Зарубежная политико-правовая мысль 1 страница

История политических и правовых учений.

Общие указания:

Перед тем, как садиться за сабж, следует освежить (или приобрести) знания по ТГП (общие категории и понятия, подходы к решению ключевых проблем), истории (в частности, государства и права, рассматривать учение следует в связи с конкретной социально-экономической обстановкой), социологии, философии (познать мировоззрение ученого по общим вопросам).

Постичь общие черты учений в рамках конкретных эпох исторического развития (Ячевский придерживается цивилизационной хронологии – Древний мир, Средние Века и так далее), типические черты – по отношению к этапам развития ППУ.

3. Общая схема изучения (в т.ч. особенных черт)
- Социально-политические особенности исторической эпохи

- Философские взгляды мыслителя и значение для его ППУ

- Взгляд мыслителя на происхождение государства и права, государственную власть, принципы права, законы и другие важные вопросы

- Чьи интересы представлял мыслитель?

- Что нового дал мыслитель? Какова связь с предыдущими и последующими?

ЗАРУБЕЖНАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ

Когда Адам пахал, а Ева пряла – кто был дворянином?
Джон Болл, 1381 г., Англия.

  1. Предмет и методология ИППУ

Что изучает ИППУ? Что собой представляет структура и периодизация ИППУ? Какой критерий положен в основу периодизации? Каковы методы изучения ИППУ? В чем заключается конкретно-исторический подход к изучению ИППУ и каковы его требования? В чем его значение для оценки ППУ?

Чем объясняется недопустимость модернизации тех или иных идей и положений учений прошлого?

Какие общие закономерности прослеживаются в развитии политико-правовой мысли у разных народов и чем объясняются ее особенности в разных странах?
Исходя из чего оцениваются заслуги теоретиков прошлого? В сопоставлении с чем?

  1. Особенности становления политико-правовой мысли в странах Востока

Какими общими для политико-правовой мысли Востока чертами характеризуется ее становление в странах Ближнего Востока, Индии и Китае?

Какие исторические и социально-политические факторы предопределили своеобразие восточной политико-правовой мысли?

Чем отличается «Авеста» от других памятников политической мысли Древнего Востока?
Чем вызван особый интерес к истории становления политико-правовой мысли в Древней Индии и Китае?

  1. Политические и правовые идеи в Древней Индии. Буддизм. «Артхашастра»

Какие факторы стимулировали развитие политико-правовой мысли в Древней Индии?

Каковы основные особенности политико-правовой идеологии брахманизма?

В чем сущность концепции кармы и каково ее значение для правовой сферы деятельности человека?

Какая из четырех частей Вед больше, чем остальные, касается правовых проблем и почему?

Каково значение трактата «Артхашастра» для истории политико-правовой мысли?

Чем объяснить наличие в нем не свойственных для брахманизма идей и положений о власти и законе?
Обосновывается ли в трактате принципиально иной образ правления, нежели характерный для Востока деспотический?

В чем заключался прогрессивный в политическом и теоретико-познавательном плане характер буддизма? Какую роль он сыграл в истории Древней Индии и других стран? Какова его дальнейшая судьба?

  1. Этико-политическое учение Конфуция

В чем состояла особенность мировоззрения и политико-правовой мысли Китая в отличие от ближневосточной и индийской?

Какие из учений Китая можно отнести к основным и чьи интересы они выражали?

В чем особенность учения Конфуция? Какие основные этапы прошло в своей эволюции конфуцианство?

Чем объяснить сближение конфуцианства и легизма и синтез их основных положений в императорском конфуцианстве?

  1. Даосизм

В чем выражался и чем объяснялся известный анархизм взглядов на государство и право Лао-цзы?

  1. Политико-правовые идеи Мо-цзы

Какие прогрессивные в политико-правовом отношении идеи содержались в учении Мо-цзы?

Мо-цзы (приблизительно 479—400 гг. до н. э.) — основатель школы моистов. Его учение изложено последователями в книге "Мо цзы". Моизм выражал интересы мелких собственников — свободных земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в государственном аппарате, социальное положение которых было неустойчиво

и противоречиво. С одной стороны, они были близки к крестьянским массам и в известной степени восприняли их убеждения, а с другой, — добившись определенного положения в обществе, стремились приблизиться к правящей верхушке, требовали для себя привилегий высших сословий. Такими же противоречиями было пронизано учение моистов.

Воспроизводя некоторые представления социальных низов, моисты осуждали замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства. Они доказывали, что все люди равны перед божественным небом. На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых. С этих позиций ими подвергалась критике и примиренческая доктрина конфуцианцев, которая допускала врожденные знания у наследственных аристократов и ограничивала выдвижение мудрых своего рода цензом образования. Источником мудрости являются не врожденные добродетели и не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа.

Управление государством не требует обучения. Способности человека к управлению определяются его деловыми качествами.

Мо-цзы ссылался на пример древних правителей, которые приносили пользу всему народу, сейчас же знать погрязла в войнах.

Противоречия в учении моистов начинались тогда, когда они переходили от критики существующих порядков к изложению принципов и методов управления в идеальном государстве.

В противовес конфуцианскому принципу человеколюбия Мо-цзы выдвинул принцип всеобщей любви. Конфуцианское человеколюбие представляет собой корыстную любовь, основанную на привязанности по крови и приоритете родственных связей.

Истинное человеколюбие подразумевает одинаково справедливые отношения

ко всем людям без различия родства или сословий. Как и в древней общине, сильный должен помочь слабому.

Всеобщая любовь стала в государстве услужением – чиновники хотят рангов и жалования, государь – выгоды себе. Кукушка хвалит петуха…

Идеальной организацией власти Мо-цзы считал государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой. В единообразном исполнении чиновниками воли государя он видел залог и основу прочности власти. Для установления же полного единства государства предлагалось насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы.

Таким образом, в концепции моизма идеи равенства были фактически отброшены; концепция завершалась восхвалением деспотически-бюрократического государства, исключавшего всякую возможность не только участия народа в управлении, но и обсуждения им государственных дел. Взгляды Мо-цзы на государственное единство

приближались к идее централизации власти.

Предлагалась первая договорная концепция происхождения государства – в древности у каждого было свое понимание справедливости, была вражда. Люди выбрали самого добродетельного и мудрого сыном неба.

Власть должна сочетать убеждение с наказаниями.

В истории китайской политической мысли учение Мо-цзы занимает промежуточную ступень между конфуцианством, выдержанным в духе патриархальной морали, и практико-прикладной теорией легистов (законников). Моизм отражал результаты перерастания патриархальной общины в территориальную, развития отношений,

построенных на расчете и соображениях выгоды, но воспроизводил идеологию слоев, которые не способны были преодолеть общинные связи. Отсюда — склонность моистов к конформизму, половинчатость предлагаемых ими реформ, утопические идеи выдвижения

простолюдинов на государственную службу при сохранении аристократических привилегий и т. п. В политической программе моизма просматриваются как прогрессивные, так и консервативные тенденции.

  1. Особенности становления и развития политико-правовой мысли в Древней Греции. Основные этапы ее развития.

В чем состояли особенности в формировании античной политико-правовой мысли в отличие от восточной и какими социально-политическими факторами они были обусловлены?

Какие основные этапы прошла в своем развитии древнегреческая политико-правовая мысль и в чем их особенности? Что можно отнести к теоретическим достижениям Древней Греции?

В чем особенность философского подхода к проблемам политики, государства и права древнегреческих мыслителей, начиная с Гераклита?

Чем объяснялась дифференциация политико-правовых учений Греции на аристократические и демократические?

  1. Демокрит о государстве и праве.

С чем связаны основные заслуги Демокрита во взглядах на государство и право?

  1. Сократ и софисты о государстве и праве.

Что можно отнести к теоретическим заслугам софистов в их взглядах на государство и право и чем объяснялся их нравственный и правовой релятивизм?

В чем состоит главное отличие политико-правовой концепции Сократа от релятивизма софистов?

  1. Учение о государстве Платона.

Каковы социально-исторические и теоретические предпосылки аристократической позиции Платона?

Почему в идеальном государстве Платона власть принадлежит интеллектуальной элите философов?

Какова платоновская форма форм политического господства?

В чем особенность правовых взглядов Платона?

  1. Политико-правовое учение Аристотеля.

Что собой представляла разработанная методология эмпирических исследований государства и права Аристотеля? Почему его считают основоположником сравнительного метода в социально-политических науках?
В чем, по Аристотелю, состоит специфика политического общения и чем оно отличается от общения деспотического?

Что собой представляла аристотелевская типология политических форм?

Каков смысл обоснования Аристотелем политии и чем она отличается от демократии?
В чем состоит радикальное отличие трактовки права и справедливости между софистами и Аристотелем?

  1. Особенности политико-правовой мысли периода эллинизма.

В чем заключались особенности учений Эпикура и стоиков как представителей последнего этапа древнегреческой мысли? Какое место в истории мысли занимает кинизм? В чем особенность взглядов киников на государство и право?

  1. Полибий и его концепция круговорота форм государственного правления.

Что представлял собой историко-политический метод при изучении причин образования и развития государства и права Полибия? Что собой представляла концепция круговорота форм правления государства Полибия? Какое влияние оказали в этом отношении идеи стоиков? Что можно отнести к теоретическим заслугам этого мыслителя?

  1. Особенности древнеримской политико-правовой мысли.

Чем объясняются особенности древнеримской мысли?

Какие этапы прошла в своем развитии древнеримская политико-правовая мысль и в чем заключались особенности каждого из них?

  1. Цицерон о государстве и праве.

Что было нового в понимании Цицероном государства и его форм? Что понимал под естественным правом Цицерон и какое значение ему придавал?

  1. Римские стоики.

В чем особенности политико-правовых взглядов стоиков и какое влияние оказали они на юристов?

  1. Римские юристы и их роль в развитии политико-правовой мысли.

Как соотносятся понятия права и справедливости у юристов?

Какую новую классификацию права предложил Ульпиан и в чем ее значение?

Юриспруденция в Древнем Риме развивалась в периоды принципата и домината в связи с увеличением числа сделок, споров, исков, судебных решений. Римские юристы давали консультации по вопросам права, издавали учебники и комментарии римского права, преподавали в учебных заведениях. Консультации юристов по спорным вопросам обычно принимались судами и влияли на решение дел.

Рассвет римской юриспруденции относится к II—III вв. Юристы Папиниан, Павел, Гай, Ульпиан, Модестин и некоторые другие занимали высокие должности; сборники их суждений и даже учебники (Институции Гая 143 г.) были источниками права.

В V в. императоры придали юридическую силу сочинениям некоторых юристов, а в VI в. выдержки из сочинений юристов были включены в Дигесты Юстиниана.

При решении частных дел римские юристы избегали обобщений и общих определений. Поэтому в их трудах нет определений таких понятий гражданского права, как собственность, договор, сервитут, иск и т. п. Однако в их трудах немало теоретических

положений, оказавших заметное влияние на развитие современной им и последующей общей теории и философии права.

Право – рождается из справедливости. Юс – юстиция. Противопоставляется право равное и справедливое и право, не отвечающее требованиям справедливости. Юстиция – общий принцип права вообще и естественного права в частности. Это воля воздавать каждому свое право (Ульпиан).

К ним относится общее определение права: "Право есть наука о добром и справедливом". "Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит".

Право они делили на публичное и частное. Публичное право относится к положению Римского государства, к общественной пользе: частое право относится к пользе отдельных лиц.

Частное право юристы делили на три части. Оно включает естественное право (ius naturale), присущее не только человеческому роду, но и всем животным (сюда относятся брак, продолжение рода, воспитание детей), это право, которое всегда доброе и справедливое; право народов (ius gentium), т. е. право, которым пользуются все народы (сюда относятся война, разделение народов, основание царств, разделение имущества, купля и продажа, рабство и освобождение от рабства и др.), оно справедливо для многих – также сюда преторское право. Третья часть — цивильное право, то право, которое каждый народ установил для себя, что-то добавляющее или исключающее из общего права (естественного права и права народов).

Заметное влияние на эту классификацию, согласно которой "по естественному праву все рождаются свободными", оказала философия стоиков, популярная в Риме того времени. Однако признание естественной свободы всех людей вовсе не означало отрицания

или осуждения рабства. Они констатировали факт рабства.

В трудах римских юристов разработан ряд важнейших положений общей теории права. Это, прежде всего, положение о нормативной сущности права. "Закон есть общее (для всех) предписание, — писал Папиниан, — решение опытных людей, обуздание

преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства".

Юристы Ульпиан, Цельс, Помпоний утверждали: "Права устанавливаются не для отдельных лиц, а общим образом... не исходя из того, что может произойти в единичном

случае... Право приспособлено к тому, что происходит часто".

Большое внимание римские юристы уделяли источникам (формам) права. Они писали, что цивильное право происходит из законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, мнений мудрецов, решений преторов. К источникам права относится

также обычай, им следует руководствоваться в случаях, когда не имеется писаного закона.

К основному источнику публичного права Ульпиан относил решения принцепса (императора). Народ предоставляет ему власть, и он ей издает эдикты. При этом сам император (принцепс) ставился выше действующих законов ".

Творчество римских юристов оказало сильное влияние на правовую и политическую мысль Европы. Труды римских юристов изучали, комментировали и преподавали юристы Средних веков. Тогда же, защищаясь от притязаний католической церкви на светскую

власть, императоры ссылались на суждения Ульпиана об источниках публичного права. Рецепция римского права повлияла на законодательство и правовую идеологию стран континентальной Европы; ряд положений, разработанных римскими юристами, нашел

воплощение во французском Гражданском кодексе 1804 г. (кодекс Наполеона) и теоретическое развитие в доктрине юридического позитивизма XIX в.

  1. Аврелий Августин о государстве и праве.

Какое место в истории средневековой мысли занимает учение Аврелия Августина и в чем особенность его взглядов на соотношение церкви и государства?

  1. Особенности политико-правовой мысли Средневековья и ее основные направления.

Какие основные этапы прошла в своем развитии политико-правовая мысль и чем они объяснялись? В чем ее отличие от античной?

Чем было вызвано появление теократических концепций Средневековья и что они представляли собой?

  1. Политико-правовые идеи еретических движений.

Что представляли собой политические, правовые и нравственные идеалы еретических учений?

В средневековой Европе ересью называлось религиозное учение, признающее основные идеи (догматы) христианства, но понимающее и толкующее их иначе, чем господствующая церковь. Все еретики считали себя истинными христианами и выступали прежде всего против духовенства и церкви, извратившей, по их мнению, подлинное учение Христа. Церковь, в свою очередь, обвиняла еретиков в неправильном толковании текстов Священного писания, в заимствовании идей посторонних религий или в повторении еретических идей, уже осужденных церковными соборами.

Многие ереси были чисто богословскими и не касались общественно-политических

проблем. Однако и такие ереси становились опасными для авторитета господствующей церкви, которая искала и находила себе поддержку светской власти в истреблении инаковерующих. Еще опаснее для церкви были ереси, которые, взывая к текстам Нового завета, обвиняли духовенство в отступлении от апостольских правил, в корыстолюбии,, в пренебрежении заповедями Христа. Наконец, ряд еретических учений и движений имел

антифеодальный характер, осуждал не только церковь, но и крепостничество,

дворянские привилегии, государство и право.

Первыми еретиками Европы, положившими начало широкому общественно-политическому движению, были болгарские богомилы.

Введение в Болгарии христианства (864 г.), создание славянской письменности и распространение религиозных книг совпали с периодом бурного развития феодальных отношений. Резкий и насильственный переход болгарского общества от общинно-патриархального строя к сословно-феодальному, захват крестьянских земель

царем, феодалами, церковью, обременение нищающих крестьян множеством повинностей в пользу богатых порождали массовое сомнение в том, что все это происходит по воле

Бога, который добр и справедлив. Новый Завет – все царства мира принадлежат дьяволу (искушение Христа)

Особенное внимание они обратили на тексты Евангелий, дающие основания отождествить дьявола с богатством (не служить одновременно богу и мамоне). Земля присвоена дьяволом, и крестьяне пребывают у них в кабале. Кресты – тоже орудия дьявола, ими прикрывается духовенство.

Из всех обрядов богомилы признавали только посты, взаимную исповедь и молитву "Отче наш", считая, что всему этому скоро будет положен конец.

В борьбе с феодальной церковью и всем феодальным строем богомилы создали по раннехристианскому образцу собственную организацию. Их "апостолы" провозглашали идеи неповиновения власти. Богомильское учение вскоре после возникновения распространилось в других странах – под его влиянием распространились идеи на Балканах. Особенно сильное воздействие это учение оказало на идеологию

стран Западной Европы, в первую очередь Южной Франции и Северной

Италии, где процветали города, были развиты культура, ремесло, торговля. Проповедь "добрых людей", катаров, патаренов, альбигойцев (так еретиков называли на Западе), имела успех у горожан, отдельных групп дворянства и крестьян; к концу XII в.

католическая церковь потеряла влияние на юге Франции и севере Италии.

Для искоренения ереси римские папы организовали ряд крестовых походов (альбигойские войны), учредили инквизицию и нищенствующие ордена (доминиканцы и францисканцы). Одновременно с учреждением инквизиции римский папа Иннокентий III повелел уничтожить все книги Священного писания, переведенные на народный язык. Затем (1229 г.) мирянам вообще было запрещено читать Библию.

Новые волны еретических движений начались во второй половине XIV в.

Еретические движения XIV—XV вв. основывались на тех же идейных посылках, что и предшествующие им. Отвергая церковное предание как человеческое измышление, еретики ссылались для обоснования своих требований на тексты Священного писания. Крайне редко в ересях XIV—XV вв. воспроизводились идеи "двух богов" (доброго и злого), свойственные ересям X—XIII вв., так как альбигойцы и память

о них были совершенно истреблены. Большое распространение в наиболее радикальных

ересях классического и позднего Средневековья получила идея "тысячелетнего царства", "Царствия Божьего", возвещенного в "Откровении Иоанна" (Апокалипсисе).

Из Священного писания одни еретики делали вывод, что церковные богатства противоречат заветам Христа и апостолов, что обряды и церковные службы не имеют обоснования в Новом завете, что церковь отклонилась от истинной веры и

нуждается в преобразовании. Другие еретики обращали внимание на то, что Священному писанию противоречат также сословное неравенство, крепостное право, дворянские привилегии, войны, казни, клятвы, суды. Одни еретики ограничивались требованием церковной реформы и нередко получали поддержку светской власти, другие — на основе Священного писания осуждали феодально-сословный строй и государство вообще

Ориентируясь на расстановку классово-сословных сил в период крестьянской войны в Германии 1525 г., Ф. Энгельс назвал первый тип ереси бюргерским, второй — крестьянско-плебейским (влияние на Реформацию!).

Одним из первых представителей ереси этого периода был профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф, выступивший в конце XIV в. против зависимости английской церкви от папской курии и вмешательства церкви в дела государства.

Одновременно с учением Уиклифа в Англии возникло движение лоллардов, требовавших передачи земель крестьянским общинам и ликвидации крепостного права. Их учение играло видную роль при подготовке крупнейшего крестьянского восстания Уота

Тайлера (1381 г.), одним из вождей которого был проповедник Джон Болл. Ссылаясь на писание, лолларды осуждали сословное неравенство.

Вскоре после подавления движения лоллардов началась Реформация в Чехии. Начало Реформации было положено выступлением Яна Гуса против привилегий духовенства, десятины и церковных богатств. с 1415 – гуситские войны за освобождение Чехии. В гуситском движении вскоре определились два течения — чашники и табориты.

Программа чашников сводилась к ликвидации привилегий духовенства, лишению церкви светской власти, секуляризации церковных богатств и признанию самостоятельности

чешской церкви.

Радикальнее были требования таборитов, которые выступали не только против католической церкви и церковной иерархии, но и за уничтожение привилегий как немецкого, так и чешского дворянства, за ликвидацию крепостного права и феодальных повинностей и т. д. Табориты утверждали, что скоро наступит "тысячелетнее

царство", в котором все будут равны и совместно будут решать общие дела, не будет богатых и бедных, собственности и государства.

Лозунги таборитов и чашников вскоре были использованы во время Реформации в Германии.

  1. Фома Аквинский о государстве и праве.

В чем особенность идейных основ ППУ Фомы Аквинского?

В чем суть учения Фомы Аквинского о государстве и трех элементах государственной власти?

Можно ли считать Фому Аквинского демократом на основании его учения о «смешанной форме» правления?

В чем особенность учения о видах законов и какая цель им достигалась?
В чем особенность трактовки человеческого закона? Какие основные требования предъявлялись к нему?

Какова эволюция политико-правовых идей томизма и их интерпретация современными неотомистами?

  1. Марсилий Падуанский о государстве и праве.

Можно ли рассматривать рассуждения о законодательной и исполнительной власти Марсилия Падуанского как прообраз теории разделения властей?

К началу XIV в. относится ряд острых столкновений между римскими папами и Людвигом IV Баварским (1287—1347, германский король с 1314 г., император Священной Римской империи с 1328 г.).

Наиболее яркое и своеобразное теоретическое выражение протест против притязаний католической церкви на светскую власть нашел в учении Марсилия Падуанского (ок. 1280—1343).

Итальянский философ, ученый и медик Марсилий Падуанский, бывший одно время ректором Парижского университета, написал книгу "Защитник мира" (1324 г.). Книга выдержана в схоластической манере; автор рассуждает о небесных и земных целях человека, о законах, определяющих пути достижения этих целей; эти рассуждения были изложены в виде толкования модной тогда "Политики" Аристотеля и в духе времени сопровождались ссылками на Священное писание, труды отцов церкви, Фомы Аквинского и других схоластов.

Марсилий Падуанский резко критикует теократические теории: основная причина войн, смут и возмущений, мешающих мирному, упорядоченному общежитию (одна из основных земных целей), — неверные представления о соотношении церкви и государства, божественного и человеческого законов. Попытки церкви вмешаться

в дела светской власти лишают мира европейские государства. Эта причина раздоров не

описана Аристотелем, которому вообще не была известна высшая цель, определяемая божественным законом,

Марсилий Падуанский различает два вида законов по их цели, содержанию и способам обеспечения.

Божественный закон указывает пути достижения вечного блаженства, определяет различия между грехами и заслугами перед Богом, а также наказания и награды в потустороннем мире. Цель человеческого закона — справедливость и общее благо, прочность и твердость власти; различая правомерное и неправомерное, закон устанавливает справедливость; соблюдение человеческого закона обеспечивается принуждением.

Право — это установленное государством приказание, дозволение или запрещение, обладающее принудительной силой. Право регулирует отношения между людьми и удерживает человеческую власть от произвола. В разных странах разное право.

Цель человеческого закона — "хорошая жизнь на земле". Цель божественного закона — вечное спасение.

Из различения двух видов законов проистекают разграничения целей, сфер и методов деятельности церкви и государства.

К ведению церкви относятся только божественные, но не человеческие законы; служа высшей цели, церковь не должна вмешиваться в "мирские дела". Духовенство имеет право лишь учить, проповедовать христианское вероучение, но никак не принуждать;

Грешников карает лишь бог. Посылки – те же, что и у Фомы.

Еретика может карать князь (изгнанием), священник должен лишь учить.

Человеческий закон должен приниматься народом — под народом понимается "совокупность граждан или важнейшая их часть". Такой порядок принятия и изменения человеческих законов предопределяется их целью: принятые народом законы выражают общее благо; народ лучше повинуется тем законам, которые сам для себя создал; эти законы всем известны; большинству легче принуждать; каждый может заметить упущения и предложить способы их устранения.

Действия правительства подзаконны, исполнитель избирается тем, кем установлен закон.

Идеи исходили из практики итальянских городских республик, опирались на отдельные мысли Аристотеля, были созвучны порядку избрания императора Священной Римской

империи, наконец, изложены были в схоластической манере.

Сложность содержания трактата "Защитник мира" обусловила многообразие оценок идей Марсилия Падуанского – даже как предшественника Руссо.

Но вот о разделении властей хоть каком-то он ни черта не говорил – «наилучшая часть общества» и т.п. тезисы. Он говорил лишь о различии функций, о выборности определенных элементов монархии. Однако, это было прогрессивно и отвечало требованиям как светских монархов, которые усилялись и стремились освободиться от опеки церкви, так и требованиям бюргерства (до Чумы оно было примерно таким же сильным).

  1. Особенности политико-правовой мысли Арабского Востока

В чем заключались основные отличия политико-правовой мысли Арабского Востока от политико-правовой идеологии Западной Европы и чем они объяснялись?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: