Концепция симфонии (согласия) церковной и княжеской власти

Илларион не развивает идею о божественном происхождении власти но обосновывает существующей на Руси династический обычай передачи власти. Легитимным носителем власти яв-ся князь получивший ее по наследству от отца, бог даруя власть благочестивого правителя продлевает в веках богоугодное княжение. Обязанности князя Илларион определяет в русле византийской концепции симфонии церковной и светской власти. Согласованное взаимодействие светской и церковной власти в достижении общей для них цели соответствующей целям божественного промысла – создание условий для спасения душ вверенных их власти людей.

Отсюда вытекает главное призвание к светской власти – оказывать покровительство и защиту церкви. Светский правитель должен быть помощником церковной власти в распространении среди народа христианкой веры. Власть есть форма религиозного служения богу.

Вопрос 2. Московское государство 15 -1-ая половина 17 веков.

В 5 веке оформились 2 направления политической мысли по разному решавшие вопросы взаимоотношения церкви и государства. Форм организации верховной власти и отправления правосудия в стране – не стяжательство и стяжательство.

Не стяжательство направление русской политической мысли отрицавшее возможность вмешательства церкви в политическую жизнь государства. Основатель – Нил Соркский 1433-1508.

«послание Нила Соркского». Его взгляды близки положениям теорий естественного права, в центре изучения индивид с комплексом неизменных психологических качеств =страстей=помыслов.

1. Чревоугодие

2. Блуд

3. Гнев

4. Печаль

5. Сребролюбие

6. Уныние

7. Тщеславие

Особой критике подвергается сребролюбие. Оно не естественно, появляется в рез-те неправильно организованной общественной жизни при которой богатству придаются не свойственные ему от природы почет и уважение.

Современные монастыри впали в этот грех но своим трудом человек может заработать только на хлеб насущный. Чужой же труд присваивать нельзя это яв-ся нарушением заповеди не укради поэтому человек не имеющего лишнего не должен давать подаяния. Подающие милостыню потакают вору. Оказать человеку духовную поддержку. Выход Нил видит в ранней христианской общине с общественной собственностью и обязательностью труда.

Церковь не должна вмешиваться в мирские дела. Не стяжательство отвечало интересам светской власти т.к. обеспечивало ее контроль над церковью.

Стяжательство – направление русской политической мысли отстаивающее идею превосходства духовной власти над светской. Сформулирована настоятелем волоколамского монастыря Иосифом Володским 1439 – 1515.

Сохранились послания Иосифа Володского – 3 проблемы:

1. Отношение к собственности. Еся в отличии от Нила четко делит понятия личного не стяжания отдельного монаха и экономическое положение монастыря. Человек если хочет вступить в монастырь должен отречься от всех вещей и не иметь власти ни над чем. Однако он признавал право на владение вотчинами и эксплуатацию чужого труда. Богатство монастырей должно помножаться благодаря возмездности церковных служб. Монастырские стяжания употребляются на благие дела.

2. Политическая теократическая программа обосновывает превосходство духовной власти над светской, источником гос. власти яв-ся божественная воля. Нет власти не от бога.

· Хотя сама власть имеет божественное происхождение носитель ее только человек, он равен по естеству всем лицам над которыми его возвышают лишь данные ему полномочия

· Властитель как и всякий человек может совершать ошибки за которые несет ответственность. Нарушение царем христианского закона освобождает подданных от обязанности повиновения. Ограничение царских прерогатив в том что царь властвует лишь над телом на душой властен бог и его земные наместники.

3. Учение о праве. Классификация законов иосифа продолжает его политическую программу, нет различия между законом божественным и человеческим:

1. Божественная воля это источник всякого законодательства

2. Она была воплощена в постановлениях вселенских соборов

3. Учителя церкви в своих работах дали комментарий «учение святых отцов церкви»

4. На основании этого были приняты гос. законы. законы это конкретные правила исходящие от светской власти но имеющие своей целью реализацию божественных истин и более всего учения христа право и нравственность полностью сливаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: