Правосознание — одна из форм общественного сознания, совокупность правовых взглядов, теорий и чувств, представляющих собой знание правовых явлений, их оценку, определяемую интересами и потребностями классов или всего общества.
В отличие от политического сознания, отражающего общественное бытие в форме программы, уставов, деклараций различных партий и других политических организаций, в которых определяются цели и задачи, преследуемые классами в их борьбе за утверждение своего господства, правовое сознание отражает жизнь с точки зрения прав и обязанностей участников общественных отношений. Другими словами, правовое сознание вызвано к жизни социальной потребностью иметь четкие и ясные представления об основных, коренных классовых интересах и потребностях.
Правовое сознание — сознание нормативное. Оно возникло в силу социальной необходимости регламентировать общественные отношения. Поэтому оно служит одним из средств, обеспечи-
вающих выполнение задач, сформулированных политическим сознанием.
|
|
Характерной особенностью правосознания является его неразрывная связь с правом. Эта связь обусловлена общими причинами их возникновения, функционирования и развития. Само появление права и правосознания стало возможным лишь вследствие развития производительных сил, определивших раскол общества на классы, появления первых рабовладельческих государств и социальной потребности классового общества в регулировании общественных отношений. И право и правосознание отомрут с построением бесклассового коммунистического общества, в котором отпадает нужда в правовой регламентации общественных отношений.
Правосознание и право — явления однопорядковые, но не тождественные. Несмотря на их неразрывную связь и взаимозависимость, это разные, относительно самостоятельные элементы юридической надстройки. Право, по определению К. Маркса и Ф. Энгельса, есть возведенная в закон воля господствующего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями существования этого класса1. Право — это прежде всего юридические законы, выполнение которых обеспечивается силой государственной власти. При помощи права экономически господствующий класс закрепляет выгодные и угодные ему общественные порядки, превращаясь тем самым и в политически господствующий класс. Поэтому в антагонистическом обществе существует только одно право — право господствующего класса, понимаемое как система юридических законов.
Правосознание же не имеет общеобязательного характера, оно не обеспечивается принудительной силой государства и возникает в силу исторической необходимости иметь представления о праве и оценки его с позиций различных социальных слоев и классов общества. Различные классы имеют свое, специфическое правосознание, в котором отражаются материальные и духовные условия их жизни, определяемые положением классов в системе общественного производства.
|
|
Если право — относительно устойчивый элемент юридической надстройки — обладает известной инертностью, то правосознание выступает более гибким и подвижным ее элементом. Именно в правосознании прежде всего регистрируются и оцениваются малейшие изменения в сфере производства, обмена и распределения. В правосознании формулируются задачи, стоящие перед обществом в области правового регулирования. Оно как бы обеспечивает связь между экономическим базисом и правом. Право-
1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 443.
сознание господствующего класса служит основным источником возникновения и изменения юридических законов. Ф. Энгельс отмечал, что, «чтобы получить санкцию в форме закона», экономические факты в каждом отдельном случае «должны принимать форму юридического мотива»1.
Важным методологическим принципом в понимании сущности и специфики правосознания является анализ связи правовых представлений с общественными классами. Этот анализ позволяет вскрыть классовый характер правосознания, зависимость последнего не только от общественного бытия, но и от конкретного носителя правосознания — определенных классов и больших социальных групп населения. Одни и те же условия материальной жизни по-разному воспринимаются и оцениваются различными классами. Этим объясняется тот факт, что в антагонистическом обществе противоположные классы имеют противоположные по своей направленности правовые взгляды и представления.
Классово-исторический подход к рассмотрению правосознания убедительно показывает, что сущность последнего не в вечном «естественном законе», не в абстрактной природе человека, его страстях и инстинктах, как это утверждают буржуазные идеологи, а в общественных материальных отношениях. С изменением экономических отношений изменяется и правосознание.
Правосознание рабовладельческого общества, несмотря на диаметрально противоположные правовые взгляды и представления рабов и рабовладельцев, вполне соответствовало существовавшим общественным отношениям. Феодальные общественные отношения, пришедшие на смену рабовладельческим, определили особый тип феодального правосознания, отличительной чертой которого, как для господствующего, так и для угнетенного класса, был его религиозный характер. С возникновением капиталистического способа производства возникло соответствующее ему буржуазное правосознание, характерной чертой которого для периода становления буржуазного общества был его юридико-мировоззренческий характер. Ф. Энгельс отмечал, что буржуазные экономические отношения с необходимостью выдвигали на первый план юридическое мировоззрение 2.
Однако, несмотря на определенные различия в правосознании рабовладельческого, феодального и буржуазного обществ, обусловленные особенностями их экономической основы, им свойственно общее — оправдание и защита частной собственности и эксплуата-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 312.
2 См. там же, с. 496.
ции человека человеком. Вместе с тем в ходе развития капиталистических отношений, в процессе обострения классовой борьбы между наемным трудом и капиталом возникает совершенно новый тип правосознания — социалистическое правосознание. Оно зарождается в недрах капиталистического общества, но его расцвет, превращение в господствующее правосознание, связан с победой социалистической революции, уничтожением частной собственности и эксплуатации человека человеком.
|
|
Раскрытие зависимости правосознания от материальных общественных отношений служит основной методологической предпосылкой для выяснения происхождения, сущности, закономерностей развития и функционирования правосознания. Вместе с тем классики марксизма-ленинизма неоднократно подчеркивали, что материальная основа жизни общества является основной, главной, но не единственной причиной, влияющей на духовную жизнь общества, в том числе и на его правосознание. Изменения в экономике лишь в конечном счете определяют содержание правосознания, тогда как на его характер и развитие оказывают влияние непосредственное множество самых различных общественных явлений '.
Самое непосредственное влияние на характер правосознания оказывает его взаимодействие с другими формами общественного сознания, особенно с политическим сознанием, моралью и философией.
Одна из закономерностей социалистического строительства — повышение роли субъективного фактора вообще и правосознания в частности. Определяющим моментом возрастания роли правосознания народа в жизни социалистического общества является превращение государства диктатуры пролетариата в общенародное социалистическое государство, так как это ведет к постоянному увеличению числа граждан, принимающих непосредственное участие в управлении социалистическим государством, к совершенствованию демократии. Не случайно одним из направлений деятельности КПСС является формирование социалистического правосознания широких масс трудящихся. Коммунистическая партия и Советское государство добиваются, чтобы уважение к праву, к закону было глубоким личным убеждением каждого советского человека.
Особенно велика роль правосознания народа в социалистическом обществе в укреплении законности и правопорядка, предотвращении правонарушений. Центр тяжести в обеспечении требований правовых норм все в большей степени перемещается с государственного принуждения на добровольное исполнение
|
|
1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 39, с. 175.
законов, что предполагает высокую сознательность строителей нового общества.
Значение социально-психологической стороны правосознания обусловливается тем, что правосознание — не просто знание правовых явлений, а в первую очередь — отношение к ним, оценка их с определенных классовых позиций. Это главным образом убеждение людей в справедливости и несправедливости того или иного отдельного закона или правопорядка в целом. Волевые, эмоциональные моменты, массовые представления о законном или незаконном выступают мощными регулирующими стимулами поведения людей в обществе. Поэтому борьба за укрепление социалистической законности — это прежде всего борьба за воспитание социалистического правосознания широких масс населения. Высокий уровень правосознания народа — это гарантия правопорядка и законности, это гарантия того, что законы будут выполняться точно и неукоснительно.
Качественно новым этапом в развитии социалистического
правосознания широчайших масс трудящихся нашей страны ста
ло принятие 7 октября, 1977 года новой Конституции, в которой
обобщен богатейший опыт социалистического строительства в
СССР. Принятие новой Конституции означает не только качест
венно новый этап в формировании социалистического правосозна
ния, но и качественно новый уровень в деятельности государствен
ных органов..
3. Мораль • •
Мораль — одна из древнейших форм общественного сознания. Она возникает и развивается еще в недрах первобытнообщинного строя. Люди вынуждены были объединяться для совместного изготовления орудий труда, для согласования действий при добывании пищи, для коллективной охоты. Все это требовало выработки элементарных норм, правил, закрепляемых как обычаи. Нарушение этих обычаев каралось самым жестоким образом: людей, нарушивших правило или обычаи, изгоняли из общины, обрекая их тем самым на смерть. Закрепление обычаев, норм и правил послужило началом формирования морали как формы общественного сознания.
Что же включается в содержание понятий «мораль», «нравственность», «этика»? Под моралью обычно понимается совокупность норм, правил и принципов поведения, выработанных обществом. Нравственность большинством специалистов рассматривается как понятие, тождественное морали. Но некоторыми авторами нравственность характеризуется как реализация
теоретических предписании в практике человеческих отношении, как практика поведения.
Сфера морали чрезвычайно широка: это и отношения человека к человеку, и отношение человека к обществу, и определенные требования общества по отношению к человеку. В морали отражена и закреплена общественная практика всех слоев населения, социальных групп, классов общества.
Этика — теория морали, наука о морали. Возникает она в эпоху рабовладельческого общества, когда в результате отделения умственного труда от физического появились первые философские теории, в которых авторы касались сферы человеческих отношений, источников и причин возникновения морали, смысла жизни, понятий счастья, добра и зла, оценки человеческих поступков и т. д. Являясь частью философских систем, этические концепции отражали, как правило, борьбу двух направлений в философии — материализма и идеализма. Представители материализма пытались найти земную основу морали, связывая ее с потребностями и интересами человека. В идеалистических же концепциях конечным источником морали провозглашался бог или индивидуальные, субъективные устремления личности. Как и в философских теориях, в этике отражалась классово-партийная позиция ее создателей.
Научная теория морали была впервые создана К. Марксом и Ф. Энгельсом. Революционный переворот в философии, совершенный марксизмом, в равной степени затрагивает и этику. Изменившиеся исторические условия, появление на арене истории революционного рабочего класса подвели Маркса и Энгельса к необходимости создания научных основ этики и прежде всего исходных методологических принципов, необходимых при анализе морали как формы общественного сознания. Согласно Марксу и Энгельсу, мораль возникает, функционирует и развивается под воздействием общественного бытия лишь в конечном счете, ибо мораль в своем развитии обладает относительной самостоятельностью.
К оценке норм, принципов, категорий морали следует подходить конкретно-исторически. Именно это имел в виду Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге», когда писал, что «представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому». Нет и не может быть вечных, неизменных представлений о добре и зле, справедливости, чести, совести и т. д. В условиях классового общества мораль «всегда была классовой моралью: она или оправдывала господство и интересы господствующего класса, или же, как толь-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 94.
ко угнетенный класс становился достаточно сильным, выражала его возмущение против этого господства и представляла интересы будущности угнетенных»1.
Мораль эксплуататорских классов служит идеологическим средством обмана угнетенных и эксплуатируемых и направлена на обоснование справедливости такого положения, которое соответствует интересам господствующих классов. Угнетенные классы формируют собственные моральные представления в той степени, в какой они осознают свое общественное положение и несправедливость существующих отношений.
Таким образом, мораль, как и все явления общественной надстройки, носит классовый характер. Не вечные, неизменные моральные принципы и нравственные ценности определяют конкретный характер и содержание морали, а интересы общественных классов. Говоря о классовом характере морали, мы не должны думать, что в моральном сознании, в нравственных нормах нет ничего общечеловеческого. В общественной жизни есть такие стороны, такие отношения между людьми, нормальное функционирование и развитие которых соответствует интересам всех классов общества. Это так называемые простые нормы нравственности и справедливости. Нравственная оценка этих сторон, отношений, нравственные нормы, реализующие эти отношения, составляют общечеловеческое в морали. Высшая степень общечеловеческого воплощается в революционной морали рабочего класса.
Раскрывая специфическую сущность морали рабочего класса, В. И. Ленин подчеркивает: «Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата... Нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов»2. Именно в этом смысле мораль коммунистическая есть подлинно общечеловеческая, поскольку в ней закреплены и отражены интересы большинства трудящихся. «Нравственность,— указывает Ленин,— служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда»3.
Один из принципов коммунистической морали — коммунистическое отношение к труду. Не случайно коммунисты рассматривают осознанный, честный труд как ядро социалистического образа жизни и выступают за то, чтобы во всех общественных областях создать такую атмосферу, которая бы всегда способствовала радости труда и повышению его производительности.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 95-96. 2 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 41, с. 310, 311. 3 Там же, с. 313.
При социализме труд приобретает новый исторический характер. Он свободен от каких-либо видов эксплуатации и угнетения и все более становится делом личной чести. Здесь впервые созданы реальные возможности для развития способностей и талантов трудящихся, для самоутверждения личности. Доказательством исторического превосходства труда при социализме служат высокие и многочисленные достижения в социалистическом соревновании, формирующие личность. Новый характер труда и все большее соответствие личных и общественных интересов оказывает определенное влияние на формирование нравственных качеств личности.
К важнейшим чертам труда и жизни людей при социализме относятся товарищеская взаимопомощь и дружба. С этим связана коллективность как существенная черта социалистического морального сознания и как практический принцип поведения людей в социалистическом обществе. Принцип коллективности предполагает сознательное и добровольное объединение людей и способствует всестороннему развитию личности.
По-новому в социалистическом обществе раскрывается социально-политическая и нравственная сущность патриотизма, который неотделим от интернационализма. Социалистический интернационализм — основа братского единства стран социалистического содружества.
Мораль теснейшим образом связана с другими формами общественного сознания, оказывая влияние на них. Она в то же время испытывает и воздействие со стороны политики, права, искусства, философии, а в классовом антагонистическом обществе — со стороны религии. Наиболее тесная связь существует между моралью и правом. Как мораль, так и право регулируют взаимоотношения между людьми, между личностью и обществом, но это регулирование в сфере морали осуществляется с помощью общественного мнения, тогда как соблюдение правовых норм обеспечивается государственной властью. Право, возникнув с появлением классов, отомрет с их исчезновением, тогда как мораль всегда будет оставаться регулятором человеческих отношений.