Искусство как форма общественного сознания

Искусство представляет собой специфическое явление: это и форма общественного сознания, и особый вид духовного, практи­ческого освоения объективного мира.

Каждая форма общественного сознания фиксирует окружа­ющую действительность в присущих ей специфических средст-

вах (с помощью понятий, категорий — наука; законов — право; догматов — религия; норм — мораль и т. д.). Искусство есть средство отражения и выражения жизни в форме художествен­ного образа.

Источником художественных образов является реальная дей­ствительность, основой художественной правды — правда жизни. На искусство влияет идеология, политическое сознание. Но осо­бенность искусства в том, что ни образный характер, ни идей­ное воздействие произведения искусства невозможны вне его эстетических достоинств.

Эстетические отношения,, сформировавшись на заре челове­ческого общества, всегда находятся в процессе непрестанного изменения, развития. Изменяется сам источник эстетического отношения — социальная действительность; изменяются вкусы людей, их идеалы и эстетические переживания; происходит ху­дожественное развитие человечества, делающее шаг вперед с каждым новым глубоким, талантливым освещением в искусстве существенных сторон общественной жизни. Потребность худо­жественного освоения действительности порождает новые виды и жанры искусства, преобразует старые. Возникают и развива­ются различные художественные методы, направления, течения, стили.

Исторический материализм рассматривает искусство как одну из форм общественного сознания, в которой используется осо­бая художественная форма освоения человеком действительности. Эстетическое отношение к действительности — это одна из сто­рон многогранного отношения человека к внешнему миру, скла­дывающегося на основе трудовой, материально-производственной деятельности.

Специфической формой отражения действительности в искус­стве является, как уже отмечалось, художественный образ. Со­здание образа есть процесс творчества — художественно-практи­ческое освоение действительности. Поэтому искусство не толь­ко отражает действительность, но и творит особый мир — мир художественных образов, который обладает относительной само­стоятельностью. В соответствии с природой искусства и при­сущих ему моментов (эстетического, познавательного и идеоло­гического) художественное произведение оценивается с точки зрения его художественности, правдивости, идейности. В решениях партии по идеологическим вопросам подчеркивается, что важ­нейшей задачей нашего искусства является создание высо­коидейных и высокохудожественных произведений, правдиво от­ражающих жизнь, дела и думы советского человека.

Любое общественное явление, любая форма общественного сознания связаны с действительностью через свои функции. Ис-

вах (с помощью понятий, категорий — наука; законов — право; догматов — религия; норм — мораль и т. д.). Искусство есть средство отражения и выражения жизни в форме художествен­ного образа.

Источником художественных образов является реальная дей­ствительность, основой художественной правды — правда жизни. На искусство влияет идеология, политическое сознание. Но осо­бенность искусства в том, что ни образный характер, ни идей­ное воздействие произведения искусства невозможны вне его эстетических достоинств.

Эстетические отношения,, сформировавшись на заре челове­ческого общества, всегда находятся в процессе непрестанного изменения, развития. Изменяется сам источник эстетического отношения — социальная действительность; изменяются вкусы людей, их идеалы и эстетические переживания; происходит ху­дожественное развитие человечества, делающее шаг вперед с каждым новым глубоким, талантливым освещением в искусстве существенных сторон общественной жизни. Потребность худо­жественного освоения действительности порождает новые виды и жанры искусства, преобразует старые. Возникают и развива­ются различные художественные методы, направления, течения, стили.

Исторический материализм рассматривает искусство как одну из форм общественного сознания, в которой используется осо­бая художественная форма освоения человеком действительности. Эстетическое отношение к действительности — это одна из сто­рон многогранного отношения человека к внешнему миру, скла­дывающегося на основе трудовой, материально-производственной деятельности.

Специфической формой отражения действительности в искус­стве является, как уже отмечалось, художественный образ. Со­здание образа есть процесс творчества — художественно-практи­ческое освоение действительности. Поэтому искусство не толь­ко отражает действительность, но и творит особый мир — мир художественных образов, который обладает относительной само­стоятельностью. В соответствии с природой искусства и при­сущих ему моментов (эстетического, познавательного и идеоло­гического) художественное произведение оценивается с точки зрения его художественности, правдивости, идейности. В решениях партии по идеологическим вопросам подчеркивается, что важ­нейшей задачей нашего искусства является создание высо­коидейных и высокохудожественных произведений, правдиво от­ражающих жизнь, дела и думы советского человека.

Любое общественное явление, любая форма общественного сознания связаны с действительностью через свои функции. Ис-

кусство и жизнь также неразрывны. Познание действительности, активное идеологическое и эстетическое преобразование худож­ником жизненного материала, создание произведения искусст­ва — это лишь одна сторона. Другая сторона — это целенаправ­ленное воздействие на поведение людей, на их чувства и мысли, духовное преобразование потребителя искусства — человека. Сила искусства в непосредственном и непринужденном воздей­ствии на личность, а через нее и на все общество.

Искусство — это одна из тех социальных сил, которая участ­вует во взаимодействии общественных явлений и оказывает боль­шое влияние на развитие общества. В единстве всех своих сто­рон — эстетической, познавательной, идеологической — искусство выступает могучим средством воспитания, обладающим благодаря своей доступности, конкретности, наглядности огромной силой воздействия на умы и сердца людей. Искусство служит идей­ному и нравственному воспитанию, в то же время оно — средст­во эстетического воспитания, формирует чувства, эмоции людей, воспитывает в них творцов, развивает эстетическое восприятие действительности. Оно всегда выражает определенную идеоло­гию и потому является орудием в классовой борьбе.

Искусство — сложное комплексное образование, выполняющее ряд важных общественных функций, прежде всего задачу со­циализации личности. Любая профессиональная, техническая подготовка формирует специалиста в той или иной конкретной области. Искусство и художественная культура вне зависи­мости от профиля специалиста готовят из него личность, осоз­нающую свою самоценность, стремящуюся быть полезной для общества.

Приобщение к культуре, искусству, их созданию, потребле­нию в социалистическом обществе становится одной из форм развития личности. Для него характерно все большее вовлече­ние миллионных масс трудящихся в историческое творчество, в экономические, политические, социальные действия. Последнее вызывает потребность в приобщении всего народа к творениям мировой культуры, искусства, к созданию передовой социали­стической культуры. Достижения научно-технической революции в сочетании с преимуществами социалистического образа жизни создают колоссальные возможности для полнокровного разви­тия этого процесса. Приобщение к лучшим образцам мирового, социалистического искусства повышает сознательность масс, стимулирует чувство ответственности за ход истории, способст­вует увеличению сопричастности каждой личности историческому процессу, побуждает ее творческие, созидательные силы. Меж­национальный язык искусства способствует взаимопониманию между народами, их культурному развитию и взаимообогащелию.

 

Говоря об общественной роли социалистического искусства, В. И. Ленин отмечал, что оно будет служить миллионам и десят­кам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность '. Сегодня благодаря наличию массовой печатной продукции, широкой сети культурных и просветитель­ных учреждений (клубов, Дворцов культуры и т. д.), в соот­ветствии с установками партии на постоянный процесс культур­ного обогащения трудящихся социалистическое искусство и культура служат всему многомиллионному советскому народу. Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС подчеркнул важную роль литературы и искусства в обогащении духовной жизни об­щества новыми ценностями, идейном и нравственном возвыше­нии советского человека.

Искусство всегда национально, народно. Народность искус­ства состоит прежде всего в том, что оно несет на себе отпе­чаток народного характера, его психического склада, что оно правдиво и в свете передовых идеалов данной эпохи отража­ет и изображает жизнь народа, его интересы, его борьбу, его думы и чаяния. Именно жизнь и борьба народа, его лучшие стремления в каждую эпоху наполняют значительным содержа­нием произведения передового искусства, вдохновляют художни­ков на творчество.

Народность искусства состоит в его связи с духовным твор­чеством народных масс. Искусство своими корнями уходит в народное творчество, и эта связь сохраняется в большей или меньшей степени на всем протяжении его развития. Автор «Аме­риканской трагедии» Т. Драйзер сказал: «Никто не создает траге­дий—их создает жизнь. Писатели лишь описывают их». Но это не означает, что если в том или ином произведении нет моти­вов народного творчества, то оно уже не может быть народным. Истинная национальность, говорил Н. В. Гоголь, состоит не в описании сарафана, а в самом духе народа. Жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником со­циалистического строительства — это и есть подлинная народ­ность, подлинная партийность искусства. Особенность искусства в том, что, вырастая из потребностей общества на определенной ступени его развития, отражая жизнь данного общества, подлин­ные произведения искусства, однако, не исчезают вместе с ним, переживают свое время, сохраняясь как культурное наследие. Недаром говорится: «Над истинно прекрасным время бессильно».

Раскрывая в художественных образах жизнь определенного общества, рисуя образы людей своей эпохи во всем их конкрет-

См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 12, с. 104.

ном своеобразии, художник выражает не только индивидуальное, но и типичное, общее, в силу чего художественное произведе­ние имеет общественное значение. Но эстетическое чувство об­ще не только у людей одного класса или эпохи. Общие черты присущи людям разных эпох, стран, народов. Люди живут в об­ществе, а всем обществам, несмотря на исторические различия, присущи и некоторые общие признаки, отношения, обусловли­вающие и общечеловеческие черты. Дружба, любовь, самоно-жертвование во имя общего идеала, чувства матери, героизм, безобразие порока, осуждение подлости и лицемерия — все это присуще людям различных эпох. Великие художники, создавая типичные образы людей своей эпохи и для людей своей эпохи, в то же время улавливают и отражают в прекрасной художествен­ной форме некоторые общечеловеческие черты. Греческое ис­кусство потому и продолжает доставлять нам эстетическое на­слаждение, что оно в яркой художественной форме выражает некоторые общечеловеческие черты, находящие отклик и в наше время. Величие бессмертных произведений искусства состоит в том, что в них в ярких индивидуальных, конкретных образах содержится и общечеловеческое, непреходящее. Они, следователь­но, и глубоко историчны, принадлежат определенному времени, стране, народу и в то же время вечны, непреходящи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: