араго, как необходи­мая была осознана связь магнитного поля с наблюдаемым X. Эр­стедом отклонением магнитной стрелки и т. д.

Наиболее важные необходимые связи осмысливаются через категорию закона. Например, зависимость сопротивления провод­ника от состава проводника, его длины и площади поперечного сечения, выявленная Омом, была названа законом. Как закон вошла в физику открытая Ленцем и Джоулем необходимая зависи­мость количества тепла, выделяющегося при прохождении электри­ческого тока но проводнику, от сопротивления проводника, силы тока и времени. Через категорию закона была осмыслена выявлен­ная Фарадеем необходимая взаимосвязь между выделяющимся на электродах веществом и проходящим через электролит электри­чеством и т. д.

По мере накопления знания отдельных необходимых сторон и связей (законов), касающихся физических явлений, стали пред­приниматься попытки установления между ними взаимозависимо­сти, объединения их в единой теории, то есть воспроизведения в сознании сущности электричества. Примером данной ступени движения познания может служить период развития исследования электрических явлений, начинающийся с открытия электрона и протона.

С открытием электрона — носителя отрицательного электриче­ского заряда, а затем и протона, имеющего положительный заряд, атом стал рассматриваться как материальное образование, состоя­щее из определенного равного количества электронов и протонов. Зараженность тела теперь объяснялась тем, что в нем в силу тех или иных причин число электронов не соответствовало числу про­тонов. Если электронов было меньше, чем протонов, тело счита­лось положительно заряженным, если же в нем электронов было больше, чем протонов, оно считалось заряженным отрицательно. Электризация тел в свете этих воззрений представляла собой не что иное, как создание в них недостатка или излишка электро­нов путем передачи их другим телам и заимствования у последних. Это объясняло, почему появление определенного электрического заряда на одном теле неизбежно влечет за собой появление такого количества противоположного заряда на другом теле.

Исходя из взаимодействия между электронами и протоиами легко объяснялось и распределение заряда между заряженным и незаряженным телами при их соприкосновении, исчезновение заряда при соединении между собой заряженных разноименными зарядами тел, электростатическая индукция и т. д.

Открытие электрона как составной части атома любого вещества позволило также понять, почему одни тела проводят электриче­ство, а другие не проводят. Это явление оказалось связанным со

строением электронной оболочки атомов. На основе знания элек­тронного строения вещества стала понятна суть и таких электриче­ских явлений, как гальванический ток, термоэлектричество, элек­тромагнитная индукция и т. д. Так, электрон оказался основным, решающим звеном, исходя из которого можно объяснить всю массу электрических явлений, представить их как единое взаимо­связанное целое, как единую цепь проявлений так называемой электронной природы вещества. На этой стадии своего развития познание достигло знания сущности электричества, знания элек­трических свойств (явлений) в их внутренней необходимой взаи­мосвязи и взаимозависимости.

Итак, развитие знаний об электричестве свидетельствует о том, что познание начинается с выявления отдельного, отдельных явлений, их обособленности и переходит к отражению их взаи­мосвязи, взаимодействия и вызываемого им изменения (движения) последних. Отдельное сначала воспринимается как единичное, затем, в ходе сравнения его с другими отдельными явлениями (предметами), выделяется общее и осуществляется движение от менее общего к более общему и, наконец, к всеобщему. В процессе движения познания от единичного к общему выявляются качества и количества исследуемого объекта, а также осуществляется переход от первого ко второму и к их взаимосвязи, а затем к при­чинности, необходимости и закону, основе, противоречию и сущ­ности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: