Противоречие. Закон единства и борьбы противоположностей

Противоречие как единство и борьба противоположностей. Все материальные образования (вещи), представляя собой относительно устойчивые системы движении, как отмечалось, не просто сосуще­ствуют, а взаимодействуют между собой, вызывая друг в друге опре­деленные изменения и при соответствующих условиях переход в другие материальные образования. Но почему этот процесс обуслов­ливает изменения взаимодействующих систем, их развитие?

Взаимодействие представляет собой противоречие — отношение взаимосвязанных, противоположных сторон, тенденций, а именно действия и противодействия. Та или иная вещь воздействует на другие вещи и вызывает в них определенные изменения. Но эти последние ведут себя не пассивно по отношению к первой, а активно сопротивляются ее воздействию, оказывают противодействие, сох­раняя свою устойчивость, самостоятельность.

Но что собой представляют противоположности и противоречие? Противоположностями называются стороны, имеющие противопо­ложные направления изменения; взаимодействие же этих сторон составляет противоречие или борьбу противоположностей. Напри­мер, единичное и общее в отдельных материальных образованиях можно рассматривать как противоположности, поскольку они имеют прямо противоположные тенденции: единичное имеет тенденцию не повторяться, общее — непременно повториться. Противоположно­стями являются также содержание и форма. Тенденцией содержа­ния является постоянная изменчивость, текучесть, тенденцией фор­мы — относительная неизменность, устойчивость.

Имея противоположные тенденции в функционировании, изме­нении и развитии и, таким образом, исключая друг друга, противо­положности, однако, не расходятся и не уничтожают друг друга, а существуют вместе, и не просто сосуществуют, а находятся в орга­нической связи — взаимопроникают и взаимополагают друг друга, то есть находятся в единстве, представляют собой единство противо­положностей.

В самом деле, единичное не- существует само по себе, отдельно от общего, а лишь в органической связи, в единстве с общим; нет бесформенных явлений или бессодержательных форм, каждая фор­ма содержательна, всякое содержание оформлено, то есть содержа­ние и форма существуют всегда в единстве, в неразрывной связи. Единство противоположностей, таким образом, представляет собой прежде всего их взаимополагание; противоположные стороны или тенденции не могут существовать одна без другой. Но наряду с этим единство выражает и известное совпадение противоположно­стей в тех или иных моментах, тенденциях. Поскольку противопо­ложности характеризуют одно и то же образование, одну и ту же сущность, они неизбежно должны иметь много общего, совпадать в целом ряде существенных свойств, в противном случае их взаимо­действие не смогло бы создать живого диалектического противоре­чия, не смогло бы стать основой существования соответствующего качественно определенного явления.

Будучи различными сторонами одной и той же сущности, проти­воположности, следовательно, не только исключают друг друга, но и совпадают между собой, выражают не только различие, но и тож­дество.. И лишь благодаря известному совпадению их природы, благодаря просвечивающемуся через их различие тождеству они взаимопроникают и предполагают друг друга и образуют диалекти­ческое противоречие. Тождество противоположностей, таким обра­зом, является таким же необходимым моментом противоречия, как и их различие.

Одной из форм тождества, совпадения противоположностей является их равнодействие, оно появляется на той стадии развития противоречия, когда наступает известное равенство противодейст­вующих сил, когда противоположные силы как бы уравновешивают друг друга. Такое положение имело место в России в 1917 году после Февральской революции, когда правительство Керенского открыто перешло к преследованию революционного пролетариата и когда, как писал В. И. Ленин, «Советы благодаря руководству мелко­буржуазных демократов уже бессильны, а буржуазия еще недоста­точно сильна, чтобы прямо разогнать их»1.

Равнодействие противоположностей выражает зрелое состояние противоречия и характеризуется обострением борьбы противопо­ложных сил. «...Равновесие сил, — отмечал В. И. Ленин, — ни­сколько не исключает борьбы, а, напротив, делает ее особенно острой» 2.

Тождество (совпадение) противоположностей получает свое наиболее полное выражение в момент перехода противоположностей

Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 33, с. 13. Там же, т. 12, с. 73.

друг в друга. Этот момент в развитии борьбы противоположностей имеет особое значение, поскольку знаменует собой разрешение противоречия и переход предмета в новое качественное состояние, то есть является узловым пунктом развития. Учитывая особую важ­ность этого момента в развитии противоречия, Ленин определял диалектику как учение о тождестве противоположностей, о законо­мерностях перехода их друг в друга. «Д иалектика,— писал он,— есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становят­ся) тождественными противоположности,— при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга,— почему ум человека не должен брать эти противоположно­сти за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую»1.

Итак, противоречие есть единство и борьба взаимоисключаю­щих и взаимополагающих друг друга противоположностей.

Будучи необходимыми моментами противоречия, единство и борьба противоположностей, однако, занимают в нем не одинако­вое положение. Единство противоположностей всегда относительно, борьба — абсолютна. Относительность единства противоположно­стей выражается прежде всего в том, что оно временно; при соответ­ствующих условиях возникает, определенное время существует и вследствие развития борьбы составляющих его противоположностей разрушается и заменяется новым единством, которое иод давлением борьбы свойственных ему противоположностей на определенной стадии развития противоречия тоже сходит со сцены и заменяется другим, более соответствующим изменившимся условиям. Послед­нее, просуществовав известное время, тоже ликвидируется и заме­няется новым и так далее без конца.

Наряду с временностью существования относительность каждо­го конкретного единства противоположностей проявляется также в неполноте их совпадения, тождества, в отсутствии полной согла­сованности в функционировании и развитии, а также в преходящем характере их равнодействия.

Абсолютность борьбы противоположностей заключается в том, что она (борьба) присутствует на всех стадиях существования того или иного единства, является связующим звеном между ним и другим, приходящим ему на смену единством, что именно на основе ее происходит возникновение, изменение, развитие всякого конкрет­ного единства и его переход в новое единство.

Относительность единства противоположностей В. И. Ленин связывал с относительным покоем, абсолютность борьбы противо­положностей — с абсолютным движением 2.

1 Ленин В. И, Поли. собр. соч., т. 29, с.

2 См. там же, с. 317.

Противоречие и развитие. Указывая на то, что противоречие представляет собой единство и борьбу противоположностей, мы име­ли в виду зрелое, полностью сформировавшееся противоречие. Вообще же оно связано не только с противоположностями. Связы­вать противоречие только с противоположностями — значит брать их в готовом виде, как данные, но они возникают, развиваются из других форм бытия.

Всеобщей формой бытия, из которой развиваются противоречия, являются различия. Однако не каждое различие выступает в виде противоречия.

Если бы всякое различие представляло собой противоречие, а различия существуют везде, между всеми материальными образо­ваниями и сторонами одного и того же материального образования, то в действительности нельзя было бы выделить никаких других связей и отношений, кроме противоречий, противоречия представ­ляли бы собой единственную форму взаимосвязи предметов и их сторон. Между тем многообразие существующих в объективной действительности связей и отношений далеко не сводится к противо­речиям. Противоречивость является всеобщей, но не единственной формой связи. Наряду с ней в объективной действительности суще­ствуют отношения гармонии, согласованности, соответствия и т. п.

Только те различные стороны составляют отношение противоре­чия, которые имеют различные тенденции, различные направления изменения и развития. Например, противоречия между отдельными отраслями социалистического производства, возникающие иногда вследствие недостаточно четкой работы некоторых плановых ор­ганизаций, имеют место не потому, что эти отрасли различны, а потому, что в развитии этих отраслей появляются различные тенден­ции, известное несоответствие.

Итак, не всякое различие является противоречием, а лишь такое, которое касается тенденций развития, направлений изменений тех или иных различных сторон. Лишь такие различные стороны нахо­дятся в состоянии борьбы и в процессе своего развития способны превратиться в противоположности, то есть являются начальной стадией существования противоречия.

Ступени развития противоречия. Начиная свою жизнь с несу­щественного различия, противоречие затем переходит на стадию существенного различия. Существенные различия при соответствую­щих условиях развиваются в противоположность. В дальнейшем раз­витии противоречия противоположности переходят на стадию край­ностей, где они вступают между собой в конфликт, «переходят друг в друга», и тем самым обусловливают разрешение противоречий. С разрешением противоречий материальное образование (явление) переходит в новое качественное состояние с новой группой проти­воречий.

Проследим это на конкретном примере — на развитии противо­речия между пролетариатом и буржуазией. Противоречие это уходит своими корнями в далекое прошлое. Оно возникло еще в период цехового производства и существовало там первоначально в виде несущественного различия между мастером, _с одной стороны, и подмастерьями и учениками — с другой. В самом деле, первоначаль­но между мастером, стоявшим во главе цеха, подмастерьями и уче­никами, выполнявшими его поручения, было несущественное разли­чие, ибо по существующему в то время цеховому уставу ученик, пройдя определенный курс обучения, становился подмастерьем, а подмастерье, приобретя определенный опыт, мог стать мастером — хозяином мастерской. Значит, ученики и подмастерья — те же мас­тера в возможности, их разделяет лишь, время и опыт. Но в ходе развития цехового производства указанный порядок взаимоотноше­ния мастера с подмастерьями и учениками был заменен новым, согласно которому ученики и подмастерья уже не могли автомати­чески становиться мастерами, а всегда должны были оставаться в положении подчиненных, наемных рабочих. Несущественное разли­чие между мастером, подмастерьями и учениками превращается теперь в существенное различие. В дальнейшем, с заменой цехового производства мануфактурой, данное противоречие со стадии суще­ственного различия переходит на стадию противоположностей. Ес­ли раньше, при цеховом производстве, хозяин мастерской еще сам работал вместе с подмастерьями и учениками, то теперь, в мануфак­туре, хозяин устраняется от непосредственного участия в производ­стве и целиком и полностью живет за счет труда наемных рабочих, за счет эксплуатации.

У хозяина и наемных рабочих интересы уже прямо противо­положные. Но этим не заканчивается развитие данного противоре­чия. По мере дальнейшего развития капиталистического производ­ства указанное противоречие усиливается, обостряется и, достигнув своей высшей формы, разрешается через социалистическую рево­люцию. В ходе социалистической революции пролетариат из подав­ляемого, угнетенного класса превращается в господствующий класс, устанавливает свою диктатуру, буржуазия же как класс устраняется от власти и переходит на положение подавляемого класса. В резуль­тате ликвидируется старое качественное состояние общества и формируется новое, а вместе с ним и новые противоречия.

Здесь мы видим, как противоречие, возникнув, проходит в своем развитии ряд стадий, начиная от низших форм проявления и кончая высшими. Но это движение противоречия от одной стадии к другой осуществляется не только в указанном направлении, то есть от низ­ших форм к высшим, но и в обратном направлении — от высших, крайних форм проявления ко все более и более низшим вплоть до полного исчезновения.

Данное направление в движении противоречия можно наглядно проследить на разрешении противоречия между городом и деревней в нашей стране.чВ канун социалистической революции это антагони­стическое противоречие находилось в стадии высшего обострения противоположностей. Основой противоположности между городом и деревней было угнетение городом (городской буржуазией) деревни (трудового крестьянства). В ходе социалистической революции, с ликвидацией буржуазии города, город уже не мог эксплуатировать деревню, но зато деревня в лице мелкой буржуазии (кулачества), наживаясь на спекуляции продуктами сельского хозяйства, стала эксплуатировать трудящихся города. В результате коллективизации сельского хозяйства всякая основа коренной противоположности (антагонизма) между городом и деревней исчезает и данное проти­воречие переходит на стадию существенного различия. В самом деле, между рабочим классом нашей страны и колхозным крестьянством имеются еще существенные различия. Они касаются прежде всего форм общественной собственности на средства производства (рабо­чий класс связан с государственной общенародной собственностью, колхозное крестьянство — с кооперативно-колхозной собственно­стью), условий труда, а также форм оплаты. С поднятием колхоз­ной собственности до уровня общенародной собственности на основе дальнейшей механизации сельскохозяйственного производства и приближения условий труда в сельскохозяйственных артелях к усло­виям труда на государственных предприятиях существенное разли­чие между городом и деревней, между рабочим классом и крестьян­ством перейдет на стадию несущественного различия. С достиже­нием этой стадии стороны противоречия, как и на стадии высшего обострения — крайностей, переходят друг в друга, становятся как бы тождественными, поскольку они будут занимать во всех отноше­ниях одинаковое положение, будут представлять собой единое целое — тружеников бесклассового общества.

Итак, противоречие не является чем-то застывшим, неизменным, а находится в постоянном движении, изменении, переходит от низших своих форм к высшим и, наоборот, от высших — к низшим, в ходе чего противоположности переходят друг в друга, становятся тождественными, а материальное образование, которому свойствен­ны эти противоположности, переходит в новое качественное сос­тояние.

Противоречивость как всеобщая форма бытия. Есть философы, которые отрицают противоречивость вещей, их сущности, считая, что вещи не могут противоречить самим себе. Так, Кант, например, заявлял, что «вещь в себе» не содержит никаких противоречий, противоречия имеют место лишь в мышлении, когда оно стремится познать непознаваемую «вещь в себе», и свидетельствует о слабости человеческого разума, о неспособности его выйти за рамки явления.

Аналогичную точку зрения развивал в XX веке немецкий философ Н. Гартман, который утверждал, что «противоречивым является не существующее в себе, не разум в себе, а требование, что разум дол­жен охватить существующее без остатка»1. Готов, например, при­знать существование противоречий в познавательной деятельности, в мышлении, но не в объективной действительности, не в вещах и современный французский буржуазный философ Э. Вейль. «Что обозначает выражение «объективная диалектика»?» — рассуждает он. — Если оно имеет смысл, то оно может обозначать не что иное, как существование противоречий в действительности, противоречий, предшествующих рассуждению или независимых от него. Это не перестает шокировать нас. В конце концов, само слово «противоре­чие» от корня «речь». И это оказывается не случайным: два человека могут противоречить друг другу или же один человек себе в разные моменты своего существования; тезисы могут противоречить себе при переходе на другой уровень абстракции. Но как действитель­ность, которая не говорит, придет к противоречиям или впадет в противоречия?.. Противоречие возникает только там, где имеет место мышление, объект же ни в какой степени не затрагивается мыслительными актами, он остается тождественным самому себе и не может противоречить себе, поскольку не говорит, не мыслит» 2.

Э. Вейль пытается показать необоснованность и даже абсурд­ность выведения противоречивости вещей из противоречивости мыслей, нризнания существования противоречий в объективной действительности на основе обнаружения их в субъективной, мыслительной деятельности людей. Действительно, нельзя пере­носить то, что обнаруживается в субъективной деятельности лю­дей по поводу объекта, на сам объект, выводить логику функцио­нирования и развития объекта из логики мыслительной деятель­ности, направленной на его познание.

Если бы Вейль утверждал это, то не было бы никакой необходи­мости спорить с ним. Но он утверждает не только это. Оп считает, что именно сторонники диалектического материализма делают по­добный непозволительный перенос субъективной диалектики на объективный мир, почему и учение о противоречивости вещей, об их диалектическом развитии им объявляется ложным. Но это далеко не так. Диалектический материализм не только не переносит субъек­тивную диалектику в объективный мир, не только не выводит из нее его диалектику, нот наоборот, объясняет субъективную диалектику из объективной диалектики, рассматривает законы развития мысли­тельной деятельности в качестве отражения всеобщих диалектичс-

1 Наггтпапп N. П1е рЬПозорЫзсЬе СпикПа^еп <1ег №1иг\1Г18зеп5сЬаЕ1ел. Депа, 1948, 8. 36-37.

2 №еИ Е. Ое 1а йЫес^ие оЬ^есиус. - Шийез <1е РЬЯозорЫе. I'.. 1970, N 3, р. 339.

ских закономерностей объективной действительности. Это вытекает из материалистического решения основного вопроса философии, из признания того, что содержание, законы и формы развития мышле­ния являются отражением объективной действительности, свойств и отношений материальных образований.

В отличие от метафизического материализма диалектический материализм не только признает реальное существование противо­речий, но и считает противоречивость всеобщим условием сущест­вования материи, всеобщей формой бытия. Согласно диалектиче­скому материализму, какое бы материальное образование мы ни взяли, к какой бы области явлений ни обратились, мы неизбежно обнаружим наличие противоположных сторон, тенденций, единст­во противоположностей, наличие противоречий. В частности, для всякого общества характерно противоречие между производством и потреблением, для классового общества — противоречие между различными классами, для мышления — взаимодействие анализа и синтеза, для высшей нервной деятельности — возбуждение и тор­можение, иррадиация и концентрация нервных возбуждений. В живом организме постоянно взаимодействуют противоположные продессы ассимиляции и диссимиляции, наследственности и из­менчивости, в молекуле — притяжение и отталкивание, в атоме взаимодействуют электроны и протоны, электроны и позитроны, протоны и антипротоны, сама элементарная частица представляет собой тоже единство волны и корпускулы, этим же единством ха­рактеризуется и фотон — единица света. Далее, в механике мы находим действие и противодействие, в электричестве — положи­тельное и отрицательное электричество, в магнетизме — северный и южный полюсы, в математике — плюс и минус и т. д. Одним сло­вом, нет ни одной области явлений, где нельзя было бы обнаружить противоречий, нет ни одного материального и идеального образо­вания, которое не представляло бы собой единства противополож­ностей.

Будучи всеобщей формой существования материи, противоре­чивость — единство и борьба противоположных сторон — является основным законом объективной действительности и познания, а вместе с этим и одним из основных законов диалектики.

Противоречие как источник движения и развития. Признание противоречивости, единства и борьбы противоположностей всеоб­щим условием существования материи, всеобщим законом действи­тельности позволяет диалектическому материализму научно решить вопрос об источнике движения и развития. Отрицая объективное существование противоречий, метафизики обычно закрывали себе путь к более или менее удовлетворительному решению проблемы источника движения, движущей силы материи и вынуждены были или обращаться к первому толчку, как это сделал Ньютон, или

апеллировать к богу, как это делал Аристотель и как это делает современный немецкий философ-идеалист Веттер, или отрицать реальность движения, объявлять его видимостью, кажимостью, как это делал древнегреческий философ Зенон.

Диалектический материализм в отличие от метафизического материализма источником движения, развития считает именно про­тиворечия, борьбу противоположных сторон, тенденций, свойствен­ных материальным образованиям. Мысль о противоречивости как источнике движения в общей форме была высказана еще Гераклитом и универсальным образом развита применительно к познанию Геге­лем, «Противоречие,— писал Гегель,— вот что на деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить». «...Противоречиеже,— отмечал он,— есть корень всякого движения и жизненности...»2

Научное обоснование и дальнейшее развитие на материалистиче­ской основеданноеположениеполучилоу К. МарксаиФ. Энгельса, а затем у В. И. Ленина. «Сосуществование двух взаимно-противо­речащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию состав­ляют,— писал Маркс,— сущность диалектического движения»3. Движение, по словам Энгельса, происходит «путем противополож­ностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой...»4. «Развитие,— подчеркивал в «Философских тетрадях» Ленин,— есть «борьба» противоположностей»5.

Противоречие представляет собой взаимодействие противопо­ложных сторон, тенденций. Последнее же обусловливает постоян­ные изменения во взаимодействующих сторонах или телах.

Например, взаимодействие между производством и потребле­нием, являющимися противоположными сторонами общества, обу­словливает постоянное изменение в них и в соответствующих обла­стях общественной жизни. Осуществляя производство материаль­ных благ, люди совершенствуются, вместе с этим изменяются и их потребности. Появившиеся новые потребности ставят перед произ­водством новые задачи. Удовлетворяя их, производство неизбежно развивается, совершенствуется, а в ходе его развития совершенст­вуются и люди. У них появляются новые потребности, которые ставят перед производством новые задачи, и так без конца: разви­вающееся производство вызывает развитие, изменение потребно­стей; изменяющиеся потребности вызывают определенные измене­ния в производстве. По мере накопления изменений в производстве, по мере все большего совершенствования производительных сил

1 Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1974, т. 1, с. 280.

2 Гегель. Наука логики. М., 1971, т. 2, с. 65.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 136.

4 Там же, т. 20, с. 526.

5 Ленин В. И. Поли. собр. соч, т. 29, с. 317.

последние значительно обгоняют в своем развитии производствен­ные отношения, которые начинают тормозить развитие производи­тельных сил, и вызывают их изменение. Изменение производствен­ных отношений, в свою очередь, вызывает соответствующие изменения в органах власти, политике, праве, морали и т. д.

Все это наглядно показывает, что борьба противоположных сторон неизбежно обусловливает соответствующие изменения во взаимодействующих и других связанных с ними сторонах мате­риального образования, а вместе с этим и их развитие, переход в новое, более высокое качественное состояние, то есть является источником движения и развития, импульсом жизни.

Виды противоречий и их значение для практики. Каждое материальное образование (вещь, явление) содержит в себе проти­воречие, характеризуется единством противоположных сторон. Но это не означает, что каждое материальное образование имеет лишь одно противоречие. Обладая бесчисленным множеством сторон, свойств, каждое отдельное материальное образование имеет множе­ство различных противоречии, которые играют далеко не одинако­вую роль в его развитии.

Все противоречия, свойственные тому или иному материальному образованию, можно разделить на внутренние и внешние, существен­ные и несущественные, основные и неосновные, главные и неглавные.

Внутренними противоречиями являются взаимодействия между противоположными сторонами, тенденциями одного и того же мате­риального образования. Внешними противоречиями являются взаимодействия между противоположными сторонами или тенден­циями, присущими разным материальным образованиям. Примером внутренних противоречий является противоречие между потребле­нием и производством, свойственное тому или иному обществу, противоречие между возбуждением и торможением, характерное для нервной деятельности, противоречие между волной и корпуску­лой, проявляющееся в движении элементарных частиц, например электрона или фотона. Примером внешних противоречий может служить противоречие между СССР и какой-нибудь капиталисти­ческой страной, противоречие между электроном и позитро­ном и др.

Значение внешних и внутренних противоречий неодинаково для развития материальных образований. Решающую роль в их разви­тии играют внутренние противоречия, поскольку именно они обу­словливают самодвижение предмета, именно их развитие и разре­шение сопровождается переходом явления в иное качество, на но­вую стадию развития. Что касается внешних противоречий, то их влияние всегда преломляется через внутренние противоречия, и их конкретное значение зависит от соответствия или несоответствия внутренним противоречиям того или иного материального обра­зования.

Существенными противоречиями являются взаимодействия между противоположными сторонами, тенденциями, характерными для сущности материального образования; несущественными — взаимодействия между противоположными сторонами, тенденция­ми, свойственные случайным связям {области явления). Противо­речия между производственными отношениями и производитель­ными силами социалистического общества, периодически возника­ющие по мере развития производительных сил, являются сущест­венными, поскольку они относятся к области сущности способа производства, содержание которого (производительные силы), постоянно изменяясь, и обусловливает противоречивый характер взаимоотношения с формой. Существенно и противоречие между положительными и отрицательными электрическими зарядами, поскольку оно является одной из характеристик сущности электри­чества.

Несущественным противоречием выступает, например, несоот­ветствие между развитием некоторых отраслей социалистической промышленности, иногда возникающее вследствие недостаточно четкой работы некоторых плановых организаций, так как оно не вытекает из природы социалистического строя, из сущности социа­листического производства. К несущественным противоречиям относятся также противоречия между различными буржуазными партиями, например между либеральной и консервативной в Анг­лии, республиканской и демократической в США. Эти противоре­чия не затрагивают их сущности, а касаются внешних сторон, несу­щественных связей и отношений.

Основную, решающую роль в развитии того или иного материаль­ного образования играют, разумеется, существенные противоречия. В самом деле, если существенные противоречия относятся к области сущности материального образования, то их развитие и разрешение не может не сказаться на самой сущности его, не может не вызвать в ней соответствующих изменений. Несущественные же противоре­чия касаются случайных связей и отношений, в силу чего их разви­тие и разрешение не затрагивает сущности материальных образова­ний. Поэтому роль этих противоречий в развитии последних незначительна.

Существенные противоречия характеризуют природу материаль­ных образований и, в свою очередь, делятся на основные и неоснов­ные. Основными противоречиями являются такие, которые опреде­ляют состояние и развитие всех более или менее существенных сторон материального образования и выполняют эту роль на всех этапах его существования и развития. Неосновными противоречиями выступают такие, которые характеризуют какую-либо одну сторону материального образования, обусловливают функционирование и развитие какой-либо одной области явлений.

Например, противоречие между общественным характером труда и частной формой присвоения в капиталистическом обществе, взаимодействие между ассимиляцией и диссимиляцией в живых организмах, между процессами возбуждения и торможения в выс­шей нервной деятельности, наконец, взаимосвязь между анализом и синтезом в познавательном акте относятся к основным противоре­чиям, поскольку они так или иначе накладывают свой отпечаток на все другие стороны, характерные для соответствующей области явлений. Неосновными же будут противоречия, характерные для отдельных областей жизни капиталистического общества или от­дельных сторон нервной и познавательной деятельности. Например, противоречие между плановостью развития производства на от­дельных капиталистических предприятиях и анархией в обществе в целом; противоречие между безграничным стремлением к расшире­нию производства, присущим капитализму, и ограниченным потреб­лением народных масс; противоречие между городом и деревней, свойственное капиталистическому обществу; противоречие между количеством производимых организмом зародышей и количеством зародышей, развившихся полностью, выживших, и т. д. являются неосновными, ибо они характеризуют лишь отдельные стороны данных объектов.

Наряду с основным противоречием, действующим на всех этапах существования и развития материального образования, выде­ляется еще главное, которое тоже определяет все другие стороны материального образования, накладывает определенный отпечаток на них, но действует лишь на данном этапе, лишь в рамках данной стадии развития. Главное противоречие находится в органической связи с основным противоречием и обычно является той или иной его стороной, составной частью или конкретной формой его проявле­ния. От разрешения главного противоречия зависит дальнейшее развитие материального образования, его переход на следующую стадию своего существования.

Все рассмотренные виды противоречий являются всеобщими, то есть имеют место во всех формах существования материи.

Будучи всеобщими, то есть проявляясь во всех формах движения материи, противоречия, однако, наряду с рассмотренными особен­ностями имеют и другие, обусловленные спецификой той области явлений, той формы движения материи, в которой они проявляются. Например, одни характерные черты свойственны противоречиям неживой природы, другие — растительному и животному миру, третьи — общественной жизни.

Учитывая специфику проявления и разрешения противоречий в обществе, все противоречия, касающиеся общественной жизни, можно разделить на антагонистические и неантагонистические. Антагонистическими являются противоречия между классами и

другими социальными группами, имеющими противоположные интересы. Неантагонистическими являются противоречия между классами и другими социальными группами, имеющими общие интересы по основным вопросам жизни и различные или проти­воположные интересы по неосновным, частным вопросам.

Примером антагонистических противоречий могут служить про­тиворечия между рабами и рабовладельцами, феодалами и крепост­ными крестьянами, буржуазией и пролетариатом, империалистиче­скими странами и колониальными народами, социалистическими и капиталистическими странами и т. п. Примером неантагонистиче­ских противоречий является любое социальное противоречие в социалистическом обществе (между производительными силами и социалистическими производственными отношениями и т. и.).

Особенность антагонистических противоречий заключается в том, что с их разрешением исчезает, разрушается то единство, то качественное состояние, которому они были свойственны. Так, с разрешением противоречия между рабами и рабовладельцами исче­зает, ликвидируется и рабовладельческая формация, для которой является характерным данное противоречие. Разрешение противоре­чия между пролетариатом и буржуазией тоже сопровождается ликвидацией того единства, которое составляли данные классы. Капиталистический способ производства, которому свойственно это противоречие, преобразуется в социалистический, заменяется новым единством.

В противоположность антагонистическим противоречиям неан­тагонистические противоречия не обладают указанной особенно­стью. С их разрешением единство или качественное состояние, в котором они имели место, не только не ликвидируется, но, наобо­рот, укрепляется. Например, с разрешением того или иного проти­воречия, возникшего между производительными силами и произ­водственными отношениями в ходе развития социалистического производства, социалистический способ производства не ликвиди­руется, а еще более укрепляется, совершенствуется.

Для антагонистических противоречий характерна тенденция к обострению, к превращению сторон, их составляющих, в крайности. Она обусловливается самой природой этих противоречий, неприми­римостью классовых интересов, лежащих в их основе. Поэтому не правы ревизионисты, которые утверждают, что с превращением капитализма в государственно-монополистический капитализм антагонистические противоречия, свойственные буржуазному об­ществу, сглаживаются и общество встает на путь бескризисного, планомерного развития. Государственно-монополистический капи­тализм не меняет природы свойственных капитализму противоре­чий, а потому и не способен устранить присущую им тенденцию к обострению.

В отличие от антагонистических неантагонистическис противо­речия не содержат в себе тенденции к обострению, ибо в их основе лежит общность интересов по основным вопросам, в силу чего социальные группы, представляющие стороны того или иного неан­тагонистического противоречия, кровно заинтересованы в преодоле­нии его и дальнейшем развитии соответствующей области явлений. Это, однако, не означает, что неантагонистическое противоречие никогда не может обостриться. Если не принимать мер к его свое­временному разрешению, стороны, его составляющие, могут перейти в состояние острого конфликта.

Специфическим для уже построенного социалистического обще­ства является то, что здесь развитие осуществляется через возникно­вение и разрешение неантагонистических противоречий. Разреше­ние происходит без классовых конфликтов, на основе социально-политического и идейного единства всего общества. Особая роль в разрешении противоречий в социалистическом обществе принадле­жит коммунистической партии. Она принимает все необходимые меры к своевременному разрешению противоречий: выявляет при­чины, обусловившие появление тех или иных противоречий, опре­деляет пути и методы их разрешения, мобилизует трудящихся и не­обходимые материальные ресурсы и направляет их на решение возникающих в связи с этим задач.

Важное значение имеет своевременное выявление, теоретическое осмысление и практическое разрешение неантагонистических про­тиворечий в условиях нашего общества, где, как и в любом социаль­ном организме, идет борьба нового со старым, действуют не только созидательные, но и негативные тенденции. В преодолении послед­них на основе укрепления единства советского общества партия видит залог поступательного движения вперед, совершенствования всех сторон общественной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: