Зарубежная политико-правовая мысль 2 страница

Что собой представляет концепция «двух истин» и какую роль она сыграла в развитии ППУ Арабского Востока?

Общая особенность для всего средневековья – феодальный строй, сильное влияние на ППУ религии. На Арабском Востоке – теснейшая связь религии с обществом (и особенно с правом!), практически нет борьбы между светской и духовной властью.

Ибн Рушд (Аверроэс) - перевёл с сирийского и прокомментировал ряд сочинений Аристотеля.В спорахвыступал как рационалистический защитник философии.В западноевропейской средневековой философии существовало направление, сторонники которого продолжили начатую Ибн Рушдом интерпретацию учения Аристотеля. Направление получило название аверроизма. Его сторонники не заботились о согласовании философии Аристотеля с христианским вероучением (ими была выдвинута концепция «двойственной истины», обосновывавшая независимость истин разума от истин религии). Повлиял на Марсилия Падуанского – «политический аверроизм».

Основные идеи ранней философской концепции аверроизма, содержащиеся в комментариях Аверроэса к Аристотелю:

существует одна истина, но (как минимум) два способа её достижения: через философию и через религию;

мир вечен;

душа состоит из двух частей — индивидуальной и божественной;

индивидуальная душа не вечна;

все люди содержат в себе одну и ту же божественную душу

Критиковались все религии – аверроизм в целом преследовался, но учение Аристотеля повлияло даже на церковь (через Фому Аквинского).

  1. Политико-правовое учение ислама

В чем особенность трактовки политики и власти в исламе?

В чем различия между основными религиозно-правовыми школами суннитского и шиитского направлений?

Становление мусульманской правовой мысли явилось результатом возникновения в начале 7 века ислама, формирование которого неотделимо от личности пророка Мухаммеда (570-632). Основы вероучения установлены в Коране – запись откровения Аллаха, а также в хадисах – преданиях, повествующих от имени или о Мухаммеде.

Ислам первоначально воспринимался как религия, но со временем, с возникновением халифата, он, оставаясь религиозным учением, взял на себя роль универсальной нормативной системы, определяющей образ жизни мусульман. К Корану и хадисам начали обращаться на ответами на мирские вопросы. Возникло общее понятие о шариате – начертанном Аллахом праведном пути, предписанных им правил. Потом шариат стал пониматься как совокупность обращенных к людям предписаний, установленных Аллахом.

Три части – религиозная догматика, исламская этика, практические нормы – культовые предписания и нормы, регулирующие жизнь мусульман.

Разделяются предписания, которые имеют ясный смысл и однозначно понимаются, другие – многозначны и устанавливают лишь ориентиры и принципы. Эти нормы неоднозначно понимаются мусульманскими теоретиками.

Становление исламской мысли шло по нескольким направлениям. Одно из них – запись и составление сборников хадисов – Аль-Бухари (810-870). Вырабатывались способы толкования Корана и Сунны, приемы рационально формулирования норм самими судьями по своему убеждению.

Иджтихад – поиск правил поведения на основе рационального толкования норм. Нужно найти ответ, который соответствовал бы смыслу шариата. На его основе сложился фикх – мусульманская правовая доктрина. Основоположник – Мухаммад бин Идрис аш-Шафии (767-819) – предложил теорию источников норм шариата. К первым относится Коран и Сунна, которые неизменны и безошибочны, вторая – рациональные способы их толкования, решение вопросов, которые не урегулированы ими. Это кыяс – аналогия, истихсан – исключение, исключительные интересы – дозволение новых норм, не запрещенных прямо Кораном или Сунной.

Все эти правила поведения включаются в шариат, именуются «корнями фикха».

Неоднозначные концепции – в различных районах появляются свои мазхабы – школы права. Это ханифисткий (иджма – мнения богословов, адат – обычаи!), маликитский (большая роль кыяса, при этом допускаются действия менее греховные), шафиитский, ханбалистский (фетвы богословов, иджма, и никакого кыяса или адата!) – Абу Ханиф (699-767), Малик ибн Анас (713-795(, Ахмад ибн Ханбал (780-855). Среди шиитов – джафаритская, исмаилитская, зейдитская школа фикха.

Каждый подход по-разному толковал корни фикха. Делятся правоведы – на высшую категорию (полное толкование) – основатели школ, среднее звено – самостоятельно формулировать нормы по методам толка, низшее (факихи, муфтии) – выбирать мнения.

10-11 век – эпоха таклида – прекращается абсолютный иджтихад.

Основные факторы развития права – необходимость практики, постоянных ответов на вопросы. Появляются многие доктрины. Это «право юристов», но вместе с тем основные решения искались в Коране и Сунне.

В шариате закрепляются лишь общие ориентиры. Муджтахид должен извлечь правило, которое уже содержится в шариате.

Фактический плюрализм школ, неопределенность толков. Требовалась разработка общетеоретических проблем права.

Юристы приступили к разработке базовых теоретических конструкций в рамках школы «корней фикха» с целью решить практические проблемы, не отвлекаясь от религиозных постулатов.

Шариат призван служить интересам человека и удовлетворять его мирские потребности (необходимые, облегчающие существование, излишества). Шариат направлен на защиту религии, разума, жизни, продолжения рода и собственность. Действия разделяются на обязательные, рекомендуемые, разрешенные, порицаемые и запрещенные. Строго требуются религиозные обязанности, светских запретов немного.

Цели шариата – на стыке религии, нравственности и права (Коран и Сунна – по первым двум, фикх – толкует и создает право).

Это было необходимо, поскольку в те времена господствовала религиозная доктрина. Право есть выражение воли Аллаха (муджтахиды ее формулируют). Шариат – скорее религиозное явление.

Мусульманская правовая доктрина впервые обосновала концепции злоупотребления правом и причинения ущерба как основания ответственности исходя из хадисов, общие принципы права – необременение человека, обеспечение индивидуальных интересов, исключение ущерба. Это – правовая природа.

  1. Учение о государстве Аль-Фараби и его особенности

Аль-Фараби – «второй учитель» (после Аристотеля!) Родился в Фарабе в Средней Азии, образование получил в родном городе, Багдаде и Дамаске. Один из первых комментаторов Аристотеля. Создал также много оригинальных произведений, повлияв на восточных мыслителей своего времени.

«Гражданская политика», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Афоризмы государственного деятеля», «Слово о классификации наук».

Гражданская политика – положение о коллективном городе, жители которого равны перед законом, власть которых распространяется только на совершение того, что способствует увеличению свободы. Главная ценность – свобода, руководители их подчиняются воле подчиненных. Формы правления – разные. Главное – заслужить уважение жителей удовлетворением желаний (республика?), правом отцов на руководство (монархия?). Здесь объединяются все действия, здесь могут быть достойные люди.

Афоризмы… - истинный правитель тот, кто ставит целью создать подлинное счастье для себя и своих подданных. Правление – это искусство, и это истинная его цель. Правитель должен использовать законы во благо. Цель – не богатство, не получение удовольствий, и не почести.

Познав бытие, можно познать его причины – гностик.

Выделяет достойных лиц – богачи, воины, ораторы, измерители (ученые), наиболее достойные лица (учением или авторитетом).

Войны – признает только оборонительные и справедливые, при этом считает (*как и ислам), что есть те народы, которые рабы по признанию. Цель войны – не только справедливость, но и приобретение блага для города.

Выделяет добродетельную политию и политии невежественные (форма правления?)

Слово.. – выделяет гражданскую науку – изучающую виды действий и поведение, обусловленные волей, свойства, нравы, от которых происходят действия, цели действий, каким образом они располагаются. Она разъясняет, что есть действительное счастье (и оно может быть только в иной жизни), что есть достойные качества (Этика?). Они имеют место только при определенном управлении, царской или верховной власти, политика – основа его.

Управление – добродетельное и невежественное. Разделяется по целям.

Добродетельная царская власть – из силы универсальных законов, из практики в гражданских делах, опыта управления.

Общие законы дает гражданская философия, которая изучает действия, поведение, свойства воли. Делится на две части – виды счастья и способы его организации. (последнее – у Платона и Аристотеля). Это во многом практическая политика.

Юриспруденция – наука, благодаря которой человек может дать оценку любой вещи, недостаточно определенной в каноническом праве (ФИКХ!), и исправить ее.

Качества главы добродетельного города – перечисляются.

  1. Ибн-Хальдун об обществе и государстве.

Теоретические заслуги сабжа и Аль-Фараби.

Ибн Хальдун – мыслитель арабо-исламской культуры эпохи Средневековья. Родился в Тунисе. Жил в Каире, преподавал в медресе, был судьей. Знаком с представителями античной философии и исламской мысли. Высказал ряд ценных суждений по вопросам политики, государства и права.

«Большая история – книга поучительных примеров о днях арабов, персов и берберов…», введение – Прологомены, отразившие культурную жизнь арабского Средневековья. Он излагает в них представления о человеческом обществе и государстве.

Говорит о лжи в истории (это далеко не главное!) – из-за интересов определенных людей к благам, к приукрашиванию реальности.

Человеческое общество считает необходимым, человек – политическое существо по природе, он нуждается в полисе. Аллах создал человека таким, что он может лишь совместно с другими искать пропитание. Есть объединяющее начало (асабийя. сословный дух, общественная солидарность, толкающая людей на государственно-образовательные действия), каждый нуждается в защите. Есть враждебность, есть нечто, что ее сдерживает – власть одного из людей.

Состоянию цивилизации в развитии предшествует состояние дикости (впервые, в общем, но не раскрывая, говорится о естественном состоянии).

Посредством асабийи, определенного духа (связь с Монтескьё) –осуществляется защита, оборона, завоевание, другое дело, для которого люди объединяются. Людям необходим владыка, за ним следуют без принуждения в выполнении его наказов (с помощью асабийи). Корень владычества также в борьбе группировок, более сильная ведет менее сильную. Государство возникает на основе племени, борьбы племен при наличии асабийи (и поэтому – считают основоположником социологии).

В начале существования государств необходимо принуждение. Оно сглаживается в процессе передачи власти по наследству. Асабийя – дух – состоит из многих группировок, одна из которых сильнее. Неизбежно один из людей – предводитель. В процессе властвования проявляет нрав высокомерия, единолично распоряжается властью.

Дело государя осуществляется его группировкой – в первом фазисе, второй – нужна близость чужаков.

Налоги – ранее требуется мало, при длительном существовании государства требуются большие нужды.

Мощь государства покоится на войске (мощь и асабийя), финансах. Создание государства – асабийя, необходимая группировка.

  1. Особенности политико-правовой идеологии Возрождения.

В чем состоят особенности?

XVI век — век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. В ряде стран Франция, Испания, Австро-Германия, Англия, Россия и др.) складывались большие и сильные дворянские монархии. В процессе

преодоления феодальной раздробленности лишались прежней власти и привилегий крупные феодалы. Централизованные абсолютистские государства способствовали образованию и консолидации наций, притязали на объединение нации, народа, страны. Таким образом, происходило становление национальных государств – сосредоточивших свою власть в пределах своей территории. Падал духовный и политический авторитет католической церкви. Организация и деятельность церкви и духовенства критиковались не только еретическими сектами, но и многими католиками. Все большую известность приобретали идеи Уиклифа, Гуса, таборитов об очищении религиозных организаций от всего, что не соответствует Священному писанию. Назревало широкое движение за реформу церкви. Одновременно усиливалась и развивалась рационалистическая критика религиозного мировоззрения.

Предметом изучения становится государство как централизованная структура властных органов. Складывается понятие государства, независимо от тех конкретных форм, в которые оно облекается, и разрабатывается теория государственного суверенитета. Привлекает внимание мыслителей законотворческая деятельность государства.

К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся в итальянских городах-государствах еще в XIV в., распространилась в других странах Западной Европы.

Бурные процессы той эпохи обусловили глубокие изменения в идеологии западноевропейского общества.

В XVI в. естествознание, философия, реалистическое искусство достигли больших успехов. В том же веке общей для всех западноевропейских стран стала культура Возрождения. Предпосылкой и основой Возрождения был гуманизм — стремление ряда ученых, философов, политиков, деятелей искусства заменить традиционное для средневековой схоластики исследование текстов Библии, постановлений Соборов и сочинений отцов церкви изучением человека, его психологии и морали.

Светские (гуманитарные) науки изучали не Бога, а человека, его отношения с другими людьми и его стремления, используя при этом не схоластически применяемый

силлогизм, а наблюдение, опыт, рационалистические оценки и выводы.

Гуманизм естественно обусловил резкое повышение интереса к античному наследию.

В этой связи подчеркивалось значение естественного права, источник которого видится не только и не столько в божественной воле, сколько в природе самого человека.

Если Реформация апеллировала к первоначальному христианству, не знавшему иерархии и сложных обрядов католической церкви, то гуманизм органически связан с возрождением античной (дохристианской) древности, когда философия и наука

не были служанками богословия, а человеческая природа не толковалась как средоточие зла и греховности.

Гуманизм XV—XVI вв. не стал движением, охватившим широкие массы народа. Культура Возрождения была достоянием относительно немногочисленного слоя образованных людей разных стран Европы. Большинство гуманистов отрицательно относилось к религиозным движениям, в том числе рефорационным, участники которых в свою очередь признавали только религиозную форму идеологии и были враждебны деизму и атеизму.

В политико-правовой мысли складываются либерально-индивидуалистическое и этатистско-коллективистское. Этатисты путь к праву видели в преодолении произвола. Они отразили потребность в установлении порядка, возлагали большие надежды на государственное принуждение. Либеральные концепции – конфликт между абсолютистским государством и гражданским обществом, поиск средств, с помощью которых можно ограничить вмешательство государства в частную жизнь.

Разделяется понимание государства и общества как разных феноменов и этатистами (Макиавелли, Боден, Гроций, Гоббс), либералами (Локк, Монтескьё). (актуально и для Нвоого времени)

  1. Политико-правовое учение Никколо Макиавелли

Почему Макиавелли называют основоположником науки о политике и одним из первых светских теоретиков государства и права?
В чем суть макиавеллистского понимания политики как автономной сферы социальной реальности?

Что такое «политический макиавеллизм» и почему нельзя сводить к нему учение М?

Какую новую классификацию форм правления предложил Макиавелли?

От чего зависит форма правления государства согласно Макиавелли?

Никколо Макиавелли (1469-1527) – итальянский мыслитель, государственный деятель, по праву считающийся основоположником политической науки Нового времени. Государь (1513), Рассуждения о первой декаде Тита Ливия (1519), История Флоренции (1532).

Макиавелли долгое время был должностным лицом Флорентийской

республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн.

Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы. В северной и средней Италии еще в XII—XIII вв. сложились города-республики (Венеция, Флоренция, Генуя и др.) с

развитой ремесленной и торговой экономикой. Промышленная и торговая верхушка этих городов сумела, опираясь на народ, подчинись феодалов своего округа, создать свою коммунальную государственность. Однако перемещение главных торговых путей в

связи с открытием Америки, развитие производства в других странах Европы вели к упадку итальянской промышленности и торговли, подрывали силы итальянских городов. Раздробленная Италия подвергалась нашествиям иноземных войск; в ряде городов-государств силами феодальной реакции учреждались тирании, опиравшиеся на наемные войска.

После установления во Флоренции синьории Медичи Макиавелли был лишен должности. В последний период жизни он занимался литературной деятельностью.

Макиавелли предложил собственную философию политической истории, отказавшись от провиденциализма. Исторический процесс подчиняется собственным закономерностям. Мир находится в движении пяти силами – предопределено природой, характер – небом, фортуна – капризная сила, человек – должен обладать доблестно, бог- правит не непосредственно, но через религиозные представления, которые меняются по воле неба.

История движется по синусоиде. Исторические события не уникальны. История всегда актуальна, имеет смысл, если она правдива. Истина нужна не сама по себе, а для создания сильного государства, для практических целей.

Макиавелли считается одним из основоположников политологии. В его произведениях политика (учреждение, организация и деятельность государства) рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые

должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из Священного писания или сконструированы умозрительно. При этом в политической сфере действуют свои законы, отличные от действующих в общечеловеческой жизни.

Происхождение государства – как у Полибия. Толчок – размножение человеческого рода. Чтобы лучше сберечь себя, люди стали объединяться и выбирать из своей среды самых храбрых, делать их своими вожаками и подчиняться им. У людей появляется понимание хорошего, люди приходят к пониманию справедливости. Государство, законы и справедливость тесно связаны между собой.

Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних.

Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства. По его учению, блага свободы наилучшим образом обеспечены в республике.

Выделяется шесть форм правления – три правильные (монархия, аристократия, народное правление), три неправильных (тирания, олигархия, лицензия – аналог охлократии). Все они губительны для государства, при этом правильные формы – из-за их кратковременности и перерастания в свою противоположность. Следует создать смешанную форму правления. Единственно лучшей формы правления при этом не существует. Целесообразны или принципат (при создании и реформировании государства), или республика. При этом особое значение имеет религия.

Понимание религии отличается от теологического. Религии создаются людьми, но по воле неба. Она ценна как форма политической идеологии, обеспечивающей жизнедеятельность государства, легитимность правителей, законов и установленного порядка, поскольку человеческого авторитета, как правило, бывает недостаточно, и человек смертен.

Различные нравы – различные формы политической жизни и формы правления. Христианство пассивно, язычество активно. Не одобрял современное ему, но одобрял изначальное христианство. Нравы никогда не бывают идеальными, люди наделены целым букетом злых качеств. Разногласия между ними неустранимы, однако они могут иметь двойное значение: возвеличить государство (как римская республика) или уничтожить его.

Выделял сословия – народ, знать. Народ не порочен, он выбирает хорошо ДЛ. Знать порочна, но из нее – лучшие полководцы, например. Государство – баланс этих сил.

Свобода как отсутствие порабощения есть свободное представление своих интересов противоборствующими социальными группами, если существующие политические порядки способствуют компромиссам, то появляются хорошие законы, равные для всех, порядок, безопасность и свобода.

Требуется же строжайшее исполнение законов. Закон и согласие – средства легитимации политической власти. Хорошо устроены республики из добродетельных граждан, где учитывается мнение всех, плохо – лицензии – нестабильны (Флоренция – гвельфы-гибеллины, нобили-пополаны).

Превращение лицензии в республику – с помощью принципата. Новые государства обязаны возникновением доблести государя, который может вернуть народ к свободе, реформировать, направить реформы против тех, кто извлекал выгоду из тирании. Наследственность не нужна.

Классификация государств – «Государь» - республики и управляемые единовластно, унаследованные и новые, смешанные. Успех объединения государства зависит от сходства культур, политических нравов – объективные условия, субъективные – качества государя – доблесть, внимание к потребностям людей (хотя бы выглядеть обладающим положительными качествами, даже не иметь их). Рассчитывать стоит также на силу. Право, по М, и есть выражение силы.

Отразил основную тенденцию – национальное государство, суверенитет.

Произведения Макиавелли оказали громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии. Наиболее проницательные мыслители Нового времени высоко оценили методологию Макиавелли, в особенности рационалистическое объяснение государства и права, стремление определить их связь с интересами

людей.

Названные положения Макиавелли были восприняты и развиты последующими теоретиками (Спиноза, Руссо и др.). Камнем преткновения для этих теоретиков явились, однако, "макиавеллизм" и его оценка.

Делались попытки противопоставить наиболее известную книгу "Государь", в которой определяются "чрезвычайные меры" для объединения Италии, другим произведениям Макиавелли, усмотреть противоречие между ними.

  1. Политические и правовые идеи Реформации.

Почему Реформацию называют «буржуазной революцией номер один»? Каково политико-правовое значение идей Реформации?

Каким образом идея естественного права истолковывалась деятелями Реформации?

Кто из мыслителей допускал право народа на активное сопротивление духовному и светскому угнетению?

В XVI в. ряд стран Западной и Центральной Европы охватила Реформация (лат. reformatio — преобразование, перестройка) — массовое движение против католической церкви.

Ближайшими целями этого движения были преобразование католической церкви, пересмотр взаимоотношений церкви и государства. Главный очаг – Германия.

Сторонники разделились на два лагеря. В одном – имущие элементы оппозиции – низшее дворянство, бюргерство, светские князья, которые желали политической и экономической независимости от имперской власти. Тон задавало бюргерство, хотели умеренных реформ. (Мартин Лютер). Другие – народные массы: крестьяне и плебеи. Выставляли далеко идушие требования, боролись за революционное переустройство мира на началах социальной справедливости. (Томас Мюнцер)

Общие взгляды – признавали источником религиозной истины Священное Писание, желали упрощения церковного устройства, осуждали стремление церкви обогатиться, против зависимости от католичества.

В ходе Реформации был выдвинут прообраз принципа «равноправия» - раннебуржуазный принцип. В ее результате выиграл ряд социальных слоев – бюргерство, мелкие феодалы, что дает возможность называть ее (см. выше:)

Выделялось естественное право (в отличие от права божественного), естественное право производно от воли бога, но вместе с тем другой феномен. Светская власть, которая на него опирается. может управлять поведением людей, вещами. Свобода веры – вне законов.

Война католиков и лютеран на территории Германии завершилась Аугсбургским религиозным миром (1555 г.), согласно которому лютеранство становилось равноправной католичеству религией по принципу: "Чья страна, того и вера" (cujus regio, ejus religio). Реформация нанесла тяжелый удар католической церкви; протестантизм приняли ряд германских княжеств и городов, а также скандинавские государства. Реформация, начавшаяся в Германии, охватила ряд стран Западной и Центральной Европы.

Впервые светская власть стала пониматься как отдельный институт, появилась мысль о свободе мысли и слова.

  1. Мартин Лютер о светской власти.

В чем суть лютеровской концепции «Двух порядков»

Начало Реформации в Германии положил профессор Виттенбергского университета доктор богословия Мартин Лютер (1483—1546). В процессе дискуссии с католическим духовенством Лютер и его единомышленники от первоначальных надежд на улучшение

церкви перешли к ее отрицанию. В движении реформаторов все более отчетливо звучала мысль, что церковь в том виде, как она сложилась к XVI в., вообще не нужна христианам, ибо она не только мешает их общению с Богом, приписывая себе роль обязательного

посредника, но и подменяет богослужение идолопоклонством, многократно осужденным и в Ветхом, и в Новом заветах. Лютер и его сторонники утверждали, что в католицизме почитание Бога подменено почитанием церкви, совершением придуманных духовенством

обрядов и поклонением рукотворным предметам культа. Спасение христианина, утверждал Лютер, — не в церковных службах, и других внешних проявлениях религиозности, а в глубокой и искренней вере в Бога.

Лютер, ссылаясь на послания апостола Павла, утверждал, что "человек оправдывается одной верой". То, что относится к религии, — дело совести христианина; источник веры — Священное писание, "чистое слово Божье" (Лютер перевел Библию на немецкий язык).

В сочинении "О светской власти" (1523 г.) Лютер писал, что если бы весь мир состоял из подлинных христиан (т. е. из истинно верующих), то не было бы необходимости ни в князьях, ни в мече, ни в законе. Однако только меньшая часть людей ведет себя по-христиански; злых всегда больше, чем благочестивых. Поэтому Бог учредил два правления — духовное (для истинно верующих) и светское (сдерживающее злых, заставляющее их сохранять внешний мир и спокойствие).

Часто ссылаясь на слова апостолов Петра и Павла о богоустановленности власти, данной для наказания преступников, Лютер учил, что устами апостолов Бог велел подчиняться любой власти, без которой невозможно существование человечества.

Но законы светской власти простираются не далее тела и имущества, того, что является внешним на земле. Светская власть не имеет ни права, ни силы диктовать законы душам.

Действенность порядка обуславливается прежде всего порядком мирским.

Выделял божественное право и право естественное (см. вопрос 29). По его мнению, в границах светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, которые определяются человеческим разумом. Целесообразно и разумно управляет тот монарх, который употребляет власть не как привилегию, и как бремя перед богом.

Считал, что народ должен быть покорен монархам, даже если они несправедливы, не восставать против них.

Лютеровские мысли противоречивы. Прежде всего он работал на освобождение князей от власти имперской и власти церковной, папской. Мысль о монархе как руководителе национальной церкви, духовенстве как особом сословии, которое обязано служить государству, привела к увеличению роли государства. Лютер не призывал бороться с феодальным строем.

  1. Политико-правовые идеи Томаса Мюнцера

Реформация в Германии, как до того в Англии и в Чехии, послужила сигналом к всеобщему движению крестьянства и городских низов. В 1524 г. началось восстание крестьянства южной и средней Германии против церковных и светских феодалов; одним

из вождей крестьянской войны был Томас Мюнцер (ок. 1490—1525).

Начавшуюся Реформацию и крестьянское движение Мюнцер толковал наиболее радикальным образом; он призывал к полному социальному перевороту и установлению народной власти. По мнению Энгельса, политическая программа Мюнцера была близка к

коммунизму.

Высоко оценивая деятельность и программу Мюнцера, Энгельс характеризовал неудачу с осуществлением этой программы в Мюнстере как трагичную попытку осуществить идеи, для реализации которых нет общественно-исторических условий.

Труды – «12 статей», «Статейное письмо» - различные требования. 12 статей – умеренные, необходимость выборности и сменяемости духовных лиц общинами, обязательности отмены крепостного права, уменьшении размера податей, оброков, барщины, устранении произвола в управлении и судах. «Статейное письмо» - радикальнее. Крестьянским общинам надо объединиться в христианский союз, чья самоцель – служение общей пользе. Средства при этом – все вплоть до насильственных, поскольку их используют и сами князья. Стремился к воплощению царства бога на земле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: