Специфика религии как формы общественного сознания раскрыта в следующем определении Ф. Энгельса: «...Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают форму неземных»1.
Религиозное сознание отражает ту сторону общественного бытия, которая является отношением зависимости людей от условий их жизни, господства над людьми чуждых им естественных и общественных сил. Этот специфический предмет религиозного отражения определяет и особенности религиозной формы отражения. Реальные силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни, отражаются в их сознании фантастически, извращенно и выступают как силы неземные, сверхъестественные.
Религиозное отражение мира характеризуется особым отношением верующих к сверхъестественному. Религиозная вера пред-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 328.
полагает не просто наличие в сознании людей представлений о сверхъестественном, а слепую, бездоказательную веру в его реальное существование. Она включает в себя как необходимый компонент эмоциональное отношение к нему, а также убеждение в том, что сверхъестественное может определять естественные события, судьбы людей.
|
|
Как и всякая форма общественного сознания, религия находится в единстве с соответствующими ей другими надстроечными элементами — религиозными действиями и религиозными институтами, учреждениями, организациями. Совокупность этих трех элементов и характеризует религию как сложное общественное явление.
В качестве специфической формы общественного сознания религия выполняет особые социальные функции, то есть оказывает определенное воздействие на общественную жизнь. Прежде всего религия выполняет мировоззренческую функцию. Удовлетворяя в извращенной форме познавательные потребности людей, она создает антинаучную, фантастическую картину мира, которая определенным образом влияет на социальное поведение верующих.
Важной социальной функцией религии является функция иллюзорно-компенсаторная. С помощью религии человек пытается преодолеть господствующие над ним реальные силы, восполнить ограниченность своего познания, практики, социального общения. Но восполнение действительности осуществляется не в реальном мире, а в воображении, и компенсация за реальные тяготы и лишения переносится в мифический потусторонний мир. Реальным следствием религиозной компенсации оказывается внутреннее примирение человека с существующим порядком вещей, закрепление его фактической придавленности.
|
|
Роль религии в общественной жизни метко охарактеризована в знаменитом афоризме К. Маркса «религия есть опиум народа». Будучи продуктом придавленности человека, угнетения и рабства в классово антагонистическом обществе, религия, по словам К. Маркса, в то же время представляет собой «протест против этого действительного убожества»1. Революционные, освободительные движения нередко облекались в религиозную оболочку (крестьянская война в Германии в XVI в., восстание Уота Тайлера в Англии, гуситские войны в Чехословакии и т. д.). Чувства масс были вскормлены религиозной пищей, и, чтобы вызвать революционное движение, необходимо было их интересы выразить в религиозной форме. Однако, будучи выражением незрелости и слабости общественных движений, эта форма ослаб-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 415.
ляла и гасила активный протест и революционную решимость их участников.
Социальную сущность религии и ее источники впервые научно объяснил марксизм. Самые глубокие корни религии — социальные. Вера в бога обусловлена прежде всего объективными отношениями зависимости людей от природы и от господствующих над ними общественных сил, она коренится в ограниченности и неразвитости общественно-исторической практики. Появлению религии предшествовал длительный безрелигиозный период в истории человечества. Ранние формы религиозных верований появились несколько десятков тысяч лет тому назад. Они возникли как отражение в сознании первобытных людей их бессилия в борьбе с природой и зависимости от нее. С расколом общества на антагонистические классы человек попадает в новые отношения зависимости, порожденные гнетом социальных сил.
Религия имеет также гносеологические корни. Общественное бытие порождает веру в сверхъестественное при наличии возможности искаженного отражения действительности в сознании человека. Социальные и гносеологические корни находятся в единстве: религиозная вера возникла, когда в ходе общественного развития развилось сознание людей, приобрело способность к отвлеченному (абстрактному) мышлению, что и позволило человеку осознать свое бессилие перед природой, осмыслить свою зависимость от нее.
Религия обладает большой относительной самостоятельностью, что придает ей особую устойчивость.
На империалистической стадии развития капитализма и с наступлением эпохи перехода от капитализма к социализму развивается общий кризис религии как специфическое выражение общего кризиса капитализма и составная часть кризиса буржуазной идеологии и культуры. Наиболее значительными проявлениями кризиса религии являются постепенное освобождение от влияния религии и церкви общественной и личной жизни людей, особенно в социалистическом обществе; падение престижа церкви в глазах все большего числа ее приверженцев, особенно там, где она связана с империализмом и реакционными режимами, ведет борьбу против прогресса и социализма; разнообразные, часто противоречащие друг другу попытки модернизации, «подгонки» вероучения, обрядности и уклада церковной жизни к общественным изменениям, происходящим в ходе всемирного революционного процесса и научно-технической революции.
Прогресс естествознания и техники в условиях современного капитализма имеет противоречивый характер. С одной стороны, из стремления монополистической буржуазии к получению максимальной прибыли проистекает постоянная необходимость
рационализации производства, совершенствования производственно-технического аппарата, а вместе с тем и потребность в новых естественнонаучных и технических знаниях. Но в то же время сохранение государственно-монополистической системы обусловливает растущую иррационализацию всего общественного процесса жизни. На этом фоне прогресс естествознания и техники в капиталистических условиях порождает две противоположные тенденции. Во-первых, проявляется тенденция переориентации мышления, представлений о мире широких слоев населения, на которые оказывают значительное влияние естествознание и развитие техники. Возникает конфликт с традиционными религиозными понятиями, происходит упразднение определенных религиозных образов и разрушение религиозного сознания. Усиливается сомнение в правильности ряда религиозных догматов. Во-вторых, имеет место и противоположная тенденция. Быстрый прогресс естествознания и техники в капиталистических условиях приводит к обострению существующих и появлению новых социальных противоречий, к обострению антагонизмов, к возникновению новых конфликтных ситуаций в отношениях индивида и общества. При непонимании общественных законов новая ситуация отражается в обостренном чувстве бессилия отдельного человека перед силой науки и техники, которая якобы угрожает существованию как индивида, так и человечества в целом. Тем самым возникает питательная почва для оживления специфических форм религиозного сознания. Разумеется, источником развития последних является не характер естествознания и техники, а капиталистические производственные отношения, государственно-монополистическая система господства, деформирующие сущность, социальную роль и развитие науки и техники.
|
|
Религия как историческое явление имеет свое начало и свой конец. Она исчезнет тогда, когда будут ликвидированы общественные отношения, порождающие веру в сверхъестественные силы и нуждающиеся в ней. Только революционное преобразование общества на принципах социализма в сочетании с распространением знаний о законах развития природы и общества приводит к созданию таких порядков, которые не нуждаются в обожествлении.
|
|
С победой социализма подрываются социальные корни религиозности, что вызывает массовый отход населения от религии и церкви. Ликвидация частной собственности на средства производства и утверждение социалистических производственных отношений ведут к устранению эксплуатации человека человеком, к исчезновению классов, заинтересованных в религии как средстве укрепления своего господства. Исчезает социальная функция
религии и церкви, состоящая в освящении частной собственности и социального неравенства, изменяются другие ее функции. Большинство служителей культа переходит на лояльные позиции по отношению к социалистическому государству.
Однако подрыв социальных корней религии не ведет автоматически к ее полному преодолению. Сохранению религиозных представлений способствуют трудности роста и развития социализма, встречающиеся факты отступления от принципов социализма (нарушение принципа распределения по труду, социалистической законности, элементы бюрократизма и др.). Религиозное мировосприятие тесно связано с такими пережитками прошлого, как остатки национализма, индивидуализма, старого быта и частнособственнической психологии и т. п. Они взаимно питают друг друга.
Живучесть религии объясняется особой устойчивостью религиозных традиций, которые складывались веками. Большую роль играют церковные обряды, связанные с важнейшими событиями в личной жизни (рождение, свадьба, похороны и др.). Живучесть религиозности связана и с эмоциональной насыщенностью религиозных переживаний и чувств, с эстетической привлекательностью обрядовой стороны религии.
Сохранению и воспроизводству религии способствует деятельность церковных организаций, сект и религиозных обществ. Они активизируют проповедническую деятельность, используя при этом все более гибкие и тонкие методы воздействия на сердца и умы людей и приспосабливаясь к изменяющемуся сознанию верующих.
Кроме того, на сохранение религиозных представлений и настроений немалое воздействие оказывает существование империалистических государств, которые несут угрозу новой мировой войны и ведут борьбу против социалистической идеологии.
По мере роста преимуществ реального социализма и утверждения социалистического образа жизни религия теряет былое значение в жизни людей и постепенно отмирает как общественное явление.
Преодоление религии предполагает создание эффективно функционирующей системы научно-атеистического воспитания как составной части всей системы коммунистического воспитания трудящихся, формирования у них научного мировоззрения.
Глава XX
НАУКА