Применение. Последняя фаза определяет конкретные шаги привне­сения полученного опыта в практическую деятельность и является связующим звеном со следующим витком спира­ли

Последняя фаза определяет конкретные шаги привне­сения полученного опыта в практическую деятельность и является связующим звеном со следующим витком спира­ли — новым циклом. Центральный вопрос на этой фазе: «И что же теперь?». Учащиеся пытаются приложить сделанные ими обобщения к актуальному жизненному опыту. Они формули­руют цели своего дальнейшего движения, т. е. они пытаются ответить на вопросы: «Как мне может помочь полученный опыт? Как я буду применять на практике открытые принци­пы?» Человеку легче применять новые формы поведения, если он предварительно попробует обсудить их с кем-либо. Направленное воображение может помочь учащемуся под­готовиться к планируемой ситуации. Участнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он использует новые формы поведения. Представить: где это происходит? Кто еще при этом присутствует? Как присутствующие реагируют на то, что он делает? Как он при этом себя чувствует? Что ему помогает? Что мешает?

Как видно на рисунке (см. выше), от фазы применения идет стрелка к фазе опыта. Это показывает, что применение освоенного является новым опытом, т. е. началом следую­щего цикла.

В реальности границы между отдельными фазами не столь очевидны, как это представлено на схеме. Поскольку это процесс, который отражает естественное течение жизни, то он подчиняется одному из основных ее законов — непре­рывности.

В заключение следует отметить:

• данная модель позволяет учащимся проработать существенные моменты, с которыми они встречаются в по­вседневной жизни;

• исследование своих эмоций в учебных ситуациях помо­гает учащимся расширить свое осознавание и понимание той роли, которую играют их переживания в их поведении;

• учащиеся принимают ответственность за свое обучение и поведение.

Мы используем эту модель для построения и реализации программ по подготовке специалистов в области психоло­гического консультирования. Процесс обучения нацелен на

150

151

получение навыков и умений (т. е. личностное знание), ко­торые и являются определяющими поведение консультанта в процессе взаимодействия с клиентом. Студент обучается через участие в определенным образом организованных си­туациях— «тренажерах», где он обретает опыт, касающийся тех или иных аспектов профессии. Затем студент описывает то, что произошло, дополняя свои впечатления посредством обратной связи, которую дают другие члены группы. Затем через процесс осмысления и анализа студент выделяет те элементы опыта, которые являются ценными, на его взгляд, для профессиональной деятельности, и обогащенный этим приобретением, он вновь идет на «тренажер», где он может попробовать превратить полученное знание в навык.

Одной из форм обучения являются репетиторские группы, нацеленные на отработку практических навыков и умений, ко­торые учащиеся начинают осваивать на тренинге. Численность репетиторской группы 5-7 человек. Продолжительность одного занятия — 4 академических часа.

В качестве примера можно привести следующую ситуа­цию, которая происходила на одной из репетиторских групп. Один из участников группы консультант, второй — клиент. Ос­тальные — наблюдатели. Клиент использует данную учебную сессию для того, чтобы обратиться к каким-либо своим слож­ностям и проблемам. Консультант старается помочь клиенту определиться с запросом и продвигаться в соответствующем направлении. Для этого он использует навыки и умения, кото­рые освоил на предыдущих этапах процесса обучения. Задача наблюдателей — внимательно следить за процессом, делать необходимые заметки, с тем чтобы по окончании сессии дать обратную связь консультанту. Время сессии 30 минут. После окончания сессии консультанту предложили поделиться тем, что с ним происходило во время сессии.

Консультант: Кажется, мне удалось присутствовать и отражать происходящее с клиентом (на уровне очевидных реакций). Я также чувствовал, как все во мне откликалось на переживания клиента. Иногда я ощущал растерянность. А сейчас, по окончанию сессии, чувствую себя физически усталым, чего не было до начала.

153

Наблюдатели, давая обратную связь консультанту, отметили: «Во время сессии ты выглядел напряжен­ным...», «...когда Зоя (клиент) заплакала и опустила голову, у тебя на лице выступила испарина», «в те моменты, когда Зое было тяжело, у тебя напряглись скулы», «когда Зоя сказала, что она в отчаянии, ты как будто застыл».

Консультант: Да действительно, я чувствовал напря­жение. Мне было трудно.

Репетитор (ведущий репетиторскую группу): Вы мо­жете сказать, в какие моменты вам было трудно? (Консультант задумался, и автоматически с силой тер ладонью щеку. Как будто массировал жевательные мышцы.)

Консультант: Я чувствовал напряжение и растерян­ность, когда Зоя плакала и ей было тяжело. Я ей сильно сочувствовал.

Один из членов груп п ы: Ты чувствовал растерян­ность от того, что не знал, что делать?

Консультант: Нет. Я знал, и мне хотелось как-то под­держать Зою.

Репетитор: И что вам хотелось сделать?

Консультант: Выразить свое сочувствие. Сказать Зое, что я ей сильно сопереживаю.

Репетитор: Что вам помешало?

Консультант: Не знаю. Я как будто сдерживал слова, которые могли сорваться с языка. Кто-то сказал, что у меня напрягались жевательные мышцы. У меня такое ощущение, что я орехи грыз. Я часто напрягаюсь, когда сталкиваюсь с тяжелыми переживаниями кли­ента... Мне кажется, что напряжение и скованность связаны со страхом... Это страх навредить клиенту. Я чувствую себя так, как будто я виноват в том, что происходит с клиентом. Я очень сильно вовлекаюсь в переживания клиента.

Многие члены группы сказали, что им это знакомо и они не раз имели подобные реакции. Далее произошло групповое обсуждение двух вопросов:

152

1. Какова ответственность терапевта за тяжелые пере­живания клиента?

2. Какова степень адекватной вовлеченности консультанта в переживания клиента?

Мы опускаем содержание самой дискуссии и приводим короткие выводы, к которым пришли ее участники:

1. Консультант не несет ответственности за реакции клиента. Он отвечает за свое поведение в ситуации взаимо­действия с клиентом. В том числе и за умение выражать свои реакции, которые возникают в связи с тем, что происходит в процессе консультирования.

2. Что касается степени вовлеченности, то она, по мне­нию группы, должна быть таковой, чтобы консультант был способен чувствовать происходящее с клиентом и в то же время не сливаться с ним.

Репетитор (обращаясь к консультанту): Вынесли ли вы что-то полезное для себя? И если да, то как вы будет применять это в дальнейшем?

Консультант: Я понял, что напряжения, которые у меня возникают в таких ситуациях, могут служить сигналом о моем слиянии с клиентом и что как раз выражение собственных реакций поможет мне удер­живать соответствующую дистанцию. Я собираюсь использовать этот опыт в учебной сессии, которую я надеюсь провести на следующей репетиторской группе.

6.3. СУПЕРВИЗИЯ ЧТО ТАКОЕ СУПЕРВИЗИЯ?

Супервизия — это сотрудничество двух профессионалов [более опытного и менее опытного или равных по опыту), в <оде которого консультант может описать и проанализиро­вать свою работу в условиях конфиденциальности. Основная дель супервизии — помочь консультанту наилучшим образом зтветить на потребности клиента.

Супервизия позволяет консультанту поделиться своими нувствами, выявить и обозначить затруднения, возникшие в

155

работе с клиентом, получить обратную связь, проанализиро­вать причины своих затруднений, расширить свои теорети­ческие представления, наметить пути дальнейшей работы с клиентом. Таким образом, в процессе супервизии консультант развивает и совершенствует свое профессиональное мас­терство, но основной мишенью здесь является конкретный случай работы с клиентом. В этом главное отличие супервизии от личной терапии. Супервизия может помочь обозначить личные проблемы консультанта, которые являются причиной его затруднений в работе с клиентом, но работа с этими про­блемами должна быть отнесена к другому пространству.

СТРУКТУРА СУПЕРВИЗОРСКОЙ СЕССИИ

Структура супервизорской сессии соответствует струк­туре терапевтической (консультативной) сессии. Даже в том случае, когда договариваются о супервизии равные по статусу и опыту коллеги (то есть статус супервизора формально не определен), на момент сессии должны быть четко оговорены роли — кто в данный момент является супервизором, а кто супервизируемым, и определены временные границы. Как и в консультативной сессии, при супервизии необходимо соблюдать структуру сессии (от установления контакта до заземления), использовать навыки консультирования и соб­людать принципы обратной связи.

1. Необходимо концентрироваться на поведении, а не на личности — что человек делает, а не каким, по нашему мнению, он является. Используйте в своей речи глаголы, ко­торые характеризуют действия, а не прилагательные, которые относятся к качествам.

2. Наблюдать, а не интерпретировать— что он сказал или сделал, а не почему (наши фантазии).

3. Описывать, а не судить и оценивать.

4. Быть конкретным, а не обобщать.

5. Уделять внимание информации и концепциям, избегая советов.

6. Ориентироваться на консультанта— давать то коли­чество информации, которое он способен принять, а не то, которое вам хотелось бы дать.

7. Говорите о поведении, которое возможно изменить.

154

Таким образом, супервизорская сессия имеет опреде­ленный формат и именно в этом ее специфика, именно этим определяется ее отличие, например, от дружеской беседы коллег на профессиональные темы.

ФОКУС СУПЕРВИЗИИ

В центре внимания в супервизии могут находиться са­мые разнообразные проблемы. Следующая схема позволяет представить области возможных выборов54.

Выбор фокуса работы определяется в первую очередь за­просом со стороны консультанта. Исключение составляют ситу­ации, когда супервизор видит, что в работе консультанта что-то необходимо изменить во избежание нанесения вреда клиенту. В этих случаях, для того чтобы супервизия была эффективной, супервизору рекомендуется выполнять следующие правила:

1. Скажите о своем беспокойстве.

2. Будьте конкретны в описании того, что беспокоит вас, скажите о своих чувствах, объясните, почему вы считаете нужным вмешаться.

3. Привлекайте супервизируемого к поиску разрешения ситуации, не приходите с готовыми решениями.

54 F. Inskipp, В. Proctor Skills for Supervision. Alexia Publications, 2. Market Terrace, St. Leonards-on-Sea, Sussex, TN38 ODB, 1988. P. 16, 5.

4. Если вы чувствуете сопротивление со стороны супер-визируемого, переключитесь на активное слушание, поощряя его выражать свои чувства. Если консультант почувствует себя услышанным, вам легче будет вместе найти решение.

5. Проследите за тем, как решение проводится в жизнь. Бывают ситуации, когда изменения в работе консультанта

не являются жизненно необходимыми, но вы видите, что мо­жете подать интересную идею, которая расширит возможности консультанта. В этом случае супервизору необходимо получить от консультанта разрешение на вмешательство.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, или

«ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ, КОГДА КЛИЕНТ СПРАШИВАЕТ

МЕНЯ, ЧТО ДЕЛАТЬ?»

Рассмотрим супервизорскую сессию, которая проходила в одной учебной группе.

Консультант: У меня был телефонный разговор, настолько ужасный, что после него я думала, что мне надо сменить профессию. Он длился три часа. Я чувствовала себя совершенно вымотанной, ноги тряслись, я не знала, как работать дальше.

Супервизор: Я услышала, что у тебя был очень длин­ный, изматывающий разговор, после которого ты настолько плохо себя чувствовала, что у тебя даже появились мысли о том, чтобы бросить профессию.

Консультант: Да, я все время возвращаюсь к нему, не могу отделаться от этих мыслей, очень тяжело.

Супервизор: То есть ты до сих пор ощущаешь эту тяжесть. Хотела бы ты сейчас рассказать о самом разговоре?

Консул ьтант: Да, конечно. Позвонила женщина. Я не спрашивала, сколько ей лет, но по голосу пример­но около сорока. Она работает на почте. Зарплата маленькая. У нее трое детей. Три года назад вы­шла замуж. Говорит, что принесла себя в жертву ради детей, чтобы у них был отец. С мужем у нее отношения плохие. А дети не высказывают никакой благодарности за ее жертву. С ними тоже проблемы.

КЛИЕНТ

Ресурсы, проблемы,

опыт

Прошлое, настоящее, будущее

Их

взаимодействие

Опыт, фантазии

СУПЕРВИЗОР

Ценности Этнические вопросы

Их взаимодействие

КОНСУЛЬТАНТ Чувства, мысли, роли,

потребности, практика,

планы

взаимодействий

Отражение

156

157

Я говорила с ней о ее чувствах, мне хотелось дать ей выговориться. Иногда мне казалось, что состояние ее меняется, но когда я ей говорила: «У вас изменился голос...», она меня перебивала: «Нет, нет, мне плохо, плохо... Помогите мне...» и выходила на новый виток, говорила о новых проблемах. И на работе у нее слож­ности в отношениях: все ее используют, она всегда готова всех выручить, а никто не ценит ее. Через час разговора я поняла, что ничем не могу помочь, мне очень хотелось повесить трубку.

Супервизор: То есть уже через час разговора тебе стало тяжело и захотелось от нее избавиться, но ты продолжала говорить еще два часа.

Консультант: Да, не знаю, как я выдержала, но я же не могла первой повесить трубку, а она не заканчи­вала разговор.

С у п е р в и з о р: Ты сказала, что она все время повторяла просьбу о помощи, что тебе было тяжело оттого, что ты не можешь помочь. Как бы ты могла сформули­ровать, в чем ей нужна была помощь?

Консул ьтант: Ну, в ее проблемах.

Супервизор: Я поняла с твоих слов, что она говори­ла о многих проблемах. На что вы заключили кон­тракт?

Консультант: Контракта как такового не получилось. Это было совершенно невозможно, я пыталась, но она каждый раз переходила к новой теме. И говори­ла, что у нас такая благородная работа, «вы все святые, вы помогаете людям....Давайте с вами встретимся... Я вам пирогов к чаю принесу...»

Супервизор: И как тебе это было?

Консультант: Ужасно неловко, хотелось спрятаться.

С у п е р в и з о р: Ты смогла поделиться с клиенткой этими чувствами?

Консультант: Я не знала, как это сделать, просто переводила разговор.

Супервизор: Рита, ты сказала, что не смогла заклю­чить с клиенткой контракт, то есть у вас с ней не было какой-то общей задачи. Но ты-то сама как видела свою задачу? Чего ты от себя ждала?

159

Консультант: Наверное, чтобы у нее изменилось состояние.

Супервизор: То есть это был для тебя такой негласный контракт с клиенткой.

Консультант: Пожалуй, так можно сказать. И иногда мне казалось, что состояние меняется, но она про­должала повторять, что ей плохо.

Супервизор: И что ты чувствовала?

Консультант: Я злилась. На нее злилась и на себя, что я злюсь.

Супервизор: Тебе тяжело признаваться в своей зло­сти на клиента.

Консультант: Наверное. Еще я чувствовала себя беспомощной. Я старалась ее понять, поддержать ее, но получалось, что все впустую. Она не ценит моих усилий.

Супервизор: То есть она чувствует себя жертвой, ее никто не ценит. И ты тоже сейчас чувствуешь себя жертвой, тоже неоцененной.

Консул ьтант: Ну... да, это так.

Супервизор: В чем ты сейчас нуждаешься?

Консультант: В поддержке. Яне понимаю, почему так произошло с этой клиенткой. У меня в первый раз такая ситуация. Раньше у меня получалось по-другому. И в первый раз я так долго не могу закон­чить разговор. Как сказать ей о том, что я не могу ей помочь?

Супервизор: Ты говорила, что ты видела свою по­мощь в том, чтобы у клиентки изменилось состояние. И тебе иногда по ее голосу казалось, что состояние меняется, но клиентка не только отрицала это, но как бы даже усугубляла ситуацию, сообщая новые по­дробности. Тебе сейчас не кажется, что она на самом деле не хотела, чтобы ее состояние менялось?

Консул ьтант: Да, похоже, что так.

Супервизор: Как будто ей важно для чего-то, чтобы ей было плохо.

Консультант: Может быть, для того, чтобы получить со­чувствие. Вначале я ей действительно сочувствовала.

Супервизор: Но потом ты начала злиться.

158

Консультант: Как я могла ей об этом сказать?

Супервизор: Например, ты могла бы обратить вни­мание на этот момент разговора и сказать, что тебе кажется, ей очень важно почему-то убедить консуль­танта в том, что ей плохо.

Консультант: Она бы этого не приняла.

Супервизор: Может быть. Но ты могла хотя бы дать ей шанс осознать, что она делает. И в вашем разго­воре и, может быть, в своей повседневной жизни. Возможно, это и было бы настоящей помощью.

Консул ьтант: Наверное, это моя проблема, мне тяже­ло даже себе признаваться в негативных чувствах к клиенту. Вообще тяжело говорить о своих негативных чувствах. Я боюсь обидеть человека.

Здесь мы имеем дело с явлением, которое носит назва­ние параллельного процесса. Это ситуация, когда то, что происходит между консультантом и супервизором, зеркально отражает то, что происходило между клиентом и консультан­том. Часто это можно сравнить с отражением в нескольких зеркалах. Клиенте отношениях с консультантом воспроизводит стереотипную ситуацию своих отношений с внешним окруже­нием, консультант в отношениях с супервизором (или группой) воспроизводит ситуацию своих отношений с клиентом. В вы­шеприведенном примере клиент в разговоре с консультантом занимает свойственную ей в жизни позицию «хорошей, но несчастной» и консультант так же стремится быть «хорошей, сочувствующей», так же как клиентка, она стремится вызвать сочувствие супервизора и получить поддержку. В супервизор-ской сессии она встречается со своей личной проблемой, кото­рая помешала ей быть успешной в работе с данной клиенткой: ей трудно говорить о своих негативных чувствах.

