Взгляд средневековых арабских философов на государство и право

Наиболее обстоятельное учение о государстве и праве в средневековой арабской философии разработал Абу-Наср-Аль-Фараби (870- 950 год) -уроженец Средней Азии, автор более сто шестьдесят трактов по различным наукам.

Аль-Фараби попытался изложить проект идеального общества, чем пошел на противоречие догмам Корана о том, что на все воля Аллаха и только он решает как жить людям. Мусульманское духовенство восприняло это как еретизм. Но Фараби вообще отвергает теологическое учение о происхождении государства. Идеальное государство в трактовке философа выступает как «Добродетельный город» жизнь в котором построена на высокой нравственности людей совместно достигающих счастья. Их главный принцип- взаимопомощь.

Большой вклад в развитие средневековой философии внес уроженец Бухары, великий философ, ученый, врач, поэт Абу- Али-Ибн-Сина-Авиценна (980-1037год)

Подражая Аль-Фараби, он разработал проект идеального государства в котором более высок а роль трудящихся в обществе и роль законности в жизни. Он признает рабство в ограниченном виде и выступает за всеобщую занятость трудом. Отрицательно относился к войнам

В 1 веке. очень своеобразную концепцию развития государства разработал выдающийся арабский историк Ибн-Хальдун (1332-1406) в труде «Большая история» или «Книга поучительных примеров». Ибн-Хальдун утверждает мысль о гибели любого государства, средний возраст которого достигает 120 лет, а на престоле сменяется три поколения правящей династии:

Политико- правовая мысль Средней Азии и Закавказья.

Первым крупным еретическим движением в середине три века было манихейство, которое распространилось в Иране, Азербайджане и Средней Азии и оказало значительное влияние на еретическую мысль соседних стран Закавказья. Полу мифический проповедник Мани (216-277 год) создал учение, в основе которого лежала идея борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы, необходимость освобождения Света от Тьмы. В учении Мани содержалась проповедь умеренной жизни, аскетизма, не стяжательства, осуждались войны, убийство, воровство, алчность. Манихейство, встретившее резкое противодействие и осуждение зароастрийского жречества (Мани, по преданию, был казнен), стало одной из форм протеста против иноземного гнета и социального неравенства в странах Ближнего и Среднего Востока.

В конце 5-6 век социальный протест крестьянства, ремесленников и городской бедноты вылился в мощное народное движение, которое возглавил Маздак. Маздакизм,как и манихейство, требовал отказа от собственности, роскоши, брачной жизни, мясной пищи. Но в отличие от манихейства маздакизм призывал к активной борьбе со злом и его порождениями - имущественным и социальным неравенством, к насильственному свержению власти имущих. Причину всех зол на земле - вражды между людьми, несправедливости и др. - Маздак видел в имущественном неравенстве.

С середины 7 век в истории народов Средней Азии и Закавказья начинается период арабских завоеваний и установления арабского господства, сопровождавшегося насаждением исламской религии. Усиление феодальной эксплуатации, господство иноземных захватчиков вызывали волну восстаний трудящихся масс, которые в эпоху Средневековья имели религиозную оболочку. На территории Средней Азии и Азербайджана многочисленных приверженцев имели исламские секты преимущественно шиитского направления (исмаилиты и др.). В начале 9в. борьба азербайджанского народа против арабского порабощения и феодального гнета вылилась в грандиозное народное движение мухаммиритов («красные хурамиты»), длившееся более 20 лет (816-837год) под предводительством легендарного народного героя Бабека. Хуррамиты соединяли идеи крайних шиитов с идеями маздакитов. Бабекитское восстание, выражавшее коренные интересы широких слоев трудящихся масс и особенно крестьянства, стало символом освободительного движения народов Закавказья, стран Ближнего и Среднего Востока.

В Арменииантифеодальное движение народных масс в 9 веке было выражено в форме ереси тондракитов. Будучи оппозицией официальной армяногригорианской церкви, тондракиты требовали возвращали к демократическим традициям раннехристианского учения, выдвигали идеи социального равенства людей, равноправие мужчин и женщин, призыв к отказам от уплаты налогов, от выполнения трудовых повинностей и ликвидации права собственности на землю.

В 12 веке истории политико-правовой мысли Азербайджана вошёл как век великого азербайджанского мыслителя Низами Гянджви (1141 -1202).

Его перу принадлежит пять больших поэм, известных в истории литературы под общим названием «Хамсэ» «Пятерица». Низами-поборник интересов угнетённого народа, выступал против жестокости и насилия правителей.

В поэме «Искандер-Наме» он описывает страну, где нет ни государства, ни правителей, ни царей, ни подданных, ни богатых, ни бедных. «Мы имуществом нашим друг другу равны Равномерно богатства нам всем вручены». В таком обществе нет воровства, преступлений, убийств, нет войн.

В 12-начало 13века в истории грузинского народа широко распространяется поэма «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, где отражены общественные и политические процессы феодальной Грузии времен правления Георгия III и царицы Тамары. Так как Грузия постоянно подвергалась нашествиям иностранных захватчиков, Руставели предлагает создать:

1) сильное централизованное государство способное отстоять свою независимость.

2) в этом государстве царит религиозная терпимость.

3) царят идеи гуманизма и патриотизма.

4) царь обязан накормить и обучить свой народ.

5) монарх должен быть высокообразованным и наделенным сильной неограниченной властью.

Заметный след в политико-правовой мысли армянского народа оставил «Судебник» Мхитара Гоша - памятник истории права конца 12 начале 13 века. «Судебник» Мхитара Гоша представляет собой запись обычаев (естественных законов, библейских законов, церковных канонов, исламских законов) - снабженных комментариями автора применительно к армянской действительности.

Мхитар Гош оправдывал феодальную иерархию, узаконивал и оправдывал феодальную собственность на землю, рабство, феодальную зависимость, налоговую систему, феодальные повинности.

В 15 веке прогрессивные традиции политической и правовой мысли были продолжены и развиты в творчестве выдающегося мыслителя и поэта, основоположника узбекской литературы Алишера Навои (1441-1501год.).Навои подверг критике деспотический режим, основанный на насилии, социальной несправедливости, угнетении народа.

2.Политические и правовые учения в средневековой Европе

Основная характеристика исторического периода.

Падение Западной Римской империи 476 года завершило период истории Древнего мира и положила начало истории средних веков. В странах Западной Европы периода раннего Средневековья (5-10 века) складывался феодальный строй. Крестьянство попадало в зависимость от собственников земли, было обременено рядом феодальных повинностей, подвергалось внешнеэкономическому принуждению.

К 9-10 веку в феодальные отношения окончательно сформировались во всех странах Западной Европы. К этому времени Западная Европа раздробилась на множество мелких феодальных государств, почти не зависимых от центральной власти королей и императоров.

Центральная проблема ППУ рассматриваемого периода -это вопрос о том, какая власть (организация) д. иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).

Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.

Фома Аквинский (1225 – 1274)

Его произведения такие как «Сумма теологии» (1266-1274), «О правлении государей» (1265-1266) содержат в себе данные о законах.

Аквинский родоначальник томизма - рациональной системы идеологического могущества церкви в 14 века томизм стал доктриной доминиканского ордена, в 1879 появился новый или «неотомизм».

В 1914 году по распоряжению папы Пия X изданы «Двадцать четыре томистических тезиса». Неотомизм ныне является официальной идеологией Римской курии и христианской демократии. Неотомизм привлекает людей своей дисциплиной, упорядоченностью, рационализмом, научной подкованностью, объективностью, откровенностью.

Средневековые ереси.

Протест угнетенных против произвола, насилия, эксплуатации, неравенства облеченный в религиозную форму вошел в историю под названием ересь. Подъем еретических движений происходит в 11-12 веков. Районами его распространения стали Северная Италия, Южная Франция, Фландрия и Германия - место интенсивного развития городов.

В 14-15 веков. ереси различались на бюргерские и крестьянско-плебейские.

Первое крупное еретическое движение началось в 10 веке в Болгарии. Протест болгарского крестьянства против закрепощения феодалами выразился в движении богомилов.

Богомильское учение вскоре после возникновения распространялась в др. странах. В 10-11 веках под его влиянием возникли еретические движения в Византии, Сербии, Боснии, Киевской Руси.

Особенно сильное воздействие это учение оказало на идеологию стран Западной Европы, в первую очередь Южной Франции и Северной Италии, где процветали города, были развиты ремёсла и торговля. Под их влиянием возникали крестьянские восстания и выступления зажиточных горожан.

Усилиями католической церкви еретическое движение угнетённых масс было подавлено.

Политико-правовые учения Марсилия Падуанского.

Марсилий Падуанский (около 1280-1343) богослов и медик, ректор Парижского университета, автор книги «Защитник мира» (1324год).

Марсилий Падуанский требовал свободу совестиреформирования церкви, выбора священников, отмены ряда привилегии пап. Человеческие законы, должны приниматься народом, чтобы они выражали общее благо.

Марсилий Падуанский автор тринадцать доводов в пользу наследственной или избирательной монархи, где в результате их сравнения логическим путем доказываются преимущество выборной монархии, где правитель избираются народом из обычных людей и опирается на законы.

3. Политические и правовые учения в Западной Европе в эпоху Возрожде-

ния. Общая характеристика исторического периода. Учение Николло Макиавелли.

В 14-15 векахсначала в Италии, а позже и в других странах Западной Европы наступает эпоха Возрождения, постепенный выход из средневековья.

Возрождение и Реформация - самые знаменательные события позднего западно­европейского средневековья. Для них характерны разрыв с отживающим феодальным строем, возникающим раннекапиталистических отношений, усиление авторитета буржуазии, кризис римско-католической церкви.

Николло Макиавелли (1469-1527) автор труда «Государь», где речь идет о роли и значении правителя.

Николло Макиавелли ввел в политическую науку термин «stato» государство политически организованное общество. Он полагал, что наилучшая форма правления - смешанная монархия, аристократия и демократия - получится умеренная демократия.

Макиавеллизм - решение вопроса о соотношении политики и морали в духе.

Имморализм - безразличия к добру и злу. «Цель оправдывает средства».

Политико-правовые идеи Реформации.

В 16 веке ряд стран Западной и Центральной Европы охватила

Реформация — массовое движение против католической церкви за возражение истинных религиозных христианских догматов, «против той католической церкви которая объединила всю феодальную Западную Европу в одно огромное целое и окружившие феодальный строй ореолом святости».

Начало реформации в Германии положил профессор Виттенборгского Университета доктор богословия Мартин Лютер (1485 - 1546».

Учение Лютера не выходило за пределы бюргерской ереси, он выступал против обрядов, взносов церкви, монашества и иерархии католической церкви. Одно из основных положений лютеранства была независимость светской власти от папства, религиозная свобода человека.

Крестьянско-плебейский лагерь, который возглавил Томас Мюнцер (приблизительно 1490-1525 год) обратил реформационную борьбу в открытую бескомпромиссную войну против всяких эксплуататоров, феодальных порядков, социального неравенства, власти князей, засилья церкви.

Пик этой революционной борьбы - крестьянская война в Германии (1524 - 1526 год). Политико-правовые взгляды восставших были изложены в 2х документах: в «12 статьях» (в нем требовалось отмена крепостного права, уменьшение оброков, барщины, выборность и сменяемость духовных лиц общинами крестьян и горожан). И «Статейном письме»(в нем содержался прямой призыв к борьбе)

Программа Мюнцера очень демократична, в ней слышны зачатки республиканских идей.

Более радикальным течением Реформации стал кальвинизм.

Жан Кальвин (1509-1564 год) основал в Женеве новую церковь. Община верующих управлялась выборной консисторией состоящей из пресвитеров (старейшин), проповедников и диаконов. Кальвинистская церковь провозгласила себя независимой от государства, хотя любая государственная власть считалась им божественной. Лучшая форма правления -олигархия, худшая -демократия.

Политические писатели дворянско- опозиционных кругов получили название монархомахов, тираноборцев.

Среди них можно назвать Ф.Готмана «Франко-Галлия», Юния Брутта «Защита против тиранов», Т. Беза «О праве магистров по отношению к подданным», Дж. Бьюкенена «О царском праве у шотландцев».

Тираноборцы вели яростные атаки против концентрации в руках монархов абсолютной власти, когда появилось «Рассуждение о добровольном рабстве» Этьена Ла Боэси ( 1530-1563).Тирания (по Боэсси) самое постыдное явление на Земле возникло в результате обмана народа властителями (которые отняли у народа свободу). Если бы народ не боялся и все понял — власти тиранов пришел бы конец. Государство (по Боэсси) - это объединение тиранов.

Жан Боден (1530-1596) юрист по образованию, депутат З-го сословия на Генеральных штатах в Блуа, автор труда «6 книг о республике, государстве» 1576год. Все 6 книг посвящены раскрытию смысла, содержания и значения этого термина «государство» - формам государства, государственным институтам, задачам и средствам власти. Бодэн впервые сформулировал и обосновал понятие суверенитета.

«Суверенитет» - это абсолютная и постоянная власть государства т.е. высшая и независимая власть как внутри страны так и в отношениях с другими государствами. Также разработал и обосновал пять отличительных признаков суверенитета.

Политико-правовые идеи утопического социализма.

Томас Мор (1478-1535г)вошел в историю, как родоначальник утопического социализма нового времени В 1516 году была опубликована «Золотая книга, столь же полезная как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии, более известная под сокращенным названием «Утопия». В этой «идеальной» по его мнению стране нет угнетения, общность семьи и государственного управления. Однако, при всей своей демократичности, Мор не избежал обвинений со стороны принципиальных противников социализма в том, что описанный им режим противоречит свободе, сковывает развитие личности, губит всякую непосредственность и индивидуальность, что граждане становятся у него рабами государства, каждый их шаг строго регламентируется.

Под влиянием Мора сложилось движение социалистов-утопистов.

Идеи утопического социализма получили дальнейшее развитие в произведениях Томмазо (Джиана Доменико) Кампанеллы (1568-1639).

Кампанелла написал, в числе других произведений, «Город Солнца» (издано в 1623 году). При описании общественного строя «Города Солнца» Кампанелла во многом следует «Утопии» Томаса Мора.

Контрольные вопросы:

1.. Охарактеризуйте манихейство и маздакизм.

2. Дайте оценку политико-правовому наследию аль-Фараби, ибн-Сины, ибн-Халдуна.

3. С какого момента и события завершается период истории Древнего мира начинается история средних веков?

4. В чем выражается демократизм воззрений Марсилия Падуанского?

5.. В каких веках сначала в Италии, а позже и в других странах Западной Европы наступает эпоха Возрождения?

6. Определите отличия «Утопии» Томаса Мора от «Города Солнца» Т. Кампанеллы.

Литература:

1.Дьячкова Н.Н., Доля В.Е. История правовых и политических учений, учебное пособие, Москва 2003 г., 821 с.

2. Халин К.Е. История правовых и политических учений. Учебник. Москва 2004 г, 826 с.

3. История правовых и политических учений под редакцией Лейста О.Э, Москва, 1997г, 933с.

4. История правовых и политических учений. В.С. Нерсесянц, Москва, 1996г, 934с.

5. История политических и правовых учений. Древний мир /ответственный редактор В.С. Нерсесянц, /Москва 1986 год., 467 с.

6. Хрестоматия по истории политических учений. Москва 1972 г, 531 с.

7. История политических учений под редакцией Мокичевой К.А, Москва, 1972г, 420 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: