Приверженцы данного направления уделяли основное внимание анализу поведения людей в процессе труда, их потребностей, взаимоотношений на рабочих местах, также социальных взаимодействий и групповых процессов.
Выделяют три области гуманистического направления менеджмента:
движение человеческих отношений,
концепцию человеческих ресурсов и
научный бихевиоризм.
Движение человеческих отношений
Сторонники движения человеческих отношений придерживались мнения о том, что истинно эффективный контроль над процессом труда исходит от самого работника, а не из строгой, авторитарной системы управления и в 1924 г. была проведена серия экспериментов по изучению производительности труда рабочих, известная как «Хоторнские исследования».
Сегодня нам важна не столько научная обоснованность этих экспериментов, сколько тот факт, что они стимулировали повышенный интерес исследователей к рабочим как к живым людям, а не как к дополнению станков и механизмов. Публикация результатов исследований инициировала настоящую революцию в отношениях менеджмента и работников организаций. Таким образом, неточный анализ результатов исследований дал толчок развитию движения за человеческие отношения.
|
|
Концепция человеческих ресурсов
Концепция человеческих ресурсов, суть которой состоит в разработке рабочих заданий в соответствии с теориями мотивации, когда работники получают возможность полностью реализовать свой потенциал и тем самым удовлетворить свои высшие потребности. К наиболее известным представителям концепции человеческих ресурсов относят Абрахама Маслоу и Дугласа Макгрегора.
Наблюдая за пациентами, практикующий физиолог, психолог, психоаналитик и ученый-теоретик А. Маслоу (1908-1970) пришел к выводу, что многие их проблемы связаны с неспособностью индивидов удовлетворить свои потребности. Анализ и обобщение результатов наблюдений позволили А. Маслоу построить иерархию человеческих потребностей. основу которой образуют физиологические потребности, на которых «покоятся» потребности в безопасности, принадлежности, самоуважении и, наконец, самоактуализации.
Президент Антиохийского колледжа (штат Огайо, США), Д. Макгрегор (1906— 1964) основываясь на практическом опыте работы менеджером и консультантом, а также знаниях в области психологии и работах А. Маслоу, Д. Макгрегор сформулировал основные предположения, Теорию X и Теорию У. Ученый считал, что классический менеджмент основывается на предположениях Теории X. В качестве более реалистичного подхода к менеджменту Д. Макгрегор предложил Теорию У.