Когда супервизор улавливает наличие параллельного процесса, он может постараться выстроить сессию так, чтобы консультант на своем опыте почувствовал, как можно в по­добной ситуации выйти из тупика. Давайте снова обратимся к примеру.

Консультант: Обратился за консультацией молодой человек, курсант мореходного училища. Проблема:

161

страх транспорта, любого. При мысли о том, что нужно пользоваться транспортом, появляется комок в горле, чувство тошноты, необычные ощущения в голове. Во время поездки его ощущения усили­ваются. В городе он транспортом не пользуется, только в исключительных случаях, передвигается в основном пешком или на велосипеде. Но через два месяца ему предстоит выход в длительный рейс, только после этого он сможет получить диплом. За это время ему необходимо избавиться от страха транспорта. Как мне помочь ему разрешить этот конкретный вопрос?

Супервизор: Лариса, как вы могли бы сформулиро­вать, в чем ваши трудности?

Консультант: Во-первых, он готов говорить только о том, что касается этой проблемы. Во-вторых, инфор­мацию приходится из него вытягивать. В-третьих, он утверждает, что все остальное в его жизни благопо­лучно, хотя видно, что у него море проблем.

Супервизор: Я услышала это так, что вы себя чувс­твуете скованной очень ограниченным полем работы, которое определяется первичным запросом клиента, и хотели бы поговорить о том, как можно его рас­ширить, введя другие темы.

Консультант: Да он ни о чем другом, кроме страха транспорта, говорить не хочет, утверждает, что, если он избавится от этого, все у него будет хорошо. И все время задает вопрос, как преодолеть этот страх.

Супервизор: То есть, он рассматривает страх транс­порта как что-то отдельное от всей своей остальной жизни, не связанное с его жизненной историей.

Консультант: Ну, похоже, что так.

Супервизор: Вы спрашивали его об этом?

Консультант: Так впрямую не спрашивала, но думаю, что он так и видит это.

Супервизор: А вы как считаете?

Консультант: Я, конечно, понимаю, что это связано.

Супервизор: Вы поделились своим видением с кли­ентом?

160

Консультант: Ну, как... я объяснила ему, как нас учили, что это наша совместная работа...

Супервизор: И вы совместно работаете над чем?

Консультант: Над его беспокойством по поводу транспорта.

Супервизор: То есть, Лариса, клиент обратился к вам с запросом избавить его за два месяца от страха транспорта, и вы согласились на это. Он рассматри­вает свой страх как нечто отдельное от всей своей жизни. Вы же понимаете, что человек— целостное существо и страх транспорта, как и любая другая проблема, связан с его жизненной историей. Исходя из этого видения, вы задаете ему вопросы по поводу его жизни, а он отвечает неохотно. Наверное, для него это действительно выглядит как «вытягивание информации» с непонятной целью.

Консультант: А если я ему все объясню, может быть, он подумает, что это слишком долго, что мы не ус­пеем за два месяца.

Супервизор: А если не объясните, то успеете?

Консультант: Понятно. Но тогда он откажется рабо­тать, он согласился потому, что ему в рейс идти, а так ему это не надо, он приспособился.

Супервизор: Может быть, и откажется, он должен сделать свой выбор.

Консультант: Хорошо, а если он согласится, как мне работать? У меня есть какие-то предположения, но я не знаю, правильные ли они. И может быть, я чего-то не вижу.

Супервизор: Правильно я поняла, Лариса, что вы получили ответ на свой вопрос— как расширить поле своей работы. И теперь вы хотите подробнее рассказать о ситуации клиента, чтобы я поделилась своими идеями о возможных путях работы.

Консультант: Да, мне это очень поможет.

В данном случае клиент запрашивает у консультанта ответ на конкретный вопрос и консультант выходит на су-первизию с таким же конкретным вопросом. Консультант (это видно было из дальнейшего хода супервизии) сумела

прояснить много важных подробностей из прошлого клиента и построить интересные гипотезы. Но и у нее, и у клиента было чувство неудовлетворенности от работы, потому что изначально не были проработаны вопросы контракта. По­этому в ходе супервизорской сессии супервизор с особой тщательностью отрабатывает проблему своего контракта с консультантом — проясняет первичный запрос, формулиру­ет рабочий запрос, заключает контракт, а после проработки проблемы фиксирует внимание консультанта на моменте выполнения первоначального контракта и заключения нового. То есть супервизор моделирует процесс.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУПЕРВИЗОРСКОЙ ПРАКТИКИ

Приводимая ниже схема иллюстрирует (но не исчерпы­вает) возможное разнообразие форм организации суперви­зорской практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: