Цель: – Охарактеризовать и проанализировать политические и правовые учения немецких философов конца 18 – начала 19 века.Ознакомить студентов с терминологией по данной тематике.
ПЛАН:
1. Общая характеристика учений классиков немецкой философии. Идеи И. Канта (1724-1804) о соотношении права и нравственности, о государстве, об этике.
2. Политико-правовые идеи Фихте (1762-1814) о принудительной силе государства, свободе, истине
3. Государственно-правовые воззрения Г.В. Гегеля (1770-1831).
4. Воззрения идеологов немецкой исторической школы права. Г.Гуго (1764-1844), К. Савиньи (1779-1861), Г.Пухта (1789-1846). Государственно-правовые воззрения Г.В. Гегеля (1770-1831).
1 Общая характеристика учений классиков немецкой философии. Идеи И. Канта (1724-1804) о соотношении права и нравственности, о государстве, об этике.
Иммануил Кант (1724-1804) - профессор философии Кенигсбергского университета, идеолог и теоретик либерализма - идейной концепции буржуазии.
Политико-правовые взгляды Канта отражены в трудах: "Идеи всеобщий истории с космополитической точки зрения", к вечному миру", "Метафизические начала учения о праве".
|
|
Основной принцип социальных воззрений Канта - каждое лицо обладает абсолютной ценностью личность не может быть орудием, чьих то планов, человек субъект нравственного сознания в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Этот принцип независим и безусловен, Кант называет его "категоричный императив".
2 .Политико-правовые идеи Фихте (1762-1814) о принудительной силе государства, свободе, истине
Еще ярче тенденции защиты буржуазии отразились в учениях Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814).
Концепция права и государства рассматривалось в основном в таких трудах как "Опыт исправления мнения публики о французской революции", "Система учения о праве", "Замкнутое торговое государство", "Основы естественного права согласно принципам теории науки" по Фихте "право выводится из чистых форм разума".
Чтобы народный суверенитет не остался пустой фразой и правительство строго подчинялось закону, Фихте предлагает учредить эфорат - постоянную контрольную, надзирательную власть представители которой - эфоры - избираются самим народом. Эфоры могут приостанавливать действия исполнительной власти, коль скоро усмотрят угрозу правопорядку. Окончательную действиям правительства дает народ.
3 Государственно-правовые воззрения Г.В. Гегеля (1770-1831).
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) —гениальный мыслитель, творческое достижение которого представляет собой заметную веху во всей истории философской и политико-правовой мысли. Проблемы государства и права освещена во многих его произведениях, в том числе таких, как "Конституция Германии", "О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношения к науке о позитивном праве", "Феноменология духа", "Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг", "Философия права", "Философия истории", "Английский билль о реформе 1831г) и другие.
|
|
В наиболее цельном и систематическом виде учение Гегеля о государстве и праве изложено в "Философии права" (1820) - одном из самых значительных произведений в истории политических и правовых учений. Основная задача философии права - научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть, предметом философии права оказывается идея права — единство понятия права и его.
4 Воззрения идеологов немецкой исторической школы права. Г.Гуго (1764-1844), К. Савиньи (1779-1861), Г.Пухта (1789-1846). Государственно-правовые воззрения Г.В. Гегеля (1770-1831).
Основоположником направления в юриспруденции, получившего наименование исторической школы права, является Г. Гуго (1764-1844). -профессор Геттингенского университета, автор "Учебника естественного права, как философии позитивного права, в особенности - частного права". Виднейшим представителем этой школы был К. Савиньи (1779-1861), изложивший свои взгляды в книге "Право владения" в брошюре "О признании нашего времени к законодательству и правоведению" и в 6-томном сочинении "Система своевременного римского права". Завершает эту группу представителей исторической школы права Г. Пухта (1798-1846) основные произведения которого - "Обычное право" и "Курс институций".
Юристы исторической школы права видели назначение действующих в государстве юридических институтов в том, чтобы служить опорой внешнего порядка, каким бы консервативным порядок этот ни был (Г. Гуго). Положительные законы бессильны бороться с злом, встречающимся в жизни. В лучшем случае они способны помочь упорядочению обычного права и политической структуры, которые формируются естественно исторически под влиянием происходящих в народном "духе" необъяснимых превращений (К. Савиньи). Законодатель должен стараться максимально точно выражать "общее убеждение нации", при этом условии правовые нормы будут обладать ценностью божественного и потому приобретут самодовлеющее значение (Г. Пухта).
Литература:
1. Дьячкова Н.Н., Доля В.Е. История правовых и политических учений, учебное пособие, Москва 2003 г., 821 с.
2. Халин К.Е. История правовых и политических учений. Учебник. Москва 2004 г, 826 с.
3. История правовых и политических учений под редакцией Лейста О.Э, Москва, 1997г, 933с.
4. История правовых и политических учений. В.С. Нерсесянц, Москва, 1996г, 934с.
5. Хрестоматия по истории политических учений. Москва 1972 г, 531 с.
6. История политических учений под редакцией Мокичевой К.А, Москва, 1972г, 420 с.
7. Нерсесянц В.С. Право и закон. Из истории правовых и политических учений, Москва, 1983
Контрольные вопросы:
1. Что такое "категоричный императив" И. Канта?
2. Кто является основоположником направления в юриспруденции, получившего наименование исторической школы права?