Практика как основа и цель познания

В марксистско-ленинской теории познания практика занимает особое место. Под практикой мы понимаем всю многообразную деятельность людей, обусловленную данной ступенью общественного развития и направленную на преобразование природы и общественной жизни. Практика — это материальная деятельность, так как материальные предметы, явления можно изменить лишь при помощи материального воздействия, а не путем «чистого мышления». Будучи материальной, практика является целенаправленной деятельностью, преобразованием действительности по заранее разрабатываемой идеальной модели, составляющей содержание цели. К. Маркс очень точно показал эту специфику человеческой практики. «...И пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов, — писал он в «Капитале». — Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально» ].

На основании этого можно выделить следующие функции практики в познании:

1. Она выступает основой человеческого познания. Стремление к познанию возникает вместе с развитием практических способностей человека. Его жизнедеятельность в возрастающей мере

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 189.

требует познания всех областей действительности, которые в процессе практической деятельности он изменяет и преобразует в своих интересах.

2. Практика — это также и цель познания. Ведь речь идет не о
познании самом по себе, не о познании ради самого познания.
Знания нужны людям для того, чтобы руководствоваться ими в
практической деятельности.

3. Практика выступает и как критерий истинности полученных
знаний. На вопрос, соответствуют ли знания реальной действитель
ности, способна дать ответ прежде всего практика. Следовательно,
практика выступает как своеобразная форма связи между материей
и сознанием.

Эти выводы впервые были сформулированы, научно обоснованы основоположниками диалектического материализма К. Марксом и Ф. Энгельсом. В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс критикует весь предшествующий материализм, включая и фейербаховский, за то, что он не понимает значения «революционной» практически-критической деятельности. Теория познания, не включающая в качестве существенной составной части познания практическую деятельность человека, остается созерцательной, ее главный недостаток в том, что предмет, действительность берется лишь в форме объекта, или в форме созерцания. Человек же познает действительность, практически изменяя ее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: