Бессмертный

Вы слышали о графе Сен-Жермене, о котором рассказывают так много чудесного?

А.С. Пушкин «Пиковая дама».

– Наполеон III был зачарован, заинтригован всем чудесным, что слышал о графе Сен-Жермене. Он поручил своему библиотекарю скупить все под­линные документы, повествующие о жизни Сен-Жермена, – начал месье Антуан свой очередной монолог. – Так появилась огромная папка, содер­жащая большое количество документов. Это были воспоминания современников (в большинстве это были дамы, любившие графа). После падения им­ператора драгоценную папку передали на хране­ние в библиотеку префектуры полиции. Во время Парижской коммуны, как и положено в револю­цию, префектуру подожгли, и папка считалась сго­ревшей. Но, как справедливо утверждал ваш писатель, такие рукописи не горят. Оказалось, во время пожара объемистую папку попросту украли. В 1979 го­ду ваш покорный слуга и верный почитатель графа купил ее у потомка того вора-коммунара.

Как я уже говорил, в папке оказались воспо­минания современников и единственная рукопись, написанная каллиграфическим почерком графа, – двести страниц его переводов Данте и Горация на немецкий и французский. Но я хорошо изучил привычки графа Сен-Жермена. Я обработал пер­вую страницу особым раствором из сока лука и медного купороса. Потом легонько нагрел стра­ницу пламенем свечи... И синие буквы симпатиче­ских чернил начали проступать между строками.

Это были секретные «Записки графа Сен-Жер­мена»! Начинались они с обращения к будущему читателю... 1979 года! Да, там стояла эта дата! И «покорнейшая просьба прочесть «Записки», но не публиковать». К сожалению, в этих «Записках» весьма уклончиво рассказано о том, что и поныне является предметом споров историков, – о зага­дочном происхождении графа.

Граф называет себя сыном князя Ференца Ракоши, повелителя Трансильвании, – и всё... Между тем, об этом князе и, главное, о матери графа хо­дит до сих пор множество легенд. Расскажу, пожа­луй, самую известную. Князь Ракоши, как истин­ный мадьяр, называл всех женщин «отдыхом воина». Он считал, что настоящая жена должна обладать тремя качествами: быть красавицей, быть послушной и быть молчаливой. Он нашел такую женщину – дочь родовитейшего польского графа З-ого. Она была сказочно хороша, совершенно по­слушна и удивительно молчалива. Она родила ему очаровательного мальчика, унаследовавшего ее красоту. Я не буду рассказывать подробно всю ис­торию. Скажу лишь кратко, что через некоторое время после рождения ребенка стали находить мо­лодых княжеских слуг со следами зубов на горле и высосанной кровью. Князь всегда плохо спал. По­этому перед сном заботливая жена обычно гото­вила ему на ночь напиток из трав по своему ре­цепту. После него князь засыпал глубоким сном младенца и просыпался совершенно отдохнувшим, полным сил. Но убитые слуги беспокоили князя. Далее вы догадались... Однажды князь заменил приготовленное женой питье. Он бодрствовал ря­дом с женой, изображая спящего. Посреди ночи его жена покинула ложе. Князь последовал за ней. Он застал ее в парке. Его любимый слуга... До смерти князь помнил искаженное похотью запро­кинутое лицо жены. Потом сверкающие глаза при­близились к глазам несчастного слуги, она засмея­лась, ее зубы вонзились в шею. Ангел превратился в сладострастную ведьму... Князь убил обоих. Раз­жав кинжалом ее стиснутый рот, увидел два акку­ратненьких маленьких клыка и понял причину уди­вительной молчаливости. Князь сам похоронил ее со всеми обрядами. Вбил, как положено, иудино дерево – осиновый кол в ее могилу. Чтобы вампирша не смогла воскреснуть. Думаю, это не более чем безвкусная готическая легенда. В «Записках» лишь говорится, что мать Сен-Жермена, первая жена князя Ракоши, умерла совсем молодой. Тотчас после внезапной смерти жены князь отчего-то не захотел, чтобы их сын жил с ним, в его дворце. Он отдал мальчика на попечение своему другу, последнему из герцогов Медичи. «Записки» очень скупо рассказывают подробности его дет­ства. Граф пишет, что его отец, князь Ракоши, всю жизнь боролся за независимость своего княжества. В конце концов (это случилось уже после смерти матери графа) князь проиграл решающую битву, австрийцы захватили его владения. Князь не вы­держал горечи поражений и вскоре умер. После смерти отца юный Сен-Жермен воспитывался у герцога Медичи, который дал ему великолепное образование... Интересно, что граф Сен-Жермен никогда не называл себя князем Ракоши. Став ма­соном, он часто именовал себя Sапсtus Gегmапо – Святой Брат. И постепенно стал представляться этим именем. Впрочем, как положено в том веке, у него было еще с десяток имен, под которыми он путешествовал. Точнее, жил в дороге, ибо путеше­ствовал граф всю свою жизнь. И повсюду обхо­дился без переводчика. Как и ваш покорный слуга, граф знал множество языков, в том числе не­сколько исчезнувших. К примеру, язык древнего Вавилона. В двадцать лет он предпринял далекое и долгое путешествие. Он отправился в Персию, жил при дворе Надир-шаха, и это рассказано в «За­писках», потом была Индия, затем – два с полови­ной года в Гималаях, оттуда направился в Тибет. И после этих таинственных мест граф очутился при австрийском дворе – в столице врагов его отца. Император Франц Стефан отнесся к сыну своего покойного врага настороженно. Но его жена, ве­ликая австрийская императрица Мария-Терезия, оценила графа. И он сразу занял особое и высокое положение при австрийском дворе. Его лучшим другом стал премьер-министр императора Фран­ца I князь Фердинанд Лобковиц. При дворе гово­рили, что некие тибетские обряды, которым он обучил Фердинанда, спасли тяжело больного князя от смерти.

В 1755 году граф находился в Вене, когда на первом этаже Хофбургского дворца Мария-Тере­зия родила девочку, Марию-Антуанетту.

Это был ее пятнадцатый ребенок! Одиннадцать девочек и четырех мальчиков родила императрица. В Париже принцы крови и самые знатные при­дворные присутствовали при родах королев, в Вене Мария-Терезия эту привилегию отменила. Пятна­дцать раз рожать «в присутствии» – этого не вы­держать. Теперь все покорно ждали в Зеркальной зале дворца сообщений о таинстве, происходив­шем в спальне. Граф Сен-Жермен был среди них. Император вышел из спальни роженицы и объявил о счастливом рождении девочки. Толпа придвор­ных аплодировала. После чего император пригла­сил к императрице... графа Сен-Жермена!

Граф прошел в спальню, где лежала императ­рица. Новорожденной не было, ее унесли к кор­милице. Вместо ребенка Марии-Терезии принесли бумаги. Великая правительница, родив, тотчас за­нялась государственными делами. Продолжая под­писывать, обратилась к графу:

– Я слышала, граф, вы успешно занимаетесь предсказаниями?

Самое потрясающее, я... увидел! На этот раз тоннеля не было. Просто от стены навстречу мне поплыло толстое, немолодое лицо женщины с двойным подбородком на огромной белоснежной подушке... Потом над лицом проступил кусок стены с картиной – олень стоял среди деревьев... Я разглядел: картина была набрана из полудраго­ценных камней... Потом стена отодвинулась... и я увидел ту же женщину, лежащую на кровати в аль­кове... и пурпурную занавесь алькова. И, загора­живая кровать, спиной ко мне встала мужская фи­гура.

Императрица заговорила, звук голоса будто смыл видение – все исчезло!

Месье Антуан как ни в чем не бывало продол­жал рассказ:

– Граф Сен-Жермен тогда долго молчал, потом сказал: «Ваша дочь навсегда останется в истории. Позвольте мне, Ваше Величество, ограничиться та­ким ответом на ваш вопрос».

В этот миг я рассеянно взглянул на портрет на стене. Клянусь, граф Сен-Жермен на портрете... улыбнулся! И его рука, обрезанная рамой, мед­ленно поднялась из-за рамы... Она была... в пер­чатке. И тут я ясно увидел, как они похожи: месье Антуан Сен-Жермен и Сен-Жермен на картине. Помешали понять это сразу парик и камзол. Я по­чувствовал... страх!

– Умоляю, не выдумайте какую-нибудь просто­душную мистическую глупость, – засмеялся месье Антуан. – Просто граф – мой герой. И я посте­пенно стал похож на него... от восторга. Это веч­ное сходство пса, обожающего хозяина, не более. Да и похожи мы... не слишком.

И я опять взглянул на картину. Рука портрета была на месте... И изображение вело себя при­лично – оно церемонно смотрело вдаль незрячими глазами. Я понял, что мне все это и вправду приви­делось. Впрочем, сходство, конечно, было, но не пугающее. Я успокоился! И месье Антуан, все так же насмешливо глядя на меня, продолжил:

– Ваши коллеги ученые пишут: «Слухи о влия­нии графа на дела могущественной Австрии дошли до Парижа, и Людовик XV решил переманить за­гадочного графа. И пригласил его приехать в Па­риж». На самом деле знакомство короля и графа Сен-Жермена началось с их секретной переписки, точнее, с деликатнейшего письма графа королю.

«Запрещено все, кроме наслаждения»

Граф Сен-Жермен в своих «Записках» весьма шутливо рассказал о причинах этого первого судь­боносного письма:

«Людовик XV – истинный король Галантного века, недаром он слыл самым красивым монархом Европы. Ему было пять лет, когда умер «Король­-солнце», великий Людовик XIV, и ребенок стал 32-м королем Франции. Регентом при короле-ре­бенке стал его дядя, герцог Филипп Орлеанский. «Герцог Любви» – так справедливо следует назы­вать Филиппа Орлеанского. Именно при нем на­ступил апофеоз Галантного века, о котором сам герцог сказал: «Запрещено все, кроме наслажде­ния». И он умел наслаждаться, этот несравненный выдумщик самых разнообразных любовных экспе­риментов, опасных изысков, описанных в сочине­ниях маркиза де Сада. Наслаждались все и всюду – во дворцах, в хижинах и даже в монастырях, на­поминавших веселые бордели. Этот Герцог Любви объяснил кузине, решившей постричься и стать аббатисой: «Это не так уж глупо, дорогая! Вы при­мете обет бедности, но будете невероятно богаты, вы примете обет послушания, но будете повеле­вать, вы примете обет безбрачия, но тайных мужей у вас будет столько, сколько вы захотите». Именно при герцоге появилось множество галантных обы­чаев, которые граф Сен-Жермен застал в Париже. Например, обожествление женской груди. Как вос­хитительно говорил герцог: «Это мыс блаженства, к которому тотчас должны устремиться губы и руки каждого истинного мужчины». Поцелуй в об­наженную грудь при герцоге стал столь же обыч­ным в Париже, как нынче – рукопожатие. И когда девица отказывалась расстегнуть лиф, о ней тотчас говорили: «У бедняжки наверняка – доска!» – по­дозревая самое постыдное для тогдашних дам – плоскую грудь. Герцог любил повторять: «Мужчина любит как целует». По повелению герцога был издан подробнейший трактат о поцелуях – об их значении, особенностях и истории. Самым зауряд­ным, я бы сказал – дежурным, считался «влажный поцелуй», который информировал даму о том, что кавалер обуреваем желаниями. Куда изысканнее был «французский поцелуй», при котором следо­вало умело и долго соединяться – ласкаться язы­ками... Еще сложнее был поцелуй «флорентий­ский». Яростно, страстно впиваясь губами, не забывать сладостно-нежно пощипывать ушки лю­бимой. Далее следовало описание еще ста семна­дцати видов поцелуев... По заказу герцога была разработана главная наука его времени – «Наука флирта для дам». Это были научные изыскания: как принять самую зовущую позу на софе, как суметь соблазнительно склониться, поправляя дрова в камине, и т.д. Именно при герцоге стало модным принимать поклонников во время туалета, полуодетыми, сидя у зеркала. Туалет моментально превратился в восхитительную выставку чарую­щих прелестей. То случайно обнажалась рука, то приходилось поправить чулочек – и, следова­тельно, на мгновение приподнять юбки... И, как учил герцог, этот великий стратег любви: «Если ваши глаза попали в плен красоты, ваши уста и руки должны незамедлительно начать действо­вать...» И вправду, как удобны были эти утренние приемы, чтобы ему немедленно перейти в атаку, а ей пасть жертвой атаки. Отослав камеристку из комнаты, она просит кавалера помочь застегнуть непослушный крючочек. И вот уже: «Что вы де­лаете?.. О небо! О моя прическа!..» Для облегчения успеха атаки стали принимать воздыхателей лежа в ванне, с прелестями, накрытыми тонкой просты­ней. Именно при нем, при Герцоге Любви, начали строиться знаменитые «петит мезон». Они назы­вались безумствами (folies). Это была очарователь­ная игра слов: folies (безумство) с латинским sud folliis, что означало «под листьями». Ибо эти до­мики любовных безумств прятались в окрестно­стях столицы в тени деревьев под густой листвой. Граф Сен-Жермен был приглашен в знаменитый «петит мезон» кардинала де Роана. Он первым опи­сал стены знаменитого домика, где выпуклые фи­гуры демонстрировали все виды наслаждений. Приглашенные дамы в лорнет должны были из­учить их... прежде чем перейти в спальни – повто­рять. Однако, как говаривал граф Сен-Жермен, «герцог Орлеанский забыл грозное предупрежде­ние апостола: «Все дозволяемо, но не все дозво­лено». Бедняга стал жертвой наслаждений – бук­вально сгнил от дурных болезней. Но даже умирая в муках, этот паладин Любви упрямо именовал свои болезни «всего лишь шипами на теле пре­красных роз» и «заслуженными ранами великих любовных битв».

Но подраставший юный король увидел страш­ный конец сгнившего заживо несчастного рыцаря Любви. И преисполнился ужаса. Но, как только закрылись глаза безумца-регента, добрый народ Франции потребовал любовных подвигов от но­вого правителя – юного короля. Граф Сен-Жермен справедливо отмечал, что любовные подвиги ко­ролей возрождали во французском народе древнее чувство безопасности. Ибо еще в глубокой древ­ности считалось: чем любвеобильнее вождь пле­мени, тем плодоноснее становилась земля, богаче урожаи и тем счастливее был народ. Граф Сен-Жер­мен утверждает в «Записках», что впоследствии, когда на престол взошел Людовик XVI, первый ко­роль, верный своей жене, в стране тотчас возникла революционная ситуация! Однако вернемся, мой друг, к молодому Людовику XV, который этой ошибки не сделал. Он был совсем юн, когда во дворце появилась его первая любовница, незна­комка под густой вуалью. Придворные недолго сго­рали от любопытства. Подкупленный слуга ко­роля, будто бы от неловкости, сорвал вуаль дамы. Каково же было разочарование двора! Под вуалью скрывалась фрейлина Луиза де Мальи, урожденная де Нейль, известная дурнушка. Вуаль Луиза носила отнюдь не из скромности. Она справедливо боя­лась, что, увидев ее лицо, в поход на постель ко­роля немедленно бросятся знаменитые придвор­ные красавицы. Действительно, все дамы, прославившиеся любовными приключениями, как, например, несравненная «Мадам Версаль» (так прозвали фрейлину, переспавшую со всеми обитателями дворца), тотчас попытались соблаз­нить молодого короля. Но тщетно; юный король остался глух к их атакам. Однако, как только из мо­настырского пансиона была выпущена некрасивая девственница – родная сестра Луизы, Людовик тотчас соблазнил невинную дурнушку. Затем при­шла очередь и третьей уродливой сестры де Нейль – Дианы... Спать с сестрами – весьма сексуально. Граф Сен-Жермен в «Записках» вспоми­нает вашего великого донжуана, князя Потемкина, который умудрился переспать с четырьмя своими племянницами, по мере того как они подрастали. Но племянницы вашего Потемкина были несрав­ненные красавицы, а дамы из рода Нейль – от­менно нехороши. Так что придворные красавицы терялись в догадках о странных вкусах короля. Рождались самые невероятные версии об особом зрении молодого Людовика XV.. Граф Сен-Жер­мен, услышавший всю эту странную историю от французского посла в Вене, не размышлял над тай­ной. Он ее тотчас понял: напуганный судьбой дяди, Герцога Любви, бедный король Людовик попросту боялся повторить его судьбу. И оттого выбирает отменных дурнушек, у которых, как он наивно, по молодости, считает, не может быть любовников и, следовательно, дурных болезней. Именно тогда граф написал длинное письмо Его Величеству, предложив свои знания. Будучи сам великолепным врачом, граф Сен-Жермен отправил королю с на­рочным древнюю индийскую настойку махарад­жей. Созданная в Индии – стране изысканных на­слаждений Камасутры, она беспощадно убивала любовную инфекцию. Так что Диана из семьи де Нейль стала последней уродиной в постели Людовика XV. И вовремя! Ибо возмущение придворных красавиц короля стало всеобщим. Буквально все придворные дамы приготовились принять участие в массовом штурме королевской постели. Именно тогда, к восторгу двора, защищенный графом ко­роль смог впервые выбрать достойнейшую. Восхитительная маркиза де Ла Турнель стала первой красавицей в королевской постели. Как это ни смешно, она была из той же семейки де Нейль! Но в ее лице род де Нейль полностью себя реабилити­ровал. Ее божественные формы – пышные бедра, высокую грудь, стрелявшую без промаха из игри­вого корсажа, – обессмертили тогдашние скульп­торы. Это она глядит на нас с крутобедрых статуй античных богинь, с фронтонов дворцов, построен­ных при Людовике XV... Но и мадам де Турнель придется вскоре покинуть первую постель Фран­ции. Ибо, получив свободу желаний, король все чаще радовал свой добрый народ новыми красави­цами. Пока все они не уступили место достойней­шей. Загорелось сияние, осветившее весь Галант­ный век!.. Ее звали Жанна-Антуанетта д'Этиоль.

Жанна д'Этиоль с юности готовилась завое­вать Францию, как та бессмертная Жанна! Но если Жанна д'Арк завоевала славу доблестным мечом, маркиза добыла ее прекраснейшим телом. Она во­шла в историю под именем маркизы де Помпадур.

Именно в это время по приглашению благо­дарного короля граф Сен-Жермен появляется в Париже.

Его приезд стал сенсацией. Граф был сказочно богат, а французы, как известно, обожают и ува­жают богатство. Никто не знал и до сих пор не знает источников несметного состояния графа. Известно лишь, что он буквально потряс париж­ское общество огромными тратами и знаменитой коллекцией драгоценных камней. Жемчуг, сапфиры и, конечно, знаменитые бриллианты редких размеров и красоты описаны множеством очевид­цев. И если познания графа в деле государственной безопасности, то есть безопасности королевского члена, стали началом его дружбы с Людовиком, то другой талант графа сделал эту дружбу весьма тес­ной. Это были знаменитые опыты с драгоценными камнями, весь Париж стекался посмотреть их. Хотя куда чаще они происходили в присутствии одного короля. Именно во время такого опыта граф устранил дефект в любимом бриллианте Лю­довика. Король пришел в восторг. Мадам де Оссе, придворная дама и очередная любовница графа, в своих мемуарах рассказывает: «Его Величество с изумлением и наслаждением разглядывал камень, вылеченный графом. После чего буквально засы­пал графа вопросами: как он это делает? Сен-Жер­мен со своей вечной доброжелательной улыбкой объяснил Его Величеству, что сие неведомо ему самому. Просто, увидев несовершенство камня, он уже в следующий миг видит его совершенным! Будто камень лечат его глаза. И тогда же он со­общил Его Величеству, что умеет увеличивать драго­ценные камни и придавать им по своему желанию нуж­ный блеск. После чего в присутствии короля взял пригоршню мелких бриллиантов приблизительно в 28 каратов. Уложил их на особый тигель. И, на­каливая, сотворил великолепный бриллиант, ко­торый после огранки превратился в чистейшей воды камень в 14 каратов стоимостью 30 000 лив­ров. Все преображенные бриллианты и новорож­денный камень Его Величество оставил у себя».

Потрясенный король пригласил Сен-Жермена пожить в королевском замке в Шамборе, в велико­лепных покоях, где прежде обитал знаменитейший полководец принц Морис Саксонский. Король при­казал устроить в Шамборе мастерскую для небы­валых химических опытов графа. Он назначил ему щедрый пенсион в 120 000 ливров, которые граф тратил на свои исследования. Остаток щедро раз­давал прислуживавшим во время опытов.

Месье Антуан позвонил в колокольчик. Все тот же безликий молодой человек молча вкатил ма­ленький столик и все так же молча удалился. На столике лежало нечто, укрытое бархатом. Будто священнодействуя, пугающей рукой в черной пер­чатке месье Антуан медленно поднял бархат. Под ним оказались две большие шкатулки красного де­рева. Выспренним жестом фокусника он раскрыл первую. На красном бархате лежал неправдопо­добный сапфир размером с куриное яйцо, и рядом с ним мерцал дивной красоты бриллиант. Черная перчатка месье Антуана нависла над ним:

– Этот камень – один из сотворенных графом в Париже. Его мне продали потомки мадам де Оссе. Граф подарил ей камень после их первой ночи. Сколько долгих лет я за ними охотился... Трогайте, трогайте. Вам хочется потрогать!.. Смелее! Дер­зайте, берите в руки божественные камни!

Я взял бриллиант. Никогда не держал в руках подобного камня.

– Это очень редкий бриллиант такой величи­ны, на котором нет крови, – сказал месье Антуан. – Обычно за каждым подобным крупным камнем – вереница преступлений. Причем после каждого убийства бриллиант начинает играть новым блес­ком: человеческая кровь меняет свет, живущий в камне... И еще. Любимые вещи хранят электриче­ское поле их хозяев. И когда вы дотрагиваетесь до них, вы соединяетесь с ними, с ушедшими, отдавав­шими им тепло своих рук. В этот миг вы поймали ушедших владетелей, прячущихся от нас в природе. Только надо уметь трогать вещи. Не делайте это примитивно... Трогать не значит только дотраги­ваться. Наоборот, дотронувшись, тотчас уберите руку, медленно поднимите ее и держите над пред­метом, как над огнем. Старайтесь уловить, почув­ствовать тепло, идущее от камня. Говоря птичьим языком нашего века, в этот миг происходит соеди­нение двух компьютеров. И возникает тропинка ТУДА. Начинается увлекательнейшая из Игр. Игра со Временем.

Граф был наделен тайной Времени. Он был великолепный художник – кстати, это он изобрел светящиеся краски. Изобретение, которое пы­таются приписать другому. Но сам он не мог лю­боваться живописью – ни своей, ни чужой. Когда он глядел на картину, она тотчас распадалась для него на мазки, которые художник мгновение за мгновением накладывал на холст. Граф, глядя на холст, видел Время... Но вернемся в Париж!

Прошло совсем немного времени после по­явления графа в Париже, и уже Фридрих Великий с изумлением написал в письме: «В Париже объявился новый политический феномен. Этот чело­век известен под именем графа Сен-Жермена. Он состоит на службе у французского короля и нахо­дится у него в большой милости».

Они часто подолгу беседовали, граф и король, пока придворные томились в приемной, подпирая стены Овальной комнаты.

Теперь все знаменитые вельможи считали за честь пригласить друга короля на ужин. Но, как писал завидовавший и ненавидевший графа Сен-Жермена Казанова, к изумлению присутствую­щих, граф почти ничего не ел во время этих ужи­нов. Да, у него была особая диета. Вместо еды он рассказывал. Эти рассказы Сен-Жермена были, как правило, о событиях знаменитых, но давно минувших. Его рассказы были столь же таин­ственны, как его химические опыты. Ибо граф, рассказывая о прошлом, порой забывался... как порой и я, ваш покорный слуга. И рассказывал... в настоящем времени! Будто он побывал там не­давно... Все дело в том, что граф Сен-Жермен, как и ваш покорный слуга, видел то, что рассказывал... На слушателей это действовало. Граф насмешливо писал в одном из писем: «Услышав, как я описы­ваю прошлое, милые парижане верят, что мне ты­сяча лет и я в нем бывал! Я не спешу разуверить их, ведь им так хочется верить, что кто-то может жить намного дольше, чем установлено неумоли­мой природой».

Граф был и великолепным композитором. Обычно, беседуя с гостями, садился за клавесин и, продолжая беседу, начинал импровизировать. Он как бы записывал музыкой свой разговор для Веч­ности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: