double arrow

Вопрос № 4. Специфика коррекционно-развивающей работы в образовании

4

Традиционная форма - специальные занятия психолога с детьми. Основное содержание занятий со школьниками – игры и психотехнические упражнения – направлено на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем.

К проблеме содержания развивающей работы относится и вопрос о количестве игр и упражнений, используемых в ходе занятия. Наибольший развивающий эффект достигается не за счет увеличения количества упражнений, а за счет наиболее полного использования потенциальных возможностей каждого из упражнений. Т. е. каждое упражнение должно быть проведено несколько раз: с усложнениями, с передачей функции ведущего от взрослого к каждому желающему ребенку. Если упражнение полностью отработано, но оно очень нравится детям, его надо включать в работу группы до тех пор, пока сохраняется желание его выполнять. Как показывает практика, для ребенка, испытывающего трудности в обучении или развитии, каждый новый вид активности составляет определенную проблему. Перегрузка занятий новизной и разнообразием может только усугубить эти трудности.

Нетрадиционные формы групповой работы. Такое название призвано подчеркнуть их отличие от тренинговой и коррекционной работы психолога в стабильных группах. Отличия существуют уже в том, как организуется работа, и в том, каким содержанием она наполняется.

А) Обучающая психодиагностика – объясняя результаты, предлагаются коррекционные приемы.

Б) Общешкольные психологические программы (олимпиады по психологии), психологические конкурсы (интеллектуальные игры).

В) Школа практической конфликтологии («конфликт-менеджмент»).

Структура группового занятия должна включать в себя следующие элементы:

Ø Ритуал приветствия

Ø Разминка

Ø Рефлексия прошлого занятия

Ø Основное содержание занятия

Ø Рефлексия прошедшего занятия

Ø Ритуал прощания.

А) Ритуалы приветствия / прощания – являются важным моментом работы с группой, позволяют создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуалы могут предлагаться психологом или придумываться самой группой. Задача психолога - следить, чтобы ритуал присутствовал на каждом занятии, и чтобы в него были вовлечены все участники.

Б) Разминка – является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет функцию настройки на продуктивную деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между упражнениями - в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить эмоциональное состояние детей.

В) Основное содержание занятий – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного коррекционного комплекса. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизических состояний ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения должны располагаться от сложного к простому (с у учетом утомления детей). За занятие желательно провести 2 – 4 игры.

Г) Рефлексия занятия – ретроспективная оценка занятия в 2-х аспектах: эмоциональном (понравилось / не понравилось и почему?), и смысловом (зачем мы это делали?). Рефлексия прошлого занятия помогает вспомнить, чем занимались в предыдущий раз. Психолог предлагает вспомнить, с кем дети обсуждали упражнение после занятия, может применяли в повседневной жизни отдельные элементы упражнений.

Подготовка к занятиям:

Ø Добровольное участие в группе (7 – 10 чел.)

Ø Интенсивная форма ведения занятий (2 – 3 раза в неделю).

Ø Цикл работы с группой – не более 15 – 20 занятий.

Ø Длительность занятия зависит от возраста: для младших шк-ков – 30-45 мин, для подростков и старшеклассников - 60 – 120 мин.

4

Сейчас читают про: