double arrow

Введение. В последующем я постараюсь дать общее описание психологии типов.Сначала я сделаю это для двух общих типов

В последующем я постараюсь дать общее описание психологии типов.Сначала я сделаю это для двух общих типов, которые я назвал интровертным иэкстравертным. Далее я попытаюсь дать некоторую характеристику тех, болееспециальных типов, своеобразие которых слагается вследствие того, чтоиндивид приспособляется или ориентируется главным образом посредством своейнаиболее дифференцированной функции. Первые я хотел бы обозначить как общиетипы установки, отличающиеся друг от друга направлением своего интереса,движением либидо; последние я назову типами функций. Общие типы установки, как уже было многократно указано в предыдущихглавах, отличаются друг от друга своеобразной установкой по отношению кобъекту. У интровертного отношение к нему абстрагирующее; в сущности, онпостоянно заботится о том, как бы отвлечь либидо от объекта, как если бы емунадо было оградить себя от чрезмерной власти объекта. Экстравертный,напротив, относится к объекту положительно. Он утверждает его значениепостольку, поскольку он постоянно ориентирует свою субъективную установку пообъекту и вводит ее в отношение к нему. В сущности, объект никогда не имеетдля него достаточно ценности, и поэтому значение его постоянно приходитсяповышать. Оба типа до такой степени различны и их противоположностьнастолько бросается в глаза, что наличность их без всяких разъяснений бываеточевидна даже для профана в психологических вопросах, - стоит только разобратить его внимание на это. Всем, конечно, знакомы эти замкнутые, труднораспознаваемые, часто пугливые натуры, представляющие собой самую сильнуюпротивоположность людям с открытым, обходительным, часто веселым или покрайней мере приветливым и доступным характером, которые со всеми ладят, аиногда и ссорятся, но во всяком случае стоят в отношении к окружающему ихмиру, влияют на него и со своей стороны воспринимают его влияние. Понятно, что сначала люди бывают склонны воспринимать такие различиякак индивидуальные случаи своеобразной структуры характера. Однако тот, ктоимел возможность основательно изучить большое число людей, откроет безтруда, что эта противоположность отнюдь не сводима к единичныминдивидуальным случаям, но что дело идет о типических установках, гораздоболее общих, чем можно было бы предположить на основании ограниченногопсихологического опыта. Предыдущие главы должны были бы в достаточнойстепени показать, что в действительности речь идет о фундаментальнойпротивоположности, то ясной, то менее ясной, но обнаруживающейся всегда,когда речь идет об индивидах со сколько-нибудь ярко выраженной личностью.Таких людей мы встречаем отнюдь не только среди образованных, но вообще вовсех слоях населения; и потому наши типы могут быть указаны как средипростых рабочих и крестьян, так и среди высокодифференцированныхпредставителей нации. Разница пола тоже ничего не меняет в этом факте. Этипротивоположности встречаются и среди женщин всех слоев населения. Стольобщая распространенность вряд ли была бы возможна, если бы дело касалосьсознания, то есть сознательно и намеренно выбранной установки. В этом случаеглавнейшим носителем такой установки был бы, конечно, определенный,связанный однородным воспитанием и образованием и, следовательно,местноограниченный слой населения. В действительности же это совсем не так;и даже напротив, типы распределяются, по-видимому, без всякого разбора. Водной и той же семье один ребенок может быть интровертом, другой -экстравертом. Так как, согласно этим фактам, тип установки в качестве общегои, по-видимому, случайно распределенного явления не может быть деломсознательного суждения или сознательного намерения, то он, вероятно, обязансвоим существованием какой-то бессознательной, инстинктивной основе. Поэтомупротивоположность типов в качестве общего психологического феномена должнатак или иначе иметь свои биологические предпосылки. С биологической точки зрения, отношение между субъектом и объектом естьвсегда отношение приспособления, ибо всякое отношение между субъектом иобъектом предполагает видоизменяющиеся воздействия одного на другой. Этивидоизменения и составляют приспособление, или адаптацию. Поэтому типическаяустановка по отношению к объекту суть процессы приспособления. Природа знаетдва коренным образом различных варианта адаптации и две обусловленные имивозможности самоподдержания живых организмов: первый путь - это повышеннаяплодовитость при относительно малой обороноспособности и недолговечностиотдельного индивида; второй путь - это вооружение индивида многообразнымисредствами самосохранения при относительно малой плодовитости. Мне кажется,что эта биологическая противоположность есть не только аналогия, но и общаяоснова наших двух психологических способов приспособления. Здесь я хотел быограничиться одним только общим указанием, с одной стороны, на особенностьэкстраверта, состоящую в способности постоянно растрачиваться,распространяться и внедряться во все; с другой стороны, на тенденциюинтроверта обороняться от внешних требований и, насколько возможно,воздерживаться от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, нозато создавать для себя самого возможно более обеспеченное и могущественноеположение. Поэтому интуиция Блейка недурно определила оба типа как"prolific" (плодородный) и "devouring (прожорливый) type". Как показываетобщая биология, оба пути удобопроходимы и, каждый по-своему, ведут к успеху;точно так же и типические установки. То, что один осуществляет посредствоммножества отношений, другой достигает при помощи монополии. Тот факт, что иногда даже дети в первые годы жизни несомненно проявляюттипическую установку, заставляет предположить, что к определенной установкепринуждает отнюдь не борьба за существование, как ее обыкновенно понимают.Правда, можно было бы, и даже с достаточным основанием, возразить, что ималому ребенку, и даже грудному младенцу, приходится осуществлятьпсихологическое приспособление бессознательного характера, ибо своеобразиематеринских влияний в особенности ведет к специфическим реакциям у ребенка.Этот аргумент опирается на несомненные факты, но он падает при указании настоль же несомненный факт, что двое детей у одной и той же матери могут ужерано обнаружить противоположные типы, без того чтобы в установке материможно было отметить хотя бы малейшее изменение. Хотя я ни при какихобстоятельствах не хотел бы недооценить неизмеримую важность родительскихвлияний, но все же это наблюдение заставляет нас сделать вывод, что решающийфактор следует искать в предрасположении ребенка. Вероятно, в конечном счетеэто следует приписать индивидуальному предрасположению, что при возможнонаибольшей однородности внешних условий один ребенок обнаруживает такой тип,а другой ребенок - другой. При этом я, конечно, имею в виду лишь те случаи,которые возникают при нормальных условиях. При ненормальных условиях, тоесть когда мы имеем дело с крайними и поэтому ненормальными установками уматерей, детям может быть навязана относительно однородная установка, причемнасилуется их индивидуальное предрасположение, которое, может быть, выбралобы другой тип, если бы извне не вторглись и не помешали ненормальныевлияния. Там, где происходит такое обусловленное внешними влияниямиискажение типа, индивид впоследствии обычно заболевает неврозом, и исцелениевозможно лишь при условии выявления той установки, которая, естественно,соответствует данному индивиду. Что же касается своеобразного предрасположения, то об этом я не могуничего сказать, кроме того, что, очевидно, существуют индивиды, илиобладающие большей легкостью или способностью, или которым полезнееприспособляться таким, а не иным способом. Тут дело могло бы сводиться кнедоступным нашему знанию и в конечном счете физиологическим основаниям. Кдопущению вероятности таких оснований я был приведен тем наблюдением, чтообращение одного типа в другой может нанести тяжелый ущерб физиологическомуздоровью организма, ибо он в большинстве случаев вызывает сильное истощение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: