Научный менеджмент
Анализ причин эффективности промышленных предприятий позволил американскому инженеру Фредерику Уинслоу Тейлору высказать допущение о том, что основным фактором препятствующим росту продуктивности работы является низкий уровень менеджмента. Ф. Тейлор стал основоположником научного менеджмента, или одной из областей классического направления менеджмента, в которой основное внимание отводилось проблемам повышения производительности труда с помощью внесения в процесс управления научно обоснованных изменений.
На ряде производств Тейлор изучил особенности производственных процессов и пришел к выводу: основная причина невысокой производительности - несовершенная система стимулирования работников. Вместе с тем Тейлор вознаграждение не сводил чисто к денежным выплатам. Сюда он относил также разные социальные мероприятия с боку предпринимателей: организацию рабочих столовых, детских садов, вечерних курсов ит.п.
Предложенные Ф. Тейлором и другими учеными идеи научного "менеджмента позволили добиться значительного повышения производительности труда во всех областях промышленности и надо признать, не потеряли своей актуальности и по сей день. Однако в научном менеджменте отводилось недостаточное внимание возрастающим потребностям сотрудников в социальном контексте процесса работы, что привело к усилению конфликта между управляющими и рабочими.
|
|
Нормирование труда, конвейер, научная организация труда (НОТ) — эти компоненты менеджмента являются результатом успешной практики именно того времени.
Общий подход
• Разрабатываются стандартные методы выполнения рабочих задач
• Осуществляется отбор работников, которые владеют способностями для выполнения конкретных заданий
• Обеспечивается поддержка рабочих с помощью планирования рабочих задач и устранения помех
• Использование материальных стимулов содействует увеличению производительности труда
Преимущества
• Демонстрируется вся важность оплаты труда
• Проводятся научные исследования процессов выполнения разных работ и решение задач
• Демонстрируется вся важность отбора и обучения работников
Недостатки
• Не учитывается социальный контекст процесса работы и возрастающие нужды работников
• Отсутствует индивидуальный подход
Бюрократические организации
Еще одна научная школа классического направления менеджмента - концепция бюрократических организаций, была разработана европейским ученым Максом Вебером (1864-1920), который настаивал на необходимости систематического анализа организации как единого целого.
|
|
В конце XІX в. много европейских компаний управлялись на личной, семейной основе. Данная практика имела ряд отрицательных особенностей: организационные ресурсы использовались скорее для удовлетворения индивидуальных желаний, чем целей компании (обслуживание покупателей). Г. Вебер отстаивал мысль о том, что компании должны управляться на безличной, сугубо рациональной основе, и определил эту организационную форму как бюрократию.
Основные характеристики бюрократической организации.
Г. Вебер считал, что основанная на рациональной власти организация отличается больше, высокой эффективностью и гибкостью, быстрее приспосабливается к изменениям, поскольку она в меньшей степени зависит от воли и желаний конкретных людей. Все в организации должно быть основано на правилах и ведении отчетности, что и позволяет обеспечить наследственность. Эффективность деятельности менеджера зависит не от его личностных характеристик, а от формальной власти, которой он располагает на данной должности.