Тема 7 Политические и правовые учения в Германии в конце 18-начале 19 века

Цель: – Охарактеризовать и проанализировать политические и правовые учения немецких философов конца 18 – начала 19 века.Ознакомить студентов с терминологией по данной тематике.

ПЛАН:

1. Общая характеристика учений классиков немецкой философии. Идеи И. Канта (1724-1804) о соотношении права и нравственности, о государстве, об этике.

2. Политико-правовые идеи Фихте (1762-1814) о принудительной силе государства, свободе, истине

3. Государственно-правовые воззрения Г.В. Гегеля (1770-1831).

4. Воззрения идеологов немецкой исторической школы права. Г.Гуго (1764-1844), К. Савиньи (1779-1861), Г.Пухта (1789-1846). Государственно-правовые воззрения Г.В. Гегеля (1770-1831).

1 Общая характеристика учений классиков немецкой философии. Идеи И. Канта (1724-1804) о соотношении права и нравственности, о государстве, об этике.

Иммануил Кант (1724-1804) - профессор философии Кенигсбергского университета, идеолог и теоретик либерализма - идейной концепции буржуа­зии.

Политико-правовые взгляды Канта отражены в трудах: "Идеи всеобщий истории с космополитической точки зрения", к вечному миру", "Метафизиче­ские начала учения о праве".

Основной принцип социальных воззрений Канта - каждое лицо обладает абсолютной ценностью личность не может быть орудием, чьих то планов, чело­век субъект нравственного сознания в своем поведении должен руководство­ваться велениями нравственного закона. Этот принцип независим и безусловен, Кант называет его "категорич­ный императив".

2 .Политико-правовые идеи Фихте (1762-1814) о принудительной силе государства, свободе, истине

Еще ярче тенденции защиты буржуазии отразились в учениях Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814).

Концепция права и государства рассматривалось в основном в таких трудах как "Опыт исправления мнения публики о французской революции", "Система учения о праве", "Замкнутое торговое государство", "Основы естест­венного права согласно принципам теории науки" по Фихте "право выводится из чистых форм разума".

Чтобы народный суверенитет не остался пустой фразой и правительство строго подчинялось закону, Фихте предлагает учредить эфорат - постоянную контрольную, надзирательную власть предста­вители которой - эфоры - избираются самим народом. Эфоры могут приоста­навливать действия исполнительной власти, коль скоро усмотрят угрозу право­порядку. Окончательную действиям правительства дает народ.

3 Государственно-правовые воззрения Г.В. Гегеля (1770-1831).

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) —гениальный мысли­тель, творческое достижение которого представляет собой заметную веху во всей истории философской и политико-правовой мысли. Проблемы государства и права освещена во многих его произведениях, в том числе таких, как "Конституция Германии", "О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношения к науке о позитивном праве", "Фе­номенология духа", "Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг", "Философия права", "Философия истории", "Английский билль о реформе 1831г) и другие.

В наиболее цельном и систематическом виде учение Гегеля о государст­ве и праве изложено в "Философии права" (1820) - одном из самых значитель­ных произведений в истории политических и правовых учений. Основная задача философии права - научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть, предметом философии права оказывается идея права — единство понятия права и его.

4 Воззрения идеологов немецкой исторической школы права. Г.Гуго (1764-1844), К. Савиньи (1779-1861), Г.Пухта (1789-1846). Государственно-правовые воззрения Г.В. Гегеля (1770-1831).

Основоположником направления в юриспруденции, получившего на­именование исторической школы права, является Г. Гуго (1764-1844). -профессор Геттингенского университета, автор "Учебника естественного права, как философии позитивного права, в особенности - частного права". Видней­шим представителем этой школы был К. Савиньи (1779-1861), изложивший свои взгляды в книге "Право владения" в брошюре "О признании нашего вре­мени к законодательству и правоведению" и в 6-томном сочинении "Система своевременного римского права". Завершает эту группу представителей исто­рической школы права Г. Пухта (1798-1846) основные произведения кото­рого - "Обычное право" и "Курс институций".

Юристы исторической школы права видели назначение действующих в государстве юридических институтов в том, чтобы служить опорой внешнего порядка, каким бы консервативным порядок этот ни был (Г. Гуго). Положительные законы бессильны бороться с злом, встречающимся в жизни. В лучшем случае они способны помочь упорядочению обычного права и политической структуры, которые формируются естественно исторически под влиянием про­исходящих в народном "духе" необъяснимых превращений (К. Савиньи). Зако­нодатель должен стараться максимально точно выражать "общее убеждение нации", при этом условии правовые нормы будут обладать ценностью божест­венного и потому приобретут самодовлеющее значение (Г. Пухта).

Литература:

1. Дьячкова Н.Н., Доля В.Е. История правовых и политических учений, учебное пособие, Москва 2003 г., 821 с.

2. Халин К.Е. История правовых и политических учений. Учебник. Москва 2004 г, 826 с.

3. История правовых и политических учений под редакцией Лейста О.Э, Москва, 1997г, 933с.

4. История правовых и политических учений. В.С. Нерсесянц, Москва, 1996г, 934с.

5. Хрестоматия по истории политических учений. Москва 1972 г, 531 с.

6. История политических учений под редакцией Мокичевой К.А, Москва, 1972г, 420 с.

7. Нерсесянц В.С. Право и закон. Из истории правовых и политических учений, Москва, 1983

Контрольные вопросы:

1. Что такое "категорич­ный императив" И. Канта?

2. Кто является основоположником направления в юриспруденции, получившего на­именование исторической школы права?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: