double arrow

Чувственное отражение действительности и его роль в процессе познания

У всякого здравомыслящего человека не возникает сомнения в том, что познание явлений, вещей всегда начинается с живого созерцания, с наблюдения конкретных явлений, вещей, материального мира, то есть с непосредственного восприятия человеком изучаемых предметов при помощи органов чувств.

Чтобы познать какой-нибудь неизвестный нам предмет, мы должны сначала осмотреть его, определить присущие ему свойства. Полученный в результате такого исследования эмпирический материал служит основой для дальнейшей мыслительной его обработки. Всякое мышление осуществляется только на основе данных, полученных человеком в результате непосредственного или опосредствованного общения с материальными предметами. «От живого созерцания, — писал В. И. Ленин, — к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» '.

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 152—153.

в* Всякий человек из личного опыта знает, что мы ничего не можем

узнать иначе, как с помощью органов чувств. Даже о тех знаниях,
которые уже являются достоянием человечества, мы узнаем посред
ством письменной или устной речи, которую воспринимаем опять-
таки при помощи органов зрения или слуха, не говоря уже о том, что
и эти знания первоначально человек получил не иначе как путем не
посредственного обращения к объективной действительности. Чело
век, лишенный всех органов чувств, теряет какую бы то ни было
возможность воспринимать, а значит, и познавать окружающий мир,
I ибо, кроме органов чувств, у нас нет других средств и возможностей
Ш общения с предметами внешнего мира, а без такого общения
& невозможно и само познание действительности.
Ж Познание при помощи органов чувств происходит в определен-

§ ных формах. Первой важнейшей формой чувственного познания

* является ощущение. Воздействуя на органы чувств человека, пред-
> меты внешнего мира вызывают различные ощущения (ощущения

& определенного цвета, формы, твердости, запаха, вкуса и т. п.).»; Ощущение — это простейший чувственный образ отдельных & свойств предметов, явлений. Оно есть результат воздействия!•' объективных, вне нас существующих предметов на наши органы! чувств.

Всякие знания о явлениях внешнего мира начинаются с чувственного отражения их в ощущениях. В. И. Ленин писал: «Первая посылка теории познания, несомненно, состоит в том, что единственный источник наших знаний — ощущения»1. «Иначе, как через ощущения, — подчеркивал он, — мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем...» 2 Но ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов. '. Цельный же образ их возникает в сознании людей через более I высокую форму познания — восприятие. Например, если мы наблю-» даем какое-нибудь растение, то при помощи органов зрения мы I ощущаем форму, цвет, величину этого растения; при помощи органов

* осязания (рук) — характер поверхности стебля и листьев; при
«помощи обоняния — запах растения и т. п. Но все эти ощущения
д воспринимаются нами не изолированно друг от друга, а как
§ свойства единого предмета.

Т' Восприятие возникает на базе ощущений. Однако оно не являет-

">; ся механической суммой ощущений. Это цельный чувственный ^ образ предмета, включающий в себя всю совокупность его свойств, |" качеств, сторон, отраженных в ощущениях.

Третья форма чувственного отражения материального мира в, сознании человека — представление.

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 18, с. 127.

2 Там же, с. 320.

Представление — чувственный образ тех предметов, явлений, которые мы воспринимали раньше, но которые в данный момент непосредственно не воспринимаются. Это воспроизведение в сознании тех предметов, явлений, которые воздействовали на наши органы чувств, воспринимались в прошлом и сохранились в нашей памяти.

Возникая на базе ощущений и восприятий и являясь чувственно-наглядными образами предметов, явлений действительности, представления входят в состав первой, начальной ступени познания — ступени непосредственного, живого созерцания. Однако это не значит, что представления суть только бледные, ослабленные копии прошлых восприятий. Они содержат элементы обобщения, что делает их более высокой формой чувственного отражения материального мира в сознании человека, чем ощущения и восприятия. Являясь результатом богатого опыта прошлых восприятий, представления играют значительную роль и на второй ступени процесса познания — ступени абстрактного мышления.

Ощущения, восприятия и представления составляют первую и необходимую ступень познания — ступень непосредственного, живого созерцания. Всякое познание начинается с непосредственного восприятия человеком предметов внешнего мира, совершающегося в процессе общественной практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: