Учения Томаса Гоббса о государстве и законе

1. Теория естественного права Томаса Гоббса

2. Гоббс о единстве естественных и божественных законах

3. Договорная теория государства. Защита абсолютной власти.

1671гг. Англия. Его отец был пьяницей.

Работы – «Левиафан», «о гражданине».

Вопрос 1.

Человеческий род прошел 2 этапа в своем развитии:

1. Естественное состояние;

2. Гражданское состояние (государство).

Государство – это искусственное образование, причины его создания и сущности Гоббс объясняет природой человека:

1. Человек – это существо эгоистическое. Опыт доказывает что умы людей от природы таковы что если бы их не побуждал страх перед какой-либо общей власти, они бы не доверяли друг другу, боялись друг друга и стремились бы заботиться о себе своими собственными силами.

2. Люди по природе подвержены жадности, гневу и страху. Человек не по природе зол так как эти животные желания нейтральны. Люди желают всего что им нравится а под влиянием страха стремятся избегать всякого зла. Злы не сами желания а поступки из них вытекающие.

3. Такие мотивы как любовь к ближним, общительность при ближайшем рассмотрении оказываются мнимыми иначе человек бы любил всех одинаково. По природе мы ищем не друзей а почета и выгоды которых можем от них получить.

4. Традиционный взгляд на человека как существо от природы склонное жить в обществе поверхностно. Человеческая природа это его естественная воля, это его желания, стремления направленное на объект который для него яв-ся благом:

· Либо польза все что входит в область чувственных удовольствий.

· Либо слава это уважение и почести, желание иметь хорошее мнение о себе.

Государство образуется при посредстве воли людей. Государство есть объект обей воли = защита.

В естественном состоянии действует естественное право- это понятие вкл. 2 аспекта:

1. Свобода как право каждого на все

2. Свобода каждого использовать любые средства без которых он не может сохранить свое существование.

Таким образом естественное право не содержит безусловных нормативов т.е. законов человеческого общежития ограничивающих произвол. Такая свобода означает что одни правомерно стремятся захватить что ни будь а другие правомерно дают отпор этому стремлению. Свобода как произвол яв-ся источником естественного состояния в котором каждому дозволено обладать всем и делать все. Поэтому естественным состоянием людей пока они не объединились в общество была война всех против всех.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: