Благодаря системе символов возник язык византийской иконописи, хорошо понятный всем православным. Все иконы пишутся по определенным канонам.
В иконописи известные с античных времен пропорции человеческого тела нарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы удлиняются. Овал лица удлиняется, нос и рот пишутся мелкими, глаза – большими, миндалевидными. Взгляд - строгий и отрешённый. Любая передача объёма нежелательна, так как привлекает внимание к телесной сущности изображаемого в ущерб сущности духовной. Икона "Христос-Пантократор" монастыря Святой Екатерины (Афон) создана в VI веке является примером для последующих изображений Пантократора (Вседержителя).
Главный, центральный образ всего древнерусского искусства – образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Традиционно окружает голову Спаса нимб – символическое изображение исходящего вечного света. "Спас Вседержитель" в храме Святой Софии в Киеве.
Рядом с образами Спаса в древнерусском искусстве по своему смыслу и значению стоят образы Богоматери - Девы Марии. " Богоматерь Владимирская» Изображение Марии и младенца в позах взаимного ласкания по-русски называется как "Умиление".
|
|
По сюжетам иконы можно разделить на:
· иконы Святой Троицы;
· иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа;
· богородичные иконы;
· иконы святых и сил бесплотных;
· иконы праздников и событий священной истории;
· символические и аллегорические композиции
Енина)