Слайд № 7.
Регистрация – установленный государством порядок фиксации уполномоченными на то органами фактов, имеющих юридическое значение и влекущих возникновение соответствующих правоотношений.
Широкий спектр общественных отношений, складывающихся в регистрационном производстве, обусловливает их многообразие, при котором все они не только имеют общие черты, но и свои особенности.
Продолжение слайда № 7.
Общее для регистрационного производства заключается в следующем:
1. Государственная регистрация устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства.
2. Государственная регистрация – юридический акт признания и подтверждения государством прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
3. Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Государственная регистрация – единственное доказательство существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Слайд № 8.
Государство устанавливает значительное количество регистрационных производств, что вместе с многообразием объектов регистрации обусловливает проблемы их систематизации. Как нам представляется, наиболее удачной может быть систематизация по целям регистрации.
1. В целях идентификации личности человека государством установлены геномная и дактилоскопическая регистрации. Их правовую основу составляют федеральные законы от 03 декабря 2008 года № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» и от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации».
1.1. Государственная геномная регистрация – деятельность, осуществляемая государственными органами и учреждениями по получению, учету, хранению, использованию, передаче и уничтожению биологического материала и обработке геномной информации. Она проводится в отношении граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации.
Закон предусматривает добровольную и обязательную государственную геномную регистрацию. Обязательной регистрации подлежат:
1) лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
2) неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий.
Обязательной геномной регистрации подлежат неопознанные трупы.
Учет геномной информации, полученной при проведении государственной геномной регистрации, ведется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области внутренних дел, при формировании и поддержании федеральной базы данных геномной информации.
1.2. Государственная дактилоскопическая регистрация – деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями по получению, учету, хранению, классификации и выдаче дактилоскопической информации, установлению или подтверждению личности человека. Дактилоскопическая информация – информация об особенностях строения папиллярных узоров пальцев рук человека и о его личности.
Существует добровольная и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация. Граждане РФ имеют право на добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию. Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат отдельные категории государственных служащих, исчерпывающий их перечень приведен в указанном выше законе. Кроме того, обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат все неопознанные трупы.
Государственная дактилоскопическая регистрация граждан РФ, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособными или ограниченными судом в дееспособности, малолетних и несовершеннолетних проводится по письменному заявлению и в присутствии их родителей (усыновителей) или опекунов, попечителей.
2. В целях учета средств повышенной опасности и контроля за их эксплуатацией государство ввело государственную регистрацию автомототранспортных средств и других видов самоходной техники, воздушных и водных судов. Их правовую основу составляют Федеральный закон от 14 марта 2009 года № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними», Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, другие НПА.
2.1. Государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ними – юридический акт признания и подтверждения государством наличия, возникновения, перехода, прекращения, ограничения (обременения) права собственности и друг их вещных прав на воздушные суда в соответствии с ГК РФ. Она осуществляется на подлежащие государственной регистрации в соответствии с Воздушным кодексом РФ гражданские воздушные суда, а также на государственные воздушные суда, которые используются в коммерческих целях в порядке, установленном Правительством РФ.
Государственная регистрация прав на воздушные суда является единственным доказательством существования зарегистрированного права на воздушное судно. Зарегистрированное право на воздушное судно может быть оспорено только в судебном порядке.
2.2. Государственной регистрации подлежат автомототранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепы к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам.
Данный вид регистрации осуществляют:
- подразделения ГИБДД МВД России – автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
- органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации – тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
2.3. Под государственной регистрацией водного судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновение ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно и соответствии с гражданским законодательством.
Судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Судно, которому временно предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ, подлежит государственной регистрации в реестре арендованных иностранных судов.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Не подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации спортивные парусные суда независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов.
3. В целях регулирования миграционных процессов, обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом осуществляется регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, а также граждан РФ по месту пребывания и месту жительства на территории Российской Федерации. Правовая база первого вида регистрации – ч. 2 ст. 27 Конституции РФ и Закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Второго вида регистрации – Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом. Правила и порядок осуществления миграционного учета устанавливаются Правительством РФ[4].
Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».
Российские граждане, прибывшие на срок свыше 90 дней для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, обязаны по истечении указанного срока обратиться с заявлением о регистрации к должностным лицам, ответственным за регистрацию. Вместе с заявлением, составленным по установленной форме, они должны представить паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность, и документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном им жилом помещении (договор найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
Органы регистрационного учета на основании полученных документов в трехдневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства. В паспортах граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства, производятся отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства. Отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства граждан, зарегистрированных по иным документам, удостоверяющим личность, производятся в свидетельствах о регистрации граждан по месту жительства.
4. В целях регулирования прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Правовую основу составляют положения Конституции РФ, федеральные законы от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и от 06 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», нормы ГК РФ и иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие НПА РФ.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Это единственное доказательство существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на нею, в том числе граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с другой.
По договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона – залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимою имущества другой стороны – залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.
По договору об ипотеке может быть заложено недвижимое имущество, указанное в п. 1 ст. 130 ГК РФ, права на которое зарегистрировать в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе:
1) земельные участки, за исключением земельных участков, указанных в ст. 63 указанного федерального закона;
2) предприятия, а также здания, сооружения и иное недвижимое имущество, используемое в предпринимательской деятельности;
3) жилые дома, квартиры и части жилых домов и квартир, состоящие из одной или нескольких изолированных комнат;
4) дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского назначения;
5)воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Договор об ипотеке заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации. Договор, в котором отсутствуют какие-либо данные или нарушены положения закона, не подлежит государственной регистрации в качестве договора об ипотеке.
Слайд № 9.
5. В целях совершенствования работы по подготовке НПА федеральных органов исполнительной власти установлена их государственная регистрация. Правовая основа – Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
Законодатель установил три основания, при наличии которых НПА подлежат государственной регистрации:
1) НПА затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина;
2) НПА устанавливают правовой статус организаций;
3) НПА имеют межведомственный характер.
Процедура регистрации включает в себя: юридическую экспертизу соответствия НПА законодательству Российской Федерации, принятие решения о необходимости государственной, регистрации данного акта, присвоение регистрационного номера, занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Государственная регистрация НПА осуществляется Минюстом России, которое ведет Государственный реестр НПА федеральных органов исполнительной власти.
6. В целях выявления в НПА положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, для проведения независимой экспертизы на коррупциногенность проекты НПА, за исключением проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти – разработчика проекта НПА в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на рассмотрение в юридическую службу этого федерального органа исполнительной власти.