Правовое сознание

Правосознание — одна из форм общественного сознания, совокупность правовых взглядов, теорий и чувств, представ­ляющих собой знание правовых явлений, их оценку, опреде­ляемую интересами и потребностями классов или всего обще­ства.

В отличие от политического сознания, отражающего общест­венное бытие в форме программы, уставов, деклараций различ­ных партий и других политических организаций, в которых оп­ределяются цели и задачи, преследуемые классами в их борьбе за утверждение своего господства, правовое сознание отражает жизнь с точки зрения прав и обязанностей участников общест­венных отношений. Другими словами, правовое сознание вы­звано к жизни социальной потребностью иметь четкие и ясные представления об основных, коренных классовых интересах и потребностях.

Правовое сознание — сознание нормативное. Оно возникло в силу социальной необходимости регламентировать общественные отношения. Поэтому оно служит одним из средств, обеспечи-

вающих выполнение задач, сформулированных политическим сознанием.

Характерной особенностью правосознания является его не­разрывная связь с правом. Эта связь обусловлена общими при­чинами их возникновения, функционирования и развития. Само появление права и правосознания стало возможным лишь вслед­ствие развития производительных сил, определивших раскол об­щества на классы, появления первых рабовладельческих госу­дарств и социальной потребности классового общества в регу­лировании общественных отношений. И право и правосознание отомрут с построением бесклассового коммунистического обще­ства, в котором отпадает нужда в правовой регламентации обще­ственных отношений.

Правосознание и право — явления однопорядковые, но не тож­дественные. Несмотря на их неразрывную связь и взаимозави­симость, это разные, относительно самостоятельные элементы юридической надстройки. Право, по определению К. Маркса и Ф. Энгельса, есть возведенная в закон воля господствующего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями существования этого класса1. Право — это прежде всего юридические законы, выполнение которых обеспечивается силой государственной власти. При помощи права экономически господствующий класс закрепляет выгодные и угодные ему об­щественные порядки, превращаясь тем самым и в политически господствующий класс. Поэтому в антагонистическом обществе существует только одно право — право господствующего класса, понимаемое как система юридических законов.

Правосознание же не имеет общеобязательного характера, оно не обеспечивается принудительной силой государства и воз­никает в силу исторической необходимости иметь представления о праве и оценки его с позиций различных социальных слоев и классов общества. Различные классы имеют свое, специфическое правосознание, в котором отражаются материальные и духовные условия их жизни, определяемые положением классов в системе общественного производства.

Если право — относительно устойчивый элемент юридической надстройки — обладает известной инертностью, то правосознание выступает более гибким и подвижным ее элементом. Именно в правосознании прежде всего регистрируются и оцениваются малейшие изменения в сфере производства, обмена и распреде­ления. В правосознании формулируются задачи, стоящие перед обществом в области правового регулирования. Оно как бы обес­печивает связь между экономическим базисом и правом. Право-

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 443.

сознание господствующего класса служит основным источником возникновения и изменения юридических законов. Ф. Энгельс от­мечал, что, «чтобы получить санкцию в форме закона», экономи­ческие факты в каждом отдельном случае «должны принимать форму юридического мотива»1.

Важным методологическим принципом в понимании сущности и специфики правосознания является анализ связи правовых представлений с общественными классами. Этот анализ позво­ляет вскрыть классовый характер правосознания, зависимость последнего не только от общественного бытия, но и от конкрет­ного носителя правосознания — определенных классов и боль­ших социальных групп населения. Одни и те же условия мате­риальной жизни по-разному воспринимаются и оцениваются различными классами. Этим объясняется тот факт, что в анта­гонистическом обществе противоположные классы имеют про­тивоположные по своей направленности правовые взгляды и представления.

Классово-исторический подход к рассмотрению правосозна­ния убедительно показывает, что сущность последнего не в веч­ном «естественном законе», не в абстрактной природе человека, его страстях и инстинктах, как это утверждают буржуазные идеологи, а в общественных материальных отношениях. С из­менением экономических отношений изменяется и правосоз­нание.

Правосознание рабовладельческого общества, несмотря на диаметрально противоположные правовые взгляды и представле­ния рабов и рабовладельцев, вполне соответствовало существова­вшим общественным отношениям. Феодальные общественные отно­шения, пришедшие на смену рабовладельческим, определили осо­бый тип феодального правосознания, отличительной чертой ко­торого, как для господствующего, так и для угнетенного класса, был его религиозный характер. С возникновением капиталисти­ческого способа производства возникло соответствующее ему буржуазное правосознание, характерной чертой которого для пе­риода становления буржуазного общества был его юридико-мировоззренческий характер. Ф. Энгельс отмечал, что буржуазные экономические отношения с необходимостью выдвигали на пер­вый план юридическое мировоззрение 2.

Однако, несмотря на определенные различия в правосознании рабовладельческого, феодального и буржуазного обществ, обуслов­ленные особенностями их экономической основы, им свойственно общее — оправдание и защита частной собственности и эксплуата-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 312.

2 См. там же, с. 496.

ции человека человеком. Вместе с тем в ходе развития капитали­стических отношений, в процессе обострения классовой борьбы между наемным трудом и капиталом возникает совершенно новый тип правосознания — социалистическое правосознание. Оно за­рождается в недрах капиталистического общества, но его расцвет, превращение в господствующее правосознание, связан с победой социалистической революции, уничтожением частной собственно­сти и эксплуатации человека человеком.

Раскрытие зависимости правосознания от материальных об­щественных отношений служит основной методологической пред­посылкой для выяснения происхождения, сущности, закономер­ностей развития и функционирования правосознания. Вместе с тем классики марксизма-ленинизма неоднократно подчеркивали, что материальная основа жизни общества является основной, главной, но не единственной причиной, влияющей на духовную жизнь общества, в том числе и на его правосознание. Измене­ния в экономике лишь в конечном счете определяют содержа­ние правосознания, тогда как на его характер и развитие оказы­вают влияние непосредственное множество самых различных общественных явлений '.

Самое непосредственное влияние на характер правосознания оказывает его взаимодействие с другими формами общественно­го сознания, особенно с политическим сознанием, моралью и философией.

Одна из закономерностей социалистического строительства — повышение роли субъективного фактора вообще и правосозна­ния в частности. Определяющим моментом возрастания роли пра­восознания народа в жизни социалистического общества является превращение государства диктатуры пролетариата в общенарод­ное социалистическое государство, так как это ведет к постоян­ному увеличению числа граждан, принимающих непосредствен­ное участие в управлении социалистическим государством, к со­вершенствованию демократии. Не случайно одним из направле­ний деятельности КПСС является формирование социалисти­ческого правосознания широких масс трудящихся. Коммуни­стическая партия и Советское государство добиваются, чтобы уважение к праву, к закону было глубоким личным убеждением каждого советского человека.

Особенно велика роль правосознания народа в социалисти­ческом обществе в укреплении законности и правопорядка, предотвращении правонарушений. Центр тяжести в обеспечении требований правовых норм все в большей степени перемещает­ся с государственного принуждения на добровольное исполнение

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 39, с. 175.

законов, что предполагает высокую сознательность строителей нового общества.

Значение социально-психологической стороны правосозна­ния обусловливается тем, что правосознание — не просто зна­ние правовых явлений, а в первую очередь — отношение к ним, оценка их с определенных классовых позиций. Это главным об­разом убеждение людей в справедливости и несправедливости того или иного отдельного закона или правопорядка в целом. Волевые, эмоциональные моменты, массовые представления о за­конном или незаконном выступают мощными регулирующими сти­мулами поведения людей в обществе. Поэтому борьба за укреп­ление социалистической законности — это прежде всего борьба за воспитание социалистического правосознания широких масс населения. Высокий уровень правосознания народа — это гаран­тия правопорядка и законности, это гарантия того, что законы будут выполняться точно и неукоснительно.

Качественно новым этапом в развитии социалистического
правосознания широчайших масс трудящихся нашей страны ста­
ло принятие 7 октября, 1977 года новой Конституции, в которой
обобщен богатейший опыт социалистического строительства в
СССР. Принятие новой Конституции означает не только качест­
венно новый этап в формировании социалистического правосозна­
ния, но и качественно новый уровень в деятельности государствен­
ных органов..

3. Мораль • •

Мораль — одна из древнейших форм общественного созна­ния. Она возникает и развивается еще в недрах первобытнооб­щинного строя. Люди вынуждены были объединяться для сов­местного изготовления орудий труда, для согласования дейст­вий при добывании пищи, для коллективной охоты. Все это тре­бовало выработки элементарных норм, правил, закрепляемых как обычаи. Нарушение этих обычаев каралось самым жестоким об­разом: людей, нарушивших правило или обычаи, изгоняли из общины, обрекая их тем самым на смерть. Закрепление обы­чаев, норм и правил послужило началом формирования мора­ли как формы общественного сознания.

Что же включается в содержание понятий «мораль», «нрав­ственность», «этика»? Под моралью обычно понимается сово­купность норм, правил и принципов поведения, выработанных обществом. Нравственность большинством специалистов рас­сматривается как понятие, тождественное морали. Но некоторы­ми авторами нравственность характеризуется как реализация

теоретических предписании в практике человеческих отношении, как практика поведения.

Сфера морали чрезвычайно широка: это и отношения чело­века к человеку, и отношение человека к обществу, и опреде­ленные требования общества по отношению к человеку. В мора­ли отражена и закреплена общественная практика всех слоев населения, социальных групп, классов общества.

Этика — теория морали, наука о морали. Возникает она в эпо­ху рабовладельческого общества, когда в результате отделения умственного труда от физического появились первые философ­ские теории, в которых авторы касались сферы человеческих отношений, источников и причин возникновения морали, смысла жизни, понятий счастья, добра и зла, оценки человеческих по­ступков и т. д. Являясь частью философских систем, этические концепции отражали, как правило, борьбу двух направлений в философии — материализма и идеализма. Представители мате­риализма пытались найти земную основу морали, связывая ее с потребностями и интересами человека. В идеалистических же концепциях конечным источником морали провозглашался бог или индивидуальные, субъективные устремления личности. Как и в философских теориях, в этике отражалась классово-партий­ная позиция ее создателей.

Научная теория морали была впервые создана К. Марксом и Ф. Энгельсом. Революционный переворот в философии, со­вершенный марксизмом, в равной степени затрагивает и этику. Изменившиеся исторические условия, появление на арене исто­рии революционного рабочего класса подвели Маркса и Энгельса к необходимости создания научных основ этики и прежде всего исходных методологических принципов, необходимых при ана­лизе морали как формы общественного сознания. Согласно Марксу и Энгельсу, мораль возникает, функционирует и разви­вается под воздействием общественного бытия лишь в конечном счете, ибо мораль в своем развитии обладает относительной са­мостоятельностью.

К оценке норм, принципов, категорий морали следует под­ходить конкретно-исторически. Именно это имел в виду Ф. Эн­гельс в «Анти-Дюринге», когда писал, что «представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому». Нет и не может быть вечных, неизменных представлений о добре и зле, справед­ливости, чести, совести и т. д. В условиях классового общества мораль «всегда была классовой моралью: она или оправдывала господство и интересы господствующего класса, или же, как толь-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 94.

ко угнетенный класс становился достаточно сильным, выража­ла его возмущение против этого господства и представляла ин­тересы будущности угнетенных»1.

Мораль эксплуататорских классов служит идеологическим средством обмана угнетенных и эксплуатируемых и направлена на обоснование справедливости такого положения, которое со­ответствует интересам господствующих классов. Угнетенные классы формируют собственные моральные представления в той степени, в какой они осознают свое общественное положение и несправедливость существующих отношений.

Таким образом, мораль, как и все явления общественной над­стройки, носит классовый характер. Не вечные, неизменные мо­ральные принципы и нравственные ценности определяют конкрет­ный характер и содержание морали, а интересы общественных классов. Говоря о классовом характере морали, мы не должны думать, что в моральном сознании, в нравственных нормах нет ничего общечеловеческого. В общественной жизни есть такие стороны, такие отношения между людьми, нормальное функцио­нирование и развитие которых соответствует интересам всех клас­сов общества. Это так называемые простые нормы нравствен­ности и справедливости. Нравственная оценка этих сторон, отно­шений, нравственные нормы, реализующие эти отношения, составляют общечеловеческое в морали. Высшая степень обще­человеческого воплощается в революционной морали рабочего класса.

Раскрывая специфическую сущность морали рабочего класса, В. И. Ленин подчеркивает: «Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата... Нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидаю­щего новое общество коммунистов»2. Именно в этом смысле мо­раль коммунистическая есть подлинно общечеловеческая, по­скольку в ней закреплены и отражены интересы большинства трудящихся. «Нравственность,— указывает Ленин,— служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавить­ся от эксплуатации труда»3.

Один из принципов коммунистической морали — коммунисти­ческое отношение к труду. Не случайно коммунисты рассмат­ривают осознанный, честный труд как ядро социалистического образа жизни и выступают за то, чтобы во всех общественных областях создать такую атмосферу, которая бы всегда способ­ствовала радости труда и повышению его производительности.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 95-96. 2 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 41, с. 310, 311. 3 Там же, с. 313.

При социализме труд приобретает новый исторический ха­рактер. Он свободен от каких-либо видов эксплуатации и угнете­ния и все более становится делом личной чести. Здесь впервые созданы реальные возможности для развития способностей и та­лантов трудящихся, для самоутверждения личности. Доказа­тельством исторического превосходства труда при социализме служат высокие и многочисленные достижения в социалисти­ческом соревновании, формирующие личность. Новый характер труда и все большее соответствие личных и общественных ин­тересов оказывает определенное влияние на формирование нрав­ственных качеств личности.

К важнейшим чертам труда и жизни людей при социализме относятся товарищеская взаимопомощь и дружба. С этим свя­зана коллективность как существенная черта социалистического морального сознания и как практический принцип поведения лю­дей в социалистическом обществе. Принцип коллективности предполагает сознательное и добровольное объединение людей и способствует всестороннему развитию личности.

По-новому в социалистическом обществе раскрывается со­циально-политическая и нравственная сущность патриотизма, который неотделим от интернационализма. Социалистический интернационализм — основа братского единства стран социа­листического содружества.

Мораль теснейшим образом связана с другими формами обще­ственного сознания, оказывая влияние на них. Она в то же вре­мя испытывает и воздействие со стороны политики, права, ис­кусства, философии, а в классовом антагонистическом общест­ве — со стороны религии. Наиболее тесная связь существует меж­ду моралью и правом. Как мораль, так и право регулируют вза­имоотношения между людьми, между личностью и обществом, но это регулирование в сфере морали осуществляется с помо­щью общественного мнения, тогда как соблюдение правовых норм обеспечивается государственной властью. Право, возникнув с по­явлением классов, отомрет с их исчезновением, тогда как мо­раль всегда будет оставаться регулятором человеческих отно­шений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: