double arrow

Сокращенные обозначения некоторых математических операций

— сумма п сумм, в каждой из которых т слагаемых (двойная сумма):

Приложение 3. Краткий словарь терминов по информатике и вычислительной технике*

* Словарь составлен на основании следующих работ: Информатика / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. М., 1998; Информатика. Энциклопедия для начинающих / Под ред. проф. Д. А. Поспелова. М., 1996; Информатика. М., 1991.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА (АОС) — компьютерная система, предназначенная для управления учебным процессом в диалоговом режиме сбора и обра­ботки результатов обучения.

АДРЕС — закодированное обозначение пункта отправления либо назначения данных в памяти компьютера.

АЛГОРИТМ — совокупность четко определенных правил (ко­манд), обеспечивающих решение поставленной задачи за конечное число шагов. Можно выделить следующие раз­новидности А.: А. вероятностный (стохастический) — А. решения задачи несколькими путями или способами, приводящими к вероятному достижению цели; А. эвристический — А., в котором достижение цели и програм­мы действий однозначно не предопределены, так же как не определена последовательность действий и не выявле­ны все действия исполнителя. К эвристическим А. относят, например, инструкции и предписания (греч. heureka — на­шел); А. циклический — А., предусматривающий мно­гократное повторение одного и того же действия над но­выми исходными данными. К циклическим А. сводится боль­шинство методов вычислений, перебора вариантов, неко­торые А. правовой сферы.

АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК — формализованный язык для точного описания алгоритмов.

АЛГОРИТМОВ ТЕОРИЯ — раздел информатики, изучающий свойства алгоритмов и методы их разработки.

АНАЛОГОВЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ — вычис­лительные машины непрерывного действия, работают с информацией, представленной в непрерывной форме.

АРИФМЕТИКО-ЛОГИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО — часть про­цессора (см.), выполняющая арифметические и логичес­кие операции над данными.

АРХИТЕКТУРА ЭВМ — совокупность основных устройств, узлов и блоков ЭВМ, а также информационных связей, обеспечивающих выполнение заданных функций.

БАЗА ДАННЫХ (БД) — поименованная совокупность струк­турированных данных, относящихся к определенной пред­метной области.

БАЗОВЫЙ КОМПЬЮТЕР — основной тип компьютера, ис­пользуемый в большой информационной (компьютерной) сети.

БАНК ДАННЫХ — совокупность баз данных, созданных в интересах решения задач по определенным направлениям науки и техники (банк данных по общественным наукам, банк изобретений, банк нормативных правовых актов и т. п.). Б.д. называют также комплекс, состоящий из совокупнос­ти баз данных и программного обеспечения для работы с ними — СУБД.

БЕЗБУМАЖНАЯ ИНФОРМАТИКА — технология сбора, на­копления, переработки и обмена или распространения информации на основе ЭВМ и машинных носителей: маг­нитных лент, дисков и т. п. Теоретические основы Б.и. раз­работал академик В. М. Глушков.

БИОКОМПЬЮТЕР — вычислительное устройство, которое будет использовать принципы обработки информации, при­сущие живым организмам, а также сложные сочетания молекул биологических веществ.

ВНЕШНЕЕ ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ("внешняя па­мять") — часть ЭВМ (компьютера), которая служит для накопления и хранения информации. В информатике раз­личают три класса ВЗУ: на бумажных носителях, на маг­нитных носителях и на оптических дисках.

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА — совокупность техничес­ких и материальных средств (ЭВМ, устройства, приборы, программы и др.), предназначенных и используемых для автоматизации процессов обработки информации.

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР (ВЦ) — организованное под­разделение, предназначенное для решения задач обра­ботки информации.

ГИБКИЙ ДИСК (floppy disc) —магнитный, диск, основа которо­го выполнена из гибкого полимерного материала. Дискета.

ГИПЕРТЕКСТ — текст, представленный в виде семантически связанных частей. В настоящее время широко применя­ется в процессе обмена информацией в сети Интернет.

ГРАФ — конечное множество объектов и соединяющих их ли­ний. Достаточно сложные математические свойства Т. изу­чаются в специальной математической науке — теории Г. Теория Г. часто используется в информатике и вычисли­тельной технике.

ДАННЫЕ — информация, представленная в формализован­ном виде, пригодном для введения ее в ЭВМ и последую­щей автоматизированной обработки.

ДИАЛОГОВАЯ СИСТЕМА — система, в которой данные по­ступают от различных источников (человек или датчики), обрабатываются и результат обработки подается на выход ЭВМ, после чего следует решение на дальнейший ввод информации и работу ЭВМ.

ДИСКРЕТНЫЙ СИГНАЛ — сигнал, имеющий конечное чис­ло значений (в отличие от непрерывного сигнала).

ДИСПЛЕЙ — устройство отображения (вывода) визуальной информации.

ЖЕСТКИЙ ДИСК (hard disc) — устройство, предназначен­ное для хранения и быстрого поиска информации. Уста­навливается внутри корпуса компьютера. Иногда исполь­зуется в качестве внешнего запоминающего устройства и для транспортирования больших объемов информации.

ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (УСТРОЙСТВО ПАМЯ­ТИ) — часть ЭВМ, выполняющая функции памяти. Ос­новными характеристиками являются: емкость памяти, методы доступа к памяти, быстродействие, надежность работы, стоимость.

ИНДЕКСИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТА — выражение содер­жания документа в терминах информационно-поискового языка.

ИНДУСТРИЯ ИНФОРМАЦИИ — отрасль производства, свя­занная с созданием и тиражированием информационных технологий.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ СХЕМА — миниатюрное устройство, эле­менты которого соединены конструктивно и технологи­чески. Важнейшая часть архитектуры компьютера. Боль­шая интегральная схема (БИС), позволяющая разместить несколько миллионов микросхем. Все современные вычис­лительные системы построены на И.с.

ИНТЕЛЛЕКТ — способность решать творческие задачи, т. е. такие задачи, результаты и(или) средства и способы ре­шения которых не имелись в прошлом опыте человека.

ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ (ИИ) — направление раз­вития современной информатики, имеющее своей целью компьютерное моделирование мыслительных и психичес­ких процессов. Главное практическое применение ИИ — создание экспертных систем и роботов. Методы ИИ нахо­дят применение в компьютерной графике, проектирова­нии, создании музыкальных произведений, машинном пе­реводе, создании программ игры в шахматы и т. д.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ — компьютерные программы, способные решать творческие задачи.

ИНТЕРАКТИВНЫЙ РЕЖИМ — технология выполнения про­цесса, прерываемого другим процессом, например диалог человека и компьютера. Интерактивный процесс осуще­ствляется в системах, работающих в режиме реального времени.

ИНТЕРФЕЙС — система, осуществляющая взаимодействие между различными устройствами (например, SCSI, ultra АТА и т. д.); комплекс средств, которые использует чело­век для общения с техническим устройством.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ, ОБ­ЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА — состояние защищенности всех субъектов общественных отношений от вредной или непроверенной информации (дезинформации).

ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА — часть инф­раструктуры страны.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА — свод правил поведения человека в информационном компьютеризованном обще­стве, в человеко-машинных системах, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человечества. Один из примеров И.к. — т. н. нетикет — свод неписаных правил поведения в Интернете.

ИНФОРМАЦИОННАЯ УСЛУГА — получение и предостав­ление в распоряжение пользователя информационных про­дуктов.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ — массивы документаль­ной информации в информационных системах (библиоте­ках, архивах, фондах, банках данных и т. д.). И.р. образуют основу для развития процесса информатизации общества.

ИНФОРМАЦИЯ — совокупность данных, сведений, фактов, циркулирующих в информационных процессах, в каналах прямой и обратной связи.

КАНАЛ СВЯЗИ — звено любой системы передачи информа­ции. По физической природе К.с. делятся на механичес­кие, акустические, оптические, электрические.

КОДИРОВАНИЕ — операция отождествления символов или групп символов одного кода (языка) с символами и груп­пами символов другого кода (языка).

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ВИРУС — программа, способная разру­шить программы, находящиеся в памяти других компью­теров и целых компьютерных систем, а также привести к сбоям в работе компьютера или компьютерной сети либо самопроизвольно копировать себя с компьютера на компь­ютер. Наибольший вред приносят вирусы, способные пе­редать управление компьютером другому лицу без ведома владельца.

ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ В ИНФОРМАТИКЕ — опера­ции переработки двоичной информации. В ЭВМ эти опера­ции производятся системой логических элементов интег­ральной микросхемы. К элементарным логическим опера­циям, реализуемым на логических микросхемах, относят­ся операции: И, ИЛИ, НЕ.

МАШИННАЯ КОМАНДА — команда, автоматически выпол­няемая компьютером.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СЕТЬ — такая информационная компьютерная сеть, компоненты которой расположены в разных странах.

МИКРОКОМПЬЮТЕР (МИКРОЭВМ) — небольшой компью­тер, выполненный на полупроводниковых схемах. Напри­мер: PDR-5 и PDR-8 фирмы DEC (середина 60-х — сере­дина 70-х гг.).

МИКРОПРОЦЕССОР — миниатюрное электронное устрой­ство, обрабатывающее информацию. Микропроцессор вы­полняется в виде одной или нескольких больших интег­ральных схем (БИС). Первые М. были созданы фирмами Intel и Motorola (США) в 70-е годы ("Первой ласточкой" был Intel 4004 — 1971 г.). Обычно в состав М. входят: арифме­тико-логическое устройство (АЛУ), блок управления и син­хронизации, запоминающее устройство (ЗУ) и другие бло­ки, необходимые для выполнения операций вычислитель­ного процесса.

МИКРОЭЛЕКТРОНИКА — современная отрасль информаци­онной индустрии, производящая микроэлементы.

МНОГОПРОГРАММНАЯ (МНОГОЗАДАЧНАЯ) ЭВМ — ЭВМ, в которой возможно одновременное решение нескольких задач.

МНОГОПРОЦЕССОРНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — ЭВМ, в состав которой входит несколько центральных процессоров (2, 4, 6 и т. д.), взаимосвязанных по инфор­мации и управлению, а также сеть таких ЭВМ.

МОНИТОР — устройство отображения на экране процессов, происходящих в компьютере. М. называют также диспле­ем (см.).

МУЛЬТИМЕДИА — новая информационная технология, ис­пользующая такие источники информации, как видео, ри­сунки, музыка, речь. Внешние устройства включают аудио-и видеосистемы, микрофон, электронные музыкальные инструменты и другие средства.

МЫШЬ — устройство позиционирования, предназначенное для указания координат объекта на экране ЭВМ.

НЕЙМАНОВСКАЯ АРХИТЕКТУРА ЭВМ — такая организа­ция ЭВМ, при которой вычислительная машина состоит из двух основных частей — линейно-адресной памяти и процессора, выполняющего команды программы, разме­щенной в самом компьютере, В настоящее время создают­ся новые виды архитектуры ЭВМ.

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ЭВМ (ПЭВМ) — персональный компьютер, небольшая по размерам и стоимости микроЭВМ (микро­компьютер), предназначенная для индивидуального ис­пользования. По своей производительности современные ПЭВМ сравнялись с ЭВМ более ранних поколений. ПЭВМ появились в середине 70-х гг. (первым ПЭВМ принято счи­тать Altair 8800 1974 г.) и их "триумфальное шествие" началось с ПЭВМ Apple I, а также IBM PC, разработки крупнейшего производителя вычислительной техники — фирмы IBM.

ПРИНТЕР (ПЕЧАТАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО) — устройство вывода данных из ЭВМ в соответствующие им графичес­кие символы (буквы, цифры, знаки и т. п.).

ПРИНТЕР ЛАЗЕРНЫЙ — принтер, в котором применяется электрографический способ формирования изображения, посредством намагничивания лазером валика, с помощью которого магнитный красящий порошок переносится на бу­магу, а затем закрепляется на ней нагреванием.

ПРИНТЕР СТРУЙНЫЙ — принтер, в печатающей головке которого имеются тонкие трубочки — сопла, через кото­рые на бумагу выбрасываются мельчайшие капельки кра­сителя (чернил). В современных П.с., обеспечивающих фо­тографическое качество печати, используется до 7 от­дельных картриджей с чернилами разного цвета.

ПРОГРАММА — последовательность указаний (команд) для ввода исходных данных, их обработки и выдачи результа­тов для реализации алгоритма задачи. Пакет прикладных программ (ППП) — это совокупность сложно организо­ванных машинных программ, дополненная соответствую­щей технической документацией. ППП предназначен для решения с помощью ЭВМ комплексов типовых задач из конкретной области науки, техники, производства, обра­зования.

ПРОГРАММА УПРАВЛЯЮЩАЯ — системная программа для управления работой компьютера или вычислительной си­стемы, т. е. для обеспечения взаимосвязанного функцио­нирования всех устройств ЭВМ при обработке заданий.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ — процесс описания алгоритма ре­шения задачи средствами конкретного языка программи­рования и оформления результатов описания в виде про­граммы.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОЕ — составление программ решения сложных задач, для которых нет явно заданного алгоритма решения. При П.э. сначала изучают­ся возможные варианты решения задач, которые закла­дываются в память ЭВМ и перебираются ею в процессе решения.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ — совокупность всех программ, обеспечивающая целесообразное использова­ние ЭВМ.

ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ — комплекс взаимосвязанных программ для решения определенной проблемы (задачи) массового спроса, подготовленный к реализации как лю­бой вид промышленной продукции. П.п. является объектом авторского права.

ПРОЦЕССОР — важнейшая часть ЭВМ, осуществляющая пе­реработку информации и управление всеми блоками ЭВМ. П. сочетает в себе арифметическое и запоминающее уст­ройство с соответствующими целями управления. В со­временной информатике важной разновидностью П. явля­ется микропроцессор (см.).

СЕРВЕР — программно-техническое устройство, обеспечи­вающее решение коммуникационных задач. С. называют также центральный компьютер в компьютерной сети, обес­печивающий основную обработку информации. Для того, чтобы различные компьютеры "понимали" сообщения друг друга, вне зависимости от их платформ и операционных систем, нужны специальные языки, записи на которых одинаково понятны всем абонентам сети. Такие языки на­зываются протоколами связи.

СИСТЕМА ЭВМ — ряд программно совместимых ЭВМ, име­ющих одинаковую архитектуру. С. ЭВМ образует компью­терную (вычислительную, информационную) сеть.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ (СУБД) — комплекс программных средств, предназначенных для со­здания баз данных, поддержания данных в состоянии, при­годном для регулярного использования, организации дос­тупа к ним пользователей в условиях принятой техноло­гии обработки данных. Представление данных и их струк­тура существенно зависят от задач, стоящих перед раз­работчиками: упорядочения с помощью какого-либо фор­мального языка описания данных, их представления в ЭВМ или обеспечения понимания и полезности для конкретно­го пользователя.

СИНЕРГЕТИКА — наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упоря­доченное.

СОВМЕСТИМОСТЬ КОМПЬЮТЕРОВ — возможность исполь­зовать на данном компьютере программы и программные комплексы, разработанные, отлаженные и эксплуатиру­ющиеся на других компьютерах.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА — машина, предназначенная для решения узкого круга за­дач из определенной области.

СУПЕР ЭВМ — ЭВМ с высокой производительностью, пред­назначенная для решения особо сложных задач (в сфере науки, экономики, метеорологии и др.). Например, это американские ЭВМ фирмы Кгау (ныне в составе SGI) и IBM. В нашей стране были разработаны ЭВМ, Эльбрус-I и Эльбрус-II; электроника СС БИС и др. Такие вычисли­тельные машины выполнялись на самых быстродейству­ющих электронных приборах, которые являются самы­ми дорогими. Архитектура этих ЭВМ обеспечивает па­раллельное выполнение действий по обработке данных различной степени сложности. СЭВМ может иметь в сво­ем составе до сотен специализированных процессоров. Эти ЭВМ обладают гигантской памятью и значительным ко­личеством внешних устройств для хранения больших мас­сивов информации ввода и вывода данных в различном виде, а также высокой надежностью.

ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР — вид прикладного программ­ного обеспечения, предназначенный для создания и об­работки текстовых документов Он позволяет добавлять или удалять слова, перемещать предложения и абзацы, устанавливать формат, манипулировать элементами тек­ста и т. д.

ТЕРМИНАЛ — конечный пункт вычислительной системы и вычислительной сети, который служит для доступа пользо­вателя этой системы или сети к их ресурсам. Понятие Т. охватывает большое число разнообразных устройств.

ТОПОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ (ИНФОРМАЦИОННЫХ) СЕТЕЙ — геометрическая схема соединений элементов узлов сети. Топологии компьютерных сетей могут быть са­мыми различными, но для локальных сетей типичными являются три: кольцевая, шинная, звездообразная. При этом узел — любое устройство, непосредственно подклю­ченное к передающей среде сети.

ТРАНСЛИРУЮЩАЯ ПРОГРАММА (КОМПИЛЯТОР) авто­матизирует процесс перевода текста программ с одного языка программирования на другой.

ЦИФРОВЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ (ЦВМ) — вы­числительные машины дискретного действия, работаю­щие с информацией, представленной в дискретной, а точ­нее, в цифровой форме.

ЭВРИСТИКА — совокупность специальных методов и приемов, позволяющих открыть новое, найти решение нетривиаль­ной задачи. Э. изучает творческое мышление и на этой основе выявляет способы построения оптимальных направ­лений поиска решений задач, точные методы решения которых неизвестны.

ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА — компьютерная программа, пред­назначенная для решения комплексных задач искусствен­ного интеллекта.

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА (КОМПЬ­ЮТЕР) — комплекс технических средств, предназначен­ных для автоматической обработки информации в реше­нии вычислительных и информационных задач.

ФАЙЛ — совокупность упорядоченных и взаимосвязанных за­писей данных. К организации файлов относятся: логичес­кие формулировки данных, группировка данных, блоки­рование и сегментация данных, порядок следования за­писей и их элементов. Как правило, Ф. размещается во внешней памяти компьютера.

ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ — искусственный информа­ционный язык, предназначенный для создания и эксплуа­тации программ для ЭВМ. Существует немало Я.п. Услов­но Я.п. можно разделить на низкоуровневые машинно-ориентированные и высокоуровневые машинно-независи­мые языки. Среди прочих назовем языки, повлиявшие на создание современных Я.п.: Ada (Ада) — созданный в 1980 г. универсальный язык для разработки как систем­ных, так и прикладных программ. Назван в память об Аде Лавлейс — дочери английского поэта лорда Байрона, пер­вой программистке в истории. Algol (Алгол) — один из первых универсальных языков программирования. Наибо­лее известны следующие версии: Algol-60, Algol-68. Assembler (Ассемблер) — группа машинно-ориен­тированных низкоуровневых языков, в которых в ходе каждой команды в операционной части записывают сим­волы операций, а в адресной имена величин. Basic (Бейсик) — язык для создания программ и их решения на ЭВМ в режиме диалога, имеет много диалектов. Счи­тается самым распространенным в мире языком програм­мирования. Широко распространен MS Visual Basic. Соbоl (Кобол) — язык, получивший широкое применение при разработке программ для решения экономических задач. Pascal (Паскаль) — язык программирования, являю­щийся развитием Алгола и позволяющий создавать струк­турированные (блочные, модульные) программы. Суще­ствует объектно-ориентированная модификация этого язы­ка — Object Pascal или Delphi. С (Си) машинно-незави­симый язык, разработанный для создания системных про­грамм и для переноса программного обеспечения с одной ЭВМ на другую. Изначально использовался для системно­го программирования в среде UNIX. Сейчас широко при­меняется язык C++. F о r t r a n (Ф о р т р а н) — историчес­ки первый язык высокого уровня, получивший наиболь­шее распространение при создании программ решения вы­числительных задач. HTML — язык разметки гипертек­ста, используемый в сети Интернет. Java — разрабаты­ваемый в настоящее время машинно-независимый язык для реализации сложных задач в сети. Также использует­ся его упрощенный вариант — язык Java-script.

Олег Алексеевич Гаврилов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: