1469-1527гг. Италия, республика Флоренция.
Политик, практик. Он работал 14,5 лет секретарем канцелярии Флорентийской республики и с дипломатическими поручениями побывал при дворах Франции, Германии и Рима.
Основные работы – «Государь», «История Флоренции» и др.
В работе «Государь» описываются способы создания сильного национального государства в условиях когда в народе …..
Главная проблема – проблема авторитарного правления. В работе теоритическое рассмотрение политики освобождено от моральных и религиозных критериев. В феодальной Европе работа запрещена.
Макиавелли исходит из непривычного представления об обществе. Общество – это совокупность индивидов действующих в соответствии со своими интересами, изменяющимися во времени. Новация в том что нет никакого общего блага.
Политика в таком случае предстает как особого рода искусство основанного на способности правителя предвидеть эти изменения и учитывать их при принятии решений.
Политика это область таких отношений для которых характерно сложное взаимодействие часто враждебных интересов. Основной же интерес приобретение, сохранение власти и приращение ее ресурсов. Главное же средство для этого насилие, а не моральное благо и забота о поданных.
|
|
Движущие силы политики. Средневековая концепция божественного предопределения заменена в учении идеей объективной исторической необходимости и закономерности = фортуна. Но судьба не детально планирует поступки людей. Важное значение имеет свободная воля индивида – это личная энергия которая проявляется как сила, предприимчивость индивида. От политических способностей индивидов зависят судьбы государств и народов. Изменившееся время требует новых политических средств или смены политического лидера если властвующий недостаточно гибок.
Политика не есть священный и неприкосновенный божественный институт, она творение рук человеческих, результат борьбы социальных сил. В основе политического поведения лежит не христианская мораль а выгода и сила.
Макиавелли вводит новый политический термин stato – это общее понятие государства независимо от его конкретных форм оно означает политическое состояние общества, состояние властвующих и подвластных, политические отношения, устройства и полномочия высших органов власти. Причины возникновения государства:
1. Эгоистическая природа человека
2. Потребность ее обуздания
Учение о правителе.
1. Государю необходимо изменить общечеловеческую природу. Ее настроить звероподобной сущностью, чтобы быть политически дееспособным. Необходимое качество политика – зверочеловечность т.е. государь обладает способностью к преодолению заданных человечностью границ.
2. Основная цель политика приобретение и сохранение власти и эта цель оправдывает средства. Средства всегда будут считаться достойными и каждым будут одобрены поскольку толпа всегда идет за видимостью и успехом дела.
3. Добродетель правителя меняться в зависимости от обстоятельств. Кто хочет всегда исповедовать веру в добро… неминуемо погибнет, т.к. большинство чуждо добра, надо научиться быть недобродетельным.