Проектирование (от лат. projectus - брошенный вперёд) принадлежит к числу уникальных видов человеческой деятельности, связанной с предвидением будущего, созданием его идеального образа, осуществлением и оценкой последствий реализации тех или иных замыслов.
Сущность проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Проектировщик выстраивает модели, исходя из концептуального понимания конструируемого объекта и видения научных, преобразовательных, практических проблем деятельности.
Н.Г.Алексеев определяет проектирование как “деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть”[1].
Гурье Л.И. отмечает, что проектирование – это создание идеального описания будущего объекта, предшествующее его реализации.
Проектирование, как отмечает Н.П.Сибирская, является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании.
Смыслом проектирования в этом подходе является постепенное осознание человеком своей жизненной проблемы и построение ее решения. Проектирование как деятельность содержит определенный инвариант мыслительных операций, когда движение идет от определения целей к поиску средств, простраиванию результата и возможных последствий в реализации проекта: позиционное самоопределение – анализ ситуации – проблематизация – концептуализация (целеполагание) – программирование (создание программы мероприятий по достижению задуманного) – планирование (этапы выделены в соответствии с определениями этой деятельности в работах ряда авторов, таких, как Н.Г.Алексеев, Е.С.Заир-Бек, В.Р.Имакаев, Т.И.Шамова).
Проектирование состоит из следующих компонентов:
1. Цель.
Определение: цель - идеальный образ будущего результата. Цель появляется из пространства, в которое входят ценности, смыслы и цели более высокого порядка. Цель имеет пространственные и временные характеристики и отвечает на вопросы «Что? Где? Когда?». Цель должна соответствовать следующим критериям:
1. конкретность;
2. достижимость;
3. измеримость;
4. компактность.
2. Субъект.
Определение: субъект – носитель активности, продуктивно выполняет некоторую деятельность; человек, обладающий способностью сознательной саморегуляции и саморазвития в этой деятельности.
3. Объект.
Определение: объект – тот, на кого направлена активность.
Проектировать объект в целом нельзя, но можно учитывать отдельные характеристики объекта, а именно:
· размер группы.
· композицию группы:
· состав по полу.
· соотношение индивидуальных психологических характеристик.
· неофициальную систему группы.
· групповые нормы.
· уровень сплоченности группы.
· уровень конфликтности группы[10].
4. Содержание.
Определение: содержание – наполнение проекта, отвечает на вопрос «Что можем сделать?». Содержание должно соответствовать следующим критериям:
· соответствие цели;
· новизна;
· проблемность;
· эмоциональная значимость фактов и идей;
· доступность (понятий, объемов)
· полимодальность;
· непротиворечивость фактов и идей[10].
5. Средства.
Определение: средства - методы, при помощи которых реализуется цель; отвечает на вопрос «Как это сделать?». Средства должны отвечать следующим критериям:
· избыточность;
· полимодальность.
6. Взаимодействие.
1.Центрация на себя. Объективная парадигма. Авторитарный стиль взаимодействия.
1. Центрация на решение задач.
2. Акциональная парадигма. Стратегия манипулирования.
3. Центрация на других. Субъективная парадигма. Стратегия партнерского взаимодействия.
7. Ожидаемый результат.