Экологически опасные виды деятельности, для которых

Компетенция органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по рассмотрению

Экологической экспертизы в Республике Беларусь

Процедура проведения государственной

Государственная экологическая экспертиза является важным рычагом осуществления государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды. Проведение государственной экологической экспертизы возложено на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Организационная структура государственной экологической экспертизы. Организационная структура подразделений, осуществляющих государственную экологическую экспертизу в Республике Беларусь, приведена на рис. 3.

В системе Минприроды с 1988 г. функционирует Специализированная инспекция по государственной экологической экспертизе, в составе которой действуют отдел по экологической экспертизе размещения народнохозяйственных объектов; по экологической экспертизе проектов водоснабжения, канализации и охраны атмосферного воздуха (отдел проектов промышленного строительства) и отдел по экологической экспертизе проектов мелиоративного и водохозяйственного строительства. Эти отделы осуществляют общее методическое руководство отделов государственной экологической экспертизы проектов в структуре областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Введение государственной экологической экспертизы заставило проектные организации уделять больше внимания соблюдению природоохранного законодательства. Если в 1991 г. 19 % поступающей на экспертизу документации (5575 проектов) получило отрицательное заключение, то в 1999 г. этот процент снизился до 5 (из 6563 проектов 334 получили отрицательное заключение) [17].

           
   
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
 
Внештатные эксперты
 
 


Методическое руководство

 
 


         
   
     
Внештатные эксперты
 
 
 
Гор(рай)инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды


Рис.3. Организационная структура подразделений, осуществляющих

экологическую экспертизу в РБ [17]

В “Инструкции о порядке проведения государственной экологической экспертизы” четко разграничена компетенция специальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по экологической экспертизе проектной документации в зависимости от масштаба, стоимости и значимости намечаемой хозяйственной и иной деятельности (табл. 2).

Порядок предоставления документации на государственную экологическую экспертизу. Экспертным подразделениям системы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды для проведения государственной экологической экспертизы заказчик предоставляет строго определенный и оформленный в соответствии с нормативными требованиями следующий комплект документов [3]:

§ задание на проектирование объекта;

§ проект;

§ рабочий проект;

§ технико-экономическое обоснование проекта;

§ акт выбора площадки под размещение объекта;

§ решение местных органов власти о предоставлении земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ;

§ выкопировку из схемы землепользования;

§ копии всех технических условий проектирования;

§ копии экологических условий проектирования, выданные государственными органами управления и контроля;

§ имеющиеся заключения по проектной документации других органов государственного контроля;

§ материалы согласования с органами территориального общественного самоуправления;

§ экологический паспорт проекта*.

При рассмотрении предпроектных материалов, обосновывающих размещение объекта хозяйственной деятельности, состав представляемой документации определяется «Методическими указаниями о составе материалов и основных требованиях по обоснованию места размещения объектов хозяйственной и иной деятельности в Республике Беларусь», утвержденные решением коллегии Госкомэкологии от 31.03.93 г., № 3/7. Основная проектная документация, к которой относится технико-экономическое обоснование, проект и рабочий

________

* Этот документ разрабатывается заказчиком, но утверждается государственной экологической экспертизой и прилагается к ее заключению.


Таблица 2

проектной документации, предоставляемой на государственную экологическую экспертизу [ 3]

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
Виды проектных документов Экспертные подразделения Минприроды Экспертные подразделения областных и Минского городского комитетов Районные (городские) инспекции
Генпланы городов, проекты пригородных зон республиканского подчинения, проекты генпланов крупных промышленных узлов. Генпланы и проекты пригородных зон городов, кроме зон республиканского подчинения, схемы районной планировки. ТерКСОПы районов, областей, городов, комплексные программы экономического и социального развития областей, районов, городов. Проекты строительства и реконструкции объектов жилсоцкультбыта (жилые дома, детские дошкольные учреждения, школы, административные здания, магазины, клубы и др.), подключаемых к сетям водоснабжения и канализации в городах.
Проекты строительства, расширения и реконструкции АЭС, ГЭС, ТЭЦ, ТЭС, районных котельных.   __   __
Проекты строительства, реконструкции промышленных и сельскохозяйственных предприятий, предприятий по добыче полезных ископаемых и нерудных материалов сметной стоимостью более 10 млн руб. в ценах 1991 г. Проекты строительства, реконструкции промышленных и сельскохозяйственных предприятий, предприятий по добыче полезных ископаемых и нерудных материалов сметной стоимостью до 10 млн руб. в ценах 1991 г. Проекты строительства в хозяйствах навесов, хранилищ, складов (кроме нефтепродуктов) минеральных удобрений, химических средств защиты растений, зерносушилок и других сооружений, не имеющих сброса сточных вод. Проекты на строительство и реконструкцию молочнотоварных ферм до 200 голов КРС.
Виды проектных документов Проекты мелиоративного и водохозяйственного строительства: объекты осушения, орошения, водохранилища, торфоучастки, сметной стоимостью более 1,2 млн руб. в ценах 1991 г. Проекты мелиоративного и водохозяйственного строительства (объекты осушения, орошения, водохранилища, торфоучастки), сметной стоимостью до 1,2 млн руб. в ценах 1991 г. Проекты сухой культуртехники с элементами малой мелиорации. Проекты на проведение культуртехнических работ без элементов малой мелиорации, лесомелиоративные работы (облесение песков, оврагов, создание придорожных и полезащитных полос). Проекты на рекультивацию земель до 10 га.
Проекты и схемы централизованных внеплощадных систем водоснабжения, канализации и теплофикации городов республиканского, областного, районного подчинения.   __   __
Проекты строительства, реконструкции автомобильных и железных дорог государственного значения, магистральных трубопроводов, проходящих по двум и более областям. Проекты строительства, реконструкции автомобильных и железных дорог государственного значения, магистральных трубопроводов, проходящих по территории области. Проекты строительства и реконструкции автомобильных дорог местного значения, линий связи, энергоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения.
Проекты на бурение артезианских скважин на городских водозаборах и на добычу минеральных вод, нефти с выдачей разрешения на их бурение. Проекты на бурение артезианских скважин (рабочих и резервных) с выдачей разрешения на их бурение.   __
¾ Проекты водоохранных зон (полос) водотоков и водоемов. ¾
           

проект, должна содержать пояснительную записку по объекту проектирования и предлагаемым проектным решениям. В обязательном порядке должны быть представлены графические материалы – ситуационная схема размещения объекта и генеральный план.

Основная часть «нагрузки» при проведении экологической экспертизы ложится на изучение представляемых заказчиком разделов ОВОС, которые могут быть оформлены в виде отдельного тома, главы и др., или раздела «Охрана окружающей среды», если материалы ОВОС не разрабатываются.

Раздел ОВОС разрабатывается в соответствии с «Временной инструкцией о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства народнохозяйственных комплексов», утвержденной Госкомприроды СССР 18.05.90 г. и действующей на настоящий момент. В этом случае раздел «Охрана окружающей среды» включает в себя определение конкретных природоохранных мероприятий, направленных на минимизацию негативных воздействий и прогноз возможного развития экологической ситуации с учетом реализации проекта.

В настоящее время стадия предварительной оценки проектов представлена определением экологически опасных видов деятельности в республике списочным методом, действующим до принятия национальной процедуры по оценке воздействия на окружающую среду. Список видов хозяйственной деятельности, по которым требуется проведение ОВОС, представлен в табл. 3.

Раздел «Охрана окружающей среды» разрабатывается в соответствии с требованиями СНиП 1.02.01-85 «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».

На экологическую экспертизу в обязательном порядке предоставляется также раздел «Водоснабжение и канализация» со всеми расчетами и графическими материалами.

Оформление экологического паспорта проекта. Экологический паспорт проекта является обязательным приложением к заключению государственной экологической экспертизы, однако оформляется он проектной организацией, разрабатывающей проектную документацию (заказчиком). Экологический паспорт в анкетной форме содержит информацию по объекту и основным проектным решениям по объекту и

Таблица 3

требуется проведение ОВОС [3]

Тип объекта Виды деятельности
Промышленные объекты Атомная промышленность и атомная энергетика
Теплоэнергетика, гидроэнергетика
Черная, цветная металлургия
Производство целлюлозы, бумаги, картона
Химическая промышленность
Нефтехимия и нефтепереработка
Биохимическое, биотехническое и фармацевтическое производство
Производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений
Кожевенное производство
Текстильная промышленность
Производство асбеста, стекла, цемента
Электронная и микроэлектронная промышленность
Производство аккумуляторов
Полезные ископаемые Добыча полезных ископаемых, нерудных материалов для их реализации, промышленного или иного использования, при площади объекта более 50 га или общего объема извлекаемой массы более 500 тыс. м3
Добыча и переработка природного газа, строительство газохранилищ
Транспортно-инженерные коммуникации Строительство автомагистралей и железных дорог дальнего сообщения, аэропортов с полосой более 2 км.
Строительство нефтепроводов и газопроводов, работающих под давлением свыше 4 бар.
Животноводческие комплексы Строительство свинокомплексов мощностью более 12 тыс. голов в год, комплексов КРС, мощностью более тыс. голов в год, птицефабрик мощностью более 400 тыс. кур-несушек, и более 3 млн. бройлеров в год
Хранилища Складские мощности, предназначенные для хранения более 50 тыс. м3 нефти, нефтехимических продуктов, химических продуктов
Переработка, транспортировка, хранение и захоронение твердых бытовых и промышленных отходов
Производство, хранение, транспортировка и уничтожение боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива
Водозаборы Групповые водозаборы подземных вод производительностью более 30 тыс. м3 в сутки

основным проектным решениям в области охраны и рационального использования природных ресурсов. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды разработаны три его основные формы: экологический паспорт проекта, экологический паспорт проекта мелиоративного строительства и экологический паспорт проекта линейного сооружения.

Экологический паспорт проекта включает в себя разделы:

§ общую часть,

§ данные о размещении объекта,

§ охрана и рациональное использование водных ресурсов,

§ удаление, обезвреживание и утилизация животноводческих стоков (при необходимости),

§ охрана атмосферного воздуха,

§ утилизация отходов производства.

Ситуационный план объекта должен отображать территорию в радиусе не менее 2 км с указанием границ объекта, границ санитарно-защитной зоны, окружающей жилой и промышленной застройки.

В общей части экологического паспорта характеризуется стадия проектирования, сметная стоимость работ, сроки строительства, объемы выпускаемой продукции.

В разделе о площадке размещения объекта указывают:

§ наличие вблизи охраняемых природных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, мест произрастания редких видов растений и обитания животных), влияние проектируемого объекта на их состояние;

§ мероприятия по восстановлению нарушенных земель;

§ площадь лесных и сельскохозяйственных угодий, изымаемых при строительстве объекта;

§ санитарную классификацию объекта (нормативный и принятый размер санитарно-защитной зоны).

Раздел охраны водных ресурсов включает наименование производственного и хозяйственно-питьевого источника водоснабжения, удельный расход воды по проекту, технологическую схему подачи воды, объем водопотребления воды питьевого и технического качества, в том числе объем оборотного и повторного водоснабжения, общий объем сточных вод, технологическую схему очистки, состава и количества сооружений по внутри- и внеплощадочной очистке сточных и ливневых вод, наименование водоприемника очищенных вод.

Особое значение имеет характеристика физико-химического состава и свойств сточных вод до и после очистки, а также в створе полного смешения по таким показателям, как БПКполн, взвешенные вещества, нефтепродукты, pH. Здесь же должна быть дана характеристика физико-химических и бактериологических показателей водоема-приемника сточных вод с указанием среднегодового, максимального и минимального расходов воды для года 95 % обеспеченности, указана глубина, ширина и скорость течения водотоков, а для озер и водохранилищ – их объем.

Таким образом, экологический паспорт включает в себя и данные по технологической схеме водоснабжения и канализации, и оценку характера загрязнения вод, и прогноз экологического состояния природных аквальных комплексов после осуществления планируемой хозяйственной деятельности

В приложении по данному разделу должен быть представлен генплан очистных сооружений.

Раздел охрана атмосферного воздуха заполняется на основе расчета параметров, определяемых в соответствии с ОНД 1 - 84 и ОНД – 86 (ОНД – общенормативным документ).

Для каждого объекта определяется категория его опасности, количество вредных веществ поступающих в воздух от всех стационарных источников, количество уловленных и обезвреженных вредных веществ, существующее фоновое загрязнение в районе строительства с разбивкой по ингредиентам.

Вторая часть этого раздела отражает ряд важнейших прогнозных характеристик – расчет предельно допустимых максимальных концентраций вредных веществ после ввода объекта, с дифференциацией в жилой зоне без учета фона, с учетом фона и за границей санитарно-защитной зоны без учета фона. Исходя из этих прогнозных величин для каждого объекта, определяется величина валового выброса, норматив предельно допустимого валового выброса вредных веществ в атмосферу и год достижения ПДВ.

Для осуществления этих расчетов используется компьютерная программа «Эколог».

Таблица параметров выбросов загрязняющих веществ в атмосферу заполняется в соответствии с ГОСТ 172.3.02-78. В приложении к разделу представляется карта-схема источников выбросов.

Раздел утилизация отходов производства включает характеристику видов и объемов производственных отходов, включая отходы, образующиеся при очистке сточных вод и выбросов в атмосферу, технологические схемы по утилизации отходов, принятые прогрессивные решения по внедрению безотходных технологий, мероприятия по рекультивации местности размещения объекта – созданию лесных и лесопарковых насаждений, водоемов и др.

При заполнении экологического паспорта линейного сооружения и мелиоративного объекта их формы несколько отличаются от рассмотренной, а логическая последовательность разделов остается прежней: общая характеристика, описание места размещения, покомпонентный анализ влияния объекта на окружающую среду.

Анкетная форма позволяет оперативно оценивать полноту сведений об объектах, сравнивать их влияние на окружающую среду, выбирать наиболее оптимальный проект.

Процедура общественной экологической экспертизы. В международной практике выработан достаточно ясный и детальный механизм участия общественности в экологической экспертизе. Его отличительной чертой является протяженность во времени, так как общественность участвует на всех этапах экологической оценки: формулировки цели, выбора альтернатив достижения цели, обсуждения заинтересованных сторон.

В Беларуси правовое обеспечение общественной экологической экспертизы гарантируется на уровне законов «Об охране окружающей среды» и «О государственной экологической экспертизе».

Цели общественной экологической экспертизы совпадают с целями государственной экологической экспертизы и состоят в прогнозировании уровня экологической опасности после осуществления хозяйственной деятельности, определении достаточности и обоснованности предусматриваемых проектом мер по охране окружающей среды [26].

Как и при государственной экологической экспертизе, ее объектами является проектная документация планируемой хозяйственной и иной деятельности. В настоящее время в республике отсутствует специальный нормативно-правовой акт, которым бы регулировался процесс проведения общественной экологической экспертизы, так как это разработано для государственной экологической экспертизы.

Согласно новой редакции закона «О государственной экологической экспертизе» (ст. 10), местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в области проведения государственной экологической экспертизы в пределах своей компетенции информируют граждан и общественные организации (объединения) о возможном воздействии планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. При заинтересованности граждан и общественных организаций инициатор планируемой деятельности должен предоставлять заинтересованной стороне необходимую информацию и обеспечивать их участие в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности (ст. 12). Заказчик также обязан организовывать в установленном порядке проведение общественных слушаний по проектным решениям планируемой деятельности (ст. 19).

Современное белорусское законодательство полностью не регламентирует форму представления экологической информации, что создает реальные трудности в ее получении. Важно, чтобы был создан перечень общедоступных документов и материалов, которые должны быть предоставлены всем заинтересованным лицам без дополнительных сложностей. В случае, если часть запрашиваемой на экологическую информацию материалов попадает в категорию ограниченного доступа, оставшаяся часть информации должна быть передана экспертам. Для этого в системе документации конфиденциальные коммерческие сведения должны быть отделены от экологических. Все данные по оценке воздействия на окружающую среду, то есть по сбросам, выбросам, захоронениям, нарушению почвенного покрова земель и другие воздействия, не должны содержать сведения, содержащие коммерческую тайну [34].

В настоящее время в Республике Беларусь общественная экологическая экспертиза проводится независимыми группами экспертов, в состав которых могут входить специалисты-экологи, биологи, юристы, географы и др. Экспертиза может проводиться на общественных началах либо за счет общественных организаций на добровольные пожертвования. Наиболее известна общественная организация «Эколайн», проводившая ряд общественных экологических экспертиз в республике. Организация и проведение общественной экологической экспертизы осуществляется в четыре этапа:

§ сбор информации об объекте общественной экологической экспертизы;

§ формирование экспертной комиссии;

§ проведение собственно общественной экологической экспертизы;

§ доведение результатов до сведения общественности и

государственных органов.

Следует отметить, что обращение в общественное экологическое объединение с предложением о проведении экспертизы наиболее предпочтительно, так как именно в таких организациях аккумулируется информация о специалистах, способных профессионально подготовить заключение экологической экспертизы. Важно, чтобы этот документ содержал предельно конкретные положения о нарушении норм экологической безопасности и законодательства.

Заключение общественной экологической экспертизы доводится до сведения населения посредством опубликования в печати, передается в местные Советы депутатов и в подразделения специализированной комиссии государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Последнее особенно важно, поскольку в соответствии с законодательством именно этот орган может принять решение о запрещении деятельности объектов, осуществляемой с нарушением законодательства и являющихся экологически опасными.

При проведении общественной экологической экспертизы следует быть готовым к тому, что ее заключение не будет совпадать с решением государственной экологической экспертизы. В этом случае граждане могут воспользоваться исковым порядком защиты своих прав в суде. Опасность причинения экологического вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации объекта, суд вправе приостановить или прекратить эту деятельность. В таких случаях заключения общественной экологической экспертизы может рассматриваться как доказательство экологической опасности деятельности.

Одним из положительных примеров решения данных вопросов может стать опыт некоторых стран СНГ. Например, в России процедура общественной экспертизы детально регламентирована законодательством и включает регистрацию проведения общественной экологической экспертизы в органах местной власти, обязательство заказчика предоставлять те же материалы, что и на государственную экологическую экспертизу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: