XI. Определение терминов

Может быть, читателю покажется излишним, что к тексту моегоисследования я прибавляю отдельную главу, посвященную определению понятий.Но долгий опыт убедил меня в том, что именно в психологических исследованияхдаже самое бережное обращение с понятиями и выражениями не может бытьчрезмерным, потому что именно в области психологии, как нигде, встречаетсявеличайшее разнообразие в определении понятий, которое нередко являетсяповодом для самых упорных недоразумений. Эта неурядица происходит,по-видимому, не только оттого, что психология - наука еще молодая, но иоттого, что материал опыта, материал научного рассмотрения не может бытьподнесен к глазам читателя в конкретном виде. Психолог-исследователь снова иснова чувствует себя вынужденным изображать наблюдаемую им действительностьв пространных и опосредствующих, иносказательных описаниях. О прямойпередаче может быть речь лишь постольку, поскольку сообщаются элементарныефакты, доступные подсчету и измерению. Но многое ли в области действительнойпсихологии человека переживается и наблюдается как факт, доступный счету иизмерению? Такие фактические данные существуют, и я думаю, что именно моимиработами об ассоциациях /38- T.3. С. 374-551; 91; 92/ я доказал, чтоколичественному измерению доступны и очень сложные психологические факты. Нотот, кто глубже проник в сущность психологии и предъявляет к психологии какнауке более высокие требования, а именно чтобы она не только влачила жалкоесуществование, ограниченное пределами естественно-научной методики, тот,наверное, убедился в том, что экспериментальной методике никогда не удастсядостаточно правильно подойти к сущности человеческой души или хотя бынабросать приблизительно верную картину сложных психических явлений. Но как только мы покидаем область измеряемых фактических данных, такоказываемся вынуждены пользоваться понятиями, которые должны заменить наммеру и число. Та определенность, которую мера и число придают наблюденномуфакту, может быть заменена только определенностью понятия, его точностью. Ивот распространенные в наше время психологические понятия страдают - как этослишком хорошо известно каждому исследователю и работнику в этой области -столь большой неопределенностью и многозначностью, что взаимное пониманиестановится почти невозможным. Стоит взять, хотя бы для примера, понятие "чувство" (Gefuhl) и постараться дать себе отчет в том, что только неподразумевается под этим понятием, - и мы получим представление обизменчивости и многозначности психологических понятий. И все же это понятиевыражает нечто характерное, такое, что хотя и недоступно измерению иисчислению, однако имеет уловимое существование. Нельзя просто отказаться отэтого по примеру физиологической психологии Вундта, нельзя отвергнуть стольсущественные и фундаментальные явления и поискать им замену элементарнымифактами или же разложить их на таковые. От этого прямо-таки утрачиваетсяодна из главных частей психологии. Во избежание такой неурядицы, созданной переоценкой естественно-научнойметодики, мы вынуждены прибегнуть к устойчивым понятиям. Правда, дляустановления таких понятий необходима совместная работа многих, необходим внекотором роде consensus gentium. Но так как это не столь прочно, а главное,не сразу достижимо, то каждый отдельный исследователь должен по крайней мерепостараться придать своим понятиям некоторую устойчивость и определенность,чего он, по-видимому, лучше всего может достигнуть, выясняя значение всехиспользованных им понятий, так чтобы каждый имел возможность видеть, чтоименно автор под ними подразумевает. Отвечая такой потребности, я хотел бы ниже выяснить в алфавитномпорядке главнейшие психологические понятия, употребляемые мной. При этом япросил бы читателя вспоминать во всех сомнительных случаях мои разъяснения.Само собой разумеется, что в этих объяснениях и определениях я хочу лишьдать отчет о том, в каком смысле я употребляю эти понятия, причем я совсемне хочу этим сказать, будто такое словоупотребление является при всехобстоятельствах единственно возможным или безусловно верным. 1. Абстракция - как на то указывает само слово - есть извлечение илиотвлечение какого-нибудь содержания (какого-нибудь значения, общего признакаи т. д.) из связного контекста, содержащего еще и другие элементы,комбинация которых, как нечто целое, является чем-то неповторимым илииндивидуальным и потому не поддающимся сравнению. Единоразность, своеобразиеи несравнимость мешают познанию; следовательно, другие элементы,ассоциируемые с каким-то содержанием, воспринятым в качестве существенного,будут рассматриваться как иррелевантные, "не относящиеся к делу". Поэтому абстракция, или абстрагирование, есть та форма умственнойдеятельности, которая освобождает это содержание от своих ассоциаций сиррелевантными элементами с помощью отличения его от них, или, другимисловами, путем дифференциации (см.). В широком смысле абстрактно все то, чтоизвлечено из своей ассоциации с теми элементами, которые рассматриваются вкачестве иррелевантных, несопринадлежащих представленному значению. Абстрагирование есть деятельность, присущая психологическим функциям (см.) вообще. Существует абстрагирующее мышление, равно как и чувство,ощущение и интуиция (см.). Абстрактное мышление выделяет какое-нибудьсодержание, отличающееся мыслительными, логическими свойствами, изинтеллектуально иррелевантной среды. Абстрактное чувство делает то же самоес содержанием, характеризующимся своими чувственными оценками; это относитсяи к ощущению, и к интуиции. Существуют, следовательно, не только отвлеченныемысли, но и отвлеченные чувства, которые Sully (Сулли) обозначает какинтеллектуальные, эстетические и моральные. /93- V.II, ch.16/ Nahlowsky(Наловский) добавляет сюда все религиозные чувства. /94- S.48/ Абстрактныечувства содействовали бы, в моем понимании, "высшим" или "идеальным"чувствам Наловского. Абстрактные чувства я отношу к той же группе, что иабстрактные мысли. Абстрактное ощущение следовало бы обозначить какэстетическое ощущение в противоположность к ощущению чувственному (см.), аабстрактную интуицию - как интуицию символическую в противоположностьфантастической интуиции (см. фантазия и интуиция). В данной работе я связываю понятие абстракции с рассмотрениемсвязанного с ним психоэнергетического процесса. Принимая по отношению кобъекту абстрагирующую установку, я не позволяю объекту, как целому,воздействовать на меня; я концентрирую внимание на одной его части, исключаявсе прочие иррелевантные. Моя задача состоит в том, чтобы освободиться отобъекта как единого и неповторимого целого и извлечь лишь одну из частейэтого целого. Хотя осознание целого мне и дано, я тем не менее не углубляюсьв это осознание, поскольку мой интерес не вливается в целое как таковое, аотступает от него, прихватывая с собой выделенную из него часть и доставляяее в мир моих понятий, мир, который уже готов или сконстеллирован дляабстрагирования данной части объекта. (Я не могу абстрагироваться от объектаиначе, как при помощи субъективного установления понятий.) "Интерес" японимаю как энергию, или либидо (см.), которой я наделяю объект какценностью или же которую объект привлекает к себе против моей воли илипомимо моего сознания. Поэтому я представляю себе процесс абстракциинаглядно, как отвлечение либидо от объекта, как утекание ценности от объектав субъективное абстрактное содержание. Для меня поэтому абстракция сводитсяк энергетическому обесцениванию объекта. Другими словами, абстракция естьинтровертирующее движение либидо (см. интроверсия). Я называю установку (см.) абстрагирующей тогда, когда она, с однойстороны, имеет интровертный характер, а с другой - ассимилирует частьобъекта, воспринятую в качестве существенной, абстрактными содержания-ми,имеющимися в распоряжении субъекта. Чем абстрактнее содержание, тем болееоно непредставимо. Я примыкаю к кантовскому пониманию, согласно которомупонятие тем абстрактнее, чем "больше в нем опущено отличий, присущих вещам"/95- Bd.8, §6/, в том смысле что абстракция на ее высшей ступени абсолютноудаляется от объекта и тем самым достигает полнейшей непредставимости; такуюабстракцию я называю идеей (см.). Напротив, абстракция, которая обладает ещепредставимостью или созерцаемостью, является конкретным (см.) понятием. 2. Анима/анимус. См. душа; душевный образ. 3. Апперцепция. Психический процесс, благодаря которому новоесодержание настолько приобщается к уже имеющимся содержаниям, что егообозначают как понятое, постигнутое или ясное. /78- Bd.I. S.322/ Различаютактивную и пассивную апперцепцию; первая есть процесс, при котором субъектот себя, по собственному побуждению, сознательно, со вниманием воспринимаетновое содержание и ассимилирует его другими имеющимися наготовесодержаниями; апперцепция второго рода есть процесс, при котором новоесодержание навязывается сознанию извне (через органы чувств) или изнутри (избессознательного) и до известной степени принудительно завладевает вниманиеми восприятием. В первом случае акцент лежит на деятельности эго (см.), вовтором - на деятельности нового самонавязывающегося содержания. 4. Архаизм. Словом "архаизм" я обозначаю древний характер психическихсодержаний и функций. При этом речь идет не об архаической древности,созданной в виде подражания, как, например, римская скульптура позднейшегопериода или "готика" XIX века, но о свойствах, носящих характер сохранившегося остатка. Такими свойствами являются все психологическиечерты, по существу согласующиеся со свойствами примитивного душевногоуклада. Ясно, что архаизм прежде всего присущ фантазиям, возникающим избессознательного, то есть тем плодам бессознательного фантазирования,которые доходят до сознания. Качество образа является тогда архаическим,когда образ имеет несомненные мифологические параллели. Архаическимиявляются ассоциации по аналогии, создаваемые бессознательной фантазией, также как и ее символизм. Архаизм есть отождествление с объектом - мистическоесоучастие (см.). Архаизм есть конкретизм мышления и чувства. Далее архаизместь навязчивость и неспособность владеть собой. Архаизм есть слитноесмещение психологических функций между собой, в противовес дифференциации (см.), - например, слияние мышления с чувством, чувства с ощущением, чувствас интуицией, а также слияние частей одной и той же функции (например,цветовой слух) и то, что Блейлер называет амбитенденцией и амбиваленцией, тоесть состоянием слияния с противоположностью, например какого-нибудь чувствас чувством, ему противоположным. 5. Архетип. [Структура архетипа всегда была центральным ключевыммоментом в разработках Юнга, но формулировка этого понятия появилась лишь поистечении многих лет. - Прим. ред. немецкого издания Собрания сочиненийЮнга. /23/] См. образ, изначальный; а также идея. 6. Ассимиляция. А. - есть уподобление нового содержания сознания ужеимеющемуся обработанному (сконстеллированному) субъективному материалу /96-Bd.1. S.20/, причем особо выделяется сходство нового содержания с ужеимеющимся, иногда даже в ущерб независимым качествам нового. /76- S.104/ Всущности, ассимиляция есть процесс апперцепции (см.), отличающийся, однако,элементом уподобления нового содержания субъективному материалу. В этомсмысле Вундт говорит: "Такой способ оформления (то есть ассимиляции) выступает впредставлениях особенно наглядно тогда, когда ассимилирующие элементывозникают путем воспроизведения, а ассимилированные - путемнепосредственного чувственного впечатления. Тогда элементы образныхвоспоминаний как бы вкладываются во внешний объект, так что состоявшеесячувственное восприятие является в качестве иллюзии, обманывающей насотносительно настоящего свойства вещей, и это бывает особенно в тех случаях,когда объект и воспроизведенные элементы значительно отличаются друг отдруга". /78- Bd.3. S.529/ Я пользуюсь термином "ассимиляция" в несколькорасширенном смысле, а именно в смысле уподобляющего приспособления объекта ксубъекту вообще, и противопоставляю этому диссимиляцию (см.) какуподобляющее приспособление субъекта к объекту и отчуждение субъекта отсамого себя в пользу объекта, будь то внешний объект или же объект"психологический", как, например, какая-либо идея. 7. Аффект. Под аффектом следует разуметь состояние чувства,отличающееся, с одной стороны, заметной иннервацией тела, с другой стороны,своеобразным нарушением процесса представления. /78- Bd.3. S.529/ Эмоция является для меня синонимом аффекта. В противоположность Блейлеру (см. аффективностъ), я отличаю чувство от аффекта, хотя оно и переходит в аффектнезаметно, ибо каждое чувство, достигнув известной силы, вызывает телесныеиннервации и тем самым становится аффектом. Но из практических соображенийбыло бы правильно отличать аффект от чувства ввиду того, что чувство можетбыть произвольно управляемой функцией, тогда как аффект, по общему правилу,не таков. Точно так же аффект ясно отличается от чувства и заметной телеснойиннервацией, тогда как чувство в большинстве случаев не сопровождается этимииннервациями или же они бывают столь малой интенсивности, что их присутствиеможно доказать лишь с помощью очень тонких инструментов, например при помощипсихогальванического феномена. Аффект усиливается от ощущения вызванных имсамим телесных иннервации. Это наблюдение повело к теории аффекта Джемса -Ланге, которая вообще причинно выводит аффект из телесных иннервации. Впротивоположность такому крайнему объяснению я понимаю аффект, с однойстороны, как психическое состояние чувства, с другой стороны, какфизиологическое состояние иннервации; то и другое усиливается вовзаимодействии, то есть к усилившемуся чувству присоединяется еще компонентощущения, благодаря которому аффект более приближается к ощущениям (см. ощущение) и существенно отличается от состояния чувства. Ярко выраженныеаффекты, то есть сопровождающиеся сильной телесной иннервацией тела, я непричисляю к сфере функций чувства, а отношу к сфере функций ощущения (см. функция). 8. Аффективностъ. Понятие, введенное Блейлером. Аффективностьобозначает и объединяет "не только аффекты в собственном смысле слова, но илегкие чувства и оттенки чувств удовольствия и неудовольствия". /97- S.6/Блейлер отличает от аффективности, с одной стороны, чувственные ощущения идругие телесные ощущения, с другой стороны - "чувства", которые могутрассматриваться как внутренние процессы восприятия (например, чувствоуверенности, чувство вероятности и т. д.) или как неясные (илираспознавательные) мысли. /97- S.13 ff/ 9. Бессознательное. Понятие бессознательного есть для меня понятиеисключительно психологическое, а не философское в смысле метафизическом.Бессознательное есть, по-моему, предельное психологическое понятие,покрывающее все те психические содержания или процессы, которые неосознаются, то есть которые не отнесены воспринимаемым образом к нашему эго (см.). Право говорить вообще о существовании бессознательных процессов яизвлекаю исключительно и единственно из опыта, и притом прежде всего изпсихопатологического опыта, который с несомненностью показывает, что,например, в случае истерической амнезии эго ничего не знает о существованииобширных психических комплексов, но что простой гипнотический приемоказывается в состоянии через минуту довести до полной репродукцииутраченное содержание. Из тысяч таких наблюдений было выведено право говорить о существованиибессознательных психических содержаний. Вопрос о том, в каком состояниинаходится бессознательное содержание, пока оно не присоединено к сознанию,не поддается никакому познавательному разрешению. Поэтому совершенно излишнеделать какие бы то ни было предположения на этот счет. К таким фантазиямпринадлежит предположение о церебрации, о физиологическом процессе и т. д.Точно так же совершенно невозможно указать, каков объем бессознательного, тоесть какие содержания оно включает в себя. Эти вопросы решает только опыт. На основании опыта мы знаем прежде всего, что сознательные содержания,утрачивая свою энергетическую ценность, могут становиться бессознательными.Это нормальный процесс забывания. О том, что эти содержания не простопропадают под порогом сознания, мы знаем на основании того опыта, что приблагоприятных обстоятельствах они могут всплыть из погружения даже черездесятки лет, например в сновидении, в состоянии гипноза, в формекриптомнезии или же благодаря освежению ассоциаций, связанных с забытымсодержанием. /98- С.1-34. "Криптомнезия"; 99- С.225-330/ Далее, опыт учитнас, что сознательные содержания могут попадать под порог сознания, неслишком много теряя в своей ценности, путем интенционального забывания,которое Фрейд называет вытеснением тягостных содержаний. Подобное же явлениевозникает при диссоциации личности, при разложении целостности сознаниявследствие сильного аффекта, или в результате нервного шока, или же прираспаде личности в шизофрении (Блейлер). Мы знаем также из опыта, что чувственные перцепции вследствие их малойинтенсивности или вследствие уклонения внимания не доходят до сознательнойапперцепции (см.) и все-таки становятся психическими содержаниями благодарябессознательной апперцепции, что опять-таки может быть доказано, например,гипнозом. То же самое может происходить с известными умозаключениями идругими комбинациями, которые вследствие своей слишком незначительнойценности или вследствие уклонения внимания остаются бессознательными.Наконец, опыт учит нас и тому, что существуют бессознательные психическиесочетания, например мифологические образы, которые никогда не были предметомсознания и, следовательно, возникают всецело из бессознательнойдеятельности. В этих пределах опыт дает нам основание для признания существованиябессознательных содержаний. Но опыт ничего не может поведать нам о том, чем может быть бессознательное содержание. Было бы праздным делом высказывать обэтом предположения, потому что невозможно обозреть все, что только могло быбыть бессознательным содержанием. Где лежит низший предел сублиминальныхчувственных перцепций? Существует ли какое-либо мерило для тонкости илипределов бессознательных комбинаций? Когда забытое содержание окончательноугасло? На все эти вопросы ответов нет. Но уже приобретенный нами опыт о природе бессознательных содержаний всеже позволяет нам установить некоторое общее их подразделение. Мы можемразличать личное бессознательное, охватывающее все приобретения личногосуществования, и в том числе забытое, вытесненное, воспринятое под порогомсознания, подуманное и прочувствованное. Но наряду с этими личнымибессознательными содержаниями существуют и другие содержания, возникающие неиз личных приобретений, а из наследственной возможности психическогофункционирования вообще, именно из наследственной структуры мозга. Таковымифологические сочетания, мотивы и образы, которые всегда и всюду могутвозникнуть вновь помимо исторической традиции или миграции. Эти содержания яназываю коллективно-бессознательными. Подобно тому как сознательныесодержания участвуют в определенной деятельности, так участвуют в ней ибессознательные содержания, как показывает нам опыт. Как из сознательнойпсихической деятельности возникают известные результаты или продукты, точнотак же создаются продукты и в бессознательной деятельности, например сновидения и фантазии (см.). Было бы праздным делом предаватьсяспекулятивным соображениям о том, сколь велико участие сознания, например, всновидениях. Сновидение является, представляется нам, мы не создаем его.Конечно, сознательная репродукция, или даже уже восприятие, изменяет в неммногое, однако не отменяя того основного факта, что здесь имеет место некоетворческое возбуждение, возникающее из бессознательного. Функциональное отношение бессознательных процессов к сознанию мы можемназвать компенсационным (см. компенсация), потому что, согласно опыту,бессознательный процесс вызывает наружу тот сублиминальный материал, которыйконстеллирован состоянием сознания, значит, все те содержания, которые, еслибы все было осознано, не могли бы отсутствовать в сознательной картине общейситуации. Компенсационная функция бессознательного выступает на свет темотчетливее, чем односторонней оказывается сознательная установка, чемупатология дает богатые примеры. 10. Влечение. См. инстинкт. 11. Воля. Под волей я понимаю ту сумму психической энергии, которойрасполагает сознание. Согласно этому, волевой процесс был бы процессомэнергетическим, вызываемым сознательной мотивацией. Поэтому психическийпроцесс, обусловленный бессознательной мотивацией, я бы не назвал волевымпроцессом. Воля есть психологический феномен, обязанный своим существованиемкультуре и нравственному воспитанию, но в высокой степени отсутствующий впримитивной ментальности. 12. Вчувствование. См. эмпатия. 13. Диссимиляция. См. ассимиляция. 14. Дифференциация. Означает развитие отличий, выделение частей изцелого. В данном труде я пользуюсь понятием дифференциации, главным образом,применительно к психологическим функциям. Пока одна функция настолько ещеслита с другой или с несколькими другими функциями, например мышление счувством или чувство с ощущением, что не может выступать самостоятельно, онапребывает в архаическом (см.) состоянии, она не дифференцирована, то есть невыделена из целого как особая часть и не имеет, как таковая,самостоятельного существования. Недифференцированное мышление не можетмыслить отдельно от других функций, то есть к нему всегда примешиваютсяощущение, или чувство, или интуиция - точно так же недифференцированноечувство смешивается с ощущениями и фантазиями, как, например, всексуализации (Фрейд) чувства и мышления при неврозе. Недифференцированнаяфункция, по общему правилу, характеризуется еще и тем, что ей присущесвойство амбивалентности и амбитендентности (раздвоения чувств идвойственной направленности) /100- Bd.6. S.249 ff/, то есть когда каждаяситуация явно несет с собой свое отрицание, откуда и возникают специфическиезадержки при пользовании недифференцированной функцией. Недифференцированнаяфункция имеет слитный характер и в своих отдельных частях; так, например,недифференцированная способность ощущения страдает от смешения отдельныхсфер ощущения ("цветной слух"); недифференцированное чувство - от смешениялюбви и ненависти. Поскольку какая-нибудь функция является совершенно илипочти неосознанной, постольку она и не дифференцирована, но слита как всвоих отдельных частях, так и с другими функциями. Дифференциация состоит вобособлении одной функции от других функций и в обособлении отдельных еечастей друг от друга. Без дифференциации невозможно направление, потому чтонаправление функции или соответственно ее направленность покоятся наобособлении ее и на исключении всего не сопринадлежащего. Слияние сиррелевантным делает направленность невозможной - только дифференцированнаяфункция оказывается способной к определенному направлению. 15. Душа. [Психическое, психика, личность, персона, анима]. В процессемоих исследований, посвященных структуре бессознательного, мне пришлосьустановить логическое различие между душой и психическим. Под психическимили психикой я понимаю целокупность всех психических процессов, каксознательных, так и бессознательных. Со своей стороны, под душой я мыслюопределенный, обособленный функциональный комплекс, который лучше всего былобы охарактеризовать как "личность". Для более ясного описания того, что япри этом имею в виду, я должен привлечь сюда еще некоторые точки зрения.Так, в частности, явление сомнамбулизма, раздвоенного сознания, расщепленнойличности и т. д., в исследовании которых наибольшие заслуги принадлежатфранцузским ученым, привели нас к той точке зрения, по которой в одном и томже индивиде может существовать множество личностей. [Душа как функциональный комплекс или "личность"] Ясно и без дальнейшихобъяснений, что у нормального индивида никогда не обнаруживается такоеумножение личностей; однако возможность диссоциации личности, подтвержденнаяэтими случаями, могла бы существовать и в сфере нормальных явлений, хотя быв виде намека. И действительно, несколько более зоркому психологическомунаблюдению удается без особых затруднений усмотреть наличность хотя бызачаточных следов расщепления характера даже у нормальных индивидов.Достаточно, например, внимательно понаблюдать за кем-нибудь при различныхобстоятельствах, чтобы открыть, как резко меняется его личность при переходеиз одной среды в другую, причем каждый раз выявляется резко очерченный иявно отличный от прежнего характер. Поговорка "Со своими лается, а к чужимласкается" (Gassenengel - Hausteufel) формулирует, отправляясь отповседневного опыта, именно явление такого расщепления личности.Определенная среда требует и определенной установки. Чем дольше и чем чащетребуется такая соответствующая среде установка, тем скорее она становитсяпривычной. Очень многие люди из образованного класса по большей частивынуждены вращаться в двух совершенно различных средах - в домашнем кругу, всемье и в деловой жизни. Эти две совершенно различные обстановки требуют идвух совершенно различных установок, которые, смотря по степени идентификации (см.) эго с каждой данной установкой, обусловливают удвоениехарактера. В соответствии с социальными условиями и необходимостямисоциальный характер ориентируется, с одной стороны, на ожиданиях итребованиях деловой среды, с другой стороны - на социальных намерениях истремлениях самого субъекта. Обыкновенно домашний характер слагается скореесогласно душевным запросам субъекта и его потребностям в удобстве, почему ибывает так, что люди, в общественной жизни чрезвычайно энергичные, смелые,упорные, упрямые и беззастенчивые, дома и в семье оказываются добродушными,мягкими, уступчивыми и слабыми. Который же характер есть истинный, где женастоящая личность? На этот вопрос часто невозможно бывает ответить. Эти рассуждения показывают, что расщепление характера вполне возможно иу нормального индивида. Поэтому мы с полным правом можем обсуждать вопрос одиссоциации личности и как проблему нормальной психологии. По моему мнению,- если продолжать наше исследование, - на поставленный вопрос следуетотвечать так, что у такого человека вообще нет настоящего характера, что онвообще не индивидуален (см.), а коллективен (см.), то есть соответствуетобщим обстоятельствам, отвечает общим ожиданиям. Будь он индивидуален, онимел бы один и тот же характер при всем различии в установке. Он не был бытождествен с каждой данной установкой и не мог бы, да и не хотел быпрепятствовать тому, чтобы его индивидуальность выражалась так, а не иначекак в одном, так и в другом состоянии. В действительности он индивидуален,как и всякое существо, но только бессознательно. Своей более или менееполной идентификацией с каждой данной установкой он обманывает по крайнеймере других, а часто и самого себя, относительно того, каков его настоящийхарактер; он надевает маску, о которой он знает, что она соответствует, содной стороны, его собственным намерениям, с другой - притязаниям и мнениямего среды, причем преобладает то один, то другой момент. [Душа как персона] Эту маску, то есть принятую ad hoc установку, я назвал "персоной" -термин, которым обозначалась маска древнего актера. Человека, которыйотождествляется с такой маской, я называю "личным" в противоположность"индивидуальному". Обе вышеупомянутые установки представляют две коллективные "личности",которые мы суммарно обозначим одним именем "персоны". Я уже указал выше, чтонастоящая индивидуальность отлична от них обеих. Итак, персона есть комплексфункций, создавшийся на основах приспособления или необходимого удобства, ноотнюдь не тождественный с индивидуальностью. Комплекс функций, составляющийперсону, относится исключительно к объектам. Следует достаточно четкоотличать отношение индивида к объекту от его отношения к субъекту. Под"субъектом" я разумею прежде всего те неясные, темные побуждения чувства,мысли и ощущения, которые не притекают с наглядностью из непрерывного потокасознательных переживаний, связанных с объектом, но которые всплывают, чащемешая и задерживая, но иногда и поощряя, из темных внутренних недр, изглубоких дальних областей, лежащих за порогом сознания, и в своейсовокупности слагают наше восприятие жизни бессознательного. Бессознательноеесть субъект, взятый в качестве "внутреннего" объекта. Подобно тому как естьотношение к внешнему объекту, внешняя установка, так есть и отношение квнутреннему объекту, внутренняя установка. Понятно, что эта внутренняяустановка вследствие ее чрезвычайно интимной и труднодоступной сущностиявляется гораздо менее известным предметом, чем внешняя установка, которуюкаждый может видеть без всяких затруднений. Однако мне кажется, что получитьпонятие об этой внутренней установке вовсе не так трудно. Все эти такназываемые случайные заторы, причуды, настроения, неясные чувства и отрывкифантазий, подчас нарушающие сосредоточенную работу, а иногда и отдых самогонормального человека, происхождение которых мы рационалистически сводим то ктелесным причинам, то к другим поводам, основаны обыкновенно вовсе не на техпричинах, которым их приписывает сознание, а суть восприятия бессознательныхпроцессов. К таким явлениям принадлежат, конечно, и сновидения, которые, какизвестно, часто сводятся к таким внешним и поверхностным причинам, какрасстройство пищеварения, лежание на спине и т. п., хотя такое объяснениеникогда не выдерживает более строгой критики. Установка отдельных людей поотношению к этим явлениям бывает самая различная. Один совсем не позволяетсвоим внутренним процессам влиять на себя, он может, так сказать, совершенноотрешаться от них, другой же в высокой степени подвержен их влиянию; еще приутреннем вставании какая-нибудь фантазия или какое-нибудь противное чувствопортят такому человеку на весь день настроение; неясное, неприятное ощущениевнушает ему мысль о скрытой болезни, сновидение вызывает у него мрачноепредчувствие, хотя он, в общем, вовсе не суеверен. Напротив, другие людилишь эпизодически подвержены таким бессознательным побуждениям или же толькоизвестной их категории. У кого-то они, может быть, и вообще никогда недоходили до сознания в качестве чего-то, о чем можно было бы думать, длядругого же они являются темой ежедневных размышлений. Один оценивает ихфизиологически или же приписывает их поведению своих ближних, другой находитв них религиозное откровение. Эти совершенно различные способы обращаться с побуждениямибессознательного столь же привычны для отдельных индивидов, как и установкипо отношению к внешним объектам. Поэтому внутренняя установка соответствуетстоль же определенному комплексу функций, как и внешняя установка. В техслучаях, когда внутренние психические процессы, по-видимому, совершеннооставляются без внимания, типичная внутренняя установка отсутствует столь жемало, сколь мало отсутствует типичная внешняя установка в тех случаях, когдапостоянно оставляется без внимания внешний объект, реальность фактов. В этихпоследних, далеко не редких случаях персона характеризуется недостаткомсоотнесенности, связанности, иногда даже слепой неосмотрительности,опрометчивости, склоняющейся лишь перед жестокими ударами судьбы. Нередкоименно данные индивиды с ригидной персоной отличаются такой установкой кбессознательным процессам, которая крайне восприимчива к исходящим от нихвлияниям. Насколько они с внешней стороны неподатливы и недоступны длявлияния, настолько же они мягки, вялы и податливы по отношению к ихвнутренним процессам. Поэтому в таких случаях внутренняя установкасоответствует внутренней личности, диаметрально противоположной личностивнешней. Я знаю, например, человека беспощадно и слепо разрушившегожизненное счастье своих близких, но прерывающего важную деловую поездку,чтобы насладиться красотой лесной опушки, замеченной им из вагона железнойдороги. Такие же или похожие случаи известны, конечно, каждому, так что уменя нет надобности нагромождать примеры. [Душа как анима] Повседневный опыт дает нам такое же право говорить о внешней личности,какое он дает нам признавать существование личности внутренней. Внутренняяличность есть тот вид и способ отношения к внутренним психическим процессам,который присущ данному человеку; это есть та внутренняя установка, тотхарактер, которым он обращен к бессознательному. Внешнюю установку, внешнийхарактер я называю персоной; внутреннюю установку, внутреннее лицо яобозначаю словом анима, или душа. В той мере, в какой установка привычна,она есть более или менее устойчивый комплекс функций, с которым эго можетболее или менее отождествляться. Наш повседневный язык выражает это весьманаглядно: когда кто-нибудь имеет привычную установку на определенныеситуации, привычный способ действия, то обыкновенно говорят: "Он совсем другой, когда делает то или это". Этим вскрывается самостоятельностьфункционального комплекса при привычной установке: дело обстоит так, какесли бы другая личность овладевала индивидом, как если бы в него "вселялсяиной дух". Внутренняя установка, душа, требует такой же самостоятельности,которая очень часто соответствует внешней установке. Это один из самыхтрудных фокусов воспитания - изменить персону, внешнюю установку. Но стольже трудно изменить и душу, потому что обыкновенно ее структура столь жекрайне спаяна, как и структура персоны. Подобно тому как персона естьсущество, составляющее нередко весь видимый характер человека и, в известныхслучаях, неизменно сопутствующее ему в течение всей его жизни, так и душаего есть определенно ограниченное существо, имеющее подчас неизменноустойчивый и самостоятельный характер. Поэтому нередко душа прекрасноподдается характеристике и описанию. Что касается характера души, то, по моему опыту, можно установить общееосновоположение, что она в общем и целом дополняет внешний характер персоны.Опыт показывает нам, что душа обыкновенно содержит все те общечеловеческиесвойства, которых лишена сознательная установка. Тиран, преследуемыйтяжелыми снами, мрачными предчувствиями и внутренними страхами, являетсятипичной фигурой. С внешней стороны бесцеремонный, жесткий и недоступный, онвнутренне поддается каждой тени, подвержен каждому капризу так, как если быон был самым несамостоятельным, самым легкоопределимым существом.Следовательно, его анима (душа) содержит те общечеловеческие свойстваопределяемости и слабости, которых совершенно лишена его внешняя установка,его персона. Если персона интеллектуальна, то душа, наверно, сентиментальна.Характер души влияет также и на половой характер, в чем я не раз снесомненностью убеждался. Женщина, в высшей степени женственная, обладаетмужественной душой; очень мужественный мужчина имеет женственную душу. Этапротивоположность возникает вследствие того, что, например, мужчина вовсе невполне и не во всем мужественней, но обладает и некоторыми женственнымичертами. Чем мужественнее его внешняя установка, тем больше из неевытравлены все женственные черты; поэтому они появляются в его душе. Этообстоятельство объясняет, почему именно очень мужественные мужчиныподвержены характерным слабостям: к побуждениям бессознательного ониотносятся женски податливо и мягко подчиняются их влияниям. И наоборот,именно самые женственные женщины часто оказываются в известных внутреннихвопросах неисправимыми, настойчивыми и упрямыми, обнаруживая эти свойства втакой интенсивности, которая встречается только во внешней установке умужчин. Эти мужские черты, будучи исключенными из внешней установки уженщины, стали свойствами ее души. Поэтому если мы говорим у мужчины об аниме, то у женщины мы посправедливости должны были бы говорить об анимусе, чтобы дать женской душеверное имя. Что касается общечеловеческих свойств, то из характера персоны можновывести характер души. Все, что в норме должно было бы встречаться вовнешней установке, но что странным образом в ней отсутствует, находится,несомненно, во внутренней установке. Это основное правило, всегдаподтверждающееся в моем опыте. Что же касается индивидуальных свойств, то вэтом отношении нельзя делать никаких выводов. Если у мужчины в общем вовнешней установке преобладает или, по крайней мере, считается идеалом логикаи предметность, то у женщины - чувство. Но в душе оказывается обратноеотношение: мужчина внутри чувствует, а женщина - рассуждает. Поэтому мужчиналегче впадает в полное отчаяние, тогда как женщина все еще способна утешатьи надеяться; поэтому мужчина чаще лишает себя жизни, чем женщина. Наскольколегко женщина становится жертвой социальных условий, например в качествепроститутки, настолько мужчина поддается импульсам бессознательного, впадаяв алкоголизм и другие пороки. Если кто-нибудь тождествен со своей персоной,то его индивидуальные свойства ассоциированы с душой. Из этой ассоциациивозникает символ душевной беременности, часто встречающийся в сновидениях иопирающийся на изначальный образ рождения героя. Дитя, которое должнородиться, обозначает в этом случае индивидуальность, еще не присутствующую всознании. Тождество с персоной автоматически обусловливает бессознательноетождество с душой, ибо если субъект, "я", не отличен от персоны, то он неимеет сознательного отношения к процессам бессознательного. Поэтому он естьне что иное, как эти самые процессы, - он тождествен с ними. Кто самбезусловно сливается со своей внешней ролью, тот неизбежно подпадает подвласть внутренних процессов, то есть при известных обстоятельствах оннеизбежно пойдет наперекор своей внешней роли или же доведет ее до абсурда.(См. энантиодромия.) Это, конечно, исключает утверждение индивидуальнойлинии поведения, и жизнь протекает в неизбежных противоположностях. В этомслучае душа всегда бывает проецирована в соответствующий реальный объект, ккоторому создается отношение почти безусловной зависимости. Все реакции,исходящие от этого объекта, действуют на субъекта непосредственно, изнутризахватывая его. Нередко это принимает форму трагических связей. 16. Душевный образ. Определенная разновидность психических образов (см. образ), создаваемых бессознательным. Подобно тому как "персона" (см.), тоесть внешняя установка, бывает представлена во сне в образах тех лиц, укоторых данные свойства особенно резко выражены, так и душа, илианима/анимус, то есть внутренняя установка, изображается бессознательным вобразах тех лиц, которые обладают соответствующими душе качествами. Такойобраз называется душевным образом. Подчас это бывают совершенно неизвестныеили мифологические лица. Обычно у мужчин бессознательное изображает душу ввиде женского лица - анимы, у женщин в виде мужского - анимуса. В техслучаях, когда индивидуальность (см.) бессознательна и поэтому ассоциированас душой, душевный образ бывает того же пола, как и сам человек. Во всех техслучаях, где имеется тождество с персоной (см. душа) и где, следовательно,душа бессознательна, душевный образ бывает помещен в реальное лицо. Это лицостановится предметом интенсивной любви или столь же интенсивной ненависти(или также страха). Влияние этого лица имеет непосредственный и безусловнопринудительный характер, ибо оно всегда вызывает аффективный ответ. Аффект(см.) возникает оттого, что настоящее сознательное приспособление к объекту,изображающему душевный образ, оказывается невозможным. Вследствие этойневозможности и отсутствия объективного отношения либидо (см.) накапливаетсяи разряжается аффективным взрывом. Аффекты всегда занимают место неудавшихсяприспособлений. Сознательное приспособление к объекту, представляющему собойдушевный образ, невозможно именно потому, что субъект не сознает своей души.Если бы он сознавал ее, он мог бы отличить ее от объекта и тем сброситьнепосредственное воздействие объекта, ибо это воздействие возникаетвследствие проекции (см.) душевного образа в объект. Для мужчины в качестве реального носителя душевного образа больше всегоподходит женщина, вследствие женственной природы его души, для женщины же -больше всего подходит мужчина. Всюду, где есть безусловное, так сказать,магически действующее отношение между полами, дело идет о проекции душевногообраза. Так как такие отношения встречаются часто, то, должно быть, и душачасто бывает бессознательна, то есть многие люди, должно быть, не сознаюттого, как они относятся к своим внутренним психическим процессам. Так какэта неосознанность всегда сопровождается соответственно полнымотождествлением с персоной (см. душа), то очевидно, что такая идентификациядолжна встречаться часто. Это совпадает с действительностью постольку,поскольку действительно очень многие люди вполне отождествляются со своейвнешней установкой и поэтому не имеют сознательного отношения к своимвнутренним процессам. Однако бывают и обратные случаи, когда душевный образне проецируется, а остается при субъекте, откуда постольку возникаетотождествление с душой, поскольку данный субъект оказывается убежденным втом, что способ его отношения к внутренним процессам и есть его единственныйи настоящий характер. В этом случае персона, вследствие ее неосознанности,проецируется, и притом на объект того же пола, а это является во многихслучаях основой явной или более скрытой гомосексуальности или же переноса наотца у мужчин и переноса на мать у женщин. Это случается всегда с людьми,страдающими дефективной внешней приспособляемостью и сравнительнойлишенностью отношений, потому что идентификация с душой создает такуюустановку, которая ориентируется преимущественно на восприятие внутреннихпроцессов, вследствие чего объект лишается своего обусловливающего влияния. Если душевный образ проецируется, то наступает безусловная, аффективнаяпривязанность к объекту. Если же он не проецируется, то создаетсясравнительно неприспособленное состояние, которое Фрейд отчасти описал подназванием нарциссизма. Проекция душевного образа освобождает от занятиявнутренними процессами до тех пор, пока поведение объекта согласуется сдушевным образом. Благодаря этому субъект получает возможность изживать и развивать своюперсону. Вряд ли, конечно, объект сумеет длительно отвечать запросамдушевного образа, хотя и есть женщины, которые, отрешаясь от собственнойжизни, в течение очень долгого времени умудряются оставаться для своих мужейолицетворением душевного образа. В этом им помогает биологический женскийинстинкт. То же самое может бессознательно делать для своей жены и мужчина,но только это может повести его к таким поступкам, которые в конце концовпревысят его способности как в хорошую, так и в дурную сторону. В этом емутоже помогает биологический мужской инстинкт. Если душевный образ не проецируется, то со временем возникаетпрямо-таки болезненная дифференциация в отношении к бессознательному.Субъект все более и более наводняется бессознательными содержаниями, которыеон, за недостатком отношения к объекту, не может ни использовать, нипретворить как-нибудь иначе. Само собой понятно, что такие содержания ввысшей степени вредят отношению к объекту. Конечно, эти две установкиявляются лишь самыми крайними случаями, между которыми лежат нормальныеустановки. Как известно, нормальный человек отнюдь не отличается особеннойясностью, чистотой или глубиной своих психологических явлений, а, скорее, ихобщей приглушенностью и стертостью. У люден с добродушной и не агрессивнойвнешней установкой душевный образ обычно носит злостный характер.Литературным примером для этого может служить та демоническая женщина,которая сопровождает Зевса в "Олимпийской весне" Шпиттелера. Дляидеалистических женщин носителем душевного образа часто бывает опустившийсямужчина, откуда н возникает столь частая в таких случаях "фантазия оспасении человека"; то же самое встречается и у мужчин, окружающихпроститутку светлым ореолом спасаемой души. 17. Идентификация (Identification). Под идентификацией я подразумеваюпсихологический процесс, в котором личность оказывается частично илиполностью диссимилированной (см. ассимиляция). Идентификация оказываетсяотчуждением субъекта от самого себя в пользу объекта, в который он, таксказать, перемаскируется. Отождествление с отцом, например, означает напрактике усвоение образа мыслей и действий отца, как будто сын был равенотцу и не был бы индивидуальностью, отличной от отца. Идентификацияотличается от имитации тем, что идентификация есть бессознательная имитация, тогда как имитация есть сознательное подражание. Имитация есть необходимоевспомогательное средство для развивающейся, еще юной личности. Онаспособствует развитию до тех пор, пока не служит для простого удобства и незадерживает развития подходящего индивидуального метода. Подобно этому иидентификация может содействовать развитию, пока индивидуальный путь еще непроложен. Но как только открывается лучшая индивидуальная возможность, такидентификация обнаруживает свой патологический характер тем, что оказываетсяв дальнейшем настолько же задерживающей развитие, насколько до этого онабессознательно содействовала подъему и росту. Тогда она вызывает диссоциациюличности, ибо субъект под ее влиянием расщепляется на две частичныеличности, чуждые одна другой. Идентификация не всегда относится к лицам, но иногда и к предметам(например, отождествление с каким-нибудь духовным движением или с деловымпредприятием), и к психологическим функциям. Последний случай даже являетсяособенно важным. В таком случае идентификация ведет к образованию вторичногохарактера, притом так, что индивид до такой степени отождествляется со своейлучше всего развитой функцией, что в значительной степени или даже совсемотчуждается от первоначального уклона своего характера, вследствие чего егонастоящая индивидуальность впадает в сферу бессознательного. Этот исходявляется почти регулярным у всех людей с дифференцированной функцией. Онсоставляет даже необходимый этап на пути индивидуации (см.) вообще. Отождествление с родителями или ближайшими членами семьи есть отчастинормальное явление, поскольку оно совпадает с априорным семейным тождеством. В таком случае рекомендуется говорить не об идентификации, а о тождестве,как это и соответствует положению дела. Именно идентификация с членами семьиотличается от тождества тем, что оно не есть априори данный факт, аслагается лишь вторичным образом в нижеследующем процессе: индивид,образующийся из первоначального семейного тождества, наталкивается на путисвоего приспособления и развития на препятствие, требующее для своегопреодоления особых усилий, - вследствие этого возникает скопление и застойлибидо, которое понемногу начинает искать регрессивного исхода. Регрессиявоскрешает прежние состояния и, среди прочего, семейное тождество. Эторегрессивно воскрешенное, собственно говоря, почти уже преодоленноетождество есть идентификация с членами семьи. Любая идентификация с лицамискладывается на этом пути. Идентификация всегда преследует такую цель:усвоить образ мысли или действия другого лица для того, чтобы достигнутьэтим какой-нибудь выгоды, или устранить какое-нибудь препятствие, илиразрешить какую-нибудь задачу. 18. Идея. В данном труде я иногда пользуюсь понятием "идея" дляобозначения известного психологического элемента, имеющего близкое отношениек тому, что я называю образом (см.). Образ может быть личного или безличного происхождения. В последнем случае он является коллективным и отличаетсямифологическими свойствами. Тогда я обозначаю его как изначальный или первичный (исконный) образ. Но если образ не имеет мифологическогохарактера, то есть если он лишен созерцаемых черт и является простоколлективным, тогда я говорю об идее. Итак, я употребляю слово идея длявыражения смысла, заключенного в изначальном образе, смысла,абстрагированного от конкретики этого образа. Поскольку идея есть абстракция(см.), постольку она представляет собой нечто производное или развившееся изболее элементарного, она является продуктом мышления. В таком смысле -чего-то вторичного и производного - идею понимает Вундт /101- Bd.7. S.13/ идругие. Но поскольку идея есть не что иное, как формулированный смыслизначального образа, в котором этот смысл был уже символически представлен,постольку идея, по своей сущности, не есть нечто выведенное илипроизведенное, но с психологической точки зрения она имеется налицо априори,как данная возможность мысленных связей вообще. Поэтому идея по существу (непо своей формулировке) есть априори существующая и обусловливающая величина.В этом смысле идея у Платона есть первообраз вещей, в то время как Кантопределяет ее как архетип (Urbild) всего практического употребления разума,трансцендентное понятие, которое, как таковое, выходит за пределывозможности опыта /102/, понятие разума, "предмет которого совсем не можетбыть найден в опыте". /103- Т.2. С.64/ Кант говорит: "Хотя мы и должнысказать о трансцендентальных понятиях разума: они суть только идеи, тем неменее нам ни в коем случае не следует считать их излишними и ничтожными. Ибодаже если ни один объект не может быть этим определен, все же они могут воснове и незаметно служить рассудку каноном для его распространенного исогласного с собой употребления, причем хотя он не познает этим никакогопредмета более, чем он познал бы по своим понятиям, но все же в этомпознании он руководится лучше и дальше. Не говоря уже о том, что, можетбыть, они делают возможным переход от понятий природы к практическимпонятиям и, таким образом, могут доставить самим моральным идеям опору исвязь со спекулятивными познаниями разума". /102/ Шопенгауэр говорит: "Итак, я понимаю под идеей каждую определенную итвердую ступень объективации воли, поскольку воля есть вещь в себе и потомучужда множественности; эти ступени, конечно, относятся к определенным вещам,как их вечные формы или их образцы". /86- Т.1. §25/ У Шопенгауэра идея, правда, созерцаема, ибо он понимает ее совершенно втом же смысле, в каком я понимаю изначальный образ; все же она непознаваемадля индивида, она открывается только "чистому субъекту познания",поднявшемуся над велением и индивидуальностью. /86- Т.1. §49/ Гегель совершенно гипостазирует идею и придает ей атрибут единственнореального бытия. Она есть "понятие, реальность понятия и единство обоих".[ Гегель. Эстетика. I, 138] Идея есть "вечное порождение". [ Гегель. ЛогикаIII. С.242 f] У Лассвица идея есть "закон, указывающий то направление, вкотором наш опыт должен развиваться". Она есть "достовернейшая и высшаяреальность". У Когена идея есть "самосознание понятия, "основоположениебытия". Я не хочу увеличивать число свидетельств в пользу первичной природыидеи. Достаточно и приведенных ссылок для того, чтобы показать, что идеяпонимается и как величина основополагающая и наличная априори. Это последнеекачество она получает от своей предварительной ступени, от изначального,символического образа (см.). Вторичная же ее природа абстрактности ипроизводности появляется от рациональной обработки, которой изначальныйобраз подвергается для того, чтобы быть приспособленным к рациональномуупотреблению. Так как изначальный образ есть психологическая величина,всегда и всюду самобытно возникающая, то в известном смысле то же самоеможно сказать и об идее; однако идея в силу ее рациональной природы гораздоболее подвержена изменению при помощи обусловленной влиянием времени иобстоятельств рациональной обработки, которая дает ей различныеформулировки, всегда соответствующие духу данного времени. Некоторыефилософы приписывают идее, ввиду ее происхождения от изначального образа,трансцендентное свойство; но, собственно говоря, такое свойство присуще неидее, как я ее понимаю, а, скорее, изначальному образу, ибо ему присущесвойство безвременности потому, что он от века и повсюду приданчеловеческому духу в качестве его интегрирующей составной части. Своекачество самостоятельности идея также заимствует у изначального образа,который никогда не делается, но всегда имеется налицо и сам из себя вступаетв восприятие, так что можно было бы даже сказать, что он сам собой стремитсяк своему осуществлению, ибо он ощущается нашим духом как активноопределяющая потенция. Впрочем, такое воззрение не всеобще; оно, вероятно,зависит от установки (см. главу VII). Идея есть психологическая величина, определяющая не только мышление,но, в качестве практической идеи, и чувство. Правда, я в большинстве случаевпользуюсь термином "идея" лишь тогда, когда говорю об определении мышления умыслящего; но точно так же я говорил бы об идее и при определении чувств учувствующего. Напротив, терминологически уместно говорить об определенииизначальным образом, когда речь идет об априорном определениинедифференцированной функции. Именно двойственная природа идеи, как чего-топервичного, ведет к тому, что этим термином пользуются иногда вперемежку с"изначальным образом". При интровертной установке идея является primummovens (первопричиной), при экстравертной - она оказывается продуктом. 19. Имаго. См. субъективный уровень. /19- С.60/ 20. Индивид. Индивид есть единичное существо; психологический индивидотличается своеобразной и, в известном отношении, уникальной, то естьнеповторяемой, психологией. Своеобразие индивидуальной психики проявляетсяне столько в ее элементах, сколько в ее сложных образованиях.Психологический индивид или его индивидуальность (см.) существуетбессознательно априори; сознательно же он существует лишь постольку,поскольку налицо имеется сознательное отличие от других индивидов. Вместе сфизической индивидуальностью дана, как коррелят, и индивидуальностьпсихическая, но, как уже сказано, - сначала бессознательно. Необходимсознательный процесс дифференциации, необходима индивидуация (см.) для того,чтобы сделать индивидуальность сознательной, то есть чтобы извлечь ее изтождества с объектом. Тождество индивидуальности с объектом совпадает с еебессознательностью. Если индивидуальность бессознательна, то нет ипсихологического индивида, а есть только коллективная психология сознания. Втаком случае бессознательная индивидуальность является тождественной собъектом, проецированной на объект. Вследствие этого объект получает слишкомбольшое значение и действует слишком сильно в смысле детерминирования. 21. Индивидуальность. Под индивидуальностью я понимаю всякоепсихологическое своеобразие и особенность индивида. Индивидуально все, чтоне коллективно, то есть все, что присуще лишь одному лицу, а не целой группеиндивидов. Вряд ли можно говорить об индивидуальности отдельныхпсихологических элементов, но лишь об индивидуальности их своеобразных иединственных в своем роде группировок и комбинаций (см. индивид). 22. Индивидуация. Понятие индивидуации играет в нашей психологиинемаловажную роль. Вообще говоря, индивидуация есть процесс образования иобособления единичных существ, - говоря особо, она есть развитиепсихологического индивида (см.) как существа, отличного от общей,коллективной (см.) психологии. Поэтому индивидуация есть процесс дифференциации (см.), имеющий целью развитие индивидуальной личности. Индивидуация является естественно-необходимой, поскольку задержкаиндивидуации посредством преимущественной или исключительной нормировки поколлективным масштабам означает нанесение ущерба индивидуальнойжизнедеятельности. Но индивидуальность уже дана физически и физиологически,и соответственно этому она выражается и психологически. Поэтому существеннозадерживать развитие индивидуальности значит искусственно калечить ее. Яснобез дальнейших рассуждений, что социальная группа, состоящая из искалеченныхиндивидов, не может быть установлением здоровым, жизнеспособным идолговечным, - ибо только то общество может считаться живучим и долговечным,которое умеет сохранять свою внутреннюю связь и свои коллективные ценностипри возможно большей свободе индивида. А так как индивид есть не толькоединичное существо, но предполагает и коллективное отношение к своемусуществованию, то процесс индивидуации ведет не к разъединению, а к болееинтенсивной и более общей коллективной связанности. Психологический процесс индивидуации тесно связан с так называемой трансцендентной функцией, ибо именно эта функция открывает те индивидуальныелинии развития которых никогда нельзя достигнуть на пути, предначертанномколлективными нормами. Индивидуация ни при каких обстоятельствах не может быть единственнойцелью психологического воспитания. Прежде чем делать себе цель изиндивидуации, надо достигнуть другой цели воспитания, а именно адаптации кминимуму коллективных норм, необходимому для существования: растение,предназначенное для наиболее полного развития своих способностей, должнопрежде всего иметь возможность расти в той почве, в которую его посадили. Индивидуация стоит всегда в большей или меньшей противоположности кколлективной норме, потому что она есть процесс выделения идифференцирования из общего, процесс выявления особенного, но неискусственно создаваемой особенности, а особенности, заложенной уже априорив наклонностях существа. Но противоположность коллективной норме есть лишькажущаяся, ибо при более внимательном рассмотрении индивидуальная точказрения оказывается не противоположной коллективной норме, а лишь иначе ориентированной. Собственно говоря, индивидуальное может и совсем непротивостоять коллективной норме, потому что ее противоположностью могла быбыть лишь противоположная норма. А индивидуальный путь, по определению, неможет быть нормой. Норма возникает из совокупности индивидуальных путей итолько тогда имеет право на существование и жизнеобразующее действие, когдавообще налицо имеются индивидуальные пути, время от времени обращающиеся кнорме за ориентированием. Норма, имеющая абсолютное значение, ни на что негодится. Действительный конфликт с коллективной нормой возникает толькотогда, когда какой-нибудь индивидуальный путь возводится в норму,объявляется нормой, что и составляет подлинный замысел крайнегоиндивидуализма (см.). Но этот замысел, конечно, патологичен и совершенно нежизнен. Поэтому он не имеет ничего общего и с индивидуацией, которая хотя иизбирает индивидуальные боковые пути, но именно поэтому нуждается в нормедля ориентирования в своем отношении к обществу и для установленияжизненно-необходимой связи между индивидами в их общественной жизни. Поэтомуиндивидуация ведет к естественной оценке коллективных норм, тогда как приисключительно коллективном ориентировании жизни норма становится все менеенужной, отчего настоящая моральность гибнет. Чем сильнее коллективноенормирование человека, тем больше его индивидуальная аморальность,безнравственность. Индивидуация совпадает с развитием сознания из первоначальногосостояния тождества (см.). Поэтому индивидуация означает расширение сферысознания и сознательной психологической жизни. 23. Инстинкт. Когда я говорю об инстинкте, то я разумею при этом тосамое, что обычно понимают под этим словом, а именно понуждение, влечение (Trieb) к определенной деятельности. Такая компульсивная устремленностьможет возникать от какого-нибудь внешнего или внутреннего раздражения,которое психически разряжает механизм влечения-инстинкта, или же откаких-нибудь органических оснований, лежащих вне сферы психическихкаузальных отношений. Характер инстинкта присущ каждому психическомуявлению, причинно происходящему не от волевого намерения, а от динамическогопонуждения, независимо от того, что это понуждение проистекаетнепосредственно из органических и, следовательно, внепсихических источниковили же существенно обусловлено энергиями, которые только разряжаются волевымнамерением, - в последнем случае с тем ограничением, что созданный результатпревышает действие, намеченное волевым намерением. Под понятие инстинктаподпадают, по моему мнению, все те психические процессы, энергией которыхсознание не располагает. При таком понимании аффекты (см.) принадлежатнастолько же к процессам влечения-инстинкта, насколько и к чувственнымпроцессам (см. чувство). Те психические процессы, которые при обычныхусловиях являются функциями волн (то есть безусловно подлежащими контролюсознания), могут, уклоняясь от нормы, становиться процессамивлечения-инстинкта вследствие присоединения некоторой бессознательнойэнергии. Такое явление обнаруживается всюду, где или сфера сознанияоказывается ограниченной вследствие вытеснения неприемлемых содержаний, илиже где вследствие утомления, интоксикации или вообще патологическихпроцессов мозга наступает понижение ментального уровня, где сознание уже неконтролирует или еще не контролирует наиболее ярко выделяющиеся процессы.Такие процессы, которые некогда у индивида были сознательными, но современем стали автоматическими, я бы не хотел называть процессамиинстинктивными, но автоматическими процессами. При нормальных условиях они ине протекают наподобие инстинктивных, потому что при нормальных условиях ониникогда не проявляются в компульсивном виде. Это случается с ними толькотогда, когда к ним притекает энергия, чуждая им. 24. Интеллект. Интеллектом я называю определенно направленное мышление (см. мышление). 25. Интроверсия. Интроверсией называется обращение либидо (см.)вовнутрь. Этим выражается негативное отношение субъекта к объекту. Интересне направляется на объект, но отходит от него назад к субъекту. Человек синтровертной установкой думает, чувствует и поступает таким способом,который явно обнаруживает, что мотивирующая сила принадлежит прежде всегосубъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение.Интроверсия может иметь более интеллектуальный и более чувствующий характер;точно так же она может быть отмечена интуицией или ощущением. Интроверсия активна, когда субъект желает известного замыкания от объекта; она пассивна, когда субъект не в состоянии вновь обратно направить на объект тот потоклибидо, который струится от объекта назад, на него. Если Интроверсияпривычна, то говорят об интровертном типе (см. тип). 26. Интроекция. Термин "интроекция" введен Авенариусом как термин,соответствующий проекции. Однако то вкладывание субъективного содержания вобъект, которое он имеет в виду, можно столь же удачно выразить понятиемпроекции, почему для этого процесса и следовало бы сохранить терминпроекции. Далее, Ференци определил понятие интроекции как противоположное"проекции", а именно он разумеет втягивание объекта в субъективный кругинтересов, тогда как "проекция" есть для него выкладывание субъективныхсодержаний и переложение их в объект. /104- S.10 ff/ "Тогда как параноиквытесняет из своего эго все движения души, вызывающие неудовольствие,невротик, напротив, облегчает себя тем, что он воспринимает в свое эговозможно большую часть внешнего мира и делает ее предметом бессознательныхфантазий". Первый механизм есть проекция, второй - интроекция. Интроекцияесть своего рода "процесс разжижения", "расширения круга интересов". Ференцисчитает интроекцию также и нормальным процессом. Итак, психологически интроекция является процессом ассимиляции (см. ассимиляция), проекция же - процессом диссимиляции. Интроекция означаетуподобление объекта субъекту проекция же, напротив, - отличение объекта отсубъекта при помощи переложения какого-нибудь субъективного содержания наобъект. Интроекция есть процесс экстраверсии, потому что для ассимиляцииобъекта необходима эмпатия и наделение объекта либидо. Можно выделить пассивную и активную интроекцию; первая разновидность проявляется, средипрочего, при лечении неврозов в явлении переноса (см.) и вообще во всехслучаях, когда объект оказывает на субъекта безусловное влияние; к последнейразновидности принадлежит эмпатия как процесс адаптации. 27. Интуиция (от лат. intueri - созерцать) есть в моем понимании однаиз основных психологических функций (см.). Интуиция есть та психологическаяфункция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Предметом такого восприятия может быть все - и внешние, и внутренние объектыили их сочетания. Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ничувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она можетпроявляться и в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержаниепредставляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были всостоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось.Интуиция - это своего рода инстинктивное схватывание все равно какихсодержаний. Подобно ощущению (см.), она есть иррациональная (см.) функциявосприятия. Содержания ее имеют, подобно содержаниям ощущения, характерданности, в противоположность характеру "выведенности", "произведенности",присущему содержаниям чувства и мысли. Интуитивное познание носит характернесомнительности и уверенности, что и дало Спинозе (подобно Бергсону)возможность считать "scientia intuitiva" за высшую форму познания. Этосвойство одинаково присуще интуиции и ощущению, физическая основа которогосоставляет как раз основание и причину его достоверности. Подобно этомудостоверность интуиции покоится на определенных психических данных,осуществление и наличность которых остались,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: