И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ.
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Народ — творец истории
В воззрениях о роли народных масс и личности в истории существует две взаимоисключающие точки зрения: научная, материалистическая, и антинаучная, идеалистическая. Первая исходит из признания народа творцом истории, подчеркивая при этом активную роль личности. Вторая провозглашает главной движущей силой истории некое духовное начало, мыслящее меньшинство или великую личность, народу же при этом отводится роль косной, инертной массы или дикой, разрушительной силы, не способной к творческой деятельности.
Идеалистический взгляд на роль народных масс и личности в истории возник как определенное отражение антагонизма классов, связанного с отделением умственного труда от физического и превращением первого в средство, способствующее укреплению насилия и эксплуатации. Апологетические теории, отражая, с одной стороны, угнетенное положение трудящихся, с другой — привилегированное положение господствующего меньшинства, призваны были служить «оправданием» бесправного положения народных масс и «обоснованием» необходимости управления ими со стороны эксплуататорских классов.
|
|
Идеалистический взгляд на роль народных масс и личности в истории изменялся в зависимости от конкретно-исторических условий, приобретал различный социальный смысл и значение, но характерными чертами его всегда оставались недоверие к народу, страх перед ним. Одновременно в народной среде насаждался пессимизм, неверие в свои силы.
Главный теоретический порок апологетических концепций — идеализм их авторов (философов, социологов, историков) — нашел выражение и в антинаучном характере их методологии. Непонимание ими диалектики объективного и субъективного, необходимости и свободы, необходимости и случайности приводило в конечном итоге к отрицанию законов общественного развития. Поэтому второстепенное, случайное в истории, то, что чаще всего лежит на поверхности, объявлялось ими решающим, главным.