Гуманистическое направление

Приверженцы данного направления уделяли основное внимание анализу поведения людей в процессе труда, их потребностей, взаимоотношений на рабочих местах, также социальных взаимодействий и групповых процессов.

Выделяют три области гуманистического направления менеджмента:

движение человеческих отношений,

концепцию человеческих ресурсов и

научный бихевиоризм.

Движение человеческих отношений

Сторонники движения чело­веческих отношений придерживались мнения о том, что истинно эффективный кон­троль над процессом труда исходит от самого работника, а не из строгой, авторитар­ной системы управления и в 1924 г. была проведена серия экспериментов по изучению производительности труда рабочих, известная как «Хоторнские исследования».

Сегодня нам важна не столько научная обоснованность этих экспери­ментов, сколько тот факт, что они стимулировали повышенный интерес исследова­телей к рабочим как к живым людям, а не как к дополнению станков и механизмов. Публикация результатов исследований инициировала настоящую революцию в отношениях менеджмента и работников организаций. Таким обра­зом, неточный анализ результатов исследований дал толчок развитию движения за человеческие отношения.

Концепция человеческих ресурсов

Концепция человеческих ресурсов, суть которой состоит в разработке рабо­чих заданий в соответствии с теориями мотивации, когда работники получают возможность полностью реализовать свой потенциал и тем самым удовлетворить свои высшие потребности. К наиболее известным представителям концепции человеческих ресурсов относят Абрахама Маслоу и Дугласа Макгрегора.

Наблюдая за пациентами, практикующий физиолог, психолог, психоаналитик и ученый-теоретик А. Маслоу (1908-1970) пришел к выводу, что многие их про­блемы связаны с неспособностью индивидов удовлетворить свои потребности. Анализ и обобщение результатов наблюдений позволили А. Маслоу построить иерархию человеческих потребностей. основу которой образуют физиологиче­ские потребности, на которых «покоятся» потребности в безопасности, принад­лежности, самоуважении и, наконец, самоактуализации.

Президент Антиохийского колледжа (штат Огайо, США), Д. Макгрегор (1906— 1964) основываясь на практи­ческом опыте работы менеджером и консультантом, а также знаниях в области психологии и работах А. Маслоу, Д. Макгрегор сформулировал основные пред­положения, Теорию X и Теорию У. Ученый считал, что классический менеджмент основывается на предположениях Теории X. В ка­честве более реалистичного подхода к менеджменту Д. Макгрегор предложил Теорию У.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: