Практика как критерий истины

В истории мировой философии вопрос о критерии истины всегда занимал одно из центральных мест. Определяя источник, пути, способы познания окружающего нас мира, мыслители постоянно ставили перед собой вопрос: как отделить истинное от ложного, как определить достоверность наших знаний?

Идеалисты избегают проверки своих идей общественной практикой, предпочитая выводить идеи из идей, сравнивать теории с теориями, проверять мысли исключительно мыслями. Причем не только идеалисты, но и все домарксовские материалисты не могли последовательно научно решить вопрос о критерии истины. Все философы до Маркса либо игнорировали роль практики как критерия истины, либо сводили ее к эксперименту, наблюдению и т. п.

Величайшая заслуга К. Маркса и Ф. Энгельса в создании подлинно научной гносеологии состоит именно в том, что они впервые в истории общественной мысли вскрыли решающую роль общественной практики в процессе познания. Они доказали, что общественно-трудовая и прежде всего производственная деятельность

7*

людей является не только важнейшей основой всего процесса познания, но и решающим критерием истины и конечной целью познания. Только те идеи и теории, которые получают подтверждение в общественной практике, могут быть признаны истинными.

Известно, например, что современные летательные аппараты концентрируют в себе самые новейшие достижения научной и технической мысли. В каждом таком аппарате (самолете, ракете и т. п.) реализуются сложные расчеты, глубокие научные выводы инженеров и конструкторов. Но все эти расчеты и теоретические выводы подтверждаются или отвергаются только практикой. Достоинства и недостатки новой модели самолета, а в соответствии с этим истинные и ошибочные теоретические расчеты его создателей выявляются в конечном счете только после того, как летчик-испытатель совершит пробные полеты. Практическая эксплуатация летательных аппаратов дает возможность обнаруживать и исправлять теоретические ошибки конструкторов, непрерывно улучшать и совершенствовать эти аппараты.

Другой пример. Теория перерастания буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую, изложенная в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» и других трудах В. И. Ленина, вызвала в свое время яростные нападки со стороны идеологов оппортунизма. Отвергая эту теорию, противники Ленина утверждали, что она якобы угрожает погубить революцию. Но жизнь, практика, дальнейший ход революции блестяще подтвердили правоту ленинских идей.

Положение о практике как объективном критерии истины нельзя понимать в том смысле, что каждая научная теория должна непосредственно проверяться практикой. В этих условиях никакая наука не была бы возможна, так как каждое новое поколение людей вынуждено было бы проверять на практике все теории, созданные предшествующими поколениями, то есть каждый раз начинать познание сначала. Научная теория считается доказанной и в том случае, если ее истинность подтверждается логическим доказательством, которое представляет собой обоснование истинности одних суждений при помощи других, ранее доказанных и проверенных общественной практикой.

Это обстоятельство нередко пытаются использовать идеалисты. Если то или иное положение можно доказать чисто логическим путем, рассуждают они, то не может быть никакой речи о практике как единственном критерии истины. Более того, они вообще утверждают, что наиболее надежным доказательством истинности научных положений являются логически правильные рассуждения, совершенно не связанные с общественной практикой. Некоторые представители идеализма при этом ссылаются на так называе-

мые точные науки, например на математику. Эти науки, по их мнению, развиваются чисто логически и якобы совершенно не нуждаются в том, чтобы их законы и другие теоретические положения доказывались практикой.

Диалектический материализм показал несостоятельность этой точки зрения. Конечно, многие теоретические положения действительно обосновываются логическим путем, без непосредственного обращения к практике. Для того чтобы доказать ту или иную теорему, математик, как правило, не обращается непосредственно к материальному миру, к практике, а опирается на ранее доказанные теоремы, аксиомы, определения и т. п. Но что такое логическое доказательство? В нем главную роль также играет критерий практики, но выступает она здесь не непосредственно, а опосредствованно. Логическое доказательство любого 'теоретического положения, например, той или иной математической теоремы, если развивать его до конца, последовательно, представляет собой целую цепочку аргументов. Доказательство одной теоремы опирается на другую, которая, в свою очередь, обосновывается третьей теоремой и т. д., пока мы не дойдем, наконец, до так называемых «первых оснований»: аксиом, определений, очевидных фактов и т. д., то есть положений, которые непосредственно подтверждаются практикой.

Но из этого не следует, что критерий практики дает нам «вечные» истины в последней инстанции, которые в дальнейшем не нуждаются в новой проверке и уточнении. Даже те положения, которые раньше были полностью подтверждены практикой, должны в дальнейшем подвергаться уточнению, конкретизации или коренной ломке в соответствии с новейшими достижениями общественной практики и передовой науки. Было бы поэтому неправильно абсолютизировать роль практики как критерия истины, ибо процесс познания действительности бесконечен и практика призвана подтверждать относительную истинность полученных знаний, а не устанавливать метафизические абсолюты, «вечные» и «неизменные» истины. Критерий практики так же, как и само познание, имеет исторически относительный характер.

Следовательно, критерий практики содержит в себе как абсолютный, так и относительный моменты, определяя тем самым абсолютный и относительный характер всех наших знаний. Момент абсолютности в практике как критерии истины состоит в том, что она в конечном счете выступает единственным критерием, при помощи которого мы отделяем правду от лжи, истину от заблуждения. Всякая истина, выдвигаемая научным исследователем, соответствует действительности только в тех пределах, в каких она подтверждается практикой. От субъективной идеи, учит В. И. Ленин, человек идет к объективной истине через практику.

Момент относительности в практике как критерии истины определяется характером, природой как истины, которую она подвергает проверке, так и самой практики. Как бы ни подтверждалась та или иная истина общественной практикой, она всегда сохраняет момент относительности, который, как мы видели, определяется бесконечным движением и развитием материального мира, отражаемого в истинах, уровнем развития общественного производства, научных знаний, познавательных возможностей человека, его мышления и т. п., то есть рамками определенной исторической эпохи, уровнем развития общества.

Общественную практику нельзя рассматривать как нечто постоянное, застывшее, неподвижное. Она непрерывно изменяется, развивается и совершенствуется вместе с развитием действительности, общественного производства и научных знаний. Но поскольку процесс развития и совершенствования общественной практики есть процесс бесконечный, то и момент относительности ее как критерия истины никогда не исчезает полностью.

Глава IX МЕТОДЫ И ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: