Искусство представляет собой специфическое явление: это и форма общественного сознания, и особый вид духовного, практического освоения объективного мира.
Каждая форма общественного сознания фиксирует окружающую действительность в присущих ей специфических средст-
вах (с помощью понятий, категорий — наука; законов — право; догматов — религия; норм — мораль и т. д.). Искусство есть средство отражения и выражения жизни в форме художественного образа.
Источником художественных образов является реальная действительность, основой художественной правды — правда жизни. На искусство влияет идеология, политическое сознание. Но особенность искусства в том, что ни образный характер, ни идейное воздействие произведения искусства невозможны вне его эстетических достоинств.
Эстетические отношения,, сформировавшись на заре человеческого общества, всегда находятся в процессе непрестанного изменения, развития. Изменяется сам источник эстетического отношения — социальная действительность; изменяются вкусы людей, их идеалы и эстетические переживания; происходит художественное развитие человечества, делающее шаг вперед с каждым новым глубоким, талантливым освещением в искусстве существенных сторон общественной жизни. Потребность художественного освоения действительности порождает новые виды и жанры искусства, преобразует старые. Возникают и развиваются различные художественные методы, направления, течения, стили.
|
|
Исторический материализм рассматривает искусство как одну из форм общественного сознания, в которой используется особая художественная форма освоения человеком действительности. Эстетическое отношение к действительности — это одна из сторон многогранного отношения человека к внешнему миру, складывающегося на основе трудовой, материально-производственной деятельности.
Специфической формой отражения действительности в искусстве является, как уже отмечалось, художественный образ. Создание образа есть процесс творчества — художественно-практическое освоение действительности. Поэтому искусство не только отражает действительность, но и творит особый мир — мир художественных образов, который обладает относительной самостоятельностью. В соответствии с природой искусства и присущих ему моментов (эстетического, познавательного и идеологического) художественное произведение оценивается с точки зрения его художественности, правдивости, идейности. В решениях партии по идеологическим вопросам подчеркивается, что важнейшей задачей нашего искусства является создание высокоидейных и высокохудожественных произведений, правдиво отражающих жизнь, дела и думы советского человека.
|
|
Любое общественное явление, любая форма общественного сознания связаны с действительностью через свои функции. Ис-
вах (с помощью понятий, категорий — наука; законов — право; догматов — религия; норм — мораль и т. д.). Искусство есть средство отражения и выражения жизни в форме художественного образа.
Источником художественных образов является реальная действительность, основой художественной правды — правда жизни. На искусство влияет идеология, политическое сознание. Но особенность искусства в том, что ни образный характер, ни идейное воздействие произведения искусства невозможны вне его эстетических достоинств.
Эстетические отношения,, сформировавшись на заре человеческого общества, всегда находятся в процессе непрестанного изменения, развития. Изменяется сам источник эстетического отношения — социальная действительность; изменяются вкусы людей, их идеалы и эстетические переживания; происходит художественное развитие человечества, делающее шаг вперед с каждым новым глубоким, талантливым освещением в искусстве существенных сторон общественной жизни. Потребность художественного освоения действительности порождает новые виды и жанры искусства, преобразует старые. Возникают и развиваются различные художественные методы, направления, течения, стили.
Исторический материализм рассматривает искусство как одну из форм общественного сознания, в которой используется особая художественная форма освоения человеком действительности. Эстетическое отношение к действительности — это одна из сторон многогранного отношения человека к внешнему миру, складывающегося на основе трудовой, материально-производственной деятельности.
Специфической формой отражения действительности в искусстве является, как уже отмечалось, художественный образ. Создание образа есть процесс творчества — художественно-практическое освоение действительности. Поэтому искусство не только отражает действительность, но и творит особый мир — мир художественных образов, который обладает относительной самостоятельностью. В соответствии с природой искусства и присущих ему моментов (эстетического, познавательного и идеологического) художественное произведение оценивается с точки зрения его художественности, правдивости, идейности. В решениях партии по идеологическим вопросам подчеркивается, что важнейшей задачей нашего искусства является создание высокоидейных и высокохудожественных произведений, правдиво отражающих жизнь, дела и думы советского человека.
Любое общественное явление, любая форма общественного сознания связаны с действительностью через свои функции. Ис-
кусство и жизнь также неразрывны. Познание действительности, активное идеологическое и эстетическое преобразование художником жизненного материала, создание произведения искусства — это лишь одна сторона. Другая сторона — это целенаправленное воздействие на поведение людей, на их чувства и мысли, духовное преобразование потребителя искусства — человека. Сила искусства в непосредственном и непринужденном воздействии на личность, а через нее и на все общество.
Искусство — это одна из тех социальных сил, которая участвует во взаимодействии общественных явлений и оказывает большое влияние на развитие общества. В единстве всех своих сторон — эстетической, познавательной, идеологической — искусство выступает могучим средством воспитания, обладающим благодаря своей доступности, конкретности, наглядности огромной силой воздействия на умы и сердца людей. Искусство служит идейному и нравственному воспитанию, в то же время оно — средство эстетического воспитания, формирует чувства, эмоции людей, воспитывает в них творцов, развивает эстетическое восприятие действительности. Оно всегда выражает определенную идеологию и потому является орудием в классовой борьбе.
|
|
Искусство — сложное комплексное образование, выполняющее ряд важных общественных функций, прежде всего задачу социализации личности. Любая профессиональная, техническая подготовка формирует специалиста в той или иной конкретной области. Искусство и художественная культура вне зависимости от профиля специалиста готовят из него личность, осознающую свою самоценность, стремящуюся быть полезной для общества.
Приобщение к культуре, искусству, их созданию, потреблению в социалистическом обществе становится одной из форм развития личности. Для него характерно все большее вовлечение миллионных масс трудящихся в историческое творчество, в экономические, политические, социальные действия. Последнее вызывает потребность в приобщении всего народа к творениям мировой культуры, искусства, к созданию передовой социалистической культуры. Достижения научно-технической революции в сочетании с преимуществами социалистического образа жизни создают колоссальные возможности для полнокровного развития этого процесса. Приобщение к лучшим образцам мирового, социалистического искусства повышает сознательность масс, стимулирует чувство ответственности за ход истории, способствует увеличению сопричастности каждой личности историческому процессу, побуждает ее творческие, созидательные силы. Межнациональный язык искусства способствует взаимопониманию между народами, их культурному развитию и взаимообогащелию.
Говоря об общественной роли социалистического искусства, В. И. Ленин отмечал, что оно будет служить миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность '. Сегодня благодаря наличию массовой печатной продукции, широкой сети культурных и просветительных учреждений (клубов, Дворцов культуры и т. д.), в соответствии с установками партии на постоянный процесс культурного обогащения трудящихся социалистическое искусство и культура служат всему многомиллионному советскому народу. Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС подчеркнул важную роль литературы и искусства в обогащении духовной жизни общества новыми ценностями, идейном и нравственном возвышении советского человека.
|
|
Искусство всегда национально, народно. Народность искусства состоит прежде всего в том, что оно несет на себе отпечаток народного характера, его психического склада, что оно правдиво и в свете передовых идеалов данной эпохи отражает и изображает жизнь народа, его интересы, его борьбу, его думы и чаяния. Именно жизнь и борьба народа, его лучшие стремления в каждую эпоху наполняют значительным содержанием произведения передового искусства, вдохновляют художников на творчество.
Народность искусства состоит в его связи с духовным творчеством народных масс. Искусство своими корнями уходит в народное творчество, и эта связь сохраняется в большей или меньшей степени на всем протяжении его развития. Автор «Американской трагедии» Т. Драйзер сказал: «Никто не создает трагедий—их создает жизнь. Писатели лишь описывают их». Но это не означает, что если в том или ином произведении нет мотивов народного творчества, то оно уже не может быть народным. Истинная национальность, говорил Н. В. Гоголь, состоит не в описании сарафана, а в самом духе народа. Жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником социалистического строительства — это и есть подлинная народность, подлинная партийность искусства. Особенность искусства в том, что, вырастая из потребностей общества на определенной ступени его развития, отражая жизнь данного общества, подлинные произведения искусства, однако, не исчезают вместе с ним, переживают свое время, сохраняясь как культурное наследие. Недаром говорится: «Над истинно прекрасным время бессильно».
Раскрывая в художественных образах жизнь определенного общества, рисуя образы людей своей эпохи во всем их конкрет-
См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 12, с. 104.
ном своеобразии, художник выражает не только индивидуальное, но и типичное, общее, в силу чего художественное произведение имеет общественное значение. Но эстетическое чувство обще не только у людей одного класса или эпохи. Общие черты присущи людям разных эпох, стран, народов. Люди живут в обществе, а всем обществам, несмотря на исторические различия, присущи и некоторые общие признаки, отношения, обусловливающие и общечеловеческие черты. Дружба, любовь, самоно-жертвование во имя общего идеала, чувства матери, героизм, безобразие порока, осуждение подлости и лицемерия — все это присуще людям различных эпох. Великие художники, создавая типичные образы людей своей эпохи и для людей своей эпохи, в то же время улавливают и отражают в прекрасной художественной форме некоторые общечеловеческие черты. Греческое искусство потому и продолжает доставлять нам эстетическое наслаждение, что оно в яркой художественной форме выражает некоторые общечеловеческие черты, находящие отклик и в наше время. Величие бессмертных произведений искусства состоит в том, что в них в ярких индивидуальных, конкретных образах содержится и общечеловеческое, непреходящее. Они, следовательно, и глубоко историчны, принадлежат определенному времени, стране, народу и в то же время вечны, непреходящи